Российское предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе исторического развития России становится актуальной задача распознать образ предпринимателя как социального организатора хозяйственной жизни общества. При этом важно не только выявить типические черты социальной группы предпринимателей (банкиров, промышленников, торговцев, фермеров и других собственников хозяйственных единиц-предприятий), выражающихся в конкретных личностях, но и охарактеризовать развитие человеческой деятельности в сфере предпринимательства по линии превращения идеального в материальное.

Содержание работы

Введение 2
1. Российское предпринимательство 20 века 3
2. Образ российского предпринимателя 5
2.1 Социальная группа предпринимателей 5
2.2 Отношение к предпринимателю. Общественное мнение 5
2.3 Основные черты предпринимателя 8
2.4 Женщина-предприниматель 11
2.5 Предпринимательство и власть 12
3. Бизнес и благотворительность 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Российское предпринимательство.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Резкое падение жизненного уровня большинства населения - одно из основных социальных последствий реформ. Даже по официальной статистике 29,7% жителей страны находятся сегодня за чертой бедности. По данным же профсоюзов, доля “новых бедняков” возросла с 37% в 1992 г. примерно до 80% в 1998 г.

Другим последствием стала  растущая дифференциация доходов по регионам и отраслям. Так, по официальным сведениям, средний уровень заработной платы наиболее высок в Ямало-Ненецком автономном округе. Москва отстает от этого показателя в 3 раза, г. Ростов - в 7 раз, Дагестан - в 12 раз.

Все это вызывает ностальгию по прошлому, особенно усилившуюся после августовского кризиса 1998 г. Согласно данным опроса, проведенного в октябре 1998 г., 84% респондентов поддержали бы госконтроль над ценами, 64% - принудительный курс валюты, 55% - введение “карточек”5.

Конфликтные ситуации развиваются чаще всего стихийно и нередко переходят в неорганизованную остановку работы. Именно так охарактеризовали действия своих коллективов 37% участников конфликтов6. В этих условиях перспективы развития трудовых отношений в процессе становления более зрелой рыночной экономики связаны с формированием системы социального партнерства.

Как уже говорилось, можно  оценить облик предпринимателя  с разных сторон. Это лишь одно (конечно, агрегированное) мнение. Стоит взглянуть  и с другой стороны.

Формирование негативного образа российского бизнеса строится на полном отрицании фактов.

Ежегодно вручаются премии лучшим предприятиям года, все-таки повышается зарплата, уровень жизни медленно поднимается.

О благотворительности современных  российских бизнесменов не любят вспоминать в принципе, потому что перечисление фактов напрочь разрушает образ стервятников, терзающих Россию.

"Газпром" вот уже  15 лет совместно со своим партнером  - немецким концерном "Рур-газ" - спонсирует воссоздание знаменитой  Янтарной комнаты. РАО "ЕЭС России" успешно реализует специальную программу "Живучесть ТЭС", разработанную для повсеместного увеличения срока службы отечественных теплоэлектростанций и уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду. РАО "Норильский никель" активно занимается переселением пенсионеров из Норильска в более благоприятные регионы. Альфа-банк организует гастроли в России звезд мирового шоу-бизнеса, при этом попасть на эти концерты может почти каждый. А часть билетов распределяется бесплатно среди инвалидов и малоимущих.

Современных предпринимателей стала заботить собственная репутация, потому что она гораздо дороже благосклонности чиновника и  гораздо выгоднее сиюминутной прибыли. Не случайно нефтяные компании все  больше внимания уделяют внедрению  лучших образцов корпоративной культуры.

Пусть порой  бизнесмены занимаются меценатством лишь для создания благоприятного имиджа подконтрольной компании. Для тех, кому предприниматели помогают, это совсем неважно. Так же, как и непринципиально, по какой причине российский бизнес вкладывает средства в отечественную экономику.

Общество и  капитал - естественные союзники в борьбе против бюрократии. Их альянс - залог  успешности гражданского общества в России. И те, кто пытается создать негативный образ российского бизнеса, должны наконец понять, что альтернативой может быть только власть бюрократа, которому в принципе наплевать на свою репутацию.

Похоже, расхожая формула "То, что выгодно для  ведущих корпораций, выгодно и для их страны" сегодня наполняется реальным смыслом.

Очень обнадеживает растущее осознание своей ключевой роли в этом средств массовой информации. СМИ играют одну из ключевых ролей  при формировании имиджа, что еще  мало осознается в обществе: бизнес, предпринимательство - это не просто сфера частного занятия отдельных граждан, как это иногда трактуется. На самом деле бизнес в условиях рыночной экономики - это основная сфера воспроизводства, поддержка предпринимательства - это прямая поддержка производства, поскольку роль государства в воспроизводстве существенно ограничивается. Эта работа СМИ требует программного подхода.

 

2.3 Основные  черты предпринимателя

 
Будучи вообще высшей ступенью делового опыта личности в определенной сфере деятельности, профессионализм предпринимателя имеет особый характер, ибо предпринимательство - не специальность, которой можно обучить в вузе, а сугубо личностный, индивидуальный приобретенный опыт хозяйственной деятельности в определенное историческое время. Практика организации материальной жизни общества в определенной сфере - вот источник профессионализма для любого (в теоретическом отношении) специалиста. Именно поэтому резонно считать двумя взаимосвязанными атрибутами профессионала - мастерство и творчество.

В структурном  отношении профессионализм представляется как система социокультурных  качеств личности. В названную  систему входят: симультанное мышление, максимум мастерства, деятельное предвидение, экстремальное творчество, специальная  практичность, нравственная гармоничность и деловая культура.

Симультанное  мышление - речь идет об умении многосторонне  и синхронно "схватывать" деловую  ситуацию. Это умение основано обычно на развитии способности специалиста  системно "видеть" существенные характеристики объекта в постоянном изменении, что особенно касается ситуации на рынках сырья и сбыта, на финансовом рынке (биржа), в сфере технологических резервов. Рассматриваемая черта профессионального предпринимателя имеет своей культурной предпосылкой образованность. Для приобретения профессионального качества интеллект предпринимателя должен усвоить ценности социального интеллекта. В интеллекте предпринимателя своеобразно интегрированы многообразные научные знания с реализмом здорового смысла и принятыми в обществе нравственно-идеологическими нормами.

Максимум мастерства - мастерство формируется индивидуально  на основе личного творческого осмысления многообразных практических ситуаций. Сущность мастерства профессионала  заключается в том, что в любой  своей деятельности он получает максимум надлежащего эффекта при минимуме средств, издержек и непредвиденных последствий действия. В условиях обвально-криминального ведения хозяйства мастерство честного предпринимателя-профессионала становится обычно предметом хищнического преследования под видом конкуренции. Для грабительского, бандитского делячества профессиональные предприниматели становятся смертельной опасностью. Такая ситуация, если она складывается на отечественном рынке, оборачивается на внешнем рынке недоверием ко всем российским предпринимателям.

Деятельное  предвидение - известно, что предвидение  вообще является обязательной стороной, моментом целесообразной деятельности. Содержание деятельного предвидения - в умении поставить правильный диагноз возникшей ситуации, предвидеть возможные изменения явления и в способности предотвратить нежелательные изменения объекта деятельности (или указать способы предотвращения). У профессионала предвидение основано, как правило, на научном прогнозе, реже - на догадке.

Если учесть, что всякий профессионализм есть интеллектуальное применение личностью культурного (научного) потенциала общества в определенной сфере деятельности, то станет ясно, что деятельное предвидение, с одной стороны, является следствием научной образованности и творческой интуиции личности, а с другой - причиной мастерства специалиста в определенной сфере деятельности.

Факты свидетельствуют, что личное интеллектуальное творчество предпринимателя, если оно вдохновляется  интересами России и социальной целесообразностью хозяйственной деятельности, становится социально, творчески осмысленным.

Экстремальное творчество - специфика творчества профессионала прежде всего в  том, что ярче всего оно проявляется  в критических экстремальных  ситуациях, когда другие специалисты теряются, пасуют. Развитая у предпринимателя способность интуитивно познавать ситуацию и принимать рискованные решения служит источником его успешных действий в экстремальных случаях или при стрессовой обстановке. Наличие навыков к эвристическим решениям и действиям иногда называют "творческим профессионализмом". Применительно к предпринимателям это состояние можно истолковать как способность развитой личности переходить от одного вида профессиональной деятельности к другому. Более того, такое многообразие профессиональных качеств может позволить личности стать представительным политическим деятелем. И это возможно в экстремальных условиях углубления кризисной ситуации во всех сферах общественной жизни современной России.

Практичность - это свойство профессионала означает умение использовать новые, свежие специальные и социальные знания в развитии нетрадиционной практики. Деловая практичность позволяет предпринимателю с гарантией экспериментировать в хозяйственной сфере. Она позволяет российскому предпринимателю активно участвовать в организации по необходимости новых форм повседневного бытия соотечественников. Ведь в рыночной экономике преобладает движущая сила потребления, и надо быть весьма практичным хозяйственником, чтобы научить бывшего социалистического производителя умело налаживать свое благополучие собственными экономическими методами.

Нравственная  гармоничность - в своей нравственной сущности профессионализм есть особое состояние духовности, когда необходим  сугубо индивидуальный, неординарный выбор личностью моральной формулы для гуманистического решения острой практической проблемы. В свете сказанного ясно, что нравственная гармоничность означает духовную способность личности выбрать такой морально оправданный способ действия, чтобы он не дал безнравственных результатов. Именно при таком ходе дела у предпринимателя обнаруживается гармоничное единство нравственной красоты поступка и простоты решения проблемы. В этом отношении как история, так и современность российского предпринимательства дают много подтверждающих фактов. Основой нравственной гармоничности является духовность, включающая народно-национальную мораль - в качестве светского вида духовности и христианские нормы нравственности - в качестве одного их религиозных видов духовности. Российскому предпринимателю такое сочетание особенно доступно и присуще, ибо прежде и выше всего в русской философии издавна развивался, осмысливался, культивировался синтез светского ума и религиозного сердца. Поэтому философская основа духовности профессионала у русского предпринимателя органически развита. Если же духовность предпринимателя примитивна - либо в духе элементарного катехизиса, либо в духе прагматического рационализма, то ему никогда не стать типичным российским предпринимателем-профессионалом.

Деловая культура главным образом связана с формированием новой социальной общности предпринимателей, хотя о деловой культуре можно говорить и в более мирном социальном контексте. Под деловой культурой мы понимаем культуру предпринимателей и руководителей, имея в виду при этом ценности и нормы, регулирующие поведение и деятельность в процессе деловой активности при переговорах и заключении сделок, выполнении договорных обязательств, при организации деятельности людей, в деловом общении, в отношении к работнику и потребителю. В деловой культуре можно выделить два слоя: ценностный и ментальный. Ценностный слой предстает как культурный феномен, который может передаваться как традиция и обусловливает этическую сторону деловых отношений, внешне проявляется как стереотип, как привычное должностное поведение, актуальные ценности и нормы практической деятельности. Ментальный слой деловой культуры связан с ситуациями, когда привычные нормы и ценности не эффективны и люди начинают конструировать новые.

В современных  условиях успешным может быть только предприниматель с высоким уровнем общей и деловой культуры. По результатам социологических исследований, наибольший приоритет в деловых отношениях респонденты отдают гуманности, надежности, высокой общей культуре, умению красиво одеваться, правильно говорить.

Основная черта  современного российского предпринимательства - его монетаристский характер. Превращенная стихия денежных оборотов, вливаний, заторов  и водопадов не может не рождать  монстров, которым чужда всесторонняя образованность, христианская нравственность, гуманистическая культура и широта русской души. Им жизненно необходима в современной ситуации обвальных "реформ" изворотливость налимов, жестокость волков, хитрость лисиц и - в случае опасности - находчивость зайцев.

 

 

2.4 Женщина-предприниматель

 
Социальный успех, устойчивость феномена “женский бизнес” в немалой степени  зависит от того, с какой установкой приходят женщины в сферу предпринимательства: является ли это делом их жизни  или носит случайный, а то и  вынужденный характер.

Как удалось  установить, женщины-предприниматели  делятся на три социальные группы. Первая объединяет убежденных бизнес-леди. Мотивация их выбора - внутреннее желание  стать предпринимателем, интерес  к этому виду деятельности. Они  пришли в бизнес по доброй воле и с самыми серьезными намерениями (треть обследуемой совокупности).

Второй и  самый многочисленный тип, вобравший  половину респонденток, объединил предпринимателей “по случаю”. Свое решение они  приняли спонтанно, под влиянием неожиданных случайных обстоятельств (по совету или примеру друзей, неожиданно возникшим благоприятным перспективам, газетной информации и пр.).

И, наконец, третий тип - предприниматели поневоле - объединил  женщин, которые не по своей воле пришли в бизнес. Они оказались  вынужденными в силу различных неблагоприятных обстоятельств открыть свое дело. Это самая малочисленная группа - 1/5 всех обследуемых. Мотивация их выбора - реальная безработица или угроза безработицы, отсутствие средств к жизни, невыплата зарплаты, а также давление извне, например: "надо было выкупать парикмахерскую, иначе она перешла бы в другие руки", "после распада Госбанка СССР по стечению обстоятельств".

 

2.5 Предпринимательство  и власть

 
Предпринимательство и власть при  всех различиях и противоречиях - суть две стороны одной и той же медали. Одно без другого существовать просто не может. Власть вправе ждать и требовать от предпринимателей самостоятельности, инициативы, строгого соблюдения законов, регулирующих предпринимательство, глубокого знания законов общества, в котором мы все живем, и уважения к правам каждого гражданина России, которые защищает власть.

Информация о работе Российское предпринимательство