Защита прав и интересов предпринимателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 01:30, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена тем, что предпринимательская деятельность на территории России протекает в весьма сложных социально-экономических и социально-психологических условиях. Нарушения субъективных прав (особенно имущественных) предпринимателей со стороны государства и других участников гражданского оборота случаются весьма часто. Так, например, в 2010 году на рассмотрение в арбитражные суды поступило на 45,0% исковых заявлений и

Файлы: 1 файл

Дипломчикус.docx

— 79.85 Кб (Скачать файл)

Устанавливая  процедуру ограниченного арбитража, стороны спора предусматривают  определенные пределы рассмотрения спора еще до начала арбитражного разбирательства. Арбитр (арбитры) выносит  решение в установленных рамках. Тем самым стороны ограничивают риск вынесения невыгодного для  них решения.

2. Рекомендательный арбитраж. Данная  процедура аналогична процедуре  обязывающего арбитража с тем  лишь исключением, что решение,  вынесенное арбитром (арбитрами), носит  рекомендательный характер. Стороны  могут принять или отвергнуть  предложенное решение, исполнить  вынесенное решение в какой-либо  части. Соответственно, стороны должны  провести после окончания рекомендательного  арбитража переговоры относительно  вынесенного решения. Тем самым  данный арбитраж выступает в  качестве коллективного посредника.

Современное российское законодательство об урегулировании коллективных трудовых споров устанавливает  безусловную обязательность рассмотрения спора с использованием примирения, осуществляемого в форме деятельности примирительной комиссии. Рассмотрение спора с участием посредника и  в трудовом арбитраже является процедурой факультативной, используемой при наличии  согласия каждой из сторон спора. Исключением  являются случаи обращения к процедуре  трудового арбитража в рамках обязательного арбитража.

В этом отношении показательно рассмотренное  Верховным Судом РФ дело о признании  незаконной забастовки, объявленной  работниками ЗАО "Портовый флот". Санкт-Петербургский городской суд, удовлетворяя соответствующее требование работодателя, посчитал, что после  рассмотрения коллективного трудового  спора примирительной комиссией  один из последующих этапов разрешения коллективного трудового спора  является обязательным. Поскольку после  отклонения администрацией ЗАО "Портовый флот" предложения работников по кандидатуре посредника коллектив  работников ЗАО "Портовый флот" отказался  от формирования трудового арбитража, объявленная забастовка, по мнению суда, является незаконной по основанию  несоблюдения работниками процедуры  разрешения коллективного трудового  спора.

Судебная  коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, отменяя данное решение, указала  следующее: в соответствии с ч. 1 ст. 404 ТК РФ трудовой арбитраж создается  в случае, если стороны этого спора  заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его  решений. Таким образом, закон связывает  возможность использования этой процедуры не с решением сторон о  переходе к этой процедуре, а с  фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений.

Заключение  соглашения - это двусторонний добровольный процесс. Норма ч. 1 ст. 404 ТК РФ не может  быть истолкована иначе как наделяющая обе стороны коллективного трудового  спора свободой выбора при передаче спора на рассмотрение в трудовой арбитраж. Предоставив сторонам коллективного  трудового спора право принимать  добровольное решение о создании трудового арбитража и тем  самым об обязательности его решения, законодатель предоставил право  каждой стороне, в том числе работникам, не согласиться с обязательностью  этих решений и таким образом  отказаться от использования указанной  процедуры разрешения коллективного  трудового спора.

Ни  в ст. 403, ни в ст. 404 ТК РФ нет нормы  об обязательном рассмотрении коллективного  трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Суд  неправильно истолковал содержание ст. 404 ТК РФ как обязывающей работников заключить соглашение с работодателем  о создании трудового арбитража. Сама по себе природа арбитража и  процедура его создания основаны именно на добровольном соглашении сторон, а не на принуждении их к заключению такого соглашения. В связи с этим создание трудового арбитража невозможно без добровольного соглашения об этом всех участников коллективного  трудового спора.

Как исключение из этого общего правила  законодатель предусмотрел только один случай, когда создание трудового  арбитража является обязательным. В соответствии с ч. 3 ст. 406 ТК РФ оно обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок, т.е. в тех случаях, когда у работников или вообще отсутствует право на забастовку, или такое право может быть реализовано, только если оно не создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

В соответствии со ст. 406 Трудового кодекса  РФ в случае уклонения одной из сторон коллективного трудового  спора от участия в создании или  работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж. Однако это не означает, что уклонение от примирительной процедуры приводит к процедуре обязательного арбитража, поскольку закон связывает возможность использования процедуры арбитража с фактом достижения согласия об обязательном выполнении его решений. Если же какая-либо из сторон спора фактически отказывается от использования механизмов примирения, то практически исключается и получение ее согласия на обращение к третейской процедуре. Часть 1 ст. 406 Трудового кодекса РФ по своей сути предусматривает обязанность сторон коллективного трудового спора приступить к переговорам о создании трудового арбитража. В том случае, когда соответствующее соглашение не достигнуто по вине работодателя, работники имеют право приступить к забастовке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предпринимательская деятельность определяется ст.2 ГК РФ как  самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательской деятельностью вправе заниматься лишь лица, прошедшие специальную регистрацию. Субъектами предпринимательской деятельности являются граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателя без  образования юридического лица и  юридические лица.

Под защитой  прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию  нарушенных или оспариваемых прав и  интересов их обладателей, которые  осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением  к нарушителям мер юридической  ответственности, а также                       механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.

Под способами  защиты прав понимаются закрепленные законом                   материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера,           посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

В целях  усиления гарантий защиты прав предпринимателей предлагаем            дополнить ст. 447 ГК положением о заключении договоров аренды                    государственного и муниципального имущества исключительно путем                          проведения торгов, а ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» дополнить                                  запретом на передачу государственного и муниципального имущества по                       какому-либо договору без проведения торгов.

Список  литературы

  1. Зыкова И.В. Предпринимательское право. Конспект лекций. М., 2010. С. 304.
  2. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). М., 2011.
  3. Защита прав предпринимателей в отношениях с государством // Хозяйство и право. 2010. N 9.
  4. Кузнецов А.В. Некоторые вопросы признания права как способа защиты гражданских прав // Право и экономика. 2009. N 11.
  5. Вестник ВАС РФ. 2001. N 6. С. 17.6.
  6. Остапюк Н.В. Понятие и формы защиты гражданских прав // Особенности нотариальной защиты гражданских прав. М., 2010. N 4 и 5.
  7. Хозяйство и право. 2011. N 9.
  8. Богданова Е.Е. Административный порядок защиты гражданских прав // Право и экономика. 2011. N 5.
  9. Тотьев К. Легитимация субъектов предпринимательской деятельности // Законность. 2009. N 12.
  10. Халфина P.O. Современный рынок: правила игры. М. 2008.
  11. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2009.
  12. Дозорцев В.А. Тенденции развития российского гражданского права при переходе к рыночной экономике // Тезисы докладов на международной научно-практической конференции "Гражданское законодательство Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы". М., 2010. С. 6.
  13. Гаджиев Г.Л. Защита основных прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 2008. С. 22.

Приложение

 

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) 

Принят

Государственной Думой

14 июля 2001 года 

Настоящий Федеральный  закон направлен на защиту прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  государственного контроля (надзора). 

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Статья 1. Сфера  применения настоящего Федерального закона 

1. Настоящий  Федеральный закон регулирует  отношения в области защиты  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)  федеральными органами исполнительной  власти, органами исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, подведомственными им  государственными учреждениями (далее  - органы государственного контроля (надзора)), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе. 

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 272-ФЗ с 1 января 2010 года пункт 3 статьи 1 будет дополнен абзацем следующего содержания:

"государственного  контроля за осуществлением частной  детективной и охранной деятельности.". 

3. Положения  настоящего Федерального закона  не применяются к отношениям, связанным с проведением:

налогового контроля;

валютного контроля;

бюджетного контроля;

банковского и  страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную  границу Российской Федерации, а  также в стационарных и передвижных  пунктах на территории Российской Федерации);

государственного  контроля (надзора) администрациями  морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;

государственного  контроля (надзора), осуществляемого  в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

(абзац введен  Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ)

таможенного контроля;

абзац утратил  силу с 1 января 2007 года. - Федеральный  закон от 30.12.2006 N 266-ФЗ;

абзац утратил  силу. - Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ;

контроля безопасности при использовании атомной энергии;

контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

(абзац введен  Федеральным законом от 30.10.2002 N 132-ФЗ)

санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и  ветеринарного контроля в пунктах  перехода Государственной границы  Российской Федерации;

контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых  устанавливается Правительством Российской Федерации;

оперативно-розыскных  мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора  и правосудия;

государственного  метрологического контроля (надзора);

государственного  строительного надзора.

(абзац введен  Федеральным законом от 31.12.2005 N 206-ФЗ)

4. Настоящим  Федеральным законом устанавливаются:

порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);

права юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

Информация о работе Защита прав и интересов предпринимателей