Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы являются:
-рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России
-рассмотреть значение и сущность крупного предпринимательства в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России
-определить факторы развития бизнеса
-рассмотреть формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
-рассмотреть взаимодействие малого и крупного бизнеса на примере российской компании

Содержание работы

Введение
Глава 1. Малый и крупный бизнес
Сущность и роль малого бизнеса в экономике
Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
Факторы развития бизнеса
Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ
2.1. Тенденции и особенности функционирования малого бизнеса в России
2.2. Образование и особенности развития крупного бизнеса в РФ
2.3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
4. Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач 1.1.docx

— 75.60 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Введение
  2. Глава 1. Малый и крупный бизнес
    1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике
    2. Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
    3. Факторы развития бизнеса
  3. Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ

2.1. Тенденции и особенности  функционирования малого бизнеса  в России

2.2. Образование и особенности  развития крупного бизнеса в  РФ

2.3. Взаимодействие малого  и крупного бизнеса

      4. Глава  3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.

      5. Заключение

      6. Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность курсовой работы определяется тем, что в современной экономике развитие предпринимательской деятельности одна из самых главных задач экономике. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по законодательству РФ - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность граждан и их объединений, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права.

В современных условиях предпринимательская  деятельность основывается на взаимодействии малого и крупного предпринимательства. Развитие малого бизнеса помогает решить ряд вопросов, связанных не только с экономикой страны . Но экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены, прежде всего, наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Объектом исследования курсовой работы является малый и крупный  бизнес.

Целями курсовой работы являются:

-рассмотреть сущность  и роль малого бизнеса в  экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России

-рассмотреть значение  и сущность крупного предпринимательства  в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России

-определить факторы развития  бизнеса

-рассмотреть формы взаимодействия  малого и крупного бизнеса

-рассмотреть взаимодействие  малого и  крупного бизнеса  на примере российской компании

 

 

 

 

Глава 1. Малый  и крупный бизнес

1.1 Сущность и  роль малого бизнеса в экономике

Такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса» и другие не имеют общего, закреплённого определения, именно поэтому в научной литературе они имеют различную трактовку. Термин «бизнес» английского происхождения и в оригинальном языке означает «деятельность, занятие». Бизнес - это самостоятельная общественная на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Если посмотреть в различные  другие источники, то можно найти  и другое определение термина «бизнес», так, например, существует определение: «Бизнес - это деятельность осуществляемая частными лицами или организациями для привлечения природных благ производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги, или деньги ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций1». Бизнес, у которого небольшие масштабы называется малым.

В одном из современных  экономических словарей сущность малого бизнеса определяется следующим  образом: « Малое предприятие  – небольшое предприятие любой  формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, району объёме деятельности, являющейся профессиональной для предприятия». К малому бизнесу могут относиться предприятия без образования юридического лица, любые коммерческие организации в любой сфере деятельности, у которой есть все критерии, установленные государством. Не стоит исключать наличие государственного малого бизнеса, однако  если основываться на определения термина «бизнес» из большинства источников следует, что бизнес - это деятельность частных лиц и организаций.

Из мировой практики, очевидно, что малый бизнес, в том числе в странах с рыночной экономикой, оказывает совсем немалое, а можно даже сказать существенное влияние на развитие народного хозяйства, увеличение численности рабочих, на решение различных социальных проблем. Во многих странах малое предпринимательство играет ведущую роль в вопросах численности работающих, объёма и реализации товаров, выполнении работ.

Роль малого бизнеса  в экономике страны

Малый бизнес оказывает огромное влияние на экономику страны. Во-первых: он создает необходимую конкуренцию, во-вторых: он способен создать дополнительные рабочие места, в-третьих: малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создаёт глубокую специализацию и кооперацию, без чего невозможна его эффективность.

Из-за высокой конкуренции  малый бизнес должен постоянно развиваться  и адаптироваться к условиям рынка, чтобы получать прибыль - это является одним из важных аспектов существования малого предпринимательства, так как средний и крупный бизнес не способны так быстро реагировать на изменение на рынке, на изменение потребностей покупателей, как это может сделать малое предпринимательство.

Немало важным является то, что малый бизнес даёт жизнь крупномасштабным предприятием. Малый бизнес, взаимодействуя с крупными предприятиями, получает выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В подтверждение этому стоит обратить внимание на такие страны как США и Япония, где малое предпринимательство имеет огромную важность в обрабатывающей промышленности, а так же в реализации продукции.

Критериями, по которым предприятие  может существовать как субъект  малого предпринимательства, являются около 50 показателей, но на практике чаще всего применяются следующие:

  1. Средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (Число постоянных работников не должно превышать 250 человек)
  2. объем оборота (прибыли, дохода) ( С 2008 года в России для малых предприятий предельное значение выручки составляет – 400 млн. рублей)
  3. величина активов
  4. размер уставного капитала

 

Развитие малого бизнеса  в любой стране оказывает влияние  на развитие положительных процессов  в экономике, а так как всем известно, что экономика и политика тесно связаны, малый бизнес оказывает влияние на политические вопросы: демократизация общества, увеличение политического веса в международных вопросах, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические плюсы.

 

Так как же всё - таки определить роль и значение малого бизнеса в экономике страны? С точки зрения экономики можно выделить такие показатели как:

  1. Доля ВВП, создаваемого в малом бизнесе
  2. Доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе
  3. Доля трудоспособного населения занятого в малом бизнесе
  4. Доля налогов, которые поступают от малого бизнеса, в их общей величине
  5. Доля малых предприятий в общем числе коммерческих предприятий
  6. Доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе

 

1.2 Сущность и  значение крупного предпринимательства в экономике

Примерно до середины 19 века для стран с развитой экономикой не существовало такого понятия как  крупный бизнес, в то время существовала свободная конкуренция, а соответственно существовали только малые и средние  фирмы. Но со второй половины века ситуация стала меняться, стали появляться крупные фирмы, которые занимались производством определённых видов товаров, стала развиваться тяжёлая промышленность, железнодорожное строительство и другие крупные отрасли производства. В связи с этими обстоятельствами, конкуренция перестала быть такой свободной и стала появляться несовершенная конкуренция.

Закреплённого понятия «крупный бизнес», так же как ранее говорилось про «малое предпринимательство» не существует. К этому понятию можно  отнести такие крупные компании как «Coca-cola», «Johnson & Johnson» и другие известные крупные предприятия.

Роль крупного предпринимательства в экономике

Экономика не может основываться только на малом бизнесе, именно поэтому  существование крупного предпринимательства  ведёт к процветанию и малого бизнеса в том числе. Существование крупного предпринимательства ведёт к процветанию экономики страны и мира. Малое предпринимательство не может рассчитывать на такой же успех, как и крупный бизнес, поскольку крупное предпринимательство имеет ряд преимуществ. Во-первых, крупным фирмам легче снижать себестоимость продукции и повышать её качество, так как они могут привлекать новое дорогостоящее высокотехнологичное оборудование, технику и т.д., чего малые фирмы не могут себе позволить из- за стоимости этого оборудования и низкой рентабельности, которая обусловлена небольшим объёмом производства. Во-вторых, им легче обеспечить себе рекламу, точнее, действительно доходчивую рекламу, проводить различные маркетинговые исследования, так как на эти операции нужны очень часто высокие затраты, малому бизнесу довольно проблематично себе позволить подобное. За счёт этих маркетинговых операций крупным фирмам легче зарекомендовать себя на рынке, стать более известными, а соответственно более прибыльными. Кроме всего вышесказанного, крупным фирмам легче повышать уровень квалификации персонала, снижать какие-либо потери от рекламы и т.п.

Крупный бизнес чаще всего  представляет собой довольно большое  количество малых и средних предприятий, которые находятся достаточно далеко друг от друга, но которые имеют единое управление, финансовое и техническое  обслуживание. Поэтому если говорить про крупное предпринимательство  – это необязательно какой  – либо огромный завод, с производством  на одной территории.

Организационные формы крупного бизнеса

В настоящее время существуют различные организационные формы  крупного бизнеса: холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждые из вышеперечисленных  форм имеют общие и различные  черты. Каждую форму объединяет направление  на получение преимуществ от крупного капитала, но каждая форма имеет различные конкретные стратегические цели и текущие задачи, которые ставятся объединением, различные структуры участников, а так же у каждой формы различные правовые и имущественные отношения.

Наиболее популярными  в России всегда являлись холдинговые  компании и финансово- промышленные.

Холдинг – держательская компания, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью. Различают два типа холдинговых компаний: чистый холдинг, создаваемый специально для выполнения указанных выше функций; смешанный, занимающийся также определенной предпринимательской деятельностью, производственной или кредитно-финансовой.2.

Контроль материнской  компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством  доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения  их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.

Существуют различные  типы холдинга:

  1. В зависимости установления контроля главного предприятия над дочерними фирмами выделяют -
    • имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
    • договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:

    • чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
    • смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.

Информация о работе Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм