Способы выхода предприятия на внешний рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит ванализе особенностей коммерческой деятельности на зарубежных рынках и поиск рекомендаций по её оптимизации.
Исходя из предмета, объекта и общей цели исследования, были выделены следующие задачи:
1) анализнаучно-методическойлитературы по проблеме исследования;
2) выяснениеособенностей коммерческой деятельности на зарубежных рынках;
3) рассмотрениеклассификации коммерческих операций предприятий на внешних рынках;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия на зарубежных рынках 4
1.1 Сущность и характерные черты международной коммерческой деятельности 4
1.2 Коммерческая деятельность на зарубежных рынках ………6
1.3 Классификация коммерческой деятельности на зарубежных рынках…10
Глава 2. Способы выхода предприятия на внешний рынок 18
2.1 Экспорт 18
2.2 Совместная предпринимательская деятельность 28
2.3 Прямое инвестирование 31
Глава 3. Анализ и поиск проблем. 33
3.1 Современные проблемы коммерческой деятельности на зарубежных рынках. 33
3.2 Пути решения проблем МКД 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Особенности коммерческой деятельности на зарубежных рынках.docx

— 72.74 Кб (Скачать файл)

Внешнеторговые  операции купли - продажи научно-технической  продукции представляют собой куплю-продажу  прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау  и т.д. По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно  между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование  посреднических фирм.

В качестве посредников  могут выступать комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и т.д.

Широкое распространение  получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также  торговлей через посредников. Формами  международной торговли состязательного  типа выступают аукционная торговля и международные торги.

Наряду с обычными экспортно-импортными операциями по реализации товаров, работ, услуг, каждая из которых  завершается получением или уплатой  денежной суммы за экспортный или  импортный товар, в практике коммерческой деятельности широкое распространение  получила встречная компенсационная торговля.

Встречная торговля - это внешнеторговые операции, при  которых в контрактах фиксируются  твердые обязательства экспортеров  и импортеров произвести полный или  частично сбалансированный обмен товаров.

Встречные внешнеторговые операции подразделяются в свою очередь  на5:

    • товарообменные операции на безвалютной основе - предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, когда продажа товара одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме, не производятся;
    • торговые компенсационные операции на денежной основе - предполагают участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером на денежной основе;
    • промышленные компенсационные операции - при данной форме встречная торговля является частью промышленного сотрудничества и предполагает, в частности, что поставки оборудования для сооружения объектов будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с его помощью.

В свою очередь  товарообменные операции на безвалютной  основе делятся на6:

    • бартерные операции (когда производится обмен двух товаров, оформленный одним контрактом, на основе мировых цен);
    • прямую компенсацию (предполагающую обмен не двумя, а несколькими товарами в течение определенного периода времени).

Исходя из времени  осуществления, товарообменные сделки могут быть краткосрочными и с  длительными сроками исполнения.

Встречные компенсационные  операции на денежной основе делятся  на: краткосрочную компенсацию; встречные  закупки; операции типа «офсет»; операции типа «свитч»; авансовые закупки.

При встречных  закупках экспортер обязуется закупить товары у импортера, составляющие по стоимости определенный процент  от его собственной поставки. При  этом основное отличие данной операции от краткосрочной торговой компенсации  на денежной основе в том, что при  встречных закупках платежи по первоначальной и встречной поставкам производятся независимо друг от друга.

При операциях  типа «офсет» предусматривается  добровольное, джентльменское соглашение закупить товары у импортера на сумму, составляющую определенную долю от экспортной поставки, причем эта сумма часто  превышает сумму поставки.

При сделках «свитч»  происходит передача экспортером своих  финансовых обязательств по встречной  закупке товара третьей стороне.

При авансовых  закупках экспортер, заинтересованный в продаже своих товаров определенному  партнеру, сначала закупает у него какую-либо продукцию, т.е. экспортная и импортные операции здесь меняются как бы местами.

Коммерческая  деятельность включает в себя также  вывоз капитала в различных формах. Под вывозом капитала понимается перемещение за границу стоимости в денежной или товарной формах в целях по лучения прибылей или достижения иных целей. Вывоз капитала может осуществляться: в форме ссудного капитала; в предпринимательской (производительной) форме.

Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде внешних  займов, кредитования внешнеторговых поставок, вкладов в иностранные  банки и т.д.

Предпринимательский капитал в свою очередь может  выступать в виде7:

    • Портфельных инвестиций - капиталовложений, которые не связаны с прямым контролем над зарубежными предприятиями, а реализуются путем покупки ценных бумаг (обычно не более 25 % акционерного капитала) иностранными компаниями;
    • Прямых инвестиций - образование собственных компаний, а также вложения в иностранные предприятия, составляющие не менее 25 % уставного капитала.

Предпринимательский капитал означает организацию за границей филиалов, совместных предприятий  с участием местного капитала.

Совместные предприятия  во ВЭД - это, прежде всего, предприятия  с участием иностранного капитала.

Кроме предприятий  с участием иностранного капитала вывоз  капитала в инвестиционной сфере  может осуществляться в форме  иностранных предприятий на территории принимающей страны без участия  национального капитала.

Вывоз национального  капитала за пределы страны предусматривает  такую его форму, как организацию  за границей зарубежных предприятий.

В производственной и инвестиционной сфере, кроме традиционно  сложившихся форм коммерческой деятельности в виде организации совместных, иностранных  предприятий и др., набирают в  последнее время силу новые организационные  формы коммерческой деятельности в  виде свободных экономических зон (СЭЗ), транснациональных (международных) финансово-промышленных групп (ТФПГ, МФПГ) и т.д.

В экономической  теории и практике свободные экономические  зоны как организационные структуры  рассматриваются с двух позиций. В первом случае, под СЭЗ понимается конкретная, определенная территория, с точно обозначенными административными  границами и специальным правовым режимом, включающим льготные условия  хозяйственной и иной деятельности (территориальные СЭЗ). Согласно второй точки зрения, зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества для национальных и иностранных предпринимателей (функциональные, или точечные СЭЗ).

С точки зрения специализации, несмотря на разнообразие, можно условно выделить следующие  типы СЭЗ:

Зоны свободной  торговли (порты, транзитные зоны, беспошлинные и таможенные склады и т.д.). Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой ограниченную территорию, которая  рассматривается вне таможенной территории государства, деятельность которой базируется на смягчении  или отмене таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону.

Экспортные промышленные зоны (ЭПЗ). Деятельность данных зон  ориентирована на производство экспортной продукции путем привлечения  зарубежных инвестиций в экспортные отрасли. ЭПЗ представляют собой  часть территории государства, имеющую  определенные административные границы  и подготовленную для промышленного  освоения. Для данного типа зон  характерен широкий спектр льгот.

Банковские и  страховые зоны (с льготным режимом  осуществления этих операций). В этих зонах создаются особые условия для банковского (отмена минимальных резервов, предписаний размера собственного капитала, ставки процента), страхового (отмена ограничений в сфере страхования) капитала, что облегчает доступ к международным финансовым рынкам и ресурсам. Во многих странах эти зоны являются как бы составной частью ЭПЗ. В этом случае на территории последних создаются филиалы иностранных банков и финансовых компаний.

Технологические зоны (технологические парки, технополюсы). Технопарки и технополюсы представляют собой региональную систему совместного предпринимательства, основанную на синтезе капвложений в фундаментальные и прикладные исследования с целью создания новых технологий и образцов промышленной продукции.

Комплексные зоны (свободные города, особые районы и  т.д.). Включают в себя элементы всех вышеперечисленных зон и призваны решать целый блок социально-экономических, финансовых и других проблем.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой форму  интеграции финансового, промышленного  и торгового капитала посредством  системы участия в акционерном  капитале или долгосрочных соглашений о поставках.

В отличие от других форм интеграции и организации  производства (концернов, трестов, холдингов  и т.д.), финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной (материнской) компании юридически и  хозяйственно-самостоятельные фирмы  и предприятия, относящиеся к  различным отраслям экономики, - банки, страховые компании, пенсионные фонды  и другие финансово-кредитные учреждения, а также промышленные, торговые, строительные и транспортные компании.

Особенностью  ФПГ является наличие в их структуре  банковского и иного финансового  капитала, а также коренное изменение  их роли в деятельности группы. В  ФПГ финансовый, в т.ч. и банковский капитал, функционально вовлечен в сферу деятельности группы промышленных, торговых и иных предприятий, причем кредитная политика банковского и иного финансового капитала подчинена задачам реализации стратегии развития всей группы.

Финансово-промышленные группы классифицируются по различным  признакам: характеру собственности (государственные, частные, смешанные); принадлежности капитала (национальные, транснациональные); главе или материнской  компании (финансово-промышленные, промышленно-финансовые); принципу построения (вертикально-интегрируемые, горизонтально-интегрируемые, конгломераты) и т.д.

Особое место  в мировой экономике занимают транснациональные ФПГ (ТФПГ). Транснациональные  финансово-промышленные группы позволяют  обеспечить применение НТП, сохранить  устойчивость кооперационных связей, значительно расширить за счет объединения  капитала инвестиционные и экспортные возможности, повысить эффективность  производства и мировой экономики  в целом.

Выделение транснациональных  компаний предполагает в мировой  практике в качестве определяющих различные  признаки: годовой оборот и наличие  филиалов в различных странах (соответственно более 100 млн. долларов и филиалы  не менее чем в 6 странах); величина процента продаж, реализуемая за пределами  страны-резидента и т.д.

Таким образом, коммерческая деятельность охватывает различные  направления ее осуществления. Каждый вид и направление коммерческой деятельности субъектов, участвующих  в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений. Особое место среди них отводится  валютно-финансовым отношениям.

зарубежный  внешний рынок экспорт инвестирование

 

Глава 2. Выход предприятий  на внешний рынок

2.1 Экспорт

Экспорт представляет собой самый простой способ выхода на внешний рынок. В международном  маркетинге различают нерегулярный и активный экспорт. «Нерегулярный  экспорт – это пассивний уровень вовлечения, когда фирма время от времени экспортирует свои излишки и продает товары местным оптовикам, представляющим зарубежные фирмы. Активный экспорт имеет место в тех случаях, когда фирма задается целью расширить свои экспортные операции на конкретном рынке»8.

Применяя стратегию  экспорта фирма производит все свои товары в собственной стране, предлагая их на экспорт в модифицированном или в немодифицированном виде. Преимущество данной стратегии состоит в том, что она требует минимальных изменений в товарный ассортимент фирмы, её структуру, капитальные затраты и программу деятельности.

Экспорт имеет  две разновидности: косвенный и  прямой экспорт. При косвенном экспорте фирма пользуется услугами независимых международных маркетинговых посредников, при прямом – проводит экспортные операции самостоятельно.

Фирмы, которые  только начинают свою экспортную деятельность, чаще используют косвенный экспорт. Они отдают предпочтение данному  варианту из-за двух причин. Во-первых, такой экспорт требует меньше капиталовложений, поскольку фирме  не приходится создавать за рубежом  собственный торговый аппарат или  налаживать сеть контактов. Во-вторых, при косвенном экспорте фирма  меньше рискует. Оптовой реализацией  товара занимаются международные маркетинговые  посредники – отечественные купцы-экспортёры, отечественные агенты по экспорту или  кооперативные организации, которые привносят в эту деятельность свои специфические профессиональные знания, умения и услуги, и поэтому продавец, как правило, совершает меньше ошибок.

Основным документом, регулирующим экспортные отношения  предприятий, является экспортный контракт, или договор купли-продажи. Контракт состоит из двух основных частей. Первая часть имеет непосредственное отношение  к обязательствам экспортера. В ней  приводятся сведения о:

Информация о работе Способы выхода предприятия на внешний рынок