Система источников права в сфере предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

При переходе от централизованной командной системы управления к регулируемой рыночной модели экономического развития, одной из наиболее сложных проблем является проблема создания - научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики, делающих их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений, а также добиться реального воздействия норм права на экономику.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.83 Кб (Скачать файл)

 

Третий блок – опосредует отношения субъектов предпринимательства  с банками и иными кредитными организациями, органами по валютному  регулированию и контролю. К ним  относятся следующие: Закон КР от 29 июля 1997 г. № 60 «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»[19], Закон КР от 29 июля 1997г. № 59 «О Национальном банке Кыргызской Республики»[20], Закон КР от 5июля 1995 г. № 61. «Об операциях в иностранной валюте»[21], Закон КР от 23 июля 1998 г. № 96 «Об организации страхования»[22], Закон КР от 12 января 1994 г. «О применении контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»[23], Закон КР от 15 февраля 2004 г. № « О консервации, ликвидации и банкротстве банков»[24]

 

Четвертый блок – регулирует отношения субъектов предпринимательства  по «горизонтали» - со своими партнерами по экономической деятельности. К  ним относятся следующие: Закон КР от 15 апреля 1994 г. №1487 – X11, «Об ограничении монополистической деятельности, развитии и защите конкуренции»[25], Закон КР от 29 июня 1992 г. № 915-X11 «О товарной бирже и биржевой торговле в Республике Кыргызстан»[26], Закон КР от 14 января 1998 г. №7 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»[27], Закон КР от 10 декабря 1997 г. №90 «О защите прав потребителей»[28], Закон КР от 1 февраля 2001 г. № 15 «О защите прав предпринимателей»[29], Закон КР от 25 мая 2007 г. № «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства»[30], Закон КР от 25 мая 2007 г. № «О государственной поддержке малого предпринимательства»[31]. Закон КР от 5 апреля 2008 г. «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности»[32], Закон КР от 28 июня 2006 г. № «Об оказании государственной поддержки юридическим и физическим лицам, постоянно проживающим и осуществляющим экономическую деятельность в населенных пунктах, расположенных в высокогорных и отдаленных зонах Кыргызской Республики»[33].

 

В регулировании предпринимательской  деятельности, обеспечении экономических  реформ «задействованы» все отрасли  права – государственное, административное, финансовое, уголовное и др. Ведущей  отраслью, ядром среди них является гражданское право. Именно оно опосредует отношения рыночного, предпринимательского характера, т. е. те отношения, где непосредственно  «куется» предпринимательская прибыль. Одной или обеими сторонами в  этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности - непосредственные участники новой  национальной экономики.

 

Разбросанность юридических  норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность, по различным отраслям права и часто отсутствие их систематизации внутри последних подчас порождают несогласованность, противоречивость, несовпадающее, а то и прямо противоположное толкование этих норм, вызывает немало трудностей в правореализационной, в том числе правоприменительной практике. В частности, противоречивая и невнятная законодательная база вызвала необходимость новой классификации системы источников права в сфере предпринимательства.

 

Если, по мнению автора классифицировать систему источников права в сфере предпринимательства по предмету ее регулирования то ее условно можно разделить на следующие разделы: - Право собственности;

 

- Приватизация государственного  и муниципального имущества; 

 

- Предпринимательство и  его субъекты;

 

- Свобода торговли;

 

- Свобода договоров;

 

- Либерализация внешнеэкономической  деятельности; - Налоговая система; 

 

- Валютное регулирование;

 

- Защита прав потребителей;

 

- Отечественные и иностранные  инвестиции;

 

- Банки и банковская  деятельность.

 

Рассмотрим каждый раздел в отдельности: Институт права собственности  выполняет в обществе три основные функции. Нормы права собственности: во первых, устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам; во вторых, закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом; в третьих, предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника[34]. Собственность — основа жизнедеятельности людей, и поэтому    законодательство о праве собственности является фундаментом регулирования предпринимательства.

 

Здесь следует, прежде всего, отметить Закон КР от 14 апреля 1990 г. № 16 "О собственности в Кыргызской Республике"[35] (отменен 8 мая 1996 г.), действовавший до принятия нового Гражданского Кодекса КР. Данный закон установил частную собственность граждан и юридических лиц, определив другие ее формы, объекты права собственности, вещные права, их защиту. Среди других законов о собственности следует отметить законы: от 2 июля 1997 г. № 42 «О недрах»[36]; от 10 апреля 2002 г. «О соглашениях, о разделе продукции»; от 22 декабря 1998 г. №153 «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним»[37] и т.д. Заслуживают внимания законы от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах»[38].          В ряду правовых актов о собственности существенное значение имеют принятые Законы «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» от 2 марта 2002 г [39]. «О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан» от 20 декабря 1991 г. №681 – X11[40] . В Законе КР «О коммунальной собственности и имуществе» от 15 марта 2002 г. № 37 [41] в том числе ряд указов Президента КР по этому вопросу.

 

Важными правовыми актами в области законодательства о  предприятиях и предпринимательской  деятельности были Закон от 6 февраля 1991 г. № 389 – X11 "О предприятиях в  Республике Кыргызстан" и утвержденное Советом Министров CССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» Эти акты провозгласили самостоятельность предприятий, наделив их широкими правами и провозгласили гарантии предпринимательской деятельности.

 

Наиболее полно организационно-правовые формы юридических лиц были определены в ныне действующем Гражданском  Кодексе КР и принятых на его основе законах ( «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003г № 64., «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 г. № 60 ). Вызывали дискуссии и первый - от 15 января 1994 г. № 1435 – X11 Закон КР «О банкротстве»[42] (утратил силу), и особенно второй - от 15 октября 1997 г. № 74; Закон КР «О банкротстве (несостоятельности)»[43] который в части возможностей ускоренного банкротства, позволяющие, как неоднократно отмечалось в средствах массовой информации, объявлять банкротом предприятие при небольших его долгах, доводить его с помощью "заинтересованных" временных управляющих до полного разорения, чтобы затем продавать за бесценок опять-таки "заинтересованным" группам лиц. Принятый новый Закон КР «О банкротстве (несостоятельности)», хотя учел многие недостатки прежнего законодательства о банкротстве, однако оставляет много не решенных проблем в этой сфере деятельности.

 

Важной мерой по становлению  рынка товаров народного потребления  явился Закон КР от 20 марта 2002 г. № 40 «О внутренней торговле в Кыргызской Республике»[44] определяющий основы торговой деятельности на территории КР, порядок ее осуществления, правоотношения между органами исполнительной власти, местным самоуправлением и субъектами предпринимательства, а также потребителями в сфере торговли. Действие этого закона распространяется на все субъекты торговой деятельности расположенные на территории КР, независимо от формы собственности. Важным документом в вопросах денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций и оказанию услуг на территории республики явилось принятие Закона КР от 12 января 1994 г. №397 – X11 «О применении контрольно – кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»[45]

 

Осуществление предпринимательской  деятельности на практике возможно только с использованием договорных гражданско-правовых форм. Поэтому для предпринимательства  исключительно важное значение имело провозглашение и конкретное регулирование принципа свободы договоров. Его суть была первоначально сформулирована в нормах Закона КР от 8 мая 1996 г. №11. «О предприятиях в Республике Кыргызстан» а в дальнейшем - в Гражданском кодексе КР. Свобода договоров выражается в наделении участников гражданско-правовых договоров целым рядом свобод: самостоятельные решения о заключении договора, о выборе его вида, свободный выбор партнера, согласованные самими сторонами условия о предмете и цене договора, способе его исполнения, порядке изменения и прекращения, об имущественной ответственности каждой стороны за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

 

Существенно, что одновременно в ст. 386 Гражданский кодекс КР предусмотрел защиту прав потребителей, в том числе граждан, от возможных злоупотреблений свободой договоров со стороны продавцов, подрядчиков, услугодателей. С этой целью было введено понятие «публичный договор» [46] и установлен порядок их заключения.

 

Судьба предпринимательства  в значительной мере определяется состоянием налогового законодательства. Налоговый  кодекс КР принятый 26 июня 1996 г. № 25[47]. Но, уже Законом КР от 2 октября 2008 г. « 231 «О введении новой редакции Налогового кодекса КР», состоящий из 385 статей, было внесено свыше ста изменений и дополнений.

 

В соответствии с Законом  КР от 5 июля 1995 г. № 6-1 «Об операциях в иностранной валюте»[48] осуществлены меры по упорядочению валютного дела: установлены обязательность продажи Национальному Банку КР доли валютной выручки, контроль за выполнением паспортов внешнеторговых сделок в части поступления валюты за экспортные товары и др. Однако на практике огромная часть валютной выручки предпринимателями переводится в зарубежные банки, что не соответствует национальным интересам Кыргызской Республики. Законодатели не нашли надлежащих инструментов валютной политики, допустили криминализацию в этой области. Между тем поиск соответствующих мер крайне необходим.

 

Один из самых эффективных  актов о предпринимательстве - Закон  КР от 10 декабря 1997 г. № 90 "О защите прав потребителей" (в редакции от 20 марта 2002 г. и 17 февраля 2003 г.). Этим законом регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказания услуг), устанавливают права потребителей на приобретенные товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей. В соответствии с ним суды рассмотрели и удовлетворили множество исков граждан и

 

обществ потребителей, предъявляющих  иски или от имени конкретных потребителей, или в интересах их неограниченного  числа. В соответствии с данным Законом  проведена значительная работа по изданию  утвержденных Правительством КР ряда правил торговли, бытового обслуживания и т.п. Пленум Верховного Суда КР принял постановление от 24 декабря 1993 г. №11 - 04 «О некоторых вопросах судебной практики по применению Закона РК О защите прав потребителей». Как известно, в национальной правовой науке нет единства мнений по вопросу о роли руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда Кыргызской Республики в качестве источника права.

 

Прецедент, как справедливо  отмечается в отечественной литературе, все более заметно и настойчиво «пробивает себе дорогу в правовой системе»[49]. И хотя вопрос о нем  остается все еще дискуссионным, тем не менее «углубление в  известной мере связи между судом  и законом в сторону расширения сферы судейского усмотрения» становится вполне очевидным. Многие авторы не без  оснований указывают на то, что  такая тенденция будет способствовать обогащению как теории источников, так самого права. Она будет содействовать  восполнению пробелов в праве, в  нормативно-правом регулировании, ибо, как резонно отмечается в литературе, нельзя же требовать от законодателя, чтобы он «охватил в нормах законов  все многообразие конкретных ситуаций, складывающихся в жизни»[50].

 

Наконец, применительно к  отдельным отраслям права и соответствующим  им отраслям юридической науки признание  судебной практики в качестве источника  права будет создавать благоприятные  условия и предпосылки для  их дальнейшего развития и совершенствования.[51]

 

Полагаем, что признание  судебного прецедента в качестве источника права по предпринимательской  деятельности позволит оперативно, с  позиций справедливости скорректировать  несовершенство нашего формирующегося законодательства.

 

Для развития предпринимательства  важное значение имеют инвестиции. Без помощи "посторонних" инвесторов невозможно решить крупные задачи по строительству и реконструкции производственных и торговых объектов, внедрению передовых технологий, причем с помощью как отечественных, так и иностранных инвесторов. Вот почему уже в первый же период экономических реформ были приняты Закон КР от 28 июля 1991 г. №536 – X11 «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»[52] Этот важный нормативно-правовой акт был направлен на создание правовых, экономических и организационных предпосылок привлечения иностранных инвестиций, развития благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике для иностранных инвестиций. В начальный период экономических реформ этот закон сыграл важную роль в привлечении иностранных инвестиций в нашу республику, в дальнейшем он был заменен Законом КР от 27 марта 2003 г. № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» [53] этот нормативный акт был направлен на привлечение не только иностранных инвестиций в нашу республику, но и отечественных инвестиций, а также регламентирует порядок разрешения инвестиционных споров, защиту и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта в республике был принят Закон КР от 16 декабря 1992 г. №1076 –11 «О свободных экономических зонах»[54] в соответствии с ним были приняты законы о ряде свободных экономических зон, хотя работа по законодательству об экономических зонах, еще не завершена.

 

Для предпринимательства  важное значение имеют банки. Они выполняют функции организации безналичных расчетов и кредитования предпринимателей. В Кыргызской Республике имеется Закон КР от 29 июля 1997 г. № 60 « О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»[55], Закон КР от 29 июля 1997 г. «О Национальном банке Кыргызской Республики»[56], который на основе своих полномочий издает большое число правил, инструкций и т.д. В то же время следует отметить, что контроль над деятельностью акционерных коммерческих банков в республике в достаточной мере не осуществляется.

Информация о работе Система источников права в сфере предпринимательства