Совершенствование инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:07, автореферат

Описание работы

Актуальность диссертационного исследования. В условиях мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Малое предпринимательство является одной из наиболее массовых форм бизнеса, во многом определяющей социально–экономическое и инновационное развитие страны. В силу своих особенностей малое предпринимательство оказывается наиболее чувствительным к изменениям внешней среды и является достаточно рисковым видом деятельности, особенно в условиях нестабильно функционирующей экономики.

Файлы: 1 файл

avtoreferat_sapegin.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Ключевая проблема для России – это превращение нового знания в товар, представленный на рынке. Слабым звеном является недостаточная развитость механизмов коммерциализации научных достижений, внедрения результатов исследования в производство.

Основой инновационного процесса является эффективное взаимодействие его ключевых участников – бизнеса, науки и государства. В этой связи автором предлагается модель системы взаимодействия ключевых элементов в рамках инновационного процесса, в центре которой следует поставить инновационное предприятие как ее стержневой элемент (рис.1).

Для разработки адекватных мер, направленных на обеспечение процесса коммерциализации научных достижений, необходим структурированный анализ проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности малый инновационный бизнес. В этой связи автором предлагается классификация проблемных факторов в блоки, структурированные по критерию природы возникновения, с выделением четырех блоков (рис. 2).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Модель системы взаимодействия ключевых элементов в рамках реализации инновационного проекта

 

Решение значительной части  существующих проблем лежит в  плоскости развития инфраструктуры поддержки инновационной деятельности фирм. Основываясь на анализе форм и институтов инфраструктурной поддержки инновационной деятельности малых фирм, предлагается их классификация на базе ресурсно–функционального подхода (рис. 3, подробно отражен в приложении 2 диссертационного исследования).

Предоставляется целесообразным выделение отдельной группы инфраструктурных элементов, деятельность которых определяет становление взаимосвязей между  участниками инновационного процесса. Эта группа элементов получила название «Группа обеспечения сетевого взаимодействия».

На основе обобщения  опыта наиболее успешных в инновационном  отношении стран, как результат  комплексного анализа условий деятельности и основных блоков проблем отечественного малого иновационного бизнеса, изучения созданных элементов инфраструктуры, автором предлагается ряд мер для совершенствования инфраструктурного обеспечения малых инновационных предприятий:

  1. Уделить особое внимание вопросам кооперации между малым и крупным бизнесом. Представляется эффективной система субконтракции, которая предусматривает для крупных предприятий обязанность размещения определенной части госзаказов на малых предприятиях, тем самым содействуя развитию конкурентной среды и обеспечению финансирования малых иновационных предприятий.
  2. Предоставить государственные гарантии малым инновационным предприятиям по обеспечению кредитов. Тем самым акцент в государственной поддержке смещается с фиансирования научных разработок, в сторону содействия инвестиционной деятельности.


 

 

 

 

 

 

 



 



 

 

 

 

 


 



 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Точки напряжения в развитии малого инновационного предпринимательства

 





 

 

 

 

 

Рис. 3. Общая схема инновационной инфраструктуры

 

  1. Обеспечить бесплатный доступ малым инновационным компаниям к государственной системе учета научных и научно–технических результатов, полученных за счет средств федерального бюджета.
  2. Устранить информационные пробелы, связанные с отсутствием систематизированных данных об объектах инновационной инфраструктуры.
  3. Создать специализированный правительственный орган, имеющий достаточные ресурсные возможности.
  4. Внедрить институт регулярного аналитического мониторинга правовых актов и процедур, касающихся регулирования инновационной деятельности малых инновационных предприятий с целью анализа их эффективности, упрощения структуры системы поддержки инновационной деятельности, унификации форм поддержки по регионам, информирования о возможностях государственной поддержки всех заинтересованных участников.
  5. Вовлечь активнее сеть представительств ТПП в процесс создания инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий.
  6. Внедрить региональный государственный заказ на услуги учреждений профессионального образования для обеспечения малых инновационных предприятий в научных и инженерных кадрах.
  7. Стимулировать международное сотрудничество в области развития инновационных технологий.

Вышеизложенные меры совершенствования инфраструктурного  обеспечения деятельности малых  инновационных предприятий направлены на усиление возможностей малых предприятий в реализации инновационных проектов и выведение их на сопоставимый с крупным бизнесом уровень. Развитие инфраструктуры малых инновационных фирм может дать ощутимый эффект улучшения национальной инновационной среды и, как следствие, интенсифицировать инновационные процессы в экономике.

Механизмы кооперации инновационного предприятия с научной средой должны обеспечивать эффективный трансфер знаний для его реализации в новые  продукты и технологии с ориентацией  исследовательской среды на удовлетворение возникающих инновационных потребностей производства. Для совершенствования инфраструктуры обмена информацией между малыми инновационными предприятиями и наукой, автором предлагаются следующие меры: создать сетевую ассоциативную структуру научных организаций, специализирующуюся на проведении прикладных исследований на контрактной основе во всех сферах инженерных наук; развить ассоциативную структуру центров трансфера технологий; отдать приоритет практики софинансирования государством совместных проектов альянсов предприятие/научная организация; создать на базе сети ТПП площадок по взаимодействию бизнеса и научных организаций в форме выставок, конференций, круглых столов, семинаров, ярмарок, бюллетеней и т. п.; сформировать полноценный интернет-рынок инновационных проектов; создать национальную систему бесплатного информационного обслуживания малых инновационных предприятий; разработать государственную программу, предусматривающую возможность временного перевода специалистов из институтов в малые предприятия и наоборот, что существенно способствует передаче знаний из научных лабораторий на предприятия промышленности; привлечь иностранные квалифицированные кадры для работы в России, финансировать обучение отечественных специалистов в мировых центрах знаний и их стажировоку на зарубежных предприятиях; стимулировать развитие консалтинговых, тренинговых и т. п. услуг.

Квалифицированных специалистов–практиков по инновационному менеджменту в России объективно, в силу исторических причин, не хватает, поэтому применение управленческих технологий, основанных на регламентации и оптимизации бизнес процессов, для малых инновационных предприятий особенно актуально. В связи с этим в диссертационном исследовании автором  разработана и предложена «Система управления инновационными проектами в компании с учетом использования механизмов инфраструктурного обеспечения». При этом каждому необходимому шагу в ходе реализации инновационного проекта малым инновационным предприятием соотнесены те меры и механизмы поддержки, которые уже доступны в рамках национальной инновационной системы, или доказали свою эффективность в мировой практике и внедрение которых представляется целесообразным в России (табл. 1, подробно отражена в приложении 3 диссертационного исследования).

Табл. 1.

Система управления инновационными проектами в компании с учетом использования механизмов инфраструктурного обеспечения.



 

 




 


 


 

Реализация предложенного  в диссертационном исследовании комплекса мер по совершенствованию  инфраструктуры поддержки деятельности малых предприятий с одной стороны, и внедрение бизнес–процессов на предприятиях, позволяющих максимально использовать возможности национальной инновационной инфраструктуры, с другой стороны, может способствовать устойчивому росту инновационной составляющей в отечественной экономике, что является на данном этапе одной из стратегических целей развития страны.

 

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих  публикациях автора:

 

Публикации в ведущих рецензируемых изданиях (Перечень ВАК РФ)

  1. Сапегин Д. А., Левшина О. Н. Инфраструктура поддержки малого бизнеса, ее объекты и цели // Вестник академии. М., 2010. №3. 0,56 п.л.
  2. Сапегин Д. А. Региональное развитие системы инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства // Вестник академии. М., 2010. №4. 0,44 п.л.
  3. Сапегин Д. А. Современные проблемы российского менеджмента в условиях глобального экономического кризиса // Вестник академии. М., 2011. №2. 0,5 п.л.

 

Прочие  публикации

  1. Сапегин Д. А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Современные аспекты экономики. СПБ., 2010. №7. 0,31 п.л.
  2. Сапегин Д. А., Левшина О. Н. Малый бизнес Москвы сегодня // Международный научный альманах. Таганрог - Актюбинск., 2010. №9. 0,44 п.л.
  3. Сапегин Д. А., Левшина О. Н. Инновационный потенциал малого бизнеса // Международный научный альманах. Таганрог - Актюбинск., 2010. №10. 0,5 п.л.
  4. Сапегин Д. А. Бизнес-планирование в малых и средних предприятияx // Вопросы экономических наук. М., 2010. №4. 0,44 п.л.

1 Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха // Вып.2. Создание и развитие нового предприятия: пер. – М.: Прогресс, 1992; Кантильон Р. Очерк о природе торговли. 1730; Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007; Сэй Ж.−Б. Трактат политической экономии. – М., 1994; Рикардо Д. Принципы политэкономии и налогообложения, 1817; Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Книга 1: Процесс производства капитала. – М.: Teppa, 2009; Кейнс Д. Избранные произведения. – М.: Экономика.1993.

2 Каминка А. Очерки торгового права, 1912; Петражицкий А. Очерки о предпринимательстве. 1920; Рендола К. Кредо свободного предпринимательства 1953; Хайек Ф. Дорога к рабству / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1992; Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982; Друкер П. Инновации и предпринимательство. – М., 1992.

3 Анискин Ю. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005; Агеев А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1991; Бусыгин А. Предпринимательство. Основной курс: Учебник в 2 кн. − М.: Интерфакс. 1994; Радаев В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005; Осипов Ю. Антология современной философии хозяйства. Том2. Часть 2. – М.: Изд. Магистр, 2010; Алимова Т. Социально–экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса. Вопросы статистики: научно–информационный журнал. – М.: 2007. № 7. С.44–48; Блинов А. Малое предпринимательство: Проблемы и организация. – М.: ИНФРА–М, 2000; Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики, №7, 1996; Муравьев А. Предпринимательство. – СПб.: Лань, 2001; Мягков П., Русинов Ф., Петросян Д. Возрождение предпринимательства в России // Экономист. 1993. № 1, С. 56; Лапуста М. Проблемы кредитования малого бизнеса в России // Финансы. 2005. № 4. С. 14–16; Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 119–124; Савельев В. Партнерские связи как фактор эффективного развития малого предпринимательства // Человек и труд. 2003. № 10. С. 39–40; Рубе В. Малый бизнес: история, теория, практика / В. А. Рубе. – М.:ТЕИС, 2000.

 



 


Информация о работе Совершенствование инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства