Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 20:22, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В современных условиях перехода к рыночным отношениям, развития глобализации экономики и интеграции России в международные хозяйственные связи наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не природные и финансовые ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди: их профессиональные и личностные качества, трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и умения, творческие и новаторские способности. Сегодня вновь подтверждается популярнейшая формула 30-х годов прошлого столетия «кадры решают всё», которая и для нашего времени нисколько не утратила своей актуальности.
Наиболее важные с точки зрения стратегического управления причины этих проблем10:
Большинство современных менеджеров осознают, что сила любой организации прежде всего в человеческом капитале. Однако осознания возможности решения проблемы ещё недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимы ещё и знания о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих технологий и методов, включённых в систему управления персоналом. В этом смысле известные на сегодня методы, технологии и процедуры в системе управления персоналом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персонала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации. Всеми этими методами в полной мере должен владеть грамотный менеджер по персоналу, равно как и любой хороший руководитель.
Совершенствование системы управления персоналом на отечественных предприятиях и организациях должно опираться на накопленный зарубежный опыт. Речь идет, прежде всего, об обобщении и заимствовании руководителями предприятий и организаций зарубежного прогрессивного опыта в сфере государственного финансирования и стимулирования внутрифирменной подготовки кадров, использования современных систем оценки персонала, формирования и применения системы материального поощрения разных категорий работников, а также привлечения значительной части персонала к управлению делами фирмы.
В странах с развитой рыночной экономикой государство, принимая на себя основную финансовую тяжесть подготовки и переподготовки кадров, создает единый механизм обеспечения занятости через взаимодействие государства и предприятия. Этот механизм включает стимулирование и со стороны государства образовательной активности самих предприятий, кооперирование последних с учебными заведениями, а также аккумулирование и перераспределение средств предприятий с целью подготовки и переподготовки рабочей силы. Взаимодействие государства и предприятий предусматривает использование различного инструментария: финансирования, налоговой политики, регулирования социального страхования и обеспечения, создания информационной и правовой инфраструктуры11.
В западноевропейских странах одним из источников средств государственных органов, выделяемых на профессиональную подготовку, являются денежные отчисления самих предприятий. Так, во Франции существует порядок, в соответствии с которым каждое предприятие с численностью занятых свыше десяти человек отчисляет на цели повышения квалификации работников не менее 1 % фонда заработной платы.
Необходимость постоянной переподготовки персонала привела к тому, что практически во всех странах с рыночной экономикой созданы системы специальных подразделений фирм: учебные центры и курсы, отделы кадровой политики и др. Систему профессиональной подготовки рабочих имеют 80 % предприятий Японии. Затраты американских компаний на переподготовку и повышение квалификации персонала составляют до 5 % прибыли, не учитывая государственных дотаций.
В экономически развитых странах большое внимание уделяется внедрению современных систем оценки разных категорий персонала. Прежде всего, увеличивается применение самооценки персонала. По результатам исследований проведенных американской корпорацией «Дженерал Электрик» около 90 % руководителей и 86 % подчиненных самооценку считают обязательной составляющей системы оценки в целом.
Достаточно эффективным методом оценки руководителей и специалистов является оценка в соответствии с достижением поставленных целей. Она включает, как правило, следующие этапы12:
1) определение нескольких
2) конкретизация каждой функции
путем установления определенны
3) определение конкретных
4) сравнение достигнутых
5) расчет средней оценки, отражающий
уровень достижения
Наибольшего внимания заслуживает зарубежный опыт формирования и применения многоаспектной системы материального поощрения персонала. Его ключевыми элементами являются: использование тарифной системы; применение прогрессивных форм оплаты труда; распространение оригинальных систем премирования и стимулирования нововведений; более высокая оплата умственного труда; существенная индивидуализация заработной платы.
Повсеместно используется тарифная система в разнообразных ее модификациях как инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности, условий и важности работы. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно применяются единые тарифные сетки для рабочих, специалистов и служащих. Каждая отрасль экономики, как правило, формирует собственные тарифные сетки, которые, в свою очередь, модифицируются на уровне фирм. Например, на итальянской фирме «Оливетти» используется 20-разрядная тарифная сетка, а в американской автомобильной корпорации «Форд Моторс» — 23-разрядная. В японских фирмах традиционно основная ставка определяется с учетом возраста и стажа, а так называемая трудовая ставка — в зависимости от квалификации и результативности труда13.
Характерной особенностью современных систем стимулирования на Западе является широкое распространение системы поощрений за внедрение разнообразных нововведений. В частности, большинство западноевропейских фирм формируют премиальные фонды для специального вознаграждения за создание, освоение и выпуск новой продукции, но их размер ставится в зависимости от прироста объема продажи новой продукции, ее доли в объеме производства.
Зарубежный опыт подтверждает исключительную полезность привлечения работников к управлению производством. В американских фирмах, например, применяются четыре формы привлечения персонала к управлению14: 1) участие работников в управлении трудом и качеством продукции на уровне производственного цеха или другого равноценного подразделения; 2) создание рабочих советов или совместных комитетов менеджеров и рабочих; 3) внедрение системы участия персонала в полученной прибыли; 4) участие представителей наемного труда в работе советов директоров корпораций. В частности, почти 25 % американских корпораций с количеством работников более 500 человек имеют в организационной структуре управления советы рабочих или совместные комитеты работников и администрации.
Своеобразной является система привлечения трудящихся к управлению, сложившаяся в Германии. Она включает: совместное участие в наблюдательных советах фирм представителей капитала и наемного труда; наличие «рабочего—директора»; создание на предприятиях, производственных советов, состоящих из рабочих. Такие советы создаются на предприятиях, имеющих не менее 5 постоянных наемных работников с правом голоса. При этом работодатели обязаны предоставлять наемным работникам и совету предприятия соответствующую информацию, принимать от них запросы и предложения, изучать и учитывать мнение совета предприятия по вопросам социально-экономического развития последнего.
Характерной особенностью современного производства за рубежом нужно считать переход к разнообразным коллективным (групповым) формам организации труда, включая совместное выполнение отдельных заданий (контроль качества, обслуживание производства, обучение). Среди разных форм групповой работы, направленной на повышение эффективности производства и совершенствование трудовых отношений, прежде всего, стоит выделить так называемые «кружки качества», которые, по существу, являются неформальной организацией управления производством, действующей параллельно с традиционной иерархической системой. По оценке западных специалистов, на каждый доллар затрат на развитие «кружков качества» предприятия получают 4—8 долларов прибыли. Поэтому не случайно 90 % наибольших фирм США используют «кружки качества» с целью повышения эффективности производства, а в Японии функционирует свыше одного миллиона таких кружков, объединяющих почти 11 миллионов работников.
Подводя итог первому разделу сформулируем ряд основных выводов:
1. Система управления персоналом организации — это сформированные цели, функции, организационная структура управления персоналом, вертикальные и горизонтальные функциональные взаимосвязи руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации решений. Главная цель системы управления персоналом – обеспечить организацию кадрами, эффективно их использовать, развивать в профессиональном и социальном плане. Основные функции системы управления персоналом распределены между её многочисленными подсистемами: подсистемой управления трудовыми отношениями, подсистемой планирования и маркетинга персонала, подсистемой управления наймом и учетом персонала, подсистемой развития организационной структуры управления и другими
2. На большинстве российских предприятий неизменными остаются многие проблемы. К их числу можно отнести: появление дефицитных видов профессий и сложности с наймом необходимых работников; рост цен на услуги образовательных и консультационных учреждений; сложность выработки целостного взгляда на выбор стратегии управления персоналом; отсутствие методической базы по формированию внутреннего рынка рабочей силы; несоответствие понимания роли и места СУП в системе хозяйствования действительному объему и стратегическому характеру задач, требующих решения и другие.
Совершенствование системы управления персоналом на отечественных предприятиях и организациях должно опираться на накопленный зарубежный опыт.
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОАО «БМК»
кадровый менеджмент
ОАО «БМК» - одна из крупнейших российских меловых компаний. Полное наименование – Открытое акционерное общество «Белгородская меловая компания». Также компания владеет миноритарными долями в 27 региональных энергетических компаниях15.
Идея создания крупной меловой корпорации, появилась в конце 90-х годов XX века. Именно в это время предельно остро стоял вопрос выживания отечественной меловой отрасли, находившейся в глубоком системном кризисе.
Основатели БМК хорошо понимали, какой огромный потенциал заложен в меловой индустрии. А начавшийся в конце 90-х процесс либерализации рынка стал стратегической основой для формирования будущей вертикально интегрированной меловой компании.
Важным аспектом деятельности компании в последние годы являлось обеспечение социальной стабильности в регионах присутствия. БМК не только реализует целый ряд масштабных социальных программ для своих сотрудников, но и в партнерстве с руководством регионов реализует проекты, направленные на повышение уровня жизни и социального благополучия в региональных городах и поселках. В 2007 г. это сотрудничество выведено на новый уровень – создан фонд «БМК – РЕГИОНАМ». Его цель – оказывать помощь администрациям городов в решении наиболее насущных для их жителей социальных проблем16.
В ОАО «БМК» ценят время, знания и опыт, которые сотрудники отдают компании, и инвестируют в их непрерывное развитие и повышение профессионализма, что позволяет объединять сотрудников в единую, слаженную команду, нацеленную на достижение стратегических целей компании.
В основу взаимоотношений компании и ее сотрудников заложены следующие принципы: уважение личности, неукоснительное соблюдение принципов равенства по отношению к сотрудникам и уважение их прав, умение и желание работать в команде, готовность к изменениям, ответственность и нацеленность на результат, открытость, инициативность.
Большая проблема для ОАО «БМК» – высокая текучесть кадров в регионах, сказывается она и на уровне безопасности работ. Предприятие стремится обеспечивать достойный уровень оплаты труда, платит деньги стабильно, и особенно очевидно это стало в условиях начинающегося экономического кризиса. Отдельно можно выделить реально реализуемый на практике принцип: достойному труду – достойная зарплата. На передовых предприятиях, Белгорода например, средняя зарплата значительно выше, чем на других регионах ЦФО17.
Сотрудники, их знания, навыки и опыт, едва ли не самый главный источник повышения эффективности работы. Каждый сотрудник в системе имеет определенные показатели, за которые несет персональную ответственность. Результаты выполнения этих показателей используются для расчета бонусов и премий. Кроме того, заработная плата сотрудников регулярно индексируется. Размер социального пакета растет с каждым годом.
Управление персоналом в БМК является одним из главных факторов повышения экономической эффективности и конкурентоспособности Компании. БМК в своей деятельности последовательно реализует принципы корпоративной социальной ответственности и социального партнерства, стремясь сделать жизнь сотрудников и их семей лучше и комфортнее.
БМК проводит кадровую политику, направленную на внедрение единых принципов и применение лучшей практики в отношении оплаты труда и мотивации работников. Формы и методы управления вознаграждением сотрудников направлены как на обеспечение достойного качества жизни, так и на достижение высокой производственной и экономической результативности, повышение производительности труда.
Информация о работе Совершенствования системы управления персоналом в ОАО «БМК»