Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 13:02, курсовая работа
Описание работы
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в Казахстане происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки: - основной мотив этой деятельности - получение прибыли; - свобода и автономность принятия решений предпринимателем; - самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………….3 Понятие предпринимательства………………..………………………5 Виды предпринимательства…………………………………………… Субъекты предпринимательства………………………… Индивидуальные предприниматели ………….…………….…….……..…15 Индивидуальные предприниматели …………………………………....2 Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области……………………………………………………………………..20 Плюсы и минуса государственной политики в сфере предпринимательства…………………………….……………………….20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….…25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……...27
Во взаимоотношениях предпринимателя
и потребителя предприниматель относится
к категории активного субъекта, а потребителю
свойственна, прежде всего, пассивная
роль. При анализе стороны этих взаимоотношений
потребитель выполняет роль индикатора
предпринимательского процесса. Это понятно,
поэтому все то, что составляет предмет
деятельности предпринимателя, имеет
право на реализацию только в случае позитивной
(положительной) экспертной оценки потребителя.
Такая оценка осуществляется потребителем
и выступает как готовность последнего
приобрести тот или иной товар. Предприниматель,
при планировании и организации своей
деятельности никоим образом не может
игнорировать настроения, желания, интересы,
ожидания, оценки потребителя.
У предпринимателя в условиях
рыночной системы отношений нет иного
пути воздействия на потребителя, кроме
как действовать в унисон с его
интересами. Однако такая ситуация
вовсе не означает, что предприниматель
обязан действовать только
в строгом соответствии с уже выявленными
интересами потребителя. Сам
предприниматель может формировать спрос
потребителя, создавать новые
покупательские потребности (ну кто из
потребителей предполагал приобрести
видеомагнитофон, когда он еще не
производился, а только готовился
к производству?). К этому как раз и
сводится положение о двух способах
организации предпринимательской
активности: на основе выявленного
интереса потребителя или на основе
"навязывания" ему нового
товара.
Таким образом, целью предпринимателя
выступает необходимость "завоевать'потребителя,
создать круг собственных потребителей.
Основными средствами воздействия
предпринимателя на потребителя выступаютследующие
факторы:
• новизна товара и его соответствие
интересу потребителя;
•качество;
• цена, доступность товара;
• степень универсальности
товара;
•внешний вид и упаковка;
•позитивные отличительные
характеристики товара от товаров других
производителей и возможность
потребителя ознакомиться с такими отличиями;
возможность воспользоваться
услугами послепродажного сервиса;
соответствие общепринятым
или государственным стандартам;
• престижность и привлекательность
рекламы товара и т. д.
Вывод, который можно было бы
сделать из рассматриваемой проблемы,
сводится к следующему: если с точки зрения
общественного производства именно предприниматель
выступает в роли активного субъекта,
то с точки зрения самого предпринимательского
процесса, его содержания и эффективности
активную роль играет потребитель, и предприниматель
не может игнорировать этот факт.
Роль государства как субъекта
предпринимательского процесса может
быть различной в зависимости от общественных
условий, ситуации, складывающейся в сфере
деловой активности, и тех целей, какие
ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной
ситуации государство может быть:
• тормозом развития предпринимательства,
когда оно создает крайне неблагоприятную
обстановку для развития предпринимательства
или даже запрещает его;
• посторонним наблюдателем,
когда государство прямо не противодействует
развитию предпринимательства,
но в то же время и не способствует этому
развитию;
• ускорителем предпринимательского
процесса, когда государство ведет постоянный
и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский
процесс новых экономических агентов
(нередко такая целенаправленная деятельность
государства вызывает "взрыв" предпринимательской
активности и приводит к "буму" предпринимательства).
Каковы же функции государства
как ускорителя предпринимательского
процесса?
Во-первых, государство берет
на себя образовательные функции, т. е.
функции по профессиональной подготовке
и воспитанию предпринимательских кадров.
При этом во внимание принимается тот
факт, что осуществление предпринимательской
деятельности в современной ситуации
возможно лишь при условии умелого сочетания
по крайней мере трех основных элементов
и их
эффективного использования
в практической деятельности:
а) общеэкономической теории;
б) конкретных экономических
(предпринимательских) знаний;
в) количественных методов в
предпринимательстве, т. е. умения осуществлять
предпринимательские расчеты
применительно к любой планируемой сделке
или операции, а также умения предусмотреть
движение средств на счетах своего предприятия
при планировании и осуществлении какой-либо
сделки.
Во-вторых, государство поддерживает
в финансовом отношении только что вступивших
или вступающих в сферу деловой активности
предпринимателей.
Обычно с этой целью государством
разрабатываются специальные программы
поддержки предпринимателей, в которых
учитываются меры по льготному кредитованию.
Особые льготы предоставляются тем, кто
берется за реализацию каких-либо предпринимательских
проектов.
В-третьих, государство обычно
также берет на себя функции создания
для предпринимателей требуемой предпринимательской
инфраструктуры, т. е. всех тех вспомогательных
(с точки зрения основного содержания
предпринимательских проектов) структур,
которые могли бы оказать предпринимателю
услуги, необходимые для эффективной реализации
проектов.
Государство обычно снабжает
предпринимателя необходимой (чаще всего
маркетинговой) информацией, берет на
себя также расходы по ведению научных,
научно-технических, проектно-изыскательских
и иных работ с предоставлением их результатов
предпринимателям на безвозмездной или
льготной основе.
Государство также стремится
к учреждению консультационных, юридических
и иных фирм, облегчающих деятельность
предпринимателей, а также берет на себя
функции по подготовке кадров нужной квалификации
для предпринимательских структур.
Наемный работник как реализатор
идей предпринимателя также относится
к группе субъектов предпринимательского
процесса. Именно от него зависит эффективность
и качество реализации предпринимательской
идеи.
Известно, что каждому экономическому
субъекту свойственны свои собственные
интересы. Что касается предпринимателя
и наемного работника, то часть их планов
совпадает (чем выше прибыль, тем выше
заработная плата, к примеру), а часть носит
полярно противоположный характер (предприниматель
не заинтересован в высокой оплате труда,
а наемный работник заинтересован). В таких
случаях стороны вынуждены идти на поиск
компромиссных вариантов, что, в общем-то,
и составляет основу взаимоотношений
этих двух субъектов
предпринимательского процесса.
В рамках таких взаимоотношений
предприниматель обозначает для себя
определенные проблемы в своей повседневной
деятельности и старается разрешить их
с наибольшим эффектом. Какие же это проблемы?
Прежде всего, подбор кадров
нужной специализации и требуемого уровня
квалификации. Эта проблема разрешается
двумя возможными путями:
• подготовка таких кадров
на собственной информационной и финансовой
базе (но такой путь не всегда эффективен
по понятным причинам);
• привлечение кадров, занятых
в других предпринимательских или производственных
структурах, для чего требуется создание
для работников лучших, более привлекательных.
Другой проблемой выступает
необходимость вовлечения наемного работника
в интерес предпринимательской структуры.
При этом различают две формы:
• вовлечение наемного работника
в производственный интерес предпринимательской
структуры;
• вовлечение наемного работника
в коммерческий интерес фирмы.
Первая форма свойственна европейской
системе организации труда, когда каждый
наемный работник точно знает свои производственные
функции и выполняет их с присущей ему
умелостью.
Вторая форма характерна для
японо-американской системы организации
труда, когда каждый наемный работник
заинтересован не только в должном исполнении
своих производственных функций, но и
обеспокоен общим результатом деятельности
предпринимательской структуры. Эта форма
вовлечения работника является, конечно,
более эффективной по сравнению с первой
и наиболее привлекательной как с точки
зрения предпринимателя, так и с точки
зрения общества.
Форма вовлечения наемного
работника в интерес предпринимательской
структуры зависит от используемой предпринимателем
системы оплаты труда. На сегодняшний
различают следующие:
·Твердая гарантированная заработная
плата.
Твердая гарантированная заработная
плата с ежемесячной (ежеквартальной или
ежегодной) премией,
·Сдельная заработная плата.
·С использованием коэффициента
эффективности.
Сдельно-премиальная заработная
плата.
·Тарифная заработная плата.
·Почасовая заработная плата.
Правда, все эти формы оплаты
труда способствуют вовлечению работника
лишь в производственный (но не в коммерческий)
интерес фирмы. Для работника в такой ситуации
главное — выполнить надлежащим образом
свои обязанности, а каков будет общий
результат деятельности фирмы, предприятия,
коллектива, для него не так важно.
Для вовлечения работника в
коммерческий интерес фирмы важно создать
такую ситуацию, когда работник одновременно
будет заинтересован как в своих личных
результатах, так и в результатах коллективной
деятельности. Такой двоякий интерес работника
можно стимулировать только одним-единственным
средством — установлением приемлемого
уровня заработной платы.
В условиях рынка от предпринимателя
требуется умение — и даже предрасположенность
— действовать в союзе с другими предпринимателями
и
вести постоянный поиск наиболее
эффективных партнерских связей, в ходе
которого предприниматель осуществляет
переориентацию своей деятельности.
Партнерские связи (реальные
и потенциальные) играют весьма важную
роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель
при планировании своей деятельности,
при разработке бизнес-плана обязательно
учитывает возможность установления необходимых
партнерских связей. К примеру, если Вы
планируете производить, скажем, кухонную
мебель, то Вы, естественно, обязательно
постараетесь определить, где, у кого и
на каких условиях предположительно (и
есть ли такая возможность) Вы сможете
приобретать все необходимое для организации
производства (древесину, иные компоненты,
фурнитуру,
оборудование, машины и т. д.).
Без такого подхода невозможно планирование
предпринимательской деятельности.
Выбор партнерских связей зависит
от целого ряда факторов. Партнерские
связи
можно классифицировать следующим
образом.
1. Долговременные (или постоянные).
2. Кратковременные (или на определенный
срок).
3. Случайные.
Таким образом, при планировании
своей деятельности предприниматель рассматривает
партнера (партнеров) как субъект предпринимательского
процесса, от формы взаимоотношений
с которым зависит уровень эффективностиего
деятельности.
2. Индивидуальные
предприниматели
Предпринимательская деятельность
гражданина без образования юридического
лица имеет ряд особенностей.
Физическое лицо приобретает
статус индивидуального предпринимателя
с момента его государственной регистрации.
Закон предусматривает, что к предпринимательской
деятельности граждан, осуществляемой
без образования юридического лица, применяются
правила, регулирующие деятельность коммерческих
юридических лиц. Предприниматель может
совершать любые, не запрещенные законом
сделки, заключать контракты, в том числе
трудовые и подрядные договоры с наемными
работниками и исполнителями, открывать
счета в кредитных учреждениях и распоряжаться
находящимися на них денежными средствами,
производить иные действия.
Однако многие часто забывают,
что по своему правовому статусу индивидуальный
предприниматель в первую очередь является
гражданином, физическим лицом. Поэтому
правила, установленные для коммерческих
юридических лиц, применяются к предпринимательской
деятельности граждан лишь постольку,
поскольку иное не вытекает из правовых
актов или существа отношения.
Следует учитывать, что индивидуальному
предпринимателю разрешается иметь в
собственности только имущество, которым
вправе обладать граждане. В отличие от
юридического лица, он как гражданин может
наследовать и завещать свое имущество.
Он имеет возможность работать в государственных
и частных организациях, заниматься любой
законной деятельностью, если только эту
должность или работу разрешено совмещать
с предпринимательством.
В установленном законом порядке
индивидуальный предприниматель, как
обычный гражданин, может быть по решению
суда ограничен в правоспособности (например,
когда суд запрещает ему заниматься определенной
деятельностью), дееспособности, признан
недееспособным, безвестно отсутствующим
или умершим со всеми вытекающими из этого
последствиями.
В настоящее время государство
принимает меры, направленные на поддержку
малого бизнеса, в том числе индивидуальных
предпринимателей, которым должны предоставляться
льготные кредиты, оказываться производственно-технологическое,
информационное и кадровое содействие.
В частности, для индивидуальных предпринимателей
установлен упрощенный режим налогообложения.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического
лица, приобретают годовой патент, стоимость
которого перечисляется в соответствующий
бюджет. Кроме того, они освобождены от
уплаты налога на добавленную стоимость.
Перед юридическими лицами
индивидуальные предприниматели имеют
и другие преимущества, предоставленные
им как гражданам отдельными правовыми
актами. Например, что очень важно в небольших
городах или поселках, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие хозяйственную
деятельность в пределах собственного
жилого дома (при использовании части
этого дома под производственные мастерские)
и не применяющие наемный труд, рассчитываются
за электроэнергию, в том числе на производственные
нужды, по тарифам, установленным для населения.