Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 15:23, реферат
Говорящие о бизнесе, изучающие его и даже участвующие в нем часто воспринимают предпринимательство как торговую, коммерческую деятельность, как куплю-продажу товаров. Такое представление страдает неполнотой, ограниченностью. Предпринимательство — чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, распространяющейся практически на все отрасли хозяйства и на все сферы экономики, а не только на торговлю, обмен товаров.
Бизнес — это в большей степени образ, характер, способ, чем отрасль и сфера экономической деятельности.
Из такого утверждения вовсе не вытекает, что предпринимательство не следует разделять на виды по признаку принадлежности к определенным сферам и отраслям экономики.
Введение 3
Глава 1. Предпринимательство в России 5
1.1. История и особенности развития предпринимательства в России
1.2. Состояние малого предпринимательства и его развитие в современных условиях 7
Глава 2. Российское общество и бизнес 11
2.1. Бизнес, общество и власть: характер взаимоотношений 11
2.2. Социальная роль и ответственность бизнеса: основные приоритеты в общественном мнении 16
Таким образом, новые законопроекты
привнесут серьезные изменения
в отношении государства к
малому бизнесу, что послужит толчком
для развития новых механизмов поддержки
этого сектора экономики. После
столь зажатых условий
На наш взгляд, это только первые шаги в сторону малого бизнеса. Надеемся, что новый 2009 год принесет новые идеи в развитии малого предпринимательства.
В современной России сделаны шаги
в сторону демократических преобразований
и формирования рыночных отношений. Можно
говорить о том, что миллионы российских
граждан занимаются предпринимательской
деятельностью, которая дает ощутимый
экономический и социальный эффект. Однако,
если рассматривать потенциальные возможности
нашего общества, то доля предпринимательского
сектора в укреплении рыночной экономики
пока явно недостаточна. Развитие предпринимательства
в регионах Российской Федерации сталкивается
с многочисленными проблемами, которые
являются в основном типичными:
1) отсутствие действенных финансово-кредитных
механизмов и материально-ресурсного
обеспечения развития малого предпринимательства;
2) пробелы в действующем законодательстве,
особенно налоговом;
3) нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
4) сложность доступа к деловой информации
– сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
5) неурегулированность вопросов, связанных
с защитой прав работников, занятых в малом
бизнесе;
6) отсутствие положительного имиджа отечественного
предпринимателя;
7) нестабильность экономической ситуации
в стране;
8) недобросовестность крупного бизнеса;
9) доступ к кредитным ресурсам и высокая
ставка кредитования (22%);
10) правовая неграмотность самих предпринимателей;
11) отсутствие явного развития производства;
12) высокая планка единого социального
налога (26%);
13) недостаточность кадрового потенциала;
14) длительное оформление документации,
особенно на землю.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса
в России является кредитование. Кредиты
предоставляются только под залог или
поручительство, которые не всегда могут
предоставить малые предприятия. Союзы
малых предприятий, как и специальные
фонды, в настоящее время не выступают
поручителями по кредитам, получаемым
этими предприятиями. Отсутствуют специальные
банки по обслуживанию малого бизнеса.
В особо трудном положении оказываются
частные малые предприятия. Невозможность
получения кредита исключает способность
конкурировать с иными предприятиями.
Это, прежде всего, – проблемы широкого
«теневого» сектора предпринимательской
деятельности, сложность и запутанность
регионального законодательства, высокие
административные барьеры, препятствующие
возникновению новых фирм, недостаточность
налоговых поступлений от малых предприятий
в региональный и местный бюджеты.
Предприниматели отмечают также проблему
слишком высоких налоговых ставок, сложность
и запутанность налоговой системы, сложность
и несовершенство законодательства, регистрирующего
предприятия, регламентирующего их деятельность,
например, сертификацию продукции, лицензирование
и так далее. Препятствия на пути предпринимательства
получили наименование «административные
барьеры».
2.2 Государственная поддержка малого предпринимательства
Вклад малых предприятий в оздоровление
экономики России сегодня явно недостаточен.
Объясняется это как общим спадом производства
и разрывом хозяйственных связей, так
и отсутствием государственной поддержки
малых предприятий. Между тем малые предприятия
как неустойчивая предпринимательская
структура, наиболее зависимая от колебаний
рынка, нуждаются в разносторонней государственной
поддержке.
В нашей стране существуют различные организационные
формы поддержки и защиты интересов малых
предприятий. С этой целью созданы и ассоциации
малых предприятий, Федерация развития
иподдержки малого предпринимательства,
действует Всемирная ассамблея мелких
и средних предприятий, различные фонды
развития и поддержки малого бизнеса.
Однако, как правило, многочисленные фонды
поддержки малого предпринимательства
озабочены собственными проблемами и
реальной помощи малым предприятиям не
оказывают.
В соответствии с федеральным законодательством
государственная поддержка малого предпринимательства
должна осуществляться по следующим направлениям:
1) формирование инфраструктуры поддержки
и развития малого предпринимательства;
2) создание льготных условий использования
субъектами малого предпринимательства
государственных финансовых, материально-технических
и информационных ресурсов, а также научно-технических
разработок и технологий;
3) установление упрощенной системы порядка
регистрации субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации
их продукции, представления статистической
и бухгалтерской отчетности;
4) поддержка внешнеэкономической деятельности
субъектов малого предпринимательства,
включая содействие развитию их торговых,
научно-технических, производственных,
информационных связей с зарубежными
государствами;
5) организация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для малых
предприятий и другое.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной
поддержки малого бизнеса со стороны государства
через прямые и гарантированные займы.
Прямые займы выдаются небольшим фирмам
на определенный срок под более низкие
процентные ставки, чем кредит на частном
рынке ссудного капитала. До 90% заемного
капитала кредиторов обеспечивается предоставляемыми
государством гарантированными займами.
Таким образом государство старается
заинтересовать частные банки, торговые
и промышленные корпорации, страховые
компании, пенсионные фонды в предоставлении
капитала мелким фирмам.
В Концепции государственной политики
поддержки и развития малого предпринимательства
сформулированы следующие комплексные
меры по поддержке малого предпринимательства:
1) оптимизация нормативно-правовых основ
государственного регулирования малого
предпринимательства;
2) совершенствование системы налогообложения
малого предпринимательства;
3) развитие системы финансово-кредитной
поддержки малого предпринимательства;
4) совершенствование механизмов использования
государственного и муниципального имущества
для развития малого предпринимательства;
5) совершенствование информационной поддержки;
6) укрепление и развитие системы подготовки
кадров для малого предпринимательства;
7) активная антимонопольная политика
и пресечение недобросовестной конкуренции
по отношению к малым предприятиям;
8) совершенствование деятельности органов
государственной поддержки малого предпринимательства.
Развитие малых предпринимательских форм
происходит у нас сейчас в основном в посреднической
сфере и в отраслях, не требующих значительных
капитальных вложений — в торговле, общественном
питании, строительстве гражданских объектов,
мелком ремонте техники и машин, в сельском
хозяйстве. Между тем такой мощный рынок,
как сфера научно-технических новшеств
и информации, не осваивается. С одной
стороны, это обусловлено недостаточным
вниманием к данным проблемам государственных
структур управления, отсутствием правовых
актов, обеспечивающих развитие малого
научно-технического бизнеса, с другой
— монополией государственных научно-исследовательских
институтов, сосредоточивших у себя весь
объем финансирования научной сферы. Это
привело к монополизму госсектора в науке
и отсутствию внедренческих структур
в материальной сфере.
2.3 Система налогообложения малого
предпринимательства
К моменту завершения формирования в
2002 году системы специальных налоговых
режимов для представителей малого бизнеса
на территории РФ было официально зарегистрировано
около 850 тысяч предприятий, попадающих
под категорию малого предпринимательства.
Кроме того, к этому времени в России работало
более 4 млн индивидуальных предпринимателей
без образования юридического лица. Таким
образом, в сферу налогообложения малого
бизнеса попадало около 5 млн налогоплательщиков.
В то же время, по оценке Госкомстата России,
около 30% представителей этого бизнеса
занимались предпринимательской деятельностью,
не представляя никаких данных о своей
деятельности в налоговые и статистические
органы, 25-30% - представляли «нулевые» балансы
и 3-5%, зарегистрировавших свою деятельность,
- не вставали на учет в налоговых органах.
При этом сфера малого бизнеса не играла
к тому времени существенной роли в формировании
доходов бюджетов всех уровней. В бюджетную
систему Российской Федерации от деятельности
указанных предпринимателей поступало
менее 1% от общей суммы доходов консолидированного
бюджета.
Учет особенностей деятельности малого
бизнеса в виде отдельных законов был
сформирован в Российской Федерации только
спустя несколько лет после создания налоговой
системы страны в двух формах. Первая –
на упрощенном порядке определения налоговой
базы и введения отчетности, вторая –
на оценки потенциального дохода налогоплательщиков
и установлении фиксированного размера
платежей в бюджет.
Первая форма налогообложения не получила
в Российской Федерации достаточного
развития: ее применяли к концу 2002 года
всего лишь около 50 тысяч организаций
и чуть более 100 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Вторая форма налогообложения малого
бизнеса была введена в Российской Федерации
в 1999 году. При ее введении преследовалась
цель заставить платить налоги и вывести
из «теневой» сферы сложно поддающийся
учету налично-денежный оборот субъектов
малого бизнеса, занимающихся такими видами
деятельности, как розничная торговля,
оказание бытовых услуг и ряд других.
Было принято решение о введении особого
режима налогообложения отдельных организаций
и предпринимателей путем установления
вмененного дохода. Это решение имело
целью увеличение налоговых поступлений
в бюджетную систему страны. Введение
системы налогообложения по методу вмененного
дохода преследовало и другую не менее
важную цель - упрощение процедур расчета
и сбора налогов. Эта система в решающей
степени упрощала для субъектов малого
предпринимательства процесс ведения
бухгалтерского учета и отчетности, а
также налогового учета.
Принципиальным отличием особого режима
налогообложения с помощью налога на вмененный
доход от традиционных схем налогообложения
частных предприятий является то, что
база налогообложения по каждому налогоплательщику
и объекту обложения определяется не по
их отчетности, а на основе определенной
расчетным путем доходности различных
видов бизнеса в соответствующих региональных
и других условиях. При этом расчет потенциального
дохода привязан к исчерпывающему перечню
формальных и легко проверяемых, в первую
очередь физических, показателей деятельности
отдельных категорий налогоплательщиков.
В отличие от упрощенной системы она с
момента введения является обязательной
для налогоплательщиков, занимающихся
определенными видами деятельности. Единый
налог на вмененный доход к моменту введения
его во всех регионах России уплачивали
около 150 тыс. организаций и 1,3 млн индивидуальных
предпринимателей. С введением и уплатой
этого налога также возник ряд проблем.
Во многих субъектах Федерации показатели
базовой доходности, оказывающие влияние
на величину налога, были установлены
для организации в заниженных размерах,
что не обеспечивало компенсацию уплачиваемых
ими налогов при общей системе налогообложения.
В силу ряда обстоятельств, в том числе
лоббирования и отдельных просчетов, устанавливаемый
размер базовой доходности зачастую не
был экономически обоснован. В результате
показатели базовой доходности по одним
и тем же видам деятельности в различных
регионах существенно разнились.
Есть необходимость существования для
малого предпринимательства особой системы
налогообложения, которая учитывала бы
особенности функционирования этого сектора
экономики. Указанная система должна строиться
исходя из определенных критериев, важнейшие
из которых следующие.
Во-первых, действующий для любой налоговой
системы принцип определенности налогообложения
в налогообложении малого бизнеса должен
быть доведен до совершенства. Это означает,
что данное законодательство обязано
быть простым и попятным не только, специалистам,
но и любому предпринимателю, не имеющему
специального образования и подготовки.
Во-вторых, налогообложение малого бизнеса
должно предусматривать замену для этих
организаций одним налогом максимально
возможного числа действующих в стране
налогов и сборов. Естественно, что идеальная
система налогообложения малого бизнеса
предполагает наличие всего одного налога,
но построить такую систему довольно сложно.
Это связано, в частности, со спецификой
отдельных видов деятельности организаций.
В-третьих, система бухгалтерского учета и
отчетности для малого предпринимательства
должна быть максимально упрощена, одновременно
позволяя осуществлять необходимый налоговый
контроль за формированием налоговой
базы и полнотой уплаты соответствующих
налогов. При этом ведение соответствующего
учета и отчетности не должно превращаться
для малого предприятия в своего рода
дополнительный вид деятельности, а проводимые
налоговыми органами проверки не должны
отнимать много времени ни у проверяемых,
ни у проверяющих.
В-четвертых, система налогообложения малого
бизнеса должна решать проблему укрывательства
получаемых доходов и соответственно
налогов, имея в виду, что именно малый
бизнес действует в основном в сферах
деятельности, связанных с оказанием услуг
и вытекающими из этого огромными потоками
налично-денежного обращения.
И наконец, в-пятых, система налогообложения должна
побуждать организации малого бизнеса
работать не только эффективно, но и открыто.
Это можно достигнуть лишь благодаря установлению
для этих организаций щадящей налоговой
нагрузки по отношению к организациям,
работающим в обычном налоговом режиме.
Принятые в середине 2002 года и вступившие
в действие с 1 января 2003 года главы Налогового
кодекса нацелены именно на решение этих
задач и реализацию государственной политики
совершенствования системы налогообложения
малого предпринимательства, в том числе
на снижение налогового бремени, упрощение
процедур налогообложения и представления
отчетности, а также на создание благоприятных
условий для легализации и развития малого
предпринимательства.
[1] Никитина С.К. История российского предпринимательства. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. – 303 с.
[2] 1000 лет российского предпринимательства/Сост. О. Платонов. – М.: Современник, 1995.
[3] Духовна Климента // Памятники русского права. – М., 1953.
[4] Лурье Я.С. Русский «чужеземец» в Индии XV века // Хождение за три моря Афанасия Никитина. – М., 1986. – С. 75.
[5] Юрьев В.М., Грошев И.В., Мамонтов В.Д., Смагина В.В. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. – С. 27.
[6] Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. – С. 281.
[7] Там же. – С. 282.
[8] Раку Ю.И. Из истории предпринимательства // Предприниматель, № 1-2, 1992.
[9] Раку Ю.И. Из истории предпринимательства // Предприниматель, № 1-2, 1992.
[10] Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Книга 1. – М., 1994. – С. 219.
[11] Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. – СПб, СПб ГУ, 1995.
[12] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43. – С. 222.
[13] О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон Российской Федеративной Социалистической республики № 445-1 от 25.12.1990 г. // Экономика и жизнь, № 4, 1991.
[14] Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика // Экономическая наука современной России, 2002.– №1. – С. 125.
[15] Подробнее см.: Асаул А.Н., Батрак А.В. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе. – М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2001. – 168 с.