Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:06, курсовая работа
При переходе от централизованной командной системы управления к регулируемой рыночной модели экономического развития, одной из наиболее сложных проблем является проблема создания - научно познанных и аргументированных правил поведения в сфере экономики, делающих их юридически обязательными для всех участников соответствующих общественных отношений, а также добиться реального воздействия норм права на экономику.
Третий блок – опосредует
отношения субъектов
Четвертый блок – регулирует
отношения субъектов
В регулировании
Разбросанность юридических норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, по различным отраслям права и часто отсутствие их систематизации внутри последних подчас порождают несогласованность, противоречивость, несовпадающее, а то и прямо противоположное толкование этих норм, вызывает немало трудностей в правореализационной, в том числе правоприменительной практике. В частности, противоречивая и невнятная законодательная база вызвала необходимость новой классификации системы источников права в сфере предпринимательства.
Если, по мнению автора классифицировать систему источников права в сфере предпринимательства по предмету ее регулирования то ее условно можно разделить на следующие разделы: - Право собственности;
- Приватизация государственного и муниципального имущества;
- Предпринимательство и его субъекты;
- Свобода торговли;
- Свобода договоров;
- Либерализация
- Валютное регулирование;
- Защита прав потребителей;
- Отечественные и иностранные инвестиции;
- Банки и банковская деятельность.
Рассмотрим каждый раздел в отдельности: Институт права собственности выполняет в обществе три основные функции. Нормы права собственности: во первых, устанавливают принадлежность того или иного имущества определенным лицам; во вторых, закрепляют правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом; в третьих, предусматривают правовые средства охраны прав и интересов собственника[34]. Собственность — основа жизнедеятельности людей, и поэтому законодательство о праве собственности является фундаментом регулирования предпринимательства.
Здесь следует, прежде всего, отметить Закон КР от 14 апреля 1990 г. № 16 "О собственности в Кыргызской Республике"[35] (отменен 8 мая 1996 г.), действовавший до принятия нового Гражданского Кодекса КР. Данный закон установил частную собственность граждан и юридических лиц, определив другие ее формы, объекты права собственности, вещные права, их защиту. Среди других законов о собственности следует отметить законы: от 2 июля 1997 г. № 42 «О недрах»[36]; от 10 апреля 2002 г. «О соглашениях, о разделе продукции»; от 22 декабря 1998 г. №153 «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним»[37] и т.д. Заслуживают внимания законы от 14 января 1998 г. № 6 «Об авторском праве и смежных правах»[38]. В ряду правовых актов о собственности существенное значение имеют принятые Законы «О приватизации государственной собственности в Кыргызской Республике» от 2 марта 2002 г [39]. «О приватизации жилищного фонда в Республике Кыргызстан» от 20 декабря 1991 г. №681 – X11[40] . В Законе КР «О коммунальной собственности и имуществе» от 15 марта 2002 г. № 37 [41] в том числе ряд указов Президента КР по этому вопросу.
Важными правовыми актами в области законодательства о предприятиях и предпринимательской деятельности были Закон от 6 февраля 1991 г. № 389 – X11 "О предприятиях в Республике Кыргызстан" и утвержденное Советом Министров CССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» Эти акты провозгласили самостоятельность предприятий, наделив их широкими правами и провозгласили гарантии предпринимательской деятельности.
Наиболее полно организационно-
Важной мерой по становлению
рынка товаров народного
Осуществление предпринимательской
деятельности на практике возможно только
с использованием договорных гражданско-правовых
форм. Поэтому для
Существенно, что одновременно в ст. 386 Гражданский кодекс КР предусмотрел защиту прав потребителей, в том числе граждан, от возможных злоупотреблений свободой договоров со стороны продавцов, подрядчиков, услугодателей. С этой целью было введено понятие «публичный договор» [46] и установлен порядок их заключения.
Судьба предпринимательства в значительной мере определяется состоянием налогового законодательства. Налоговый кодекс КР принятый 26 июня 1996 г. № 25[47]. Но, уже Законом КР от 2 октября 2008 г. « 231 «О введении новой редакции Налогового кодекса КР», состоящий из 385 статей, было внесено свыше ста изменений и дополнений.
В соответствии с Законом КР от 5 июля 1995 г. № 6-1 «Об операциях в иностранной валюте»[48] осуществлены меры по упорядочению валютного дела: установлены обязательность продажи Национальному Банку КР доли валютной выручки, контроль за выполнением паспортов внешнеторговых сделок в части поступления валюты за экспортные товары и др. Однако на практике огромная часть валютной выручки предпринимателями переводится в зарубежные банки, что не соответствует национальным интересам Кыргызской Республики. Законодатели не нашли надлежащих инструментов валютной политики, допустили криминализацию в этой области. Между тем поиск соответствующих мер крайне необходим.
Один из самых эффективных актов о предпринимательстве - Закон КР от 10 декабря 1997 г. № 90 "О защите прав потребителей" (в редакции от 20 марта 2002 г. и 17 февраля 2003 г.). Этим законом регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказания услуг), устанавливают права потребителей на приобретенные товары (работы, услуги) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей. В соответствии с ним суды рассмотрели и удовлетворили множество исков граждан и
обществ потребителей, предъявляющих иски или от имени конкретных потребителей, или в интересах их неограниченного числа. В соответствии с данным Законом проведена значительная работа по изданию утвержденных Правительством КР ряда правил торговли, бытового обслуживания и т.п. Пленум Верховного Суда КР принял постановление от 24 декабря 1993 г. №11 - 04 «О некоторых вопросах судебной практики по применению Закона РК О защите прав потребителей». Как известно, в национальной правовой науке нет единства мнений по вопросу о роли руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда Кыргызской Республики в качестве источника права.
Прецедент, как справедливо
отмечается в отечественной литературе,
все более заметно и настойчиво
«пробивает себе дорогу в правовой
системе»[49]. И хотя вопрос о нем
остается все еще дискуссионным,
тем не менее «углубление в
известной мере связи между судом
и законом в сторону расширения
сферы судейского усмотрения» становится
вполне очевидным. Многие авторы не без
оснований указывают на то, что
такая тенденция будет
Наконец, применительно к
отдельным отраслям права и соответствующим
им отраслям юридической науки признание
судебной практики в качестве источника
права будет создавать
Полагаем, что признание судебного прецедента в качестве источника права по предпринимательской деятельности позволит оперативно, с позиций справедливости скорректировать несовершенство нашего формирующегося законодательства.
Для развития предпринимательства важное значение имеют инвестиции. Без помощи "посторонних" инвесторов невозможно решить крупные задачи по строительству и реконструкции производственных и торговых объектов, внедрению передовых технологий, причем с помощью как отечественных, так и иностранных инвесторов. Вот почему уже в первый же период экономических реформ были приняты Закон КР от 28 июля 1991 г. №536 – X11 «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике»[52] Этот важный нормативно-правовой акт был направлен на создание правовых, экономических и организационных предпосылок привлечения иностранных инвестиций, развития благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике для иностранных инвестиций. В начальный период экономических реформ этот закон сыграл важную роль в привлечении иностранных инвестиций в нашу республику, в дальнейшем он был заменен Законом КР от 27 марта 2003 г. № 66 «Об инвестициях в Кыргызской Республике» [53] этот нормативный акт был направлен на привлечение не только иностранных инвестиций в нашу республику, но и отечественных инвестиций, а также регламентирует порядок разрешения инвестиционных споров, защиту и обеспечение гарантий иностранным инвесторам. В целях обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта в республике был принят Закон КР от 16 декабря 1992 г. №1076 –11 «О свободных экономических зонах»[54] в соответствии с ним были приняты законы о ряде свободных экономических зон, хотя работа по законодательству об экономических зонах, еще не завершена.
Для предпринимательства важное значение имеют банки. Они выполняют функции организации безналичных расчетов и кредитования предпринимателей. В Кыргызской Республике имеется Закон КР от 29 июля 1997 г. № 60 « О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике»[55], Закон КР от 29 июля 1997 г. «О Национальном банке Кыргызской Республики»[56], который на основе своих полномочий издает большое число правил, инструкций и т.д. В то же время следует отметить, что контроль над деятельностью акционерных коммерческих банков в республике в достаточной мере не осуществляется.
Информация о работе Система источников права в сфере предпринимательства