Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Организационная культура представляет набор наиболее важных предположений, ценностей и символов, разделяемых членами организации.
Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества/народа, внутри которого данная организация функционирует.
Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, тем, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации - моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

Введение

   Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством установлены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.

Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства как проявление правовых и этических критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель и его корпоративная культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации  культуры предпринимательства в сфере  коммерции.

1.1. В ходе исторической эволюции складывались различные типы хозяйственной структуры - в зависимости от типа социальности, духовных, религиозно-культурных параметров конкретной цивилизации. Поэтому специалистами выделяются добуржуазный (или традиционный), буржуазный, различные переходные и постиндустриальный типы хозяйственное культуры. А они, в свою очередь, включают всевозможные национальные (этнические) цивилизационные формы.

Традиционная культура в основных своих параметрах присущая всем добуржуазным обществам, основывается на межличностных отношениях, а вся экономическая деятельность ориентируется на непосредственное потребление. Особенностью буржуазного производства было его отделение от непосредственного потребления, и предприниматель занимался своим делом не для удовлетворения своих или чьих-либо потребностей, а для получения прибыли. Причем прибыль не потребляется, а снова вкладывается в производство. Базовыми и всеобщими ценностями предпринимательской культуры эпохи капитализма становятся практицизм и рациональность, бережливость и трудолюбие. 

Переходные формы хозяйственной культуры включают как традиционные формы и ориентации, так и заимствованные. К ним можно отнеси культуры стран “третьего мира”, культуру социалистического хозяйствования (опыт СССР, других социалистических стран, Китая). Специфике постиндустриальной культуры определяется, прежде всего, прогрессом науки и техники, внедрением новых технологий не только в производство, но и другие сферы жизни людей. Акцент делается на индивидуальном поведении предпринимателя, развитие творческих начал. Меняется и мотивация деятельности - от способа зарабатывания денег до формы самовыражения личности, признания не только в бизнесе, но и в политическом общественной деятельности, науках, искусстве и т. д. 

Для современной западной предпринимательской культуры отличительными характеристиками остаются четко выверенная рациональность ориентация на получение прибыли и базовые ценности индивидуализма. Личная инициатива в сочетании индивидуальной свободы и персональной ответственности лежит в основе поведения современного предпринимателя. Естественен и высокий уровень профессиональной подготовки с хорошим знанием не только непосредственного объекта воздействия, но и компетентности в других, смежных с предпринимательством, областях деятельности. 

Для американской предпринимательской культуры характерны оперативность и конструктивизм, ориентация на прибыль при надежной обоснованности проектов, склонность к оригинальным нестандартным управленческим решениям. При этом культура характеризуется открытостью и пренебрежением к традициям. Большое значение имеет письменный контракт, а противоречия разрешаются после обращения к юристам. Государство имеет ограниченное, строго определенное законом влияние на деловой мир. А рост государственного вмешательства, даже когда оно диктуется экономической или политической необходимостью, в США рассматривается как подрыв базовых ценностей индивидуализма и разделения сфер ответственности. 

Европейская предпринимательская культура, наоборот, характеризуется привязанностью к традициям. Многие фирмы, как и предпринимательские династии, имеют многолетнюю историю, чтут ее и следуют сложившимся традициям и нормам. При безусловном приоритете деловых качеств здесь также важны и личные достоинства человека, его репутация культурный уровень. Круг деловой элиты ограничен, и входить в него лучше всего через рекомендации посредников. В Англии, Франции и других европейских странах прослойка предпринимателей достаточно узка, профессия часто переходит из поколения в поколение, поэтому уровень профессиональной, культурной, а также психологической подготовки очень высокий. 

Важнейшей особенностью японской культуры предпринимательства является ее ориентация на стабильность и минимизацию риска, поэтому у японских компаний более низкий, чем у американских, уровень текущей прибыли. Стабильность поддерживается с помощью активного влияния государственных и административных структур на деловую жизнь. Традиционно высока у японцев роль государства как носителя и гаранта высших общенациональных интересов. 

Обсуждение и принятие управленческих решений носит коллективный характер, со многими консультациями и согласованиями. Однако практическая реализация решений происходит очень быстро, поскольку каждый исполнитель к нему подготовлен и знает свои конкретные задачи. Ответственность за выполнение не носит четко определенных персональных границ. 

Большое значение имеют неформальные контакты. Однако присущее японской культуре чувство иерархии и места в обществе приводит к приданию большого значения статуса партнеров. Письменный контракт имеет лишь общее, предварительное значение как инструмент для налаживания деловых отношений. 

Культура российского предпринимательства имеет большую дореволюционную (до 1917 г.) историю и переживает период становления в последние 20 лет. Для дореволюционной культуры была характерна нацеленность на долгосрочную перспективу получения стабильной прибыли, традиционно была высока значимость личных отношений между партнерами, хорошая деловая репутация. Большую роль играла сословная принадлежность. Относительно низким был авторитет закона, хотя роль государства российского для развития отечественного предпринимательства была всегда значима. Однако это совсем не означало, что российское чиновничество и бюрократия способствовали повсеместно динамичной эволюции предпринимательства в России, отнюдь... 

В начале XX в. деловая элита России была немногочисленной, но высокопрофессиональной и европейски образованной. К ней относились 4,5-5 тыс. руководителей 1500 акционерных и крупных частновладельческих компаний, насчитывалось около 150 объединений предпринимателей. 

В 1912 г. на своем съезде российские предприниматели выработали своего рода профессиональный моральный кодекс. Он состоит из семи принципов ведения дел в России:  
1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.  
2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.  
3. Уважай права частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель должен в поте лица своего трудиться на благо своего Отечества. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.  
4. Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателей порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.  
5. Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. Единожды солгавшему, кто поверит? Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.  
6. Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам. 


1.2. Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли – коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности. Чтобы лучше понять сущность предпринимательства в торговле необходимо рассмотреть такое понятие как коммерческая деятельность.

Основой торговли выступают купля и продажа товаров, обусловленные сменой форм стоимости. Купля и продажа товаров у поставщиков, строящаяся на коммерческой основе, не исчерпывает всего многообразия процессов коммерческой деятельности. Речь идёт о комплексности коммерческой деятельности, охватывающей производство, продвижение, распределение и реализацию продукции.

Торговля и коммерческое дело тесно взаимосвязаны. Стратегия коммерции должна быть направлена на доведение товаров до потребителей, сопровождаемое коммерческими действиями и операциями, тактика которых заключается в снижении текущих затрат.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определённую направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием её развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, то есть коммерческая деятельность. Её цель – увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

Существует много определений коммерческой деятельности, характеризующих её с разных сторон. В своей работе я приведу самые распространенные:

- Коммерция  – «торг, торговые обороты, купеческие  промыслы» (толковый словарь В.И. Даля);

- Коммерческая  деятельность – товарно-денежный  обмен, в процессе которого товары  от поставщика переходят в  собственность торгового предприятия  с ориентацией на потребности  рыночного спроса;

- Коммерческая  деятельность – особый вид  деятельности, связанный с реализацией  товаров, от которой зависят конечные  результаты торгового предприятия;

Информация о работе Теоретические основы организации культуры предпринимательства в сфере коммерции