Введение
В настоящее время Кыргызстан
переживает сложный период своего развития
в связи с переходом на рельсы
рыночной экономики. C момента обретения
независимости в Кыргызской Республике
произошла кардинальная трансформация
развития производственных отношений,
соответствующая новым условиям.
При переходе от централизованной
командной системы управления к
регулируемой рыночной модели экономического
развития, одной из наиболее сложных
проблем является проблема создания
- научно познанных и аргументированных
правил поведения в сфере экономики,
делающих их юридически обязательными
для всех участников соответствующих
общественных отношений, а также
добиться реального воздействия
норм права на экономику.
Центральной фигурой в
народном хозяйстве, творцом и основным
действующим лицом проводимых в
настоящее время в Кыргызстане
экономических реформ является предприниматель.
Президент Кыргызской Республики в
«Обращении к нации» 25 января 2009 г. подчеркнул
что, на ближайшие годы главенствующей
идеологией нашей страны при реализации
национальных интересов будет идеология
разумного баланса. Необходимо обеспечить
баланс между инновациями и сохранением
национального своеобразия, между
рынком и государственным регулированием.
Одним из главных национальных интересов
он назвал «Экономическую самостоятельность
и достойную жизнь наших граждан»[1].
В настоящее время в
Кыргызстане в области предпринимательской
деятельности методология и система
правового регулирования только
формируются. На сегодняшний день единая
и целостная система правоотношений
в сфере предпринимательства
еще не сложилась. В действующем
национальном законодательстве содержится
большое количество спорных вопросов
и пробелов в части создания, деятельности
и ликвидации, различных организационно
- правовых форм юридических лиц, занимающихся
предпринимательством. Нередко правовые
акты, принимаемые в этой сфере, являются
лишь реакцией на пробелы в законодательстве,
ущемления прав и интересов граждан,
кредиторов, злоупотребления, получившие
широкую огласку в средствах
массовой информации. Попытки механического
заимствования иностранного законодательства
нередко приводят к появлению
неудачных правовых норм. Использование
подобного опыта должно основываться
на широком применении сравнительно-правовых
методов, серьезном анализе возможности
использования в условиях Кыргызстана
норм, аналогичных положениям зарубежного
законодательства.
Таким образом, уяснение сущности
предпринимательства и его роли
в общественной жизни Кыргызстана
требует всестороннего, комплексного
подхода, ретроспективного и сравнительно-правового
анализа его развития.
Представляется возможным
анализ современных проблем, определение
тенденций и перспектив развития
законодательства в сфере предпринимательства.
Указанные обстоятельства явились
решающими в выборе темы настоящего
диссертационного исследования.
1. Система источников
права в сфере предпринимательства
Поведение участников гражданских
правоотношений, включая и правоотношения,
возникающие в сфере предпринимательства,
регламентируется не только законами,
иными нормативными правовыми актами,
нормами международного права, но и
условиями заключаемых договоров,
принимаемых обязательств, обычаями
делового оборота, применением аналогии
закона и аналогии права. Законодатель
вторгается в регулирование поведения
субъектов гражданского права, в
том числе и в предпринимательскую
деятельность в той мере, в какой
это необходимо для соблюдения публичного
интереса и интересов других граждан.
В мировой практике структура
источников (форм) права, регулирующих
предпринимательскую деятельность,
формируется под влиянием концепций
соотношения гражданского права, с
одной стороны, и торгового права
- с другой. В современном мире
развитие товарно-денежных отношений
влечет за собой включение в торговый
оборот практически любых материальных
и нематериальных ценностей (кроме
объектов, изъятых из оборота), расширение
сферы торговых сделок, т.е. идет процесс
"коммерциализации" права, поэтому
многие принципы и нормы торгового
права внедряются в гражданское. Вследствие
этого, границы между гражданским и торговым
правом в настоящее время довольно трудно
установить. В результате этого некоторые
западные европейские государства объединили
гражданское и торговое право, упразднив
свои торговые кодексы (Швейцария и Италия).
Гражданский кодекс Нидерландов регламентирует
не только гражданские, но и торговые отношения.
Но имеются и иные подходы к этой проблеме.
В некоторых странах Западной Европы продолжают
действовать торговые кодексы, например,
торговый кодекс Франции 1807 года. В Германии
применяется Торговое уложение 1897 года
с изменениями и дополнениями.
В настоящее время во многих
государствах континентальной Европы
и Латинской Америки сложилась
система частного права, где наряду
с нормами общего гражданского права
имеются специальные нормы, регламентирующие
организацию и ведение торговой
или предпринимательской деятельности.
Совокупность этих норм рассматривается
как особая самостоятельная область
— торговое (предпринимательское) право.
В этих правовых системах проблема
разграничения гражданского права
и торгового (предпринимательского)
права является достаточно непростой
проблемой. Существование дуализма
частного права в таком аспекте
признается как зарубежными, так
и отечественными специалистами.
Дуализм права в этом случае
проявляется в наличии двух относительно
самостоятельных систем источников
права. Прежде всего, в одновременном
существовании гражданских и
торговых кодексов. В некоторых странах
имеются особые торговые суды, которые
рассматривают споры с участием коммерсантов.
Все это порождает вопрос
о разграничении гражданского и
предпринимательского права. Иногда эта
проблема разрешается путем определения
круга лиц, признаваемых коммерсантами
либо предпринимателями, а также
установления перечня сделок, которые
считаются торговыми (например, в
Германии).
Законодательство о предпринимательстве
и предпринимательских структурах
еще проходит первоначальную "обкатку"
на практике и, несомненно, будет исправляться
и разрастаться, особенно в части защиты
прав акционеров, учредителей коммерческих
организаций, в том числе от вмешательства
разных государственных структур. Начало
90-х годов XX века в истории Кыргызстана
ознаменовалось переломными явлениями
в экономической, политической и социальной
областях жизни. Все это потребовало незамедлительного,
нового правового регулирования, поскольку
законодательство советского времени
уже не могло обеспечить функционирование
нового экономического механизма. Правовое
регулирование было осуществлено в сжатые
сроки. Это законодательство преобразило
нашу экономическую жизнь и «сконституировало»
принципиально новое явление, каким стало
предпринимательство, хотя не все акты
законодательства и на всех этапах его
становления были совершенными, отвечающими
запросам общества.
Характеризуя в общем
плане нормативно-правовую базу предпринимательской
деятельности, заметим, что с точки
зрения источников (формы) права, - это
законы, в том числе Основной Закон
- Конституция Кыргызской Республики,
и подзаконные акты.
Прежде чем перейти
к краткому анализу основных направлений
законодательной деятельности в
области предпринимательства, необходимо
отметить значение двух стержневых правовых
актов:
- Конституция Кыргызской
Республики принятая 5 мая 1993 г.
заложившая фундаментальные положения
правового регулирования в условиях
нового политического и социально-экономического
строя; -Гражданский кодекс Кыргызской
Республики Часть 1,2 принятые соответственно
1996, 1998 гг. как крупнейший кодифицированный
акт, регулирующий имущественные и связанные
с ними личные неимущественные отношения,
составляющие основной элемент предпринимательской
деятельности.
Нормы гражданского законодательства,
отражающие особенности правового
регулирования в сфере предпринимательства,
образуют обширную систему правовых
предписаний, содержащихся как в
разделах ГК КР, так и в законах Кыргызской
Республики.
По многим позициям практика
такова, что подзаконные акты опережают
законодательное регулирование, как
бы прокладывая ему дорогу, беря
на себя функцию апробации того либо
иного решения, в дальнейшем получающего
законодательное решение. С нашей
точки зрения подобная практика имеет
право на существование, поскольку
она основывается на соответствующих
положениях ст. 47 Конституции Кыргызской
Республики, которая гласит: 1.Президент
на основе и во исполнение Конституции
и законов издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента
обязательны для исполнения на всей
территории Кыргызской Республики.
Думается эта формула
дает возможность Президенту Кыргызской
Республики в полной мере осуществлять
возложенные на него как главу государства
полномочия в проведении внутренней политики
государства в части реализации задач
по развитию и поддержке предпринимательства.
Значение Указов Президента
КР в системе регулирования предпринимательской
деятельности, очевидно. В виду многочисленности
принятых за последние годы указов, остановимся
на наиболее важных из них.
Так, принимая во внимание, возросшее
в современных экономических
условиях значение работы по своевременному
и справедливому разрешению возникающих
в сфере предпринимательства
хозяйственных споров, в целях
повышения эффективности судебной
деятельности, укрепления дисциплины
гражданско-правового договора (соглашения,
контракта), обеспечивающих выполнение
хозяйствующими субъектами принятых на
себя обязательств 7 октября 1999 г. был
принят Указ Президента КР « О мерах по
усилению судебной защиты прав и законных
интересов субъектов предпринимательской
деятельности».
В целях совершенствования
государственного регулирования деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и установления организационно
– правовых норм, способствующих дальнейшему
развитию экономической активности
граждан 16 февраля 2000 г. был принят Указ
Президента КР «О мерах по совершенствованию
государственного регулирования деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В целях реализации задач по развитию
и поддержке предпринимательства, определенных
в Комплексной основе развития Кыргызской
Республики до 2010 года, формированию благоприятной
предпринимательской среды и совершенствования
привлечения иностранных инвестиций в
республику, исключения необоснованного
вмешательства государственных органов
в деятельность субъектов предпринимательства
25 апреля 2002 г. был принят Указ Президента
КР « О мерах по совершенствованию государственной
политики в сфере регулирования инвестиционной
и иной предпринимательской деятельности».
В целях обоснования целесообразности
вмешательства государства в
сферу предпринимательской деятельности
оценки адекватности и эффективности
предполагаемого нормативного регулирования
за последние годы был принят ряд
Указов Президента КР как например: Указ
от 23 июля 2007г. «О мерах по ограничению
вмешательства контролирующих правоохранительных
и иных государственных органов в работу
субъектов предпринимательства». Указ
от 2 июля 2007 г. «О мерах по совершенствованию
порядка проведения проверок субъектов
предпринимательства». Указ от 23 июля
2007 г. «О некоторых мерах по оптимизации
разрешительно-регулятивной системы в
Кыргызской Республике». Указ от 22 апреля
2008 г. «О моратории на проверки, проводимые
Налоговой службой Кыргызской Республики,
и сокращения количества проверок субъектов
предпринимательства, осуществляемых
другими уполномоченными контролирующими
органами Кыргызской Республики». Указ
от 9 декабря 2008 г.«О совершенствованию
государственной политики в области регулирования
предпринимательской деятельности».
предпринимательство право
юридический регулирование
2. Классификация источников
права в сфере предпринимательства
Самое трудное в конструировании
предпринимательского права – придание
системности ее нормам.
Если взять за основу классификацию
источников права в сфере предпринимательства
национальных ученных К.С. Раманкулова
и А.А. Орозалиевой, то правовое регулирование
предпринимательской деятельности ведется
по четырем основным направлениям, которые
корреспондируют четыре крупных блока
нормативных актов.
Первый блок - определяет
внутренние отношения в конкретном
субъекте предпринимательской деятельности.
К ним можно отнести следующие:
Закон КР от 27 марта 2003 г. №64 «Об акционерных
обществах»[2], Закон КР от 15 октября 1999
г. №111 « О некоммерческих организациях»[3],
Закон КР от15 ноября 1996г. №60 « О хозяйственных
товариществах и обществах»[4], Закон КР
от 11 июня 2004 г. №70 «О кооперативах»[5],
Закон КР от 3 июня 1999 г. №47 «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве»[6], Закон КР от
14 августа 2003 г. № « О риэлтерской деятельности
в Кыргызской Республике»[7].
Второй блок - регулирулирует
отношения по «вертикали» меду субъектами
предпринимательской деятельности, с
одной стороны, и органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
с другой стороны. К ним можно отнести
следующие: Закон КР от 29 апреля 2002 г. №76
«О бухгалтерском учете»[8], Закон КР от
8 октября 1999г. №106 «О естественных монополиях
в Кыргызской Республике»[9], Закон КР от
2 марта 2002 г. №31 «О приватизации государственной
собственности в КР[10], Закон КР от 12 июля
1996 г. №39 «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ними»[11], Закон КР от 21 июля 1998 г. № 95
« О рынке ценных бумаг»[12], Закон КР от
14 января 1998 г. №8 «Патентный закон»[13],
Закон КР от 18 октября 1999 г. №112 «О медицинском
страховании граждан в КР»[14], Закон КР
от 10 января 2003 г. №2 «О базовых ставках
акцизного налога на подакцизные товары,
ввозимые и производимые юридическими
и физическими лицами в КР»[15], Закон КР
от 27 марта 2003 г. №66 «Об инвестициях в Кыргызской
Республике»[16], Закон КР от 26 июля 1997 г.№92.
«Об инвестиционных фондах»[17]. Закон КР
от 12 июля 1996 г. № 39. «О государственной
регистрации юридических лиц»[18].