Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:17, контрольная работа
На современном этапе исторического развития России становится актуальной задача распознать образ предпринимателя как социального организатора хозяйственной жизни общества. При этом важно не только выявить типические черты социальной группы предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермеров и других собственников хозяйственных единиц-предприятий), выражающихся в конкретных личностях, но и охарактеризовать развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательства по линии превращения идеального в материальное.
Введение 2
1. Российское предпринимательство 20 века 3
2. Образ российского предпринимателя 5
2.1 Социальная группа предпринимателей 5
2.2 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение 5
2.3 Основные черты предпринимателя 8
2.4 Женщина-предприниматель 11
2.5 Предпринимательство и власть 12
3. Бизнес и благотворительность 14
Список литературы 15
Филиал негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» в
г. Москве
______________________________
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра_______________________
По дисциплине Российское предпринимательство
Группа Ю-01
Преподователь __________ ____________________
Содержание
Введение 2
1. Российское
2. Образ российского
2.1 Социальная группа
2.2 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение 5
2.3 Основные черты предпринимателя
2.4 Женщина-предприниматель
2.5 Предпринимательство и власть 12
3. Бизнес и благотворительность
Список литературы 15
Введение
На современном этапе исторического развития России становится актуальной задача распознать образ предпринимателя как социального организатора хозяйственной жизни общества. При этом важно не только выявить типические черты социальной группы предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермеров и других собственников хозяйственных единиц-предприятий), выражающихся в конкретных личностях, но и охарактеризовать развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательства по линии превращения идеального в материальное.
Национальные особенности ведения хозяйства влияют на характер предпринимательской деятельности. Здесь имеет значение и социальная среда, где предприниматель воспитывается, и культурно-этническая традиция, и особенности семейно-бытового уклада, и степень сочетания образованности с нравственной воспитанностью личности. Уникальная история формирования и развития евразийской цивилизации в России также значительна в характеристике предпринимательской деятельности на различных этапах. Не следует забывать, что три четверти прошлого столетия понятия "бизнес", "предприниматель", "предпринимательство" были для нас откровенно чуждыми и "эксплуататорскими". Этому в немалой степени поспособствовали и порой анекдотичные или откровенно криминальные методы и принципы ведения бизнеса прошлого десятилетия. Разумеется, такое восприятие предпринимателей существенно уродовало и продолжает уродовать сам деловой климат в России. Конечно, данную проблему можно рассмотреть с нескольких сторон (например, со стороны обиженного жизнью рабочего или состоятельного человека). Однако, цель данного реферата - попытаться дать независимое описание облика предпринимателя в современной России.
1. Российское
Нельзя рассматривать феномен
предпринимательства в отрыве от
исторического контекста, а также
без социально-значимых факторов
и предпосылок, влияющих как на общественное
мнение, так и на поведение индивида.
Судьба российского предпринимательства особенно противоречива в 20 в. По существу начавшись во времена петровских реформ, она явно складывается во второй половине 19 в., а более четко определяется в период интенсификации капиталистического развития России с 90-х годов позапрошлого века. В интересах социально-философского синтеза достаточно обозначить первый существенный этап развития российского предпринимательства периодом 1890 - 1917 г. Этот период связан с рельефным обнаружением капиталистической сущности предпринимательской деятельности в народном хозяйстве Российской Империи.
Приступая к характеристике образа российского предпринимателя надо обратиться к историческим свидетельствам о поведении и облике деловых людей России в начале и середине нашего века. Интересно высказался в свое время Д.И. Менделеев. Он считал, что предприниматели - прежде всего цивилизованные организаторы народного труда, который подчиняется всеобщему закону прогресса: "Нельзя требовать, чтобы люди не искали, с одной стороны, возможности удовлетворения умножающихся потребностей взамен данного количества своего труда, т.е. дешевизны всяких товаров, а с другой стороны - развития искусства получать потребное с наименьшею затратою людского труда. Этим определяется весь материальный прогресс человечества."
Крупнейшим
поворотом в развитии российского
предпринимательства явилась
Еще более резкий
поворот начинается с 1929-1930 гг., когда
вводится принцип социалистического
планирования. Круг предпринимательской
свободы резко суживается. Следует
отметить, что оправдание административно-командная
система ведения хозяйства получила в
период Великой Отечественной войны, но
уже с 1947 г. логика хозяйственного развития
крупной евразийской державы стала требовать
реформирования жесткой государственно-
Возрождение предпринимательства в России начинается в период перестройки (1985-1991 гг.), которая вновь оборвалась разрушительной "реформацией" в 1992-1997 гг. Расширение и углубление кооперативного движения с началом перестройки, его распространение из сферы потребления и услуг в сферу производства одновременно давало свободу "теневой" экономике. Весь этот процесс можно осмыслить как продолжение и завершение нэповского пути влияния предпринимательства на рост общественного производства. Однако практическое развитие монетаристских реформ вылилось в реабилитацию "теневой" экономики и разграбление основных фондов, созданных народным трудом в условиях социализма. Воровская природа "предпринимателей", выросших "в тени" единого народного хозяйства страны, привела - с приходом их политических лидеров к власти - к разрушительным "реформам", к грабительскому "первоначальному накоплению" за счет народного богатства и к формированию коррумпированного государства с компрадорской буржуазией во главе.
Итак, трансцензус
российского
2. Образ российского предпринимателя
2.1 Социальная группа предпринимателей
Определение социальной группы предпринимателей полагается на следующие критерии социальной стратификации:
политический потенциал группы (объем властных и управленческих функций), экономический потенциал (масштаб собственности), социокультурный потенциал (уровень образования, квалификации и т.д.).
Применение этих критериев, фактически не связанных с присутствием "предпринимательства", затрудняет формирование однозначного представления о предпринимательстве, в силу чего вводится понятия для обозначения данного явления в узком смысле слова и в широком. Термин "предпринимательство" теперь используется для обозначения “ядерной” группы, отвечающей всем базовым признакам предпринимательства. Для определения же более широкого круга лиц, причастных к предпринимательской деятельности, введем новый термин - “бизнес-слой”. Бизнес-слой можно определить как совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность.
"Социальная
группа предпринимателей" получается
очень неоднородной, статусы, способы
деятельности и поведение
"Социальная группа предпринимателей" не есть некая первозданная "эмпирическая реальность", конечная инстанция социологического объяснения. Она воспринимается, оценивается и мыслится в качестве системы узнаваемых и признаваемых различий - отсылок к чему-то другому, внешнему, противопоставленному "социальной группе предпринимателей" как предел (другие "социальные группы") или контекст ("социальные отношения", "экономика", "культура".).
2.2 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение
Имидж российского бизнеса чем-то похож на матрешку. С одной стороны, уже никто, кроме самых замшелых коммунистов, не спорит с тем, что капитал, и особенно крупный капитал, играет ведущую роль в российской экономике. С другой - чем дальше, тем больше со страниц газет, с экранов телевизоров и из правительства нам старательно навязывается образ российского предпринимателя-вора, предпринимателя - бандита с большой дороги, который только и умеет, что растаскивать национальное достояние, нажитое кровью и потом многих поколений российских граждан.
Иногда кажется,
что правительство или
Обратимся к
общественному мнению: общественное
мнение, поддерживая
Отношение россиян к предпринимательству, по данным социологических опросов, носит противоречивый характер, однако основная масса респондентов убеждена, что бизнес и мораль совместимы, при этом, правда, четвертая часть опрошенных уверена, что в России честный бизнес невозможен.
Положительно оценивая предпринимательство в целом, общественное мнение весьма критично настроено к тем формам, в которых оно сейчас развивается. Показательно в данной связи отношение наемных работников к вопросу о легитимности собственности, которую обрели их сегодняшние хозяева (в малом и среднем бизнесе собственник предприятия, как правило, является одновременно и руководителем). Большинство респондентов полагает, что эта собственность не легитимна, причем не столько с точки зрения нарушения законов, сколько с морально-нравственной стороны. Речь идет о методах проведения ваучеризации, обмане трудовых коллективов, сделках сомнительного характера, связях с криминальными структурами. Лишь малая часть опрошенных считает обладание собственностью закономерным результатом личного труда, профессионализма и активной деятельности нынешних предпринимателей.
Несмотря на
то, что процессы перераспределения
собственности далеки от представлений
основной части населения о
Имидж предпринимателей в глазах населения мало привлекателен, прежде всего из-за несовместимости с образом "честного бизнесмена" их морального облика (рвачество, стремление к легкой наживе, безразличие к государственным и общественным интересам, непорядочность, нечестность, неразборчивость в средствах, безжалостность, потребительское отношение к людям, тесные связи с криминальным миром). Именно моральный облик директоров предприятий во многом объясняет парадоксальную ситуацию, когда значительная часть россиян, поддерживая предпринимательство как вид социально-экономической деятельности, вместе с тем крайне негативно оценивает сегодняшних бизнесменов. В то же время большинство наемных работников признают высокий профессиональный уровень, динамизм и трудоспособность руководителей. Лишь 6% считают, что им не хватает знаний и профессионализма.
В связи с этим не легко приходится и самим предпринимателям.
По мнению большинства опрошенных директоров предприятий (69%), ситуация с конфликтами в коллективах в последнее время не изменилась, 9% заявили, что она улучшилась, а 23% отметили ее ухудшение. Отношения между руководителями предприятий и наемными работниками нельзя рассматривать вне общеэкономического контекста. Один из парадоксов российской действительности состоит в том, что признавая эффективность рыночной экономики как системы, большинство опрошенных выступает против ее конкретной формы, в частности той модели предпринимательства, которая формируется в стране.