Российское общество и бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 15:23, реферат

Описание работы

Говорящие о бизнесе, изучающие его и даже участвующие в нем часто воспринимают предпринимательство как торговую, коммерческую деятельность, как куплю-продажу товаров. Такое представление страдает неполнотой, ограниченностью. Предпринимательство — чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, распространяющейся практически на все отрасли хозяйства и на все сферы экономики, а не только на торговлю, обмен товаров.
Бизнес — это в большей степени образ, характер, способ, чем отрасль и сфера экономической деятельности.
Из такого утверждения вовсе не вытекает, что предпринимательство не следует разделять на виды по признаку принадлежности к определенным сферам и отраслям экономики.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в России 5
1.1. История и особенности развития предпринимательства в России
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях 7
Глава 2. Российское общество и бизнес 11
2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений 11
2.2. Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении 16

Файлы: 1 файл

реферат заочник.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

 

4. Роль предпринимательства в  процессе модернизации российской  экономики

Конец XX — начало XXI вв. характеризуется  вхождением мира в фазу глобальной трансформации, связанной с окончанием эпохи модерна, индустриализма, кейнсианских и неокейнсианских моделей обществ потребления, изобилия, процветания и т.д. Развитие России с сохранением российской идентичности, экономической независимости и социальной справедливости требует консолидации общества на базе общего понимания проблем глобализации и выработки концепции модернизации. 
Структурная трансформация российской экономики в рамках концепции модернизации объективно предполагает занятие конкурентных позиций на мировом рынке, а следовательно, приводит к возрастанию роли предпринимательства, появлению у него особых черт. Поскольку в последние годы XX столетия научно-технический прогресс окончательно (и эмпирически, и теоретически) утвердился в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и национальных экономик в целом; возросла взаимозависимость между рынками капитала и новыми технологиями, то от предпринимательства сегодня требуется активное включение в инновационно-инвестиционные процессы. Поэтому ведущие позиции должно занять модернизационное предпринимательство — предпринимательство, направленное на модернизацию экономики посредством включения в инновационно-инвестиционные (модернизационные) процессы. 
В начале XXI в. мировая экономика активно пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Это вызвано возрастающей взаимозависимостью между рынками капитала и новыми технологиями. Быстро развивается новая информационная цивилизация, получившая название «экономики, основанной на знании», или «новой экономики». Усиливается социальная ориентация новых технологий, глобальный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг. В настоящее время отчетливо сформировалось представление, что будущее процветание общества определяется центральной ролью нововведений, повышающих производительность труда и вложенного капитала. 
Возрастание темпов инновационной активности связано в то же время и с нарастанием проблем использования ресурсов, качества окружающей среды, развития здравоохранения, безопасных условий труда и жизни населения. Конференция ООН по окружающей среде и будущему развитию человечества в Рио-де-Жанейро (1992 г.) констатировала, что действующая сегодня сумма технологий угрожает среде обитания человека. В мире все более ощущается дефицит природных ресурсов, что требует появления новых ресурсосберегающих технологий. 
Кардинальные преобразования в российской экономике, связанные с переходом на рыночные отношения, также начали осуществляться в последние десятилетия XX в. Они затронули все сферы хозяйственной жизни страны. За время реализации экономических реформ внедрены такие рыночные механизмы, как свободные цены, разгосударствление собственности, демонополизация экономики, конкуренция, налогообложение юридических и физических лиц, либерализация внешнеэкономической деятельности, реформирование финансово-банковского сектора экономики, единый валютный курс, формирование отечественного фондового рынка и др. 
Результаты их внедрения привели к существенному падению объемов валового внутреннего продукта и промышленного производства, свертыванию производственной деятельности многих предприятий и целых отраслей народного хозяйства, гиперинфляции, подрыву финансовой базы предприятий, неплатежам, бюджетному дефициту и огромному внутреннему и внешнему долгу, безработице, резкому снижению жизненного уровня населения и другим негативным явлениям. 
Одной из основных причин этого явилось отсутствие необходимого взаимодействия между федеральным, региональным уровнем управления и предприятиями (фирмами) — наиболее активными субъектами рынка. Предпринимательский сектор отечественной экономики сегодня развит недостаточно. Имеется несовершенный рынок с достаточно высокой степенью монополизма и слабой интеграцией в мировое хозяйство. Фактически разрушен научно-технический потенциал страны. Серьезно обострены проблемы мобилизации накоплений для проведения структурных реформ. 
В кратчайшие сроки изменилась направленность инвестиционных потоков в народном хозяйстве, снизилась их управляемость, особенно при размещении инвестиционных ресурсов, резко упала эффективность инвестиций. В связи с сокращением объемов инвестирования в подавляющем большинстве отраслей экономики не осуществляется не только расширенное, но и простое воспроизводство основного капитала. Во многих отраслях реальные капиталовложения в последние годы были в 2,4–3 раза меньше сумм начисленной амортизации. 
В настоящее время характерными особенностями инновационного и инвестиционного процессов в России стало не только снижение роли науки, высоких технологий и объемов инвестирования, но и нарастание массы изношенного оборудования и строительных элементов зданий. По оценкам специалистов, в настоящее время реально востребована лишь половина основного капитала в промышленности, а остальная часть находится вне спроса и требует замены. Отечественный производственный аппарат оказался практически невостребованным для современных потребностей страны. В отдельных отраслях промышленности воссоздать его можно теперь только заново. 
В последние годы в структуре произведенной продукции закладываемые инновационные затраты составляют примерно 5%, в то время как в конце 80-х годов XX в. их доля составляла 60–70%. Недостаточная результативность инновационной деятельности наглядно иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время доля России в объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3–0,5% (для сравнения: доля США — 36%, Японии — 30%, Китая — 6%) [3]. 
В настоящее время, в условиях усиления взаимосвязи и взаимообусловленности всех экономических процессов, возрастает роль конкуренции, распространяющейся и на предприятия, и на регионы, и целые страны. 
Экономический рост и технологические изменения тесно связаны между собой. Более того, технологические изменения являются главным источником экономического роста. Только инновационная деятельность приводит к росту производительности факторов производства. 
Преодоление ограничений предложения капитала и труда достигается путем привлечения инвестиций в новые знания и технологии. Очевидно, что таким же путем возможно преодоление и иных ограничений хозяйственной деятельности: экологических, пространственных, сырьевых и др. 
Общемировые тенденции таковы, что все большее число стран, стремясь укрепить свою конкурентоспособность, постепенно переходит от развития на основе факторов производства и инвестиций на развитие на основе инновационной деятельности. 
Несмотря на то, что Россия располагает многими современными технологиями, способными внести свой вклад в выход из современного технологического тупика, имеет мощную базу фундаментальной науки, инженерно-экономического и политехнического образования, необходимо создание новых знаний, новых эффективных технологий и развитие образования. Лишь это позволит преодолеть кризисные явления в экономике и улучшить качество жизни населения. Проблема заключается в том, что этот процесс должен произойти в весьма сжатые сроки. 
Закономерным и объективным процессом реализации экономических преобразований и формирования в России цивилизованной социально ориентированной экономики является развитие предпринимательства. Оно не только инновационно по своей сути, но и постоянно воспроизводит инновационную направленность деятельности и все необходимые для этого условия. Именно инновации позволяют получать экономические результаты, приводящие к инвестициям и интенсивному росту качества жизни населения. Следует ожидать, что в XXI столетии «предпринимательская экономика» придет на смену «управленческой экономике». 
Как экономическая категория предпринимательство выражает собой систему производственных отношений по поводу воспроизводства собственного и заемного капитала с целью извлечения прибыли в условиях конкуренции. Являясь элементом рыночной экономики, предпринимательство подчиняется ее законам и испытывает воздействие со стороны рыночной системы. В то же время предпринимательство влияет на состояние и функционирование национальной экономики, придавая ей динамичность и устойчивость. 
Созидаемый предпринимателем продукт — это не конкретный товар или услуга, а организация, осуществляющая производство и реализацию этого товара или услуги, 
т.е. предпринимательство формирует конкретные хозяйственные условия для осуществления процесса производства. В этом аспекте предпринимательство представляет собой общественный механизм, предназначенный для организации и осуществления процесса воспроизводства. 
В середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора. По интегрированному определению многих авторов, предпринимательство — это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым. 
Большой вклад в развитие теории и практики предпринимательства внес профессор Гарвардского университета М. Портер, сделавший наиболее обоснованные выводы об источниках устойчивого конкурентного преимущества различных стран, отраслей и предпринимательских структур [4]. По мнению М. Портера, самая важная причина сохранения преимущества предпринимательских структур заключается в непрерывной модернизации производства и других видов предпринимательской деятельности. Чтобы удерживать преимущества, необходимо расширять набор его источников, непрерывно их совершенствовать, переходить к преимуществам более высокого порядка, которыми являются стратегические инновации: прорывные технологии и обеспечивающие их системы оборудования, соответствующие им способы организации труда, производства, маркетингового обслуживания и т.д. Необходимо обеспечить динамично устойчивое воспроизводство инновационно-предпринимательского типа. 
При этом конкурентоспособность предпринимательских структур зависит от скорости реализации нововведений, от быстроты реакции фирм на нововведения конкурирующих фирм, от прогнозирования инноваций. Конкурентное преимущество сохраняют те фирмы, которые не уходят от риска в предпринимательской деятельности, а обоснованно его используют для получения предпринимательского дохода. 
Привлечение нововведений позволяет фирмам производить более качественный товар и извлекать доход за счет более высокой цены и за счет большей массы продаваемого товара, а также нового товара, пользующегося повышенным спросом, что приносит фирме монопольную прибыль. Конкуренция порождает предпринимателя и приводит к уничтожению его монопольного дохода. В таком положении она становится тождественной самому предпринимательству. 
Ряд авторов (Г.Б. Клейнер, Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн, В. Королев и др.) различают две модели предпринимательского поведения экономических агентов: классическую и инновационную [1, 2]. 
Первая модель ориентируется на максимизацию прибыли и получение наибольшей отдачи от имеющихся в распоряжении ресурсов на базе сложившихся технологий. Классическая модель имеет две модификации, в зависимости от способов достижения поставленных целей: 
1) рутинно-прагматическую (на основе использования трудно осваиваемых производственных ресурсов); 
2) потребительскую (на основе более полного, точного и адресного удовлетворения спроса потребителя). Рутинно-прагматический тип поведения выполняет актуальные функции внедрения и развития современных методов ведения рыночного хозяйства (культуры и этики бизнеса, подготовки предпринимательских кадров и др.). Он способствует, в основном, созданию необходимой предпринимательской инфраструктуры рынка. 
Вторая модель ориентируется на поиск более эффективных технологий переработки ресурсов и экономических методов ведения хозяйства и приводит к максимизации прибыли, как правило, лишь в некотором отдаленном будущем. В этом случае предприниматель, используя внутренние и внешние ресурсы и формируя новые стратегии экономического развития, берет на себя инновационные риски, связанные с новаторской деятельностью. 
Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для стран с развитой рыночной экономикой. Большое значение она имеет и для российской экономики. Для ее реализации необходимо участие государства. Именно технологические и технико-экономические инновации смогут поднять эффективность экономической деятельности предприятий и осуществить подъем экономики. Большую важность в сфере предпринимательской деятельности приобретают нестандартные стратегические решения, позволяющие согласовать противоречивые экономические интересы хозяйственных субъектов, инициировать действие экономических механизмов, увязать интересы всех функционирующих элементов общественной системы. 
Двойственность природы предпринимателя, наличие в нем двух разнородных начал существенно влияют на выполнение необходимых функций управления и выбор стратегической линии развития предприятия. 
Мы полагаем, что индивидуум или коллектив могут быть предпринимателями лишь до тех пор, пока ведут инновационное производство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпринимательского дохода. Если процессы воспроизводства ведутся со стационарными комбинациями факторов производства, то в них отсутствует предпринимательство как особая производственная сила. Анализ практики предпринимательства также подтверждает основные положения концепций многих зарубежных и отечественных ученых о том, что предпринимательство осуществляется на инновационной рисковой основе. 
Предприниматель, таким образом, реализует свои предпринимательские способности в предпринимательстве как экономическом процессе в рамках воспроизводства. Сущность его заключается в создании предпринимательского дохода (добавочной прибыли) от инновационной рисковой деятельности. 
Предпринимательство неразрывно связано с менеджментом. Менеджмент обеспечивает получение устойчиво оптимального размера предпринимательского дохода, если его функции ориентированы на стратегию развития, на постоянные изменения внутри предпринимательских структур, на адаптацию к окружающей среде. Экономический процесс предпринимательства тесно переплетается с менеджментом инноваций и риска. Он предполагает определение стратегии менеджмента инноваций и предпринимательского риска на основе поиска альтернатив и выбор наиболее рационального варианта. Избранная стратегия реализуется в предпринимательских программах и планах. 
Предпринимательство как форма социально-экономической активности играет незаменимую роль, как в экономической динамике, так и в общественном развитии. Взаимодействие между предпринимательством, экономикой в целом и обществом носит достаточно сложный и неоднозначный характер. По существу, можно говорить об особом предназначении предпринимательства в экономике и обществе и о факторах, тормозящих или ускоряющих его реализацию в конкретный исторический период. 
Главной функцией предпринимательства в экономике является то, что предприниматели образуют своего рода «передовой отряд» экономики. Они сознательно принимают, а порой и провоцируют риск, возникающий в связи с созданием новой локальной экономической ситуации. Такую ситуацию создает сам предприниматель, приобретая и «на свой страх и риск» комбинируя и организуя ресурсы, в расчете на получение в будущем дохода от реализации товара или оказания услуги. Успех предпринимателя зависит от его личной прозорливости и предприимчивости. Если обнаруживается неудовлетворенный спрос, то предприниматель первый принимает все меры к тому, чтобы этот спрос был создан, а затем и удовлетворен. Поэтому функционирование предпринимательства позволяет постоянно ликвидировать локальные дисбалансы спроса и предложения в экономике. 
Предприниматель улавливает не только возникающий спрос, но и появившееся предложение, а особенно — новые технологии, продукты, способы организации производства и распределения продукции. Основная часть инновационной экономики в развитых странах мира базируется на предпринимательском секторе. Это подтверждает взгляды на то, что одной из основных функций предпринимательства является функция инновационного лидера. 
Другой немаловажной функцией предпринимательства является лидерство в снижении затрат и повышении производительности труда. Предприятия, руководимые предпринимателями, как правило, реализуют низкозатратные технологии, имеют возможность сократить непроизводительные издержки. 
Предпринимательство, используя собственные или приравненные к ним капиталы предпринимателей, трансформируя их в инвестиции в сектор производства товаров и оказания услуг, выполняет функцию эффективного вовлечения сбережений в инвестиционный процесс. 
Основными ключевыми слагаемыми современной трансформируемой экономики являются предпринимательство, технологии и финансовые ресурсы. В связи с этим актуальным становится введение терминов «модернизационное предпринимательство» и «модернизационный процесс». 
Структурная трансформация российской экономики в рамках концепции модернизации объективно предполагает занятие конкурентных позиций на мировом рынке, а следовательно, приводит к возрастанию роли предпринимательства, появлению у него особых черт. Поскольку в последние годы XX столетия научно-технический прогресс окончательно (и эмпирически, и теоретически) утвердился в качестве важнейшего фактора экономического развития, основы конкурентоспособности фирм, отраслей, регионов и национальных экономик в целом и возросла взаимозависимость между рынками капитала и новыми технологиями, то от предпринимательства сегодня требуется активное включение в инновационно-инвестиционные процессы. Поэтому ведущие позиции должно занять модернизационное предпринимательство. Под модернизационным предпринимательством мы понимаем вид экономической деятельности, осуществляемой на основе совмещения инновационной и инвестиционной стадий конкурентного развития хозяйствующего субъекта с целью достижения социально-экономического эффекта в условиях глобализации. 
Соответственно, модернизационный процесс — это инновационно-инвестиционный процесс формирования конкурентного преимущества хозяйствующего субъекта на глобальном рынке. 
В соответствии с данными определениями инвестиционный и инновационный процессы следует рассматривать как составные элементы модернизационного процесса. 
Рассматривая функции предпринимательства в экономике, связанные, например, с обеспечением целостности рынка, освоением внешних рынков, можно констатировать, что современная экономика не может сохранить целостность и конкурентоспособность без эффективного развития модернизационного предпринимательства. 
Основные функции предпринимательства в обществе проявляются в основном в том, что оно представляет собой наиболее активную часть населения, инициативную, готовую к риску и обладающую лидерскими качествами. Однако большие усилия в рамках социально-экономической стратегии государства должны быть приложены для того, чтобы современных собственников частных предприятий, заинтересованных часто лишь в максимизации прибыли, превратить в стратегически эффективных новаторов и инвесторов. В этом заключается один из важных путей выхода из кризиса в экономике. 
Инновационный фактор повышения конкурентоспособности в последние годы усиливает свою значимость. Именно его активизация создает предпосылки не только для выхода отечественной экономики из кризиса, но и для перехода ее от стадии конкурентного развития на основе факторов производства к инвестиционной стадии конкурентного развития, совмещенной с инновационной (модернизационной) стадией. Для обеспечения высокого уровня развитых факторов производства, которые в России относительно ограничены, требуются значительные инвестиции. Этот переход к модернизационной стадии вполне оправдан, так как переход к одной лишь второй стадии развития на основе инвестиций, вялый процесс которого наблюдается в настоящее время в России, характеризуется капитальными вложениями не в повышение конкурентоспособности отдельных отраслей, а в их простое воспроизводство. В российской экономике сегодня технический уровень подавляющей массы основных фондов значительно отстает от мирового, и тратить средства на их воспроизводство — значит консервировать техническое отставание регионов и России в целом. Поэтому приоритет должен быть отдан развитию на основе активизации инновационной деятельности в базовых наукоемких отраслях национального хозяйства, являющихся двигателем экономического прогресса. Факторы производства и инвестиции являются не целью, а средствами научно обоснованной инновационной деятельности, главная цель которой — подъем технико-экономического развития страны и повышение качества жизни населения.

5. перспективы развития

Малый бизнес имеет огромное преимущество по своей сути. Малое предпринимательство  способно быстро и эффективно перестраиваться в условиях экономических потрясений. Малый бизнес – это основа стабильности экономической системы общества. Он дает доход в государственный бюджет, создает новые рабочие места, позволяет людям реализовывать свои возможности и силы в области предпринимательства.

На наш взгляд, видны несколько  моментов, в которых у малого бизнеса  в настоящее время существуют проблемы.

Во-первых, взаимодействие с государством. Так как только  на государственном уровне возможно уменьшение различных административных барьеров и налогового бремени.

Во-вторых, заинтересованность государства  в малом бизнесе. Государство, с  одной стороны, декларирует, что  надо всячески содействовать и укреплять  малый бизнес, а, с другой стороны, абсолютно не заинтересовано в его развитии.

Одной из глобальных проблем на сегодня  остается чиновничий произвол, благодаря  которому рентабельность малого бизнеса   остается крайне низкой.

Следующая глобальная проблема –  это механизм получения разрешений по тем или иным вопросам.

Очевидно, что некоторые наши районные администрации крайне коррумпированы. А это приводит к довольно большим  потерям как самих предпринимателей, так и, соответственно, государственного бюджета. А если учесть потраченное  время, огромное количество денег и сил, чтобы получить какое-либо разрешение на торговлю с соблюдением всех законов и нормативных актов, то все это вместе несет непомерную для малого бизнеса нагрузку. Рентабельность малого предприятия сводится к нулю.

«Считаю целесообразным заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные. И это, наверное, единственный способ предоставить реальные шансы для развития малого предпринимательства, тонущего сегодня в болоте чиновничьего безразличия и мздоимства» - заявил Президент РФ Медведев Д. А., что, без исключения, является верным решением.

Многих людей, желающих заниматься бизнесом, отпугивают, в первую очередь, именно вышеперечисленные проблемы.

На наш взгляд, необходимо создать  и воплотить в жизнь такой  механизм, который позволит любому предпринимателю легально заниматься бизнесом. И только после этого количество предпринимателей увеличится, а, соответственно, вырастут доходы предпринимательства и государства.

В настоящее время Администрация  Президента придает огромное значение развитию малого бизнеса.

Так, согласно Указу от 15 мая 2008 г. N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при  осуществлении предпринимательской  деятельности" были представлены меры, которые облегчают существование  такого зажатого сектора экономики как малый бизнес. Одними из них являются:    

1. Преимущественно уведомительный  порядок  начала   предпринимательской деятельности,   сокращение   количества   разрешительных      документов, необходимых для  ее  осуществления,  замену  (в  основном)   обязательной сертификации  декларированием   производителем   качества     выпускаемой продукции;     

2. Замена лицензирования отдельных  видов деятельности обязательным  страхованием ответственности или  предоставлением финансовых гарантий;     

3. Исключение внепроцессуальных  прав органов внутренних дел  Российской Федерации, касающихся  проверок деятельности субъектов  малого и   среднего предпринимательства;     

4. Наделение  органов  государственной  власти  правом определять порядок предоставления  субъектам  малого  и среднего  предпринимательства,  помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам  арендной  платы)  за  счет   специально выделенных  для  этой  цели  помещений  и  (или)  порядок     продажи   в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки  оплаты  и   без проведения аукциона;

Необходимо заметить, что ранее  изменения, внесенные в Закон  «О защите конкуренции» подразумевают, что заключение договоров аренды нежилого помещения должно производиться лишь на условиях конкурса, а это означает, что большое число малых предпринимателей лишатся своих помещений, вынужденно уступив их перекупщикам нежилого фонда.

Такие законодательные новации напрямую угрожают исполнению федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Из-за того, что в законе не указана  величина отсрочки по выкупу приватизируемого нежилого помещения, может наблюдаться  крайний разнобой местных законодательных актов. Для устранения этих недочетов, по мнению ряда авторов, необходимо создать в регионах фонды нежилых помещений, предназначенных для льготной аренды малым бизнесом и инфраструктурой поддержки малого предпринимательства. Муниципальные власти хотят любой ценой оставить имущество за собой и не допустить льготной приватизации.

Затронув вопрос обеспечения малого бизнеса нежилыми помещениями, мы выяснили, что к концу года Минэкономразвития  получит от всех субъектов РФ перечни  имущества, которое будет по конкурсу предоставляться только малым компаниям.

Есть еще один нюанс: во время  реформы алкогольного законодательства индивидуальных предпринимателей, желающих продавать алкоголь, обязали перерегистрироваться в акционерные общества, теперь же на деле выясняется, что ОАО и ЗАО не попадают под действие закона "о льготной приватизации".

Но есть и положительные примеры: Брянская область установила максимальную площадь помещений для выкупа малым бизнесом в 2 тыс. кв. м и  рассрочку оплаты в 15 лет, есть документы, в которых заложено 50 метров и 1 год. То есть данный закон – тест для региона на осуществление поддержки малого бизнеса. Кроме того, ведется работа по решению ряда наиболее сложных проблем в сфере малого бизнеса, одна из которых связана с доступом к энергетическим сетям. Принято решение о введении для субъектов малого предпринимательства, подключающихся к мощностям до 15 кВт, фиксированной платы в размере 5,5 МРОТ. При подключении к мощностям в 100 кВт, а это потребность основной части малого бизнеса, будет обеспечен недискриминационный доступ к сетям и возможность рассрочки платежей. Помимо льготных тарифов будет стандартный договор, стандартный срок присоединения, никакие лишние справки запрашиваться не будут.

Еще один вопрос, который остро стоит перед муниципальными властями, касался выделения земельных участков под строительство помещений для малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки. Нами было выяснено, что уже в этом году начнутся конкурсные процедуры, будут отбираться регионы. На эти цели федеральный бюджет намерен выделить около 1 млрд. рублей.

Малых предприятий, внедряющих новые  технологии или выпускающих образцы  принципиально новой продукции  на сегодняшний день остается чрезвычайно  мало. В основном малые предприятия  выпускают продукцию, неконкурентоспособную не только на внешних, но и на внутренних рынках.

Растет число предприятий, работающих на грани либо переходящих в сферу  теневой экономики. Такие предприятия  составляют примерно половину малых  предприятий. Это может быть связано и с трудностями ликвидации такого предприятия, и с недостатками малого бизнеса. Самыми существенными недостатками являются: высокий уровень риска, высокая степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; слабая компетентность руководителей; трудности привлечения дополнительных финансовых средств и получения кредитов и др.

Несмотря на перечисленные негативные тенденции, независимые предприниматели  являются значительной силой, играющей решающую роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни России.

По своему экономическому положению  и условиям жизни частные предприниматели  близки к большей части населения  и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и  политической стабильности. Другой важной особенностью является то, что в малом предпринимательстве, как правило, начинают свою деятельность молодые люди с высшим образованием, способные адаптироваться и на внешнем рынке.

Повышение социальной роли малого предпринимательства  должно обеспечивается за счет наукоемких технологий и активного использования в малом и среднем предпринимательстве последних достижений науки и техники. Сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, повышение инновационной активности малых предприятий производственной сферы - одна из важных задач малого предпринимательства.

Положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия  то, что собственники малых предприятий  более склонны к сбережениям  и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных рынках. Малые предприятия являются наиболее гибкими к изменяющимся экономическим условиям и в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса.  

Что касается снижения налогов для  малого бизнеса, то сам министр финансов России  Алексей Кудрин выступает против снижения налогов для малого бизнеса, в частности НДС. По крайней мере, ближайшие 4 года ждать этой реформы нам не стоит, т.к. в ближайшие 4 года уменьшится доля нефтегазового сектора экономики до 14%, и заместить выпадающие доходы будет нечем. По прогнозам, бюджетные расходы придется сократить на 1,5% ВВП. Но глава МЭРТ Эльвира Набиуллина  утверждает, что России нужны прорывные проекты и инвестиции частного сектора, которые государство должно стимулировать налоговыми методами. Налоговая система страны должна стимулировать бизнес. Снижение налогов обходимо не для того, чтобы ослабить бюджет, а чтобы дать ему в перспективе более надежную налоговую базу.

С 1 января 2009 года вступают в силу новые налоговые режимы для малого бизнеса. Все изменения весьма позитивны  для компаний малого и среднего размера. Самая приятная новость — отменена обязанность предоставления налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года).

С нового года “упрощенцы” будут  сдавать только одну налоговую декларацию - годовую.

Так же Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 г. №556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год (без учета налога на добавленную стоимость) для определения категорий субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, микропредприятием считается  фирма с годовым оборотом до 60 млн. руб. Компания считается малым  предприятием, если за предшествующий год ее выручка не зашкалила за 400 млн руб. А среднее предприятие - с уровнем годовой выручки до 1000 млн руб.

Информация о работе Российское общество и бизнес