Взаимодействие инновационных предприятий с кредитными организациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:52, лекция

Описание работы

Под предпринимательством понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Кредитные организации – это все те структуры, которые финансируют на различных условиях различных предпринимателей для развития или начала бизнеса.

Содержание работы

Необходимость участия коммерческих банков в сфере поддержки инновационного предпринимательства
Виды кредитов субъектам инновационного предпринимательства
Направления и механизм кредитования инновационного предпринимательства

Файлы: 1 файл

13.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Как и всякие двухсторонние отношения, отношения «фирма — банк» предполагают наличие определенных критериев и у банка по отношению к фирме как потенциальному должнику банка. Эти критерии во многом определяют интересы банка по отношению к данной фирме и в конечном счете формируют значение Ик (интересы кредитора) в известном нам балансовом уравнении.

Мировая практика выработала особые механизмы формирования кредитной  политики любого банка, которые вошли  в науку и практику под названием  «Правило шести "Си"». Ввиду того, что собственная кредитная политика фирмы занимает весьма важное место в ее финансовой жизни, надо привести краткое содержание Правила шести «Си»:

1.Character (характер заемщика).

2.Capacity (способность).

3.Cash (денежные средства).

4.Collateral (обеспечение).

5.Conditions (условия).

6.Control (контроль).

Характер заемщика означает ответственность, правдивость и серьезность его намерений погасить всю свою задолженность. Прояснению характера заемщика способствует кредитная история заемщика, кредитный рейтинг, опыт работы других кредиторов с этим заемщиком и т. д.

Способность («способность заимствовать средства») означает наличие права у заемщика подавать кредитную заявку и юридическое право подписывать договора, устав и другие учредительные документы, личные дела заемщиков.

Денежные средства — наличие у заемщика источников средств для погашения долга. У любого заемщика могут быть всего лишь три (или отдельные из них) источника погашения долга:

-поток наличности (прибыль, амортизация  и т. д.);

-продажа или ликвидация  активов;

-привлечение средств путем выпуска (эмиссии) долговых ценных бумаг.

Именно наличие источников в основном и определяет потенциальную платежеспособность заемщика.

Обеспечение — наличие  у заемщика достаточного капитала или  качественных активов для предоставления необходимого обеспечения долга.

Условия — предвосхищения тенденции в деятельности заемщика или в крайнем случае немедленное  реагирование на изменение условий  деятельности заемщика.

Контроль — анализ отчетности заемщика, информации от сторонних  лиц, из прессы и т. д.

Если взаимная оценка фирмы  и банка удовлетворяет обе cтороны, обычно такие взаимоотношения оформляются  соответствующим договором. Фирма  согласно действующему законодательству Казахстана имеет право открыть один или несколько счетов как в одном банке, так и в нескольких банках. Основной счет фирмы в банке принято называть расчетным счетом. На этот счет зачисляется выручка от реализации продукции и услуг фирмы, с этого счета осуществляются расчеты по обязательствам фирмы, в том числе и по налоговым отношениям.

Кроме расчетного счета  фирма имеет право открывать  в банке текущие, ссудные, контокоррентные, валютные, счета финансирования капитальных вложений, депозитные и другие счета. Набор счетов, открываемых фирмой, определяется ею самой в зависимости от решаемых фирмой финансовых проблем, квалификации финансовых служащих фирмы и возможностей, предоставляемых внешней средой. Порядок открытия как текущих, так и валютных счетов не имеет принципиальных различий и сводится к представлению в выбранный фирмой банк следующего набора документов:

-заявление на открытие  счета;

-нотариально заверенная  копия устава фирмы и учредительных  документов;

-свидетельство о государственной  регистрации фирмы;

-справки о постановке  на учет в налоговой инспекции  и органах управления внебюджетных фондов;

-справка о постановке  на учет в органах государственной  статистики;

-нотариально заверенная  карточка образцов подписей распорядителей  кредитов фирмы (первая подпись)  и контролеров (вторая подпись).

 

Выводы:

1. Основные направления взаимодействия  предпринимательских структур и  кредитных организаций позволили  наметить следующие пути совершенствования  отношений между ними:

- предпринимательские структуры  отдают предпочтение кредитным  организациям, предоставляющим традиционные банковские услуги на основе инновационных технологий и методик;

- кредитные организации могут  выступать агентами при заключении  договоров предпринимательскими  структурами (участие специалистов  банка в качестве представителей  или гарантов своих клиентов при заключении контракта придаст сделке особый статус);

- представители предпринимательских  структур могут оформить запрос  кредитным организациям для выявления  потенциальных рыночных «ниш»  методом всестороннего анализа  отрасли, региона, тенденций экономики, обобщения имеющейся базы данных клиентов.

2. Предпринимательские структуры  формируют внутреннюю политику  в отношении кредитных организаций,  что дает им возможность оптимизировать  взаимоотношения с партнерами  по рынку. В целом совершенствование форм взаимодействия предпринимательских структур с кредитными организациями возможно при условии совершенствования политики банков, развития соответствующей активности самих предпринимателей и при поддержке со стороны государства.

1. Кредит и  его виды

В современных условиях вопросы взаимодействия предпринимателей с кредитными организациями (КО) - банками, страховыми компаниями - имеют особое значение. В первую очередь это  связано с тем, что как для  модернизации старого, так и для  открытия нового производства предпринимателю необходимы денежные средства, которыми располагают КО.

КО и предприниматели  необходимы друг другу: предприниматели  нуждаются в кредитах, а КО –  в сферах прибыльного вложения капитала.

Кредитная система РФ состоит из 2-х уровней:

  1. ЦБ;
  2. банковский сектор и парабанковский сектор.

 

Банковский сектор включает универсальные и специализированные банки.

КО – это юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  на основании лицензии ЦБ имеет право  осуществлять банковские операции.

Банк – это КО, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:

  • привлекать во вклады денежные средства;
  • размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях платности, срочности и возвратности;
  • открывать банковские счета физическим и юридическим лицам.

 

Небанковская КО имеет  право осуществлять отдельные банковские операции.

Парабанковская система  включает специализированные финансово-кредитные  институты (СКФИ) и почтово-сберегательные учреждения.

Принципы кредитования:

  • возвратность;
  • срочность;
  • платность;
  • обеспеченность (залогом, поручительством, банковской гарантией);
  • целевой характер кредита;
  • дифференцированный характер кредита (дифференцированный подход к различным категориям заемщиков).

Банковский кредит характеризуется следующим:

  1. предоставляется специализированными КО, имеющими лицензию ЦБ на осуществление данных операций;
  2. инструментом кредитных отношений является кредитный договор или кредитное соглашение;
  3. доход от кредита поступает КО в форме ссудного или банковского процента.

 

Классификация банковских кредитов.

  1. По срокам погашения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 3 лет), долгосрочные.
  2. По способам погашения: ссуды, погашаемые единовременным взносом, и ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора (это лизинг, факторинг, вексельный кредит).
  3. По наличию обеспечения: доверительные ссуды (без обеспечения), обеспеченные ссуды.
  4. По способу взимания ссудного процента: при погашении ссуды; равномерными взносами в течение всего срока действия кредитного договора; в момент выдачи ссуды удерживается банком.
  5. По видам процентных ставок: фиксированные или плавающие.
  6. По целевому назначению: ссуды общего характера (используются по усмотрению заемщика); целевые ссуды.
  7. По категориям заемщиков: межбанковские ссуды; коммерческие ссуды (торговым ПП); аграрные; ссуды посредникам на фондовой бирже; ипотечные ссуды (владельцам недвижимости).

2. Этапы кредитования

Основными условиями  кредитования являются следующие:

  • соблюдение требований, предъявляемых к основным элементам кредитования;
  • совпадение интересов обеих сторон кредитной сделки;
  • возможность банка-кредитора и заемщика выполнять свои обязательства;
  • соблюдение принципов кредитования;
  • возможность реализации залога и наличие гарантий;
  • обеспечение коммерческих интересов банка;
  • планирование взаимоотношений сторон кредитной сделки.

 

Кредитный процесс начинается со дня выдачи ссуды. Однако до этого  момента и вслед за ним проходит значительная работа между заемщиком  и кредитором. Она включает следующие этапы:

  1. Переговоры о кредите. Предложение о выдаче кредита может исходить как от клиента, так и от банка.
  2. Рассмотрение конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации приводит к особой осторожности в оценке банком кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. В КБ эти задачи возлагаются на кредитный отдел (управление). Крупные кредиты, как правило, рассматриваются на заседании кредитного комитета банка. К заседанию прорабатываются все экономические и юридические вопросы, принимается окончательное решение, определяются конкретные условия кредитования.
  3. Оформление кредитной документации. Работники КБ оформляют кредитный договор, выписывают распоряжение по банку о выдаче кредита, заводят досье на заемщика (кредитное дело).
  4. Использование кредита и контроль за кредитными операциями. Контроль включает: соблюдение лимита кредитования (кредитной линии), контроль за целевым использование кредита, уплатой ссудного %, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На этом этапе КБ не прекращает работу по оперативному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента.

 

Кредитоспособность – это возможность, имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов. Основными показателями для оценки кредитоспособности предприятия являются:

1. Отношение объема  реализации к чистым текущим  активам:

К1 = Объем реализации/ Чистые текущие активы.

Чистые текущие активы – это оборотные активы за вычетом  краткосрочных долгов предприятия. Коэффициент К1 показывает эффективность использования оборотных активов.

2. Отношение объема  реализации к собственному капиталу:

К2 = Объем реализации/ Собственный капитал.

Этот показатель характеризует  оборачиваемость собственных источников средств.

 

3. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу:

К3 = Краткосрочная задолженность/ Собственный капитал.

Данный коэффициент  показывает долю краткосрочной задолженности  в собственном капитале предприятия. Если краткосрочная задолженность  в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться со всеми кредиторами полностью.

4. Отношение дебиторской  задолженности к выручке от  реализации:

К4 = Дебиторская задолженность/ Объем реализации.

Этот показатель дает представление о величине среднего периода времени, затрачиваемого на получение причитающихся от покупателей денег. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, т.е. снижение показателя К4 можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия.

  1. Отношение ликвидных активов к краткосрочной задолженности:

К5 = Ликвидные активы/ Краткосрочная задолженность.

 

Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банк осуществляет выдачу и погашение кредитов. Существуют 3 метода:

  1. метод кредитования по обороту;
  2. по остатку;
  3. оборотно-сальдовый метод.

 

Метод кредитования по обороту. Кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Кредит авансирует затраты заемщика до момента высвобождения его ресурсов. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности.

Метод кредитования по остатку. Кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде. Этот вид кредитования охватывает меньший круг объектов кредитования, опосредует один из объектов, в то время как кредитование по обороту связано с движением не отдельного, а совокупного объекта кредитования.

Оборотно-сальдовый  метод сочетает в себе 2 предыдущих. Кредит на 1-й стадии выдается по мере возникновения в нем потребности, а на 2-й стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов.

Движение кредита отражается на ссудном счете клиента, который  открывает ему банк. На нем отражается выдача и погашение ссуд, а также текущая задолженность клиента.

Кредитная сделка требует  документального оформления. Устные переговоры, которые ведет клиент с банком на предварительном этапе, заканчиваются представлением в  КБ письменного ходатайства – обоснования необходимости кредита на определенные цели. Ходатайство (ТЭО) содержит просьбу клиента на получение кредита с указанием цели, необходимого размера, %, срока. Ходатайство рассматривается в составе других сопроводительных документов, позволяющих банку определить финансовое положение клиента и его кредитоспособность. Клиент предоставляет баланс за последние 2-3 года, а также отчет о прибылях и убытках.

Информация о работе Взаимодействие инновационных предприятий с кредитными организациями