Теоретические основы специфики нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Конкуренция определяет совершенствование стратегий развития учреждения, которые гарантируют им перспективное позиционирование на рынке. Современные концепции стратегического управления предприятием основными источниками конкурентных преимуществ признают внутренние факторы организации. При этом среди основных критериев успешности деятельности учреждения рассматривают максимизацию его рыночной стоимости. Большое внимание в рамках стоимостной концепции управления предприятием уделяется вопросам формирования системы факторов, влияющих на создание стоимости, среди которых важное место принадлежит эффективности управления нематериальными активами.

Файлы: 1 файл

исследование специфики нематериальных активов.doc

— 399.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Приложения…………………………………………………………………………32

 

 

Введение

Актуальность: Конкуренция определяет совершенствование стратегий развития учреждения, которые гарантируют им перспективное позиционирование на рынке. Современные концепции стратегического управления предприятием основными источниками конкурентных преимуществ признают внутренние факторы организации. При этом среди основных критериев успешности деятельности учреждения рассматривают максимизацию его рыночной стоимости. Большое внимание в рамках стоимостной концепции управления предприятием уделяется вопросам формирования системы факторов, влияющих на создание стоимости, среди которых важное место принадлежит эффективности управления нематериальными активами.

Исследование роли и специфики нематериальных активов в стратегии повышения капитализации предприятий, обеспечивающей его долгосрочное устойчивое развитие в современных экономических условиях обосновано основными методологическими и прикладными аспектами внедрения стратегического управления нематериальными активами на учреждениях: идентификация и учет нематериальных активов на предприятии; капитализация нематериальных активов; создание на предприятии эффективного организационно-экономического механизма формирования и развития нематериальных активов с целью повышения капитализации учреждения.

В работе проанализированы, систематизированы и обобщены модели и методы оценки стоимости, создаваемой нематериальными факторами, определена целесообразность применения стратегического подхода, основанного на дисконтировании сумм ожидаемых денежных потоков от использования активов, приводящих к росту рыночной капитализации, что является одним из ключевых целевых стратегических показателей деятельности учреждения. Направлениями дальнейших исследований является определение механизма эффективного управления сбалансированным ростом организации на основе стоимостного подхода, с учетом состава нематериальных активов учреждения и их роли в процессе создания стоимости и преобразования в собственный интеллектуальный капитал.

Роль нематериальных активов на учреждениях представлена в ряде трудов отечественных и зарубежных ученых, в том числе в работах, посвященных факторам формирования нематериальных активов предприятий, основными из которых являются интеллектуальный потенциал, инновации, интеллектуальная собственность, знания, человеческие ресурсы, управленческие процессы. Среди ученых-экономистов необходимо отметить Алябьеву В.А., Арабяна К.К., Битюкову Т.А., Богданову Е.П., Васильеву Р., Возжаева А., Гвелесиани Т.В., Ерофееву В.А., Каспину Р.Г., Лебедеву Е.М., Литвина Д.В., Макарову И.В., Малькову Т.Н., Попову О.В. и др.

Однако попытки применить различные методики оценки воздействия нематериальных активов на стоимость учреждения во многом не систематизированы, что затрудняет практическое использование существующих технологий и методов. Актуальность темы обусловлена тем, что объекты интеллектуальной собственности с одной стороны, все активнее используются во всех областях общественной жизни, а с другой - еще только обретают свое теоретическое осмысление и законодательное оформление.

Цель работы - исследование специфики нематериальных активов.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы специфики нематериальных активов.

2. Исследовать специфику формирования нематериальных активов в современном бизнесе.

3. Разработать рекомендации применения методики оценки нематериальных активов НОУ Автошкола «Престиж».

Объектом исследования является НОУ Автошкола «Престиж».

Предметом исследования являются нематериальные активы НОУ Автошкола «Престиж».

Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы специфики нематериальных активов

 

1.1. Основные понятия, назначение, цели и задачи нематериальных активов

В условиях стремительного развития рыночных отношений очень сложно обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет использования исключительно материальных ресурсов. В процессе формирования прибыли субъектов хозяйствования доминантным является применение активов, не имеющих материальной формы [11, c. 83].

Нематериальные активы (НМА) - активы, которые проявляются благодаря своим экономическим свойствам; они не обладают физической субстанцией, но обеспечивают права и привилегии их собственнику и обычно генерируют доход или другие выгоды для их собственника [23, c. 85].

Нематериальные активы выступают в роли одного из инструментов управления конкурентоспособностью компаний. С помощью нематериальных активов осуществляется капитализация предприятий, то есть конвертация их потенциала в рыночный результат [7, c. 26].

В стоимость созданного внутри компании нематериальных активов входят затраты, которые вошли в стадию разработок, и затраты, которые не были признаны в прошлых периодах в отчете о прибылях и убытках, – в этом заключается существенная разница между российским и международным учетом нематериальных активов.

Согласно российскому стандарту, все затраты на НИОКР, в случае положительного результата и документально оформленных результатов НИОКР, включаются в первоначальную стоимость созданного нематериального актива. Выявить направления усовершенствования учета нематериальных активов можно за счет изучения зарубежного опыта и его применения в практике отечественных субъектов хозяйствования, принимая во внимание специфику их деятельности. Важное значение нематериальных активов в обеспечении стратегической успешности учреждения обусловливает необходимость обоснования методологической основы стратегического управления ими [13, c. 46].

По мнению С.А. Рассказовой-Николаевой, под стратегическим управлением нематериальными активами учреждения необходимо понимать комплекс мероприятий по их идентификации и оценке, выявлению источников их формирования и созданию условий для развития и оптимального использования с учетом состояния и динамики внешней среды, направленных на рост капитализации учреждения и приобретения устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе [23, c. 86].

Исходя из предложенного определения, основными методологическими и прикладными аспектами внедрения стратегического управления нематериальными активами на учреждениях являются:

- идентификация и учет нематериальных активов на предприятии;

- капитализация нематериальных активов;

- создание на предприятии эффективного организационно-экономического механизма формирования и развития нематериальных активов с целью повышения капитализации учреждения.

Проблемы идентификации всех нематериальных активов состоят, в первую очередь, в неопределенности их состава. С учетом современных подходов к трактовке сущности и природы нематериальных активов, а также учитывая их определяющую роль в формировании конкурентных преимуществ в условиях «новой» экономики, можно выделить ключевые нематериальные составляющие комплекса активов, представленные на рисунке 1.1.1 [12, c. 85].

Рис. 1.1.1. Комплекс нематериальных активов организации

Одной из главных является проблема постановки на баланс результата интеллектуальной деятельности, который еще не получил правового статуса объекта интеллектуальной собственности, но готов к использованию. В отечественном правовом поле отсутствуют нормы по обращению с этими объектами, возможность их признания и оценки как нематериальных активов.

В российской хозяйственной практике нематериальные активы и интеллектуальная собственность до последнего времени не рассматривались с точки зрения источника существенных преимуществ в конкурентной борьбе. Этому способствовал целый ряд причин. Во-первых, в России понятийный аппарат в отношении нематериальных активов и интеллектуальной собственности крайне неоднозначный. Во-вторых, нежелание руководителей многих отечественных предприятий использовать нематериальные активы и интеллектуальную собственность именно в аспекте повышения конкурентоспособности предприятий связано, главным образом, с тем, что издержки, которые приходится нести в процессе оценки нематериальных активов, их легализации, кажутся им гораздо более ощутимыми и материальными, нежели выгоды, которые можно будет получить от использования нематериальных активов и интеллектуальной собственности в будущем. В-третьих, исторически так сложилось, что большинство российских предприятий не отражают на балансе имеющиеся у них нематериальные активы и интеллектуальную собственность, так как ставить нематериальные активы на баланс было невыгодно, так как это значительно увеличивало стоимость покупаемого учреждения, а также величину налогов на имущество [7, c. 33].

Таким образом, выявлено, что нематериальные активы  - активы, которые не обладают физической субстанцией, однако растущая роль нематериальных факторов в процессе создания стоимости промышленных предприятий России в условиях инновационной экономики и недостаточная изученность проблемы управления и оценки влияния нематериальных факторов на рост стоимости учреждения является актуальной проблемой для экономической науки и хозяйственной практики в целом.

1.2. Основные методики оценки нематериальных активов

Исходя из того, что по своей сущности объекты интеллектуальной собственности не имеют материальной формы, их стоимость не определяется с использованием традиционных показателей, применяемых при осуществлении оценки материальных объектов [18, c. 88].

Сложность оценки касается всех нематериальных активов, но прежде всего тех, которые не охраняются изобретательским или авторским правом. Стандартными являются три метода оценки:

- затратный подход – основан  на определении затрат, необходимых  для восстановления или замещения  объекта оценки с учетом его  износа;

- сравнительный подход – основан  на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;

- доходный подход – основан  на определении ожидаемых доходов  от объекта оценки [26, c. 33].

На современном этапе методика оценки стоимости интеллектуальной собственности разрабатывается для соответствующего объекта под конкретного заказчика, поскольку потребность в такой оценке возникает, как правило, в связи с отчуждением соответствующих исключительных или неисключительных прав, или передачи прав собственности в период поглощения и слияния компаний. Необходимо отметить, что существующие методы финансовой отчетности не позволяют оценить рыночную стоимость учреждения, поэтому не отражают стоимость, созданную нематериальными факторами. В приложении 1 представлен анализ моделей и методов оценки стоимости, создаваемой нематериальными факторами роста стоимости.

Проведенный анализ показал, что фактической основой роста рыночной стоимости учреждения в условиях инновационной экономики становятся нематериальные факторы, управление которыми обеспечивает долгосрочное устойчивое развитие учреждения. Все рассмотренные методы и модели оценивают стоимость, создаваемую нематериальными активами.

Согласно организационно-экономическому механизму формирования и развития нематериальных активов существует два варианта решения проблемы повышения доли нематериальных активов в капитализации учреждения:

1) традиционный метод использования  нематериальных активов на основе  повышения их стоимости в управленческом  и бухгалтерском учете;

2) инновационный метод на основе создания системы стратегического управления такими активами.

По традиционному методу нематериальные активы рассматриваются как имущественные объекты. Этот подход сосредоточен на инвентаризации и независимой оценке стоимости нематериальных активов на основе прямых (сравнительного, затратного) или косвенных (с помощью разницы капитализации учреждения и стоимости его чистых активов) методов. Однако данный подход не обеспечивает реального управления нематериальными активами, а, следовательно, и обеспечением конкурентоспособности учреждения [7, c. 37].

Применение стратегического подхода основывается на использовании рыночной капитализации как одного из ключевых целевых стратегических показателей учреждения, определяется как дисконтированная сумма ожидаемых денежных потоков от использования актива. Данный подход предусматривает осуществление следующих мероприятий:

а) формирование системы стратегических целей и задач в сфере формирования, использования и развития нематериальных активов (в формате стратегических карт с применением аналитических методов и стратегических сессий);

б) исследование рынков, на которых действует предприятие, через призму выявления стратегически важных направлений;

в) формирование перечня и требований к нематериальным активам, определяющих ключевые рыночные преимущества, эффективность и устойчивость учреждения в его развитии;

г) инвентаризация нематериальных активов, в т. Ч. Фонда знаний, накопленных предприятием;

д) формирование комплекса управленческих мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и создания стратегически ценных нематериальных активов;

е) формализация нематериальных активов (в т.ч. знаний, деловой репутации учреждения) путем регистрации прав, независимой оценки, обоснования стратегической ценности таких активов для потенциальных инвесторов и клиентов [5, c. 88].

Стратегический подход к управлению нематериальными активами обусловливает отношение к ним как к ключевым факторам развития учреждения в нестабильной среде хозяйствования. Основным преимуществом стратегически ориентированного подхода является возможность привлечения к экономическому управлению предприятием не только «традиционных» нематериальных активов, но и таких из них, права на использование которых не регистрируются. Одним из определяющих условий положительного влияния нематериальных активов на капитализацию является информационная прозрачность учреждения в отношении таких активов. Информационная прозрачность должна учитывать не только наличие активов, но и их влияние на выручку, рентабельность и риски учреждения. Для обеспечения информационной прозрачности целесообразно формировать вариант управленческого баланса, в котором учитываются скрытые нематериальные активы, наличие данных о которых вместе с определяемыми ими денежными потоками, позволяет более точно представлять финансовое состояние учреждения и прогнозировать его деятельность [16, c. 38].

Информация о работе Теоретические основы специфики нематериальных активов