Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в Казахстане происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство - это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:
- основной мотив этой деятельности - получение прибыли;
- свобода и автономность принятия решений предпринимателем;
- самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………………….3
Понятие предпринимательства………………..………………………5
Виды предпринимательства……………………………………………
Субъекты предпринимательства…………………………
Индивидуальные предприниматели ………….…………….…….……..…15
Индивидуальные предприниматели …………………………………....2
Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области……………………………………………………………………..20
Плюсы и минуса государственной политики в сфере предпринимательства…………………………….……………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….…25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……...27

Файлы: 1 файл

мое!!!предпринимательство.docx

— 79.84 Кб (Скачать файл)
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

  • привлечение личных средств населения на развитие производства.

  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;

  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

  • активизация научно-технического прогресса;

  • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;

  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области

 

Малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Карагандинской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. С 2001 – 2014г.г число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7% от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44% - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и 30% - работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В экономике области на долю малых предприятии (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4% объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8% от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Карагандинской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. В 2000 – 2001г.г. малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном размерах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше 2/3 от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) - весомым, где его доля соответственно 31% и 44%. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70-99% предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1-3 %).

По данным исследования Карагандинской областного комитета государственной статистики 35% малых предприятий работают менее 2 лет, 27% - от 2 до 5 лет, 38% более 5 лет, в том числе 16% более 8 лет и только 0,5% осуществляют свою деятельность свыше 10 лет.

В Карагандинской области за последние десять лет созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия, малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства.

Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли.

У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3% от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений отмечают 25-30% субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги. Социологические исследования показывают, что каждый 10 предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. Часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса.

После бурного роста в Карагандинский области числа субъектов малого предпринимательства в I половине 90-х годов его развитие в последующем затормозилось. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест.

Исследование, проведенное в 2012г. показало, что 58% опрошенных предпринимателей карагандинской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29% - низкую оценку, и никто не дал высокой оценки.

    1. Плюсы и минусы государственной политики в сфере предпринимательства

 

В настоящее время существуют различные форма финансирования поддержки малого бизнеса: финансовая, имущественная, поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий, информационное обеспечение, подготовка кадров.

Финансовая поддержка:

  • Выдача кредитов,

  • Предоставление гарантий, кредитно-финансовым организациям,

  • Осуществление кредитование предприятий малого бизнеса,

  • Компенсации кредитно-финансовым организациям неполученной прибыли при кредитовании по льготной процентной ставке.

Имущественная поддержка:

  • Предоставление на конкурсной основе в аренду и приобретение в установленном порядке нежилых помещений и земельных участков,

  • Передачу малому предприятию оборудования и технологии в лизинг через соответствующую лизинговую компанию,

  • Создание бизнес-инкубаторов и технопарков.

Дальнейшее качественное развитие малого бизнеса предусматривает оказание специализированных услуг, связанных с подготовкой проектной документации, страхованием, получением конъюнктурной и особенно внешнеэкономической информации, участие в межрегиональных, международных выставках, ярмарках.

Важное направление поддержки малого бизнеса – система информационно-консультационных услуг. Она призвана удовлетворить все возрастающий дефицит в сфере информации, маркетинга, консультации по различным аспектам предпринимательской деятельности, повысить профессиональный уровень работы предприятия.

Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность его финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем – для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой и надежный источник – собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций и активов, дебиторская задолженность). 

При недостаточности собственных ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предприятия привлекаются банковские кредиты.

Взаимоотношения банков с малыми предприятиями могут иметь формы:

  • Учета коммерческих векселей,

  • Кредитования, инвестиций

  • Финансового консультирования, управление потоками денежной наличности,

  • Предложение рисского капитала, поддержки брокерских услуг по операциям с ценными бумагами.

В результате к настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения предприятий малого бизнеса.

    1. физического показателя, который корректируется общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другие налогоплательщики (налог на добавленную стоимость – НДС, акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. – необлагаемым минимумом.

    1. упрощенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон 1995г.).

    1. единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (Закон 1998г.). Объектом налога здесь выступает потенциально возможный доход (вмененный), начисленный на единицу повышающими (понижающими) коэффициентами.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке. 

Надо назвать две Федеральные программы поддержки малого предпринимательства. Первая – «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994 -  1995 годы», вторая – «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1996- 1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду  были выделены ассигнования их федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в суме 386,6 млн. руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь чуть больше половины 53%, частично – 25% и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже состояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия денежных средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться.

В феврале 2001 года Правительство РФ рассмотрело итоги реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства за 2000 год. Был сделан вывод о том, что государство так и не создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние восемь лет количество малых предприятий практически не изменилось. В секторе малого бизнеса В России занято 8 млн. человек, которые производят 5% объема всей промышленной продукции и около 15% услуг ( для страны с рыночной экономикой, на статус который претендует Россия, - ничтожно мало). 

Проблемы:

Несовершенная система налогообложения;

Отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

Финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования;

Неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

Низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями.

При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству, призванный обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малого бизнеса в нашей стране не мало. Как следует из доклада о состоянии малого предпринимательства по итогам I квартала 2000г., подготовленного Министерством экономического развития и торговли РФ, количество малых предприятий по сравнению аналогичного периода прошлого года уменьшилось на 1,9% и составило 873,6 тыс. Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителей достигает 45 – 50, то в России на 1000 жителей приходится 6 предприятий. Для того чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей стране должно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70% от общего числа работающих. Доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50%. В России каждый из этих показателей не превышает 10%. Из этого вытекает ряд причин, по которым так числа малы:

Несовершенная система налогообложения;

Отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

Финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования;

Неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

Низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями.

К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса. В основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве – с 34  до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%.

Главные не решенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства - недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о поддержке малого предпринимательства. Остро стоит также вопрос о с использованием для малого бизнеса нежилых помещений. Но эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

Информация о работе Состояние и проблемы предпринимательства в Карагандинской области