Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:10, курсовая работа
Целями курсовой работы являются:
-рассмотреть сущность и роль малого бизнеса в экономике, а так же особенности функционирования малого бизнеса в России
-рассмотреть значение и сущность крупного предпринимательства в экономике, а так же особенности развития крупного бизнеса в России
-определить факторы развития бизнеса
-рассмотреть формы взаимодействия малого и крупного бизнеса
-рассмотреть взаимодействие малого и крупного бизнеса на примере российской компании
Введение
Глава 1. Малый и крупный бизнес
Сущность и роль малого бизнеса в экономике
Сущность и значение крупного бизнеса в экономике
Факторы развития бизнеса
Глава 2. Тенденции становления и специфика функционирования малого и крупного бизнеса в РФ
2.1. Тенденции и особенности функционирования малого бизнеса в России
2.2. Образование и особенности развития крупного бизнеса в РФ
2.3. Взаимодействие малого и крупного бизнеса
4. Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
5. Заключение
6. Список литературы
Сателлитная форма взаимодействия малых и больших структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается в таких формах, как дипольная, атомарная, сетчатая или корпоративная структура :
а) дипольная – пара предприятий с доминированием большого;
б) атомарная – множество независимых малых фирм, которые тяготеют к большой
структуре как к «ядру»;
в) сетевая – сеть взаимозависимых малых предприятий, которые обслуживают большое
производство;
г) корпоративная – взаимодействие нескольких больших предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм и т.д.
В мировой практике используют разные формы и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Это система субподряда, лизинг, франчайзинг, создание предпринимательских сетей, субконтрактинг, кластеризация и др.
Примером дипольной структуры является взаимодействие двух предприятий – малого и крупного – в системе франчайзинга, т. е. на основе двустороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.
Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, расходах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предприятия (высокая «проникающая» способность, гибкость, возможность локальных контактов и знание местных условий). Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях: в результате развития франчайзинга; как следствие реструктуризации большой компании, которая имеет ряд непрофильных или убыточных производств. Подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий торговли. Особенно перспективным, по оценкам специалистов, является механизм взаимодействия малого и крупного бизнеса через применение кластерных технологий. Кластерный метод позволяет реализовать наиболее важные взаимосвязи в технологиях, информации, маркетинге и потребительских потребностях, которые характерны для целого комплекса фирм и областей. Эти взаимосвязи влияют определяющим образом на направленность и темпы инноваций, а также на конкурентоспособность конечной продукции. Центром кластера чаще всего бывают одна или несколько независимых могущественных компаний. Кластер создает исключительно благоприятные условия для развития специализированных производств, в том числе вспомогательного, обслуживающего и поддерживающего характера. Возможности кластерного подхода демонстрирует, в частности, зарубежный опыт. Пример активного создания кластеров – фирма Nokіa.
Сетевая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и непостоянной рыночной конъюнктуры.
Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, которые образовали сетевую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько больших предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого бизнеса такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.
Так же одним из самых распространенных видов взаимодействия малого и крупного бизнеса является аутсорсинг. Аутсорсинг – это использование внешних ресурсов(материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес-функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции.
На пути развития сотрудничества крупных предприятий с «внешними» малыми предприятиями можно выделить ряд проблем: отсутствие малых предприятий, способных предоставить необходимые большим предприятиям продукцию и услуги; низкое качество товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями; отсутствие с обеих сторон средств для взаимных расчетов; постоянные угрозы срыва снабжений со стороны малых предприятий; трудности поиска партнера из-за отсутствия информации о производственных возможностях малых предприятий; отсталость и консерватизм управленческого персонала больших предприятий; чрезмерная продолжительность установления и оформления договорных отношений с большими предприятиями; отсутствие комплексной законодательной базы, которая должна регламентировать такие хозяйственные связи.
Взаимодействие малого и крупного предпринимательства , как интрапренерство и инкубаторство, в российских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто.
Итак, взаимодействие малых и больших предприятий дает возможность эффективно соединить предпринимательскую чувствительность и динамическую реакцию малых предприятий с менеджментом, коммерческими и техническими привычками больших предприятий. В результате такое взаимодействие создаст для всех участников возможности, которые при других обстоятельствах в современных условиях развития были бы утраченными и нереальными.
Глава 3. Взаимодействие крупного предпринимательства с малым бизнесом на примере российских фирм.
А)ООО «Объединенные кондитеры»
Многие производители понимают, что в современном мире заниматься одновременно производством и продажей продукции, разрываясь на части, не всегда достаточно рентабельно. Например, управляющая компания ООО «Объединённые кондитеры»5 производит продукцию, производит ее в таком количестве, что продукции хватит на потребителей нескольких городов, в своем городе ему столько не сбыть ни за что. В Таком случае ООО « Объединенные кондитеры» поступает следующим образом: компания заключает дилерский договор на продажу своей продукции с представителями из различных городов, чтобы поставить это дело на долгосрочную взаимовыгодную договорную основу. Так формируется дилерская сеть. Для закрепления отношений дилерам предоставляются льготы: специальная льготная цена, бонусные скидки, и даже возможность выпуска части товара под личной маркой дилера.
Дилерская сеть выгодна обоим участникам сторон. ООО «Объединенные кондитеры» заинтересованы в продаже своей продукции оптовыми партиями. Создание собственной дилерской сети осуществляется в строгом соответствии с утвержденной маркетинговой стратегией предприятия и опирается на данные изучения рынка. Эффективное взаимодействие с дилерами во многом определяется проработанностью вариантов заключенных договоров с ними. Дилер берет ответственность на себя за снабжение продукцией всех потребителей в регионе. Но потому дилеру предоставляются исключительные права на реализацию в регионе. Но предоставление исключительных прав подразумевает под собой двустороннюю ответственность со стороны, как дилера, так и предприятия, которое принимает на себя обязательства не поставлять продукцию в этот регион никому, кроме дилера. Дилер, которому предоставляется преимущественное право, в свою очередь, получает льготы по ассортименту, формам оплаты и первоочередности поставки.
Дилер является последним
звеном посреднической товаропроводящей
цепочки и находится в
Положительные стороны для дилера:
-Дилер является посредником, которому товары продаются по особым(сниженным) ценам
-Представление торговых
интересов производителя и
-Дилер может быть официальным
дилером производителя и может
пользоваться его торговым
-Преимущественное право
на выбор определенного вида
производимой продукции по
-Возможность кредитования
производителем с целью
Отрицательные стороны для дилера:
-Плановость закупок
-Территориальность
-Продвижение продукции
-Марочное ограничение
1. Плановость закупок.
Например, ООО «Объединенные кондитеры»
заключила дилерский договор
с ООО «Диана» на поставку
кондитерских изделий на сумму
314579 тысяч рублей на год в
количестве 3162 тонны. По условиям
договора ООО «Диана»
2. Территориальность –
это обязанность соблюдать
3.Способность дилера
4. Марочное ограничение
– обязанность осуществлять
Так же ООО «Объединенные кондитеры» взаимодействуют с такими малыми предприятиями, как кадровые агентства, с которыми заключаются договора аутсорсинга. Кадровые агентства способны решать задачу подбора персонала и владеют технологиями поиска необходимых специалистов именно поэтому ООО «Объединенные кондитеры» обращается в данные агентства для привлечения на работу нового персонала. Так, например, при формировании новогодних подарков, заключаются договора с кадровыми агентствами по подбору персонала для упаковки новогодних подарков, как правило, на короткий период времени (октябрь-ноябрь). Обращение к услугам агентства – это стремление со стороны компании улучшить качество процесса обеспечения персоналом и пока кадровые агентства подбирают для компании сотрудников, ООО «Объединенные кондитеры» погружаются в решение стратегических вопросов.
Осуществляется взаимодействие с малыми предприятиями на поставку сырья, вспомогательных материалов, запасных частей и на проведение ремонтно-строительных работ и оказания услуг. Организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность, поставляющая сырье или вспомогательные материалы, участвует в конкурсе. Конкурс – процедура выбора поставщика ( подрядчика) на поставку сырья, вспомогательных материалов и запасных частей. Для принятия решения о выборе победителя ООО «Объединенные кондитеры» создает конкурсную комиссию.
Б) Автомобильная промышленность
Мировая практика демонстрирует то, что сотрудничество крупных и малых фирм в отрасли автомобильной промышленности не только возможно, но и чрезвычайно эффективно. Автомобильные компании – наиболее частый пример взаимодействия малых и крупных фирм.
Заместитель руководителя Департамента промышленной и инновационной политики в машиностроение Минпромнауки РФ Алексей Сереженькин, говоря о сбыте отечественных автомобилей , подчеркнул прямую его зависимость от количества ввозимых в страну импортных машин. Низкий спрос на отечественную продукцию объясняется также недостаточно высокими качественными характеристиками, а они во многом зависят от состояния оборудования предприятий. Сокращение производства легковых автомобилей рикошетом отзывается и на малых предприятиях, сотрудничающих с автозаводом.
Фирма « Мотор – Супер» из Тольятти уже много лет является производителем и поставщиком комплектующих деталей для автомобиля ВАЗ. Директор фирмы Дмитрий Савенков высказал убеждение, что успешное развитие малого бизнеса в отрасли возможно только совместно с крупными предприятиями, поскольку для малых фирм это гарантированный заказ и сбыт готовой продукции. Но и крупные заводы не менее заинтересованы в этом тандеме: малые предприятия обеспечивают их необходимыми деталями гораздо лучше и быстрее других смежников. К примеру, « Мотор – Супер», имея почти 50 поставщиков, которые обеспечивают 700 наименований деталей, в состоянии обеспечить ВАЗ любой деталью в течение нескольких минут.