Совершенствование инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:07, автореферат

Описание работы

Актуальность диссертационного исследования. В условиях мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Малое предпринимательство является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально–экономическое и инновационное развитие страны. В силу своих особенностей малое предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности, особенно в условиях нестабильно функционирующей экономики.

Файлы: 1 файл

avtoreferat_sapegin.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Проведенный автором анализ зарубежной практики государственной поддержки малого предпринимательства во многих странах мира и в различных его регионах показывает, что развитие частной предпринимательской инициативы граждан представляет собой суть государственной экономической политики индустриальных и постиндустриальных стран. Поддержка малого предпринимательства является не просто составляющей этой политики, а ее стрежнем, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования (макроэкономическая и финансовая политика, налогообложение, научно–техническое развитие, региональное планирование, внешнеэкономическое регулирование).

Исходя из анализа  зарубежного опыта автор выделяет следующие наиболее важные для России элементы поддержки малого бизнеса:

  • институциональный характер поддержки, включающий организационное, информационное, правовое, кадровое и финансовое обеспечение;
  • соединение усилий государства, муниципалитетов, общественных организаций и благотворительных фондов;
  • дифференциацию налогообложения с учетом особенностей сферы деятельности (особое внимание уделяется наукоемким и экологичным технологиям), социального статуса предпринимателей (особые льготы для молодежи, женщин, национальных меньшинств, инвалидов, пенсионеров) и развития региона (льготы для депрессивных регионов);
  • инкубаторы, технопарки и технополисы как формы организации наукоемкого малого и среднего бизнеса;
  • промышленные зоны как сфера сотрудничества крупного и малого бизнеса.

Создание развитой и качественной системы инфраструктурной поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет большое значение для России. В диссертации инфраструктура поддержки малого предпринимательства определена автором как гибкая, динамичная и комплексная система, включающая совокупность государственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций и связей между ними, которые регулируют деятельность предприятий, оказывают образовательные, консалтинговые и другие услуги, обеспечивают необходимую для развития бизнеса среду и условия для производства товаров и услуг. Основной целью функционирования системы инфраструктурной поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. Создание эффективной инфраструктуры означает также высокую степень распространенности и доступности информации о ней.

В силу ряда своих особенностей при отсутствии централизованной поддержки малый бизнес вряд ли сможет в полной мере реализовать свой потенциал, что в свою очередь затруднит развитие конкурентной среды рыночной экономики. Автор диссертации обосновывает, что в основу формирования и развития системы инфраструктурной государственной поддержки малого предпринимательства должны быть заложены следующие критерии: комплексность, системность, эффективность, социальная ориентация, инновационность, целенаправленность, долговременность, перспективность, гибкость механизмов финансирования.

Решение проблем системы инфраструктурной поддержки имеет огромное значение для формирования и развития сектора малого предпринимательства России. Совершенствовать инфраструктуру следует таким образом, чтобы она была способна наиболее эффективно обслуживать предпринимательскую деятельность, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Во  второй главе «Макроэкономический  анализ уровня инфраструктурного обеспечения функционирования малого предпринимательства России» автором проведен анализ сложившейся системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, тенденций ее развития и роли государства в данном процессе, оценки состояния малого предпринимательства в российской экономике.

Недостаток  объектов инфраструктуры поддержки  малого бизнеса, их разобщенность по–прежнему  является серьезной проблемой регионов. Во многом это связано с тем, что  организации, оказывающие поддержку  малому бизнесу, сами нуждаются в поддержке со стороны государства.

Для определения степени  влияния существующей на сегодняшний  день инфраструктуры поддержки на малый предпринимательский сектор России и проблемы их взаимодействия, автор проанализировал состояние развития элементов инфраструктурного комплекса в российской экономике в целом. Предметом анализа стали следующие инфраструктурные организации: лизинговые, инжиниринговые и трансфертные фирмы; биржи, рекламные и маркетинговые компании; трастовые и аудиторские фирмы, франчайзинг и банковская система; кадровые агентства, рекрутинговые компании, фирмы по развитию персонала и другие организации инфраструктуры рынка труда; торгово–промышленная палата, консалтинговые фирмы, таможня; немногочисленные инновационные агентства, венчурные компании, технопарки и др.

 Автор выделяет в числе факторов, сдерживающих развитие инфраструктуры поддержки, факторы общесистемного характера и факторы, вытекающие из состояния развития отдельных отраслей инфраструктуры и развития конкретных регионов:

  • слабая взаимосвязанность направлений развития отдельных инфраструктурных отраслей между собой, а также с общими тенденциями межрегионального развития экономики;
  • отсутствие методологического и методического единства в решении проблем развития инфраструктуры поддержки;
  • отсутствие четких ориентиров для развития инфраструктуры поддержки как системы. Не определены реальные потребности в инфраструктурном обеспечении малого и среднего предпринимательства и траектория их развития в соответствии с динамикой задач, стоящих перед производственным сектором в целом;
  • отсутствие целенаправленного  отбора наиболее перспективных проектов по развитию инфраструктуры будущего, основанных на современных достижениях техники и технологии. В результате инновационная составляющая в развитии отраслей инфраструктуры поддержки фактически не выражена;
  • решение задач развития инфраструктуры поддержки существенно ограничивается недостаточностью возможностей эффективного и качественного обеспечения материально–техническими и трудовыми ресурсами ряда мероприятий, связанных с таким развитием;
  • отсутствие единых организационно–институциональных решений в области комплексного регулирования процесса развития инфраструктуры поддержки как единого целого;
  • решение инфраструктурных задач поддержки, несмотря на существующую общность их экономической природы, не подкреплено выработкой оптимальных экономических механизмов их реализации. Особенно остро это ощущается при выборе механизмов поддержки малого и среднего бизнеса.

На основании  оценки сложившейся ситуации в сфере поддержки малого предпринимательства автором был сделан следующий вывод: к настоящему времени в РФ формально сложилась развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных малых предприятий и способствовать экономическому росту. Однако результаты государственной стратегии в области развития малого предпринимательства далеки от ожидаемых. Главная проблема заключается в отсутствии тенденций экономического роста в ответ на действия государственных органов стимулирующих и поддерживающих предпринимательство.

В ходе проведенного автором анализа реализованных  и планируемых программ поддержки  малого предпринимательства различного уровня выявляются несогласованность заявленных целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев. Искомые результаты Федеральной программы поддержки малого предпринимательства – это количественное увеличение зарегистрированных малых предприятий, которое должно превысить заданную величину. Однако увеличение числа малых предприятий не означает эффективность их функционирования, что является следствием фрагментарности и незавершенности инфраструктуры, неэффективности механизма взаимодействия малых предприятий и институтов инфраструктуры. Основными факторами, снижающими эффективность поддержки малого предпринимательства в России, являются следующие: отсутствие на федеральном уровне последовательных адекватных мер, способных изменить положение в сфере развития малого предпринимательства, противоречивость нормативно-правовой базы, частичная реализация и декларативность целей федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства, несогласованность их целей и используемых средств, недостаточная четкость идентификационных критериев, высокая конфликтность взаимоотношений малых предприятий и представителей государственных органов, недостаточное качество услуг инфраструктуры поддержки малого предпринимательства с точки зрения его реальных потребностей. Одной из основных проблем является вопрос взаимодействия субъектов малого бизнеса с представителями власти. Государственное регулирование и государственная поддержка играют исключительно важную роль в развитии малого предпринимательства. Проблемы развития предпринимательства, свойственные современному этапу развития экономики России, во многом определяются неадекватным государственным регулированием инфраструктурного процесса.

Сравнительный анализ состояния малых предприятий  показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется  абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно–производственной структуры российской экономики.

Автор диссертации считает, что основной задачей государственного регулирования на современном этапе  становится формирование эффективного механизма взаимодействия предпринимательских структур с институтами инфраструктуры, направленного на повышение конкурентоспособности субъектов хозяйствования как предпринимательского, так и инфраструктурного сектора. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Федеральная поддержка малого предпринимательства должна включать в себя понимание национальных и региональных интересов общества, на основании которых должны определяться цели и важнейшие принципы политики в отношении малого предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на региональных уровнях.

Совершенствовать  систему поддержки малого предпринимательства следует системно, используя все возможности программно-целевого подхода.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства  является комплексной, межотраслевой  и межрегиональной проблемой, решение которой возможно только при тесной взаимоувязке перспектив развития всех регионов страны с решением задач развития отдельных инфраструктурных отраслей. Причем решение задач в каждой из отраслей должно быть достаточно четко скоординировано с другими отраслями.

В третьей  главе «Перспективы совершенствования  системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в РФ в условиях экономического кризиса» разработан механизм изменения государственного инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях,  а так же на его основе предложена авторская система управления  инновационными проектами в предпринимательских организациях.

Автор считает, что при  условии существования отдельного специального федерального закона, посвященного малому предпринимательству, необходимо таким образом внести в него все изменения и дополнения, чтобы положения последнего максимально полно отражали все существующие нормы государственной поддержки малого бизнеса, что существенно решит вопрос информированности малого предпринимательства. В частности, автор предлагает внести следующие изменения в федеральное законодательство: закрепить в законодательстве нормы о неухудшении налогового режима для субъектов малого предпринимательства в случае неблагоприятных изменений законодательства; дифференцировать размеры штрафов для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних; усилить ответственность должностных лиц за препятствование созданию и развитию субъектов малого предпринимательства, что призвано решить проблему коррупции; разработать четкий порядок предоставления льготных кредитов за счет бюджетных средств; выделить среди субъектов малого предпринимательства «микропредприятия» и предусмотреть для них особые формы поддержки; передать основные полномочия по поддержке малого предпринимательства с федерального на региональный и местный (муниципальной) уровни власти; установить порядок предоставления, субъектам малого бизнеса основных фондов, включая нежилые помещения; создать механизм гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа на федеральном и региональном уровнях; ввести базу данных инвестиционных предложений для малых организаций и возможностей расширения предпринимательской деятельности; ввести льготы для отдельных категории предпринимателей и инфраструктуры поддержки малого бизнеса по различным налогам в части, зачисляемой в областной бюджет; предоставить администрациями городов и районов гарантий субъектам малого предпринимательства для облегчения доступа начинающих предпринимателей к банковским кредитам и лизинговым ресурсам; разработать механизм предоставления льгот банкам, страховым и лизинговым компаниям, обеспечивающим кредитно–инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства.

По мнению автора диссертации, осуществление государственной  поддержки малых предприятий  в регионах должно производиться при условии достаточных полномочий органов власти на местах путем реализации различного рода программ, что в свою очередь существенно поднимет благосостояние и уровень жизни, обеспечит занятость населения региона. Достижение указанной цели потребует решения определенного набора задач: реформирование нормативно–правовой базы; усовершенствование существующей системы управления малым бизнесом (принцип активного участия региональных властей в разработке и финансировании проектов содействия малому бизнесу); содействие международному сотрудничеству малых предпринимателей, как минимум в рамках проектов, осуществляемых иностранными организациями; регулирование деятельности крупных предприятий региона, с целью эффективной кооперации с предприятиями малого бизнеса, что даст неоспоримые преимущества обеим сторонам, в частности повышение гибкости и технического уровня производства; создание условий по сбыту продукции малых предприятий.

Информация о работе Совершенствование инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства