Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:27, шпаргалка
Сущность и эволюция предпринимательства
Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".
1. Сущность и эволюция предпринимательства
Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью". В конце XIX века произошло разделение понятий "предприниматель" и" собственник на капитал". В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе "Теория экономического развития" он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. В понятие "осуществление новых комбинаций" Шумпетер вкладывает следующие элементы:
1. Создание новых благ или новых их качеств.
2. Внедрение
новых технологий или
3. Освоение новых рынков.
4. Получение
новых источников сырья и
ли существовать и ранее, но
не быть вовлеченными в
5. Осуществление соответственной реорганизации производства.
В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
- умение
организовать и управлять
- инициативная, новаторская деятельность;
- рисковая деятельность;
"Предпринимательство
- это новаторская инициативная
деятельность субъектов
Таким
образом, основными чертами
1. Инициативная деятельность.
2. Новаторская деятельность.
3. Деятельность по организации и управлению производством.
4. Рисковая деятельность.
5. Получение предпринимательского дохода.
2. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства
Под предпринимательской
средой принято понимать сложившиеся
в стране благоприятные экономическую,
социально-экономическую, правовую, политическую
ситуации, обеспечивающие экономическую
свободу дееспособным гражданам
для занятия
Как сложная интегрированная
система предпринимательская
- экономическое положение
в стране и регионах, определяющее
действительную экономическую
- развитая система товарно-
- наличие определенной
экономической среды,
- относительная обособленность
предпринимателей, свобода выбора
партнеров для экономических
отношений, регулирующая роль
государства, поддержка
- правовая среда, т.е.
четко установленные права,
- наличие в достаточном
количестве природных ресурсов,
демографическая ситуация в
- научно-техническая,
- благоприятный моральный
и психологический климат в
обществе (особенно переходного
периода) к
Внутренняя
среда формируется
- наличие необходимого объема собственного капитала, источники заемных средств;
- выбор предмета деятельности;
- правильный выбор
- подбор команды партнеров,
кадров работников и
- разработка обоснованного бизнес-плана;
- знание рынка и
- разработка и внедрение
обоснованной стратегии фирмы.
Предвидение и расчет
- четкое соблюдение законов
и нормативных актов,
- организационно-
- благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников и др.
3.Сущность предпринимательского риска
Одной из
черт предпринимательской
При расчете
риска используются различные методы
с целью получения
Процесс управления риском включает в себя шесть шагов:
1. Определение цели
2. Выяснение риска
3. Оценка риска
4. Выбор методов управления риском, как то:
- игнорирование риска
- предупреждение риска
- страхование риска
- поглощение риска
5. Определение одного из методов управления, чаще всего сочетание
ряда методов.
6. Оценка результатов.
4.Понятие, классификация
и структура персонала
Персонал (трудовые ресурсы) предприятия — это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку и опыт практической работы (деятельности).
Персонал предприятия классифицируется по таким признакам:
Персонал, занятый основной деятельностью (производственный персонал) — совокупность работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и заводоуправлений, то есть все работники, занятые в сфере производства или его обслуживания.
Персонал не основной деятельности (непроизводственный персонал) — работники организационных образований, непосредственно не связанных с производством, — работники жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных и медицинских учреждений, дворцов и домов культуры, учебных центров и других учреждений социального назначения. Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, с заместителями руководителей и главными специалистами включительно. Специалисты — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и прочие работы, в частности, инженеры, экономисты, нормировщики, юрисконсульты, социологи, менеджеры по разным видам деятельности. Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление управленческой документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, то есть выполняющие сугубо техническую работу (делопроизводители, учетчики, архивариусы, чертежники, стенографисты, офис-леди и т. п.). Рабочие — работники, непосредственно создающие материальные ценности или предоставляющие разнообразные услуги. По квалификационному уровню специалисты подразделяются на специалистов: высочайшей, высшей, средней квалификации и специалистов-практиков. Специалисты высочайшей квалификации — работники, имеющие научные степени и ученые звания. Специалисты высшей квалификации — работники с высшим образованием и значительным практическим опытом. Специалисты средней квалификации — работники со средним образованием и определенным практическим опытом. Специалисты-практики — работники, занимающие определенные должности (инженерные, экономические), но не имеющие специального образования. По степени участия в производстве рабочие подразделяются на основных и вспомогательных; по уровню квалификации — на рабочих высокой квалификации, квалифицированных рабочих, рабочих низкой квалификации и неквалифицированных рабочих.
5.Подбор, оценка и профессиональная подготовка персонала
Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это: предварительная отборочная беседа; заполнение заявлений и анкеты; собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; медицинский осмотр.
При отборе кадров принято руководствоваться следующими принципами:
* ориентация на сильные, а
не на слабые стороны человека
и поиск не идеальных
* ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место. Оценка персонала (ОП) служит основой развития и одной из важных проблем кадровой политики на предприятии, особенно в период ее реструктуризации и приватизации. Руководство должно ориентироваться на новые продукты, рынки, условия, приоритеты, оценивать свои возможности, а также возможности персонала, т.к. для работы в экономически сложные времена необходимо ориентироваться на нововведения и новых сотрудников. Задачи ОП: 1) способствует повышению трудовой дисциплины и производ. труда; 2) стимулирует проф. рост сотрудников, заставляет с большей ответственностью относиться к повышению своей квалификации; 3) позволяет планировать проф. развитие и карьеру, выявить сильные и слабые проф. качества. 4) позволяет более обосновано принимать решение о вознаграждении, продвижении и увольнении сотрудников. Цели ОП: 1) сбор информации о произв. климате и имидже, а также оценка мероприятий по работе с персоналом; 2) получение информации об отношениях между сотрудниками, 3) анализ систем ОТ; 4) исследование резервов развития персонала и его результативности,5) выявление уровня квалификации сотрудников и степени из соответствия должности; 6) выявление слабых подразделений по различным критериям; 7) исследование структуры рынка труда.
Под оценкой персонала
обычно понимается запланированная, строго
формализованная и
Работникам предприятия тоже необходимо обновлять свои знания, связанные с выполняемой работой. Из этого следует необходимость в профессиональной подготовке кадров.
Такую подготовку проводят по двум направлениям: подготовка персонала в соответствии с существующим и будущим уровнем развития техники и технологии производства и повышение квалификации уже работающего персонала.