Типология организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является сбор, анализ и представление информации по выбранной теме для решения следующих задач:
определить достаточность (или недостаточность) теоретических сведений по типологии организационной культуры для практического использования;
какие особенности организационной культуры встречаются в практике российских предприятий;
что можно рекомендовать предприятиям для становления и развития корпоративной культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Типология организационной культуры………………………………4
1.1 Классификация типологий…………………………………………………..5
1.2 Классификация организационных культур…………………………………6
1.3 Клановая культура…………………………………………………………...10
1.4 Адхократическая культура…………………………………………………12
1.5 Иерархическая (бюрократическая) культура………………………………14
1.6 Рыночная культура…………………………………………………………..15
Глава 2. Практическое исследование…………………………………………..17
2.1 Описание объекта и методы исследования………………………………...17
2.2 Результаты тестирования……………………………………………………22
2.3 Рекомендации по улучшению………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

организационная культура1.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Типичные ошибки при составлении анкеты:

  • Скрытая заданность ответа;
  • Излишнее детализирование;
  • Двусмысленность вопросов;
  • Недостаточно различительная сила вопросов.

Использованная мною анкета в этом исследовании, позволила мне определить насколько сотрудники, при сложившейся рыночной культуре, готовы следовать правилам установленным руководством.

 

2.2 Результаты  тестирования

 

В данной работе было использовано два теста и одна анкета. Один тест будет приведен в рамках самой работы, второй - в приложении. Образец анкеты также помещен в приложение.

Инструкция по первому тесту: в каждом из 10 вопросов-описаний выберите один вариант, соответствующей обычному положению дел в вашей организации и сложите полученные баллы.

В конце теста по суммарному баллу Вы сможете определить тип организационной культуры вашего предприятия.

Тест

1) Кто принимал решения в последней критической ситуации ?

- неизвестно (0 баллов)

- посовещались и решили  сообща (1 балл)

- директор (2 балла)

2) Какое мнение было  принято в спорном вопросе на последней планерке?

- первое (0 баллов)

- самое неординарное (1 балл)

- самое осторожное (2 балла)

3) Чье мнение было принято  в спорном вопросе на последней  планерке?

- того, кого обычно (0 баллов)

- того, кто был красноречивее (1 балл)

- директора (2 балла)

4) Как часто происходят планерки или совещания?

- постоянно кто-нибудь  что-нибудь решает (0 баллов)

- раз в неделю (1 балл)

- когда потребуется директору (2 балла)

6) Сколько времени на  последней планерке занял монолог  руководителя?

- планерку опять не  удалось провести из-за форс-мажора (0 баллов)

- первые и последние 3-5 минут (1 балл)

- все время планерки (2 балла)

7) Что происходит, когда  кто-то делает что-то новое?

- ничего, самому скоро  надоест (0 баллов)

- каждый знает, что чем  для него это грозит (1 балл)

- директор объяснит, что  это мы уже пробовали (2 балла)

8) Что контролируется директором (обсуждается, проверяется…)?

- всё, что успевает (0 баллов)

- то, о чем договорились (1 балл)

- все (2 балла)

9) Что учтено в схеме заработной платы, схемах премирования?

- нам некогда сделать  схему заработной платы (0 баллов)

- ошибки и подвиги (1 балл)

- а кто его знает, директор говорит, что все правильно… (2 балла)

10) Как зовут директора:

- Вжик (0 баллов)

- Тимур (1 балл)

- Карабас-Барабас (2 балла)

Итак, если в сумме Вы получили:

0 – 6 баллов, то корпоративная  культура вашей организации может быть описана как организационная культура «Пожарной машины»,

7 – 12 баллов – как организационная культура «Команды»,

13 – 20 баллов – как организационная культура «Царской».

У каждой категории сотрудников от рабочих и до руководителей получились достаточно разные результаты, причем в разнице почти в 10 баллов.

У работников низшего уровня получилось, в основном, что тип их организационной культуры «Царский» то есть их руководитель - как царь. Это вполне объяснимый результат. В любой организации найдется человек, который будет назвать руководителя царем или королем. На своем собственном опыте могу сказать, что на сегодняшний день в «Ростикс KFC» «Лепесток» директриссу половина сотрудников считают королевой, хотя, мне кажется, она больше демократичный человек, готовый работать в команде, чем деспотичный правитель, как это обычно бывает.

Менеджеры среднего слоя отвечали на вопросы, не раздумывая над ответами, что и показали результаты. По подсчету их ответов получилось, что в их организации тип «Командной» культуры. То есть, сотрудники отлично работают в командах (имеется в виду их отношение в команде), но при этом над ними постоянно стоит руководитель. Я думаю, что в какой-то степени так и есть, даже команда менеджеров подчиняется руководителю, но при этом на результате работы предприятия это не отражается.

Ну а у руководителя или у руководящего состава получилось, что, по их мнению (мнения разделились) в их организации два типа культуры. Одна часть считает, что это культура «Команды», как и средний слой менеджеров, но, по мнению другой стороны у них наблюдается тип «Пожарная машина», они не делят на руководителя и подчиненного весь коллектив, а работают как все. На мой взгляд, такая разница результатов указывает на то, что нет единого мнения, какой их типов является основным в организации.

По результатам второго теста «Уровень организационной культуры» результаты получились почти одинаковыми. По общей оценке получается, что уровень организационной культуры в исследуемой организации находится меду средним и высоким. По каким-то параметрам он достаточно высокий, по каким-то - средний. Неоднозначные ответы не позволяют точно определить показатели уровня организационной культуры в ООО «Фламинго».

Помимо работы с тестами проведено так же анкетирование, что позволило получить более полное представление о культуре данного предприятия. Такое положение объясняется тем, что у некоторых сотрудников возникли сложности с 9 и 10 вопросами, так как не все понимают различия между установками, ценностями и нормами поведения.

По общему впечатлению можно сказать, что сотрудники довольны теми требованиями, которые установлены на предприятии. Это я так же могу подтвердить сам.

По методу наблюдения могу сказать только, что я заметил как, некоторые из работников пытаются привнести что-то свое в постоянный устой организации. Например, самые активные сообщают руководителям о новых товарах у конкурентов, об интересных способах рекламы и т.д.

 

 

2.3 Рекомендации по улучшению

 

В каждой организации есть свои плюсы и минусы, которые дают организации преимущество и объяснение недостаткам. И, чтобы исправить или устранить, хотя бы частично, минусы, ученые, исследователи, специалисты предлагают рекомендации по улучшению (совершенствованию) как самой организации, так и ее культуры.

Для начала постараемся выявить сильные стороны рыночной культуры, рассматриваемой организации. Рыночная культура позволяет предприятию прочно установиться на рынке, понять какие услуги предоставлять, что нового востребовано и в каких количествах. Все преимущества рыночной экономики дают возможность предприятию оставаться на плаву.

Но с другой стороны у организаций с рынком услугами очень много проблем: им необходимо выдерживать конкуренцию, сохранять репутацию развивающейся организации, в то же время не терять то, что у же смогли достичь. Что мы можем предложить такой организации?

  1. Чтобы выдержать конкуренцию необходимо появление и продвижение нового товара. Это могут быть: спа-процедуры на основе новой европейской косметики .
  2. Поддержание сложившейся организационной культуры это конечно хорошо, но при этом она должна и легко меняться в зависимости от ситуации. Гибкость организационной культуры это одно из главных преимуществ организации.
  3. Руководству стоит подумать и выслушать предложения работников по совершенствованию или изменению устоявшейся культуры.

 

Заключение

 

Итак, на основе анализа факторов внешнего окружения и определения ключевых слагаемых успеха, идентификации основных ресурсов и ключевых компетенций ООО «Фламинго», его сильных и слабых сторон, с учетом целей основных заинтересованных сторон и их отношения к рискам, осуществляется формирование организационной культуры. Это позволяет определить не только основные параметры состояния в терминах долговременной экономической прибыли, доли рынка и организационной позиции на рынке, но и основные состояния важнейших ресурсов и компетентностей, а также направления развития ООО «Фламинго». Однако, наибольшие проблемы формирования новой организационной культуры связаны, пожалуй, с реализацией сформированной организационной культурой..

Обратим внимание на то, что в современной практике реального управления ООО «Фламинго» практически нельзя отделить этап реализации организационной культуры от этапа ее формирования. Значительная неопределенность и быстрые изменения внешней среды и самой организации приводят к непрерывным итерациям (повторениям) от выявления новых проблем (в ходе реализации организационной культуры) к новому циклу анализа и формирования корректирующих изменений в реализуемой организационной культуре. Само существо действий администраторов при реализации организационной культуры , позволяет выделить специфическое содержание этого важнейшего элемента непрерывного и нового процесса формирования действующей организационной культуры.

Таким образом, по результатам суммирования итогов исследования, организационная культура ООО «Фламинго» соответствует ее характеристикам.

В качестве рекомендации руководителю предприятия можно посоветовать введение в практику деятельности администрации документирование существующей организационной структуры, выделяя ее главные элементы (например, формулирование миссии) в письменном виде.

 

Список литературы

 

        1. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
        2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.: Учебник. - М.: Экономист, 2004
        3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Гардарика, 1998
        4. Громова О.Н., Мишин В.М., Свистунов В.М. Организация управленческого труда. Учеб. Пособие. – М.: ГАУ, 2003
        5. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник. - М.: КНОРУС, 2003
        6. Карташова Л.В., Никонова Т.В. Организационное поведение: Учебник М.: ИНФРА М, 2002
        7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ, 2004
        8. Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2002
        9. Менеджмент: Учебник / Под ред. В.В. Томилова. - М.: Юрайт-Издат, 2002
        10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2001
        11. Организационное поведение: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Р. Латфуллина. - СПб.: Питер, 2004
        12. Парфенова З.А., Организационная культура: Учебное пособие, Новосибирск, 2006.
        13. Рогожин С.В. Теория организации: Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2002
        14. Тостикова И., Управление персоналом, Изд-во Альпина, М., 2008
        15. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.:2007.

 


Информация о работе Типология организационной культуры