Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 13:02, курсовая работа
Описание работы
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в Казахстане происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки: - основной мотив этой деятельности - получение прибыли; - свобода и автономность принятия решений предпринимателем; - самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………….3 Понятие предпринимательства………………..………………………5 Виды предпринимательства…………………………………………… Субъекты предпринимательства………………………… Индивидуальные предприниматели ………….…………….…….……..…15 Индивидуальные предприниматели …………………………………....2 Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области……………………………………………………………………..20 Плюсы и минуса государственной политики в сфере предпринимательства…………………………….……………………….20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….…25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……...27
Кредиторы индивидуального
предпринимателя, имеющие требования,
связанные с его коммерческой деятельностью,
обладают преимущественным правом на
удовлетворение претензий перед иными
кредиторами данного гражданина. Индивидуальный
предприниматель, который не в состоянии
заплатить долги, связанные с его предпринимательской
деятельностью, может быть по решению
суда признан несостоятельным (банкротом).
С момента вынесения судом такого решения
регистрация гражданина в качестве предпринимателя
утрачивает силу. После завершения расчетов
с кредиторами признанный банкротом предприниматель
освобождается от исполнения оставшихся
обязательств, возникших в связи с его
предпринимательской деятельностью. При
этом он также освобождается от долгов,
не связанных с коммерческой деятельностью,
если эти долги были предъявлены и учтены
в ходе процедуры признания его банкротом.
Долги гражданина-предпринимателя,
не связанные с коммерческой деятельностью
и не заявленные в процессе его банкротства,
а также требования личного характера,
например требования граждан, перед которыми
он несет ответственность за вред, причиненный
жизни или здоровью, сохраняют свою силу.
Руководители и главные бухгалтеры
малых предприятий, индивидуальные предприниматели
стоят перед необходимостью отслеживать
огромное количество непрерывно изменяющихся
нормативных документов. Упустить что-либо
их них - это значит подвергнуть себя риску
огромных штрафных санкций, которые установлены
не только действующим законодательством,
но и многочисленными указами Президента
Гражданин, осуществляющий
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и не прошедший
государственную регистрацию, не вправе
ссылаться в отношении заключенных им
сделок на то, что он не является предпринимателем.
Суд может применить к таким сделкам правила,
установленные для обязательств, возникающих
из предпринимательской деятельности.
Все споры с участием граждан, включая
предпринимателей, не зарегистрированных
в установленном порядке, рассматривает
народный суд общей юрисдикции.
Все не так хорошо как кажется.
По всем опросам, для всех предпринимателей
главный барьер - это все-таки административный
барьер, т.е. чиновник, который мешает.
Нарушения совершают муниципальные власти,
антимонопольного законодательства. Чаще
всего муниципальные чиновники покушаются
на конкуренцию. Они норовят создать преимущества
одному – двум хозяйственным субъектам
на подведомственной территории, формируя,
таким образом, монополию, со всеми вытекающими
последствиями. Проблема формирования
налоговой системы изъяны, которой, как
считалось еще год – полтора назад, в основном
и мешали развиваться предпринимательству,
теперь отступили на задний план. Сейчас
актуальным вопросом является о так называемой
дебюрократизации отечественной экономики.
Речь идет о ликвидации административных
барьеров (ставить эти барьеры перед бизнесом
нередко помогают законы) и облегчении
контрольно-надзорного процесса. С этой
целью были приняты федеральные законы
о государственной регистрации юридических
лиц, о лицензировании. Однако, желаемых
результатов не получено, развитие предпринимательства
не ускорилось.
Лицензирование предприятий
вынуждает пройти от 20 – 30 инстанций и
получить лицензию, отнюдь не бесплатно,
50 – 90 согласований.
Интервью с Ириной Хакамадой
по вопросам экономики предпринимательства.
«…Следующей статьей идет принуждение
предпринимателя к добровольным тратам.
Вам как бы ничего не приказывают, но если
вы в регионе не профинансируете праздник
в честь Губернатора и не вложите туда
кучу денег, то на следующий день к вам
придет налоговая милиция, или полиция,
или еще не знаю что, но в любом случае
предприятие будет терпеть огромные убытки.
И, наконец, подношения лично чиновникам,
разного уровня, в первую очередь, при
получении в аренду недвижимости и получении
земельных участков. Это самая коррумпированная
сфера, в которую, несмотря на федеральные
законы, доступа никакого нет, ни одного
открытого конкурса, ни в одной губернии
не проводится. Большая часть собственности
в руках региональных и местных властей.
По последним оценкам эти подношения составляют
33 млрд. долларов в год. Весь федеральный
бюджет составляет 60-65 млрд. при высоких
ценах, а при низких ценах, как было в 1998
году, 35-40 млрд. Т.е. при конечной оценке
получается, что почти весь федеральный
бюджет, второй бюджет страны, через взяточничество
и беспредельную коррупцию лежит в карманах
чиновников. Как можно говорить о спецпрограммах
после таких цифр? Конечно это благое
дело, как в Америке. Я знаю, там есть специальные
агентства и там оказывается огромная
помощь государства. То же самое в Японии
и т.д. У нас все превращается в чиновничий
беспредел. Это, конечно, можно сделать,
но это будет третье, наверное, дело или
четвертое. А главное, убрать излишнюю
власть с рынка и прекратить вот это мздоимство
и упростить, действительно, систему отчетности,
налогов и т.д. и дать доступ к кредитным
ресурсам. А потом уже спецпрограммы.
Закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности". Вводится
упрощение лицензирования. 27% считают,
что закон положение ухудшил, 76% - не изменил.
Что это означает? Сократили виды деятельности,
подлежащие, обязательному лицензированию
до 104 и сделали список закрытым. Никто
не имеет право вводить новые виды лицензирования.
Что делается на местах? Под видом проверок,
выписывания новых, других документов
ведомства фактически занимаются квази
- лицензированием. Изменения арендных
ставок на государственную недвижимость.
Доступа к недвижимости нет - это вторая
проблема. Значит, первая проблема для
бизнеса - это вышеуказанная, а второе
- отсутствие доступа к основным фондам.
Ну, не может предприятие работать, если
у него нет здания. Так, фермер не может
ничего выращивать, если у него нет земли.
Так, даже экспертная группа ученых, которые
решили консалтингом заняться, не может
даже маленькое дело начать, все равно
помещение им нужно. И последнее - отсутствие
кредитных ресурсов. У нас нет альтернативных
институтов получения кредитов. Бьюсь
10 лет, никак не получается решить этот
вопрос. Я имею в виду создание кредитных
союзов юридических лиц, страховых союзов
юридических лиц, когда их функции не облагаются
страховым налогом внутри этой кассы взаимопомощи
и при этом не нужно получать банковскую
лицензию. Министерство финансов и ЦБ
РФ против. Они считают, что это отмывание
капитала. Это не правильно, потому что
отмывание капитала происходит и так в
оффшорах благополучно. 50% экономики находится
в серой экономике, т.е. у меня такое впечатление,
что государство упорно не хочет легализовать
существующие финансовые капиталы в России.
Я уверена, что в России мы просто купаемся
за деньги. Вы не представляете, как много
денег в стране, своих, отечественный денег.
И они все находятся в серой экономике
или находятся в карманах чиновников.
Что мешает малому
бизнесу (отношения «чиновник – предприниматель»)
Причина
Количество отзывов
% Отношения
Система
согласований слишком громоздка
175
29,5
Постоянные
изменения требований и условий получения
документов
135
22,7
Незаинтересованность
чиновников в оперативном получении документации
124
20,9
Умышленное
«торможение» процесса получения документов
85
14,5
Отсутствие
навыков в получении документов у сотрудников
предприятий
46
7,7
Объективные
причины, не зависящие от структур, выдающих
документы
27
4,5
Не
испытывают проблем в получении документов
2
0,4
Под документами подразумевается
лицензии, свидетельства и др. документы,
при организовании предприятия.
Преимущества и недостатки
индивидуального предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства
как субъекты рыночной экономики имеют
как преимущества, так и недостатки. Анализируя
зарубежный и отечественный опыт развития
индивидуального предпринимательства,
можно указать на следующие его преимущества:
более быстрая адаптация к местным
условиям хозяйствования;
большая независимость действий
субъектов малого предпринимательства;
гибкость и оперативность в
принятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходы, особенно затраты
на управление;
большая возможность для индивидуума
реализовать свои идеи, проявить свои
способности;
более низкая потребность в
капитале и способность быстро вводить
изменения в продукцию и производство
в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокая
оборачиваемость собственного капитала;
упрощенное ведение учета хозяйственной
деятельности предприятия;
сосредоточение всего размера
получаемой прибыли в одних руках – у
хозяина предприятия и др.
Так, в докладе Международного
бюро труда отмечается, что малые и средние
предприятия располагают значительными
конкурентными преимуществами, часто
требуют меньше капиталовложений в расчете
на одного работника по сравнению с крупными
предприятиями, широко используют местные
материальные и трудовые ресурсы. Собственники
малых предприятий более склонны к сбережениям
и инвестированию, у них всегда высокий
уровень личной мотивации в достижении
успеха, что положительно сказывается
в целом на деятельности предприятия.
Субъекты малого предпринимательства
лучше знают уровень спроса на местных
(локальных) рынках, часто товары производят
по заказу конкретных потребителей, дают
средства к существованию большему количеству
людей, чем крупные предприятия, тем самым
содействуют подготовке профессиональных
работников и распространению практических
знаний. Малые и средние предприятия по
сравнению с крупными в отдельных странах
занимают доминирующее положение, как
по числу, так и по удельному весу в производстве
товаров, выполнении работ, оказании услуг. В
то же время субъектам малого предпринимательства
свойственны и определенные недостатки,
среди которых следует выделить самые
существенные:
более высок уровень риска,
поэтому высокая степень неустойчивости
положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении делом;
слабая компетентность руководителей;
повышенная чувствительность
к изменениям условий хозяйствования;
трудности привлечении дополнительных
финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность
хозяйствующих партнеров при заключении
договоров (контрактов)
имущественная ответственность
распространяется на все имущество предпринимателя,
включая личное (дом, машина, дача и др.).
Наиболее значимый недостаток, по мнению
владельцев. И др.
Конечно, недостатки и неудачи
в деятельности
субъектов малого предпринимательства
определяются как внутренними, так и внешними
причинами, условиями функционирования
малых предприятий.
Как показывает опыт, большинство
неудач малых фирм связано с менеджерской
неопытностью или профессиональной некомпетентностью
собственников частых фирм.
Шансы фирмы на успех повышаются
по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие
при одном владельце, приносят более высокий
и стабильный доход, чем фирмы, которые
часто меняют владельцев.
Американская статистика показывает,
что женщины - владельцы малых фирм более
удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе
исследований отмечается, что преуспевают
те малые предприниматели, которые много
работают, но в то же время не переходят
в своей деятельности рамки здравого смысла.
На неудачах малого бизнеса
сказывается невысокая квалификация предпринимателей.
Предприниматели, уже накопившие опыт
ведения дел в маленьких фирмах, как правило,
более удачливы. Если в управлении фирмы
участвует не один человек, а предпринимательская
команда состоит из двух, трех или четырех
лиц, шансы на выживание выше, поскольку
коллективное принятие решения более
профессионально. На живучести малых фирм
сказываются и размеры финансирования
на первом этапе. Чем больше первоначальный
капитал, вложенный в фирму, тем больше
возможностей ее сохранения в кризисные
периоды.
Постоянный поиск то появляющихся,
то исчезающих общественных потребностей
и непрерывное приспособление к ним составляют
основу стратегии малого предпринимательства.
Для экономики в целом деятельность
малых компаний оказывается важным фактором
повышения ее гибкости. По уровню развития
малого бизнеса специалисты даже судят
о способности страны приспосабливаться
к меняющейся экономической обстановке.
Несмотря на трудности и неудачи, малое
предпринимательство развивается, набирает
темпы роста, решая экономические, социальные,
научно-технические проблемы.
Как правило, развитие малого
предпринимательства является условием
решения следующих проблем:
формирование конкурентных,
цивилизованных рыночных отношений, способствующих
лучшему удовлетворению потребностей
населения и общества;
расширение ассортимента и
повышение качества товаров, работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей,
малый бизнес способствует повышению
качества товаров, работ, услуг и культуры
обслуживания;
приближение производства товаров
и услуг к конкретным потребителям;