Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:07, автореферат
Актуальность диссертационного исследования. В условиях мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Малое предпринимательство является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально–экономическое и инновационное развитие страны. В силу своих особенностей малое предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности, особенно в условиях нестабильно функционирующей экономики.
Проведенный автором анализ зарубежной практики государственной поддержки малого предпринимательства во многих странах мира и в различных его регионах показывает, что развитие частной предпринимательской инициативы граждан представляет собой суть государственной экономической политики индустриальных и постиндустриальных стран. Поддержка малого предпринимательства является не просто составляющей этой политики, а ее стрежнем, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования (макроэкономическая и финансовая политика, налогообложение, научно–техническое развитие, региональное планирование, внешнеэкономическое регулирование).
Исходя из анализа
зарубежного опыта автор
Создание развитой и качественной системы инфраструктурной поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет большое значение для России. В диссертации инфраструктура поддержки малого предпринимательства определена автором как гибкая, динамичная и комплексная система, включающая совокупность государственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций и связей между ними, которые регулируют деятельность предприятий, оказывают образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивают необходимую для развития бизнеса среду и условия для производства товаров и услуг. Основной целью функционирования системы инфраструктурной поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. Создание эффективной инфраструктуры означает также высокую степень распространенности и доступности информации о ней.
В силу ряда своих особенностей при отсутствии централизованной поддержки малый бизнес вряд ли сможет в полной мере реализовать свой потенциал, что в свою очередь затруднит развитие конкурентной среды рыночной экономики. Автор диссертации обосновывает, что в основу формирования и развития системы инфраструктурной государственной поддержки малого предпринимательства должны быть заложены следующие критерии: комплексность, системность, эффективность, социальная ориентация, инновационность, целенаправленность, долговременность, перспективность, гибкость механизмов финансирования.
Решение проблем системы инфраструктурной поддержки имеет огромное значение для формирования и развития сектора малого предпринимательства России. Совершенствовать инфраструктуру следует таким образом, чтобы она была способна наиболее эффективно обслуживать предпринимательскую деятельность, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Во второй главе «Макроэкономический анализ уровня инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства России» автором проведен анализ сложившейся системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, тенденций ее развития и роли государства в данном процессе, оценки состояния малого предпринимательства в российской экономике.
Недостаток объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, их разобщенность по–прежнему является серьезной проблемой регионов. Во многом это связано с тем, что организации, оказывающие поддержку малому бизнесу, сами нуждаются в поддержке со стороны государства.
Для определения степени влияния существующей на сегодняшний день инфраструктуры поддержки на малый предпринимательский сектор России и проблемы их взаимодействия, автор проанализировал состояние развития элементов инфраструктурного комплекса в российской экономике в целом. Предметом анализа стали следующие инфраструктурные организации: лизинговые, инжиниринговые и трансфертные фирмы; биржи, рекламные и маркетинговые компании; трастовые и аудиторские фирмы, франчайзинг и банковская система; кадровые агентства, рекрутинговые компании, фирмы по развитию персонала и другие организации инфраструктуры рынка труда; торгово–промышленная палата, консалтинговые фирмы, таможня; немногочисленные инновационные агентства, венчурные компании, технопарки и др.
Автор выделяет в числе факторов, сдерживающих развитие инфраструктуры поддержки, факторы общесистемного характера и факторы, вытекающие из состояния развития отдельных отраслей инфраструктуры и развития конкретных регионов:
На основании оценки сложившейся ситуации в сфере поддержки малого предпринимательства автором был сделан следующий вывод: к настоящему времени в РФ формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных малых предприятий и способствовать экономическому росту. Однако результаты государственной стратегии в области развития малого предпринимательства далеки от ожидаемых. Главная проблема заключается в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов стимулирующих и поддерживающих предпринимательство.
В ходе проведенного автором анализа реализованных и планируемых программ поддержки малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев. Искомые результаты Федеральной программы поддержки малого предпринимательства – это количественное увеличение зарегистрированных малых предприятий, которое должно превысить заданную величину. Однако увеличение числа малых предприятий не означает эффективность их функционирования, что является следствием фрагментарности и незавершенности инфраструктуры, неэффективности механизма взаимодействия малых предприятий и институтов инфраструктуры. Основными факторами, снижающими эффективность поддержки малого предпринимательства в России, являются следующие: отсутствие на федеральном уровне последовательных адекватных мер, способных изменить положение в сфере развития малого предпринимательства, противоречивость нормативно-правовой базы, частичная реализация и декларативность целей федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, несогласованность их целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев, высокая конфликтность взаимоотношений малых предприятий и представителей государственных органов, недостаточное качество услуг инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с точки зрения его реальных потребностей. Одной из основных проблем является вопрос взаимодействия субъектов малого бизнеса с представителями власти. Государственное регулирование и государственная поддержка играют исключительно важную роль в развитии малого предпринимательства. Проблемы развития предпринимательства, свойственные современному этапу развития экономики России, во многом определяются неадекватным государственным регулированием инфраструктурного процесса.
Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно–производственной структуры российской экономики.
Автор диссертации считает, что основной задачей государственного регулирования на современном этапе становится формирование эффективного механизма взаимодействия предпринимательских структур с институтами инфраструктуры, направленного на повышение конкурентоспособности субъектов хозяйствования как предпринимательского, так и инфраструктурного сектора. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Федеральная поддержка малого предпринимательства должна включать в себя понимание национальных и региональных интересов общества, на основании которых должны определяться цели и важнейшие принципы политики в отношении малого предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на региональных уровнях.
Совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства следует системно, используя все возможности программно-целевого подхода.
Проведенный анализ позволяет утверждать, что развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства является комплексной, межотраслевой и межрегиональной проблемой, решение которой возможно только при тесной взаимоувязке перспектив развития всех регионов страны с решением задач развития отдельных инфраструктурных отраслей. Причем решение задач в каждой из отраслей должно быть достаточно четко скоординировано с другими отраслями.
В третьей
главе «Перспективы совершенствования
системы инфраструктурного
Автор считает, что при
условии существования отдельно
По мнению автора диссертации, осуществление государственной поддержки малых предприятий в регионах должно производиться при условии достаточных полномочий органов власти на местах путем реализации различного рода программ, что в свою очередь существенно поднимет благосостояние и уровень жизни, обеспечит занятость населения региона. Достижение указанной цели потребует решения определенного набора задач: реформирование нормативно–правовой базы; усовершенствование существующей системы управления малым бизнесом (принцип активного участия региональных властей в разработке и финансировании проектов содействия малому бизнесу); содействие международному сотрудничеству малых предпринимателей, как минимум в рамках проектов, осуществляемых иностранными организациями; регулирование деятельности крупных предприятий региона, с целью эффективной кооперации с предприятиями малого бизнеса, что даст неоспоримые преимущества обеим сторонам, в частности повышение гибкости и технического уровня производства; создание условий по сбыту продукции малых предприятий.