Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
-рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России
-рассмотреть значение и сущность крупного предпринимательства в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России
-определить факторы развития бизнеса
-рассмотреть формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
-рассмотреть взаимодействие малого и крупного бизнеса на примере российской компании
Введение
Глава 1. Малый и крупный бизнес
Сущность и роль малого бизнеса в экономике
Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
Факторы развития бизнеса
Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ
2.1. Тенденции и особенности функционирования малого бизнеса в России
2.2. Образование и особенности развития крупного бизнеса в РФ
2.3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
4. Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
5. Заключение
6. Список литературы
Малый бизнес в России так же характеризуется и неустойчивостью, в следствие пункта №3, а так же из-за высокой конкуренции и влияния внешних факторов(например инфляция играет немалую роль в жизни малого предприятия). В итоге очень часто малый бизнес либо становится банкротом, либо предприниматели сами закрывают свой бизнес.
Основные характеристики малого бизнеса в России
Во-первых, малый бизнес обладает
гибкостью, в подтверждение этому,
можно вспомнить начало 90-х годов
прошлого века, ведь именно малый бизнес
спас развал экономики нашей страны
и сумел перестроиться к
Во-вторых - это экономичность малого бизнеса. Расходы на организацию малого бизнеса значительно меньше, чем у крупного бизнеса, поскольку помещение, оборудование и т.п. можно взять в аренду, а так же для организации малого бизнеса территория, помещение, машины и т.д. – всё это нужно намного в меньшем количестве, чем для крупного бизнеса.
В-третьих, малый бизнес направлен не на целый слой населения, как это делает крупный бизнес, а на определённое количество и определённый круг потребителей, поэтому на изменение в спросе на определённый товар(услугу) малый бизнес способен быстрее реагировать.
В чем преимущества в открытии малого бизнеса в России?
Как ранее говорилось, малый бизнес в России достаточно гибкий. Если есть желание открыть бизнес в России то это может быть например домашний, или семейный бизнес, или франчайзинг.
Домашний или семейный бизнес – это также является частным предпринимательством, преимущества такой формы заключаются в том, что владелец, бухгалтер, босс, работник – это всё один человек или члены его семьи. В случае если бизнес прогорит, человек не подведёт других людей, другие семьи, он либо подведёт сам себя, либо членов своей семьи – для многих этот факт является немало важным.
Франчайзинг – также является достаточно развитой заграницей формой частного предпринимательства, в России такая форма появилась недавно, но получает должное распространение. Франчайзинг имеет ряд преимуществ, поскольку франчайзинг – это покупка бренда, т.е. это покупка у правообладателя продавать продукцию под его брендом, маркой, которая уже имеет спрос, уже разрекламирована, а соответственно в скором времени будет приносить доход. Преимущества в том, что, по сути, кроме как вложить деньги и потом получать прибыль, больше ничего делать не надо, поскольку товар на рынке уже адаптирован, потребители ясны, технологии отработаны.
Конечно, малый бизнес в России имеет как свои успехи, так и свои проблемы, но малое предпринимательство в РФ занимает свою нишу в экономике, и дает хорошую отдачу как огромным предприятиям, так и отдельному человеку.
2.2 Образование
и особенности развития
Основные этапы развития крупного бизнеса в России
Первым этапом развития крупного бизнеса в России можно назвать его, так называемую, предысторию, которая продолжалась с 1992 года по первую половину 1995 года. Этот период характеризуется наличием крупных торгово-финансовых конгломератов, которые были сформированы вокруг ряда бирж, банков, а также бывших советских внешнеторговых объединений. К концу этого периода биржевые конгломераты практически исчезли, а банковские увеличили свою мощь. К 1995 году появились такие банковые объединения как Альфа – банк, Банк Столичный, их масштабы делали их субъектами макроуровня. В этом периоде стали формироваться компании в топливно-энергетическом комплексе, стала развиваться приватизация, но на то время эти компании нельзя было назвать крупным предпринимательством, так как эти компании всё ещё оставались государственными по форме и способу работы.
Вторым периодом можно выделить - становление (вторая половина 1995 – 1997 г.г.) Именно в этот период сформировались основные формы существования крупного предпринимательства в России, а так же именно в эти годы интегрирующие бизнес -группы3 и компании стали действительно рыночными агентами, которые функционируют до настоящего времени. Не менее важным является то, что именно в этот период сформировались принципы и приоритеты, которые обеспечивали успешное функционирование крупного предпринимательства, основными являлись следующие :
Одним из важнейших событий
этого периода является возникновение
залоговых аукционов. Формально
они являлись конкурсным механизмом
получения государством кредитов от
частных банков под залог дефицита
федерального бюджета. Однако механизм
и последствия их проведения дают
основания считать, что реальные
цели государства были другие –
формирование прочных альянсов между
банками и промышленностью, появление
у крупнейших предприятий отечественных
стратегических собственников, обеспечение
политического союза
Следующий этап – это кризисная и посткризисная динамика4, которая продолжалась с 1998 по 1999 года. Для российского крупного бизнеса кризис начался в первые месяцы 1998 года. В первой половине 1998 г. основным проявлением кризиса была потеря многими ИБГ и компаниями федерального уровня контроля над рядом своих крупных промышленных предприятий. В Августе 1998 года основные кризисные процессы перешли в банковскую сферу. Ликвидировалось большинство банков, которые в прошлом были центрами формирования многих известных ИБГ ( например Инкомбанк, « Российский кредит» и др).
Основным результатом для крупного бизнеса в 1998г. – 1999г. Стало то, что произошёл быстрый и окончательный переход от финансового сектора к реальному сектору. Кроме того реальные сектор освободился от кредиторского бремени, так как банкам, которые практически погибали, никто кредитов не возвращал. В основном больших перемен в отношении места крупного предпринимательства в экономике России не произошло, остались те же политические ресурсы и отношения с государством не изменились. В основном на это повлияла посткризисную ситуация, так как она характиризовалась тем, что возросли мировые цены на энергоносители и повысился спрос на отечественные товары.
Одним из значительных годов для крупного бизнеса стал 2003 год, так именно в этот год произошли многие изменения. Одной из главных тенденций для этого года стало повышение значимости компаний как формы существования крупного бизнеса. Простая скупка недооцененных активов уходит в прошлое, функции принятия основных экономических решений переходят на уровень компаний, а топ – менеджеры постепенно начинают заниматься исключительно работой с капиталом, т.е. его управлением, а также отношениями с властью. Другая тенденция, проявившаяся в этот год – это выход российских компаний за рубеж. Крупные компании стали покупать промышленные активы за пределами Российской Федерации, если раньше это чаще наблюдалось только у нефтяных компаний, то к 2003 году лидерами в этом направлении стали металлургические организации. Но в основном покупали те предприятия, которые находились в стадии банкротства или у которых была тяжёлая финансовая ситуация. Единственная нефтяная компания, которая удачно приобрела перерабатывающие и сбытовые мощности с Сербии – это была компания « Лукойл».
Следующая тенденция, характерная для этого года связана с банковской сферой. Те банки, которые входили в состав ИБГ, в 2003 году перестали делить на «своих» и «чужих» крупных и надежных заемщиков. Постоянно росла конкурентная борьба за надёжного заёмщика и в связи с этим, любая крупная компания с хорошей кредитной историей и хорошей репутацией могла приобрести кредит у любого частного банка.
Тенденциями 2003 года так же является то, что продолжал сохраняться интерес российского крупного бизнеса к электроэнергетике. Не менее важным становится то, что у российских крупных предпринимателей проявился интерес к совершенно новому направлению – управление жилищно–коммунального хозяйства.
Частный крупный бизнес в России существует более пятнадцати лет и благодаря накопленным ресурсам он постепенно превратился в значимый институт социально-экономического развития как страны в целом, так и многих субъектов Российской Федерации.
В настоящее время в России крупный бизнес существует в разных формах.
Первая форма – это интегрированная бизнес группа. Это объединение предприятий и компаний, работающих в разных отраслях и даже секторах экономики и связанных единством экономических интересов. Его обеспечивает наличие общей группы собственников и высших менеджеров, технологического единства в интегрированной бизнес-группе нет. Фактически им присущи свойства, характерные для конгломератов.
Вторая форма – это компания. Это объединение предприятий, имеющее объективный (технологический или воспроизводственный) экономический смысл и выстроенное либо вокруг некоторой товарной группы – диверсифицированная компания, либо вдоль некоторой технологической цепочки – вертикально интегрированная компания.
Принципиальное отличие ИБГ от компании состоит в том, что ИБГ нельзя продать целиком , т.к. её ценность знают только те, которые её создавали. Компания же наоборот имеет свою рыночную цену.
Третья форма – это отдельное крупное предприятие. Все производство и экономическая деятельность осуществляется на одной промышленной площадке. Такое производство представляет собой единый неделимый объект бизнеса.
Особенности российского крупного бизнеса в РФ
Во – первых, одной из особенностей российского крупного бизнеса является то, что относительно стабильностью отличаются те предприятия, которые зависят от спроса населения напрямую, это пищевая и табачная промышленность.
Во – вторых, относительный быстрый рост имеют в большей своей части нефтяные и газовые промышленности, а так же в чёрной металлургии.
В – третьих, крупный бизнес более рентабелен, чем средний. И даже на общем фоне снижения рентабельности, крупный бизнес теряет эффективность почти в полтора раза медленнее, чем промышленность в целом. Наиболее заметна выигрышная ситуация в рентабельности крупных предприятий перед средними в химической промышленности и машиностроении. Наиболее рентабельными предприятиями являются нефтегазовые предприятия.
Не менее важным является то, что производительность труда на крупном предприятии быстро растёт. Наиболее производительными компаниями являются пищевые и табачные компании.
2.3 Взаимодействие малого и
Экономика страны зависит как от малого, так и от крупного бизнеса. На сегодняшний день взаимодействие малого и крупного бизнеса в России очень важно, так как это поможет вывести российскую экономику на инновационный путь развития.
В настоящее время проблема взаимодействия крупного и малого бизнеса находится на достаточно высоком уровне. Но в России, как и в мировой практике, все чаще крупные предприятия привлекают на субподрядной основе мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали. Когда мелкие предприятия вовлекаются в сферу влияния крупных объединений ,они фактически теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Вокруг крупных фирм сегодня группируются тысячи мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий, это особенно развито в таких отраслях как машиностроение, электронная промышленность. Для крупного бизнеса мелкие субподрядчики очень выгодны: они поставляют свою продукцию по относительно низким ценам, а их производственные, социальные и другие проблемы не затрагивают монополии. Но для мелкого бизнеса присутствуют и неблагоприятные стороны взаимодействия их с крупными фирмами, по сколько в период неблагоприятной экономической ситуации крупные фирмы чаще всего разрывают связи со своими мелкими поставщиками, оставляя их на произвол судьбы. Эта ситуация привела к тому, что мелкие фирмы стали объединяться в крупные отраслевые консорциумы, которые довольно успешно конкурируют с крупными предприятиями на рынке.
Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
В настоящее время взаимодействие малого и крупного бизнеса начинает активно развиваться. Можно отметить, что на базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
1) интрапренерство (создание небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня большого предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, предоставление разной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов – разных дочерних фирм, которые сохраняют «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т. д.)