Шпаргалки по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 12:27, шпаргалка

Описание работы

Сущность и эволюция предпринимательства
Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".

Файлы: 1 файл

шпоры по пп7.docx

— 366.56 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и эволюция предпринимательства

Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений. Жан Батист  Сэй  следующим образом охарактеризовал предпринимателя:  "Предприниматель перемещает  экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".  В конце XIX века произошло разделение  понятий "предприниматель"  и" собственник на капитал". В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер.  В своей работе "Теория  экономического  развития"  он рассмотрел  экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. В понятие "осуществление новых комбинаций" Шумпетер вкладывает следующие элементы:

   1. Создание  новых благ или новых их  качеств.

    2. Внедрение   новых  технологий или использование  имеющихся технологий, но новым  образом.

    3. Освоение  новых рынков.

    4. Получение  новых источников сырья и материалов. Эти источники мог-

       ли существовать и ранее, но  не быть вовлеченными в процесс  произ водства.

    5. Осуществление  соответственной реорганизации  производства.

В  современных  трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

    - умение  организовать и управлять производством;

    - инициативная, новаторская деятельность;

    - рисковая  деятельность;

"Предпринимательство  - это новаторская инициативная  деятельность субъектов собственности,  направленная на создание экономических  и  организационных условий  с целью производства материальных  благ и услуг и получения  прибыли".

    Таким  образом, основными чертами предпринимательства  являются:

    1. Инициативная  деятельность.

    2. Новаторская  деятельность.

    3. Деятельность  по организации и управлению  производством.

    4. Рисковая  деятельность.

    5. Получение  предпринимательского дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства

Под предпринимательской  средой принято понимать сложившиеся  в стране благоприятные экономическую, социально-экономическую, правовую, политическую ситуации, обеспечивающие экономическую  свободу дееспособным гражданам  для занятия предпринимательской  деятельностью. То есть это совокупность различных объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям реализовывать свои функции.        

Как сложная интегрированная  система предпринимательская среда  подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя среда представляет совокупность условий и факторов, действующих независимо от самих предпринимателей:

- экономическое положение  в стране и регионах, определяющее  действительную экономическую и  юридическую самостоятельность  юридических субъектов; 

- развитая система товарно-денежных  отношений, предполагающая стабильность  денежного обращения, устойчивость  финансовых институтов (налогообложение,  кредитование);

- наличие определенной  экономической среды, рыночного  пространства. В частности, функционирование  объектов рыночной инфраструктуры (банки, биржи и пр.);

- относительная обособленность  предпринимателей, свобода выбора  партнеров для экономических  отношений, регулирующая роль  государства, поддержка предпринимательства; 

- правовая среда, т.е.  четко установленные права, обязанности  и ответственность предпринимателей  и других субъектов рыночных  отношений. Здесь особенно важна  твердая позиция государства  в необходимых законах, их стабильность  и обязательность исполнения;

- наличие в достаточном  количестве природных ресурсов, демографическая ситуация в стране  и регионах;

- научно-техническая, технологическая  среда. Важное значение имеет уровень развития системы образования, особенно профессионального высшего;

- благоприятный моральный  и психологический климат в  обществе (особенно переходного  периода) к предпринимательству  и предпринимателям в частности.  Преодоление стереотипов относительно  частных собственников, политики  и позиций поведения бизнес-структур, государства и власти.

       Внутренняя  среда формируется непосредственно  самими предпринимателями и во  многом носит субъективный характер. Включает следующие условия или  факторы: 

- наличие необходимого  объема собственного капитала, источники  заемных средств; 

- выбор предмета деятельности;

- правильный выбор организационной,  правовой формы предпринимательской  структуры; 

- подбор команды партнеров,  кадров работников и управление  персоналом (его симулирование);

- разработка обоснованного  бизнес-плана; 

- знание рынка и квалифицированное  проведение маркетинговых исследований;

- разработка и внедрение  обоснованной стратегии фирмы.  Предвидение и расчет последствий  предлагаемых рисков, их нейтрализация  и страхование; 

- четкое соблюдение законов  и нормативных актов, регулирующих  деятельность данного вида бизнеса  или соответствующей организационной  формы; 

- организационно-технологическая  структура фирмы (управление, отделы, цеха и пр.);

- благоприятный моральный  климат, условия работы сотрудников  и др.

 

 

 

 

3.Сущность предпринимательского риска

 Одной из  черт предпринимательской деятельности  является предпринимательский риск.  В самом общем плане риск - угроза, опасность возможного ущерба в ходе предпринимательской деятельности. Риск заложен в самой сути предпринимательской деятельности. Во-первых, он обусловлен свободой предпринимателя, то есть, предприниматель самостоятельно распоряжается средствами производства,  выбирает сферу деятельности, но не всегда поступает правильно. Во-вторых, в рыночных условиях предприниматель постоянно конкурирует с другими предпринимателями, и нет гарантии, что он выйдет победителем. В-третьих,  риск  усугубляется  рядом  иных факторов. Так, кризисное состояние экономики повышает риск выбора сферы  производства,  поскольку нет ориентира в прибыльности сфер. В-четвертых, риск обусловлен также законодательством, то есть, в условиях противоречия законодательству риск повышается. В этой  связи  возникает  вопрос об определении предпринимательского риска. Предпринимательский риск - риск, возникающий в любых  видах  деятельности предпринимателя.  В абсолютном выражении риск может быть выражен в материально-вещественных показателях (потерях) или же в  стоимостном выражении. В относительном выражении риск может  быть  определен как отношение суммы  возможных  потерь к стоимости основных и оборотных фондов. Основными видами потерь являются:    1. Материальные потери  -  незапланированные  материальные  расходы, прямая потеря в стоимостном и физическом выражениях.    2. Трудовые потери,  которые выражаются в потерях рабочего времени в результате непредвиденных  обстоятельств  (выражаются  в  человеко-часах, человеко-днях и т.д., а также в стоимостном выражении путем перемножения потерянного трудового  времени  на  его  стоимость).    3. Финансовые потери - имеют место при прямых денежных потерях в результате перерасходов денег, незапланированных выплат,  обесценивания ценных  бумаг, хищения. Кроме того, финансовые потери имеют место при недополучении денежных средств из тех источников, которые были  запланированы. Особые виды потерь появляются при инфляции, изменении валютных курсов, дополнительных изъятиях в бюджет вследствие изменения налоговой системы.    4. Потери  времени  функционирования реального капитала – замедлении оборота капитала в силу различных причин.    5. Специальные потери - проявляются в нанесении ущерба здоровью сотрудников, нанесении ущерба окружающей среде, имиджу фирмы.  Стоимость таких потерь трудно или невозможно определить.  1. Зону допустимого риска. В зоне допустимого риска  предприниматель  возмещает издержки и получает среднюю прибыль. Это обычный  предпринимательский риск.    2. Зона  критического  риска.  В этой зоне предприниматель возмещает только издержки производства.    3. Зона катастрофического риска. Здесь предприниматель не только  не возмещает издержки, но и находится в состоянии банкротства.

При расчете  риска используются различные методы с целью получения средневзвешенных данных: 1. Статистический метод -  комплексный анализ  системы показателей  фирмы за  определенный отрезок времени, сопоставление их и расчет риска.    2. Экспертный метод - использование внешних  экспертов  для  анализа состояния дел фирмы и расчета риска.    3. Расчетно-аналитический - предполагает анализ показателей фирмы на основе научно разработанных концепций

Процесс управления риском включает в себя шесть шагов:

    1. Определение   цели 

    2. Выяснение  риска 

    3. Оценка  риска  

    4. Выбор  методов управления риском, как  то:

       - игнорирование риска

       - предупреждение риска 

       - страхование  риска  

       - поглощение риска      

    5. Определение  одного из методов управления,  чаще  всего  сочетание

       ряда методов.

    6. Оценка  результатов. 

 

 

4.Понятие, классификация  и структура персонала предприятия

Персонал (трудовые ресурсы) предприятия — это совокупность постоянных работников, имеющих необходимую профессиональную подготовку и опыт практической работы (деятельности).

Персонал предприятия  классифицируется по таким признакам:

  • по участию в производственной деятельности — персонал, занятый в основной деятельности (производственный персонал), и персонал, занятый в не основной деятельности (непроизводственный персонал);
  • по характеру выполняемых функций - руководители, специалисты, служащие, рабочие.

Персонал, занятый основной деятельностью (производственный персонал) — совокупность работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и заводоуправлений, то есть все работники, занятые в сфере производства или его обслуживания.

Персонал не основной деятельности (непроизводственный персонал) — работники организационных образований, непосредственно не связанных с производством, — работники жилищно-коммунального хозяйства, детских дошкольных и медицинских учреждений, дворцов и домов культуры, учебных центров и других учреждений социального назначения. Руководители — работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, с заместителями руководителей и главными специалистами включительно. Специалисты — работники, выполняющие инженерно-технические, экономические и прочие работы, в частности, инженеры, экономисты, нормировщики, юрисконсульты, социологи, менеджеры по разным видам деятельности. Служащие — работники, осуществляющие подготовку и оформление управленческой документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, то есть выполняющие сугубо техническую работу (делопроизводители, учетчики, архивариусы, чертежники, стенографисты, офис-леди и т. п.). Рабочие — работники, непосредственно создающие материальные ценности или предоставляющие разнообразные услуги. По квалификационному уровню специалисты подразделяются на специалистов: высочайшей, высшей, средней квалификации и специалистов-практиков. Специалисты высочайшей квалификации — работники, имеющие научные степени и ученые звания. Специалисты высшей квалификации — работники с высшим образованием и значительным практическим опытом. Специалисты средней квалификации — работники со средним образованием и определенным практическим опытом. Специалисты-практики — работники, занимающие определенные должности (инженерные, экономические), но не имеющие специального образования. По степени участия в производстве рабочие подразделяются на основных и вспомогательных; по уровню квалификации — на рабочих высокой квалификации, квалифицированных рабочих, рабочих низкой квалификации и неквалифицированных рабочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Подбор, оценка и профессиональная  подготовка персонала 

Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это: предварительная  отборочная беседа; заполнение заявлений  и анкеты; собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; медицинский  осмотр.

При отборе кадров принято руководствоваться  следующими принципами:

* ориентация на сильные, а  не на слабые стороны человека  и поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для  данной должности. 

* ориентация на наиболее квалифицированные кадры, но не более высокой квалификации, чем это требует рабочее место. Оценка персонала (ОП) служит  основой развития и одной из важных проблем кадровой политики на предприятии, особенно в период ее реструктуризации и приватизации. Руководство должно ориентироваться на новые продукты, рынки, условия, приоритеты, оценивать свои возможности, а также возможности персонала, т.к. для работы в экономически сложные времена необходимо ориентироваться на нововведения и новых сотрудников. Задачи ОП: 1) способствует повышению трудовой дисциплины и производ. труда; 2) стимулирует проф. рост сотрудников, заставляет с большей ответственностью относиться к повышению своей квалификации; 3) позволяет планировать проф. развитие и карьеру, выявить сильные и слабые проф. качества. 4) позволяет более обосновано принимать решение о вознаграждении, продвижении и увольнении сотрудников. Цели ОП: 1) сбор информации о произв. климате и имидже, а также оценка мероприятий по работе с персоналом; 2) получение информации об отношениях между сотрудниками, 3) анализ систем ОТ; 4) исследование резервов развития персонала и его результативности,5) выявление уровня квалификации сотрудников и степени из соответствия должности; 6) выявление слабых подразделений по различным критериям; 7) исследование структуры рынка труда.

Под оценкой персонала  обычно понимается запланированная, строго формализованная и стандартизированная  оценка сотрудников, как членов организации, занимающих определенные должности.

Работникам предприятия тоже необходимо обновлять свои знания, связанные с выполняемой работой. Из этого следует необходимость в профессиональной подготовке кадров.

Такую подготовку проводят по двум направлениям: подготовка персонала  в соответствии с существующим и  будущим уровнем развития техники  и технологии производства и повышение  квалификации уже работающего персонала.

Информация о работе Шпаргалки по "Предпринимательству"