Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:33, доклад
Одним из признаков благополучия общества считается способность государства обеспечить охрану здоровья своих граждан. Государственное здравоохранение предполагает одинаковые, но не всегда достаточные медицинские услуги для всех социальных групп.
В сфере здравоохранения за годы реформ накопилось множество проблем, решение которых требует проведения взвешенной и социально ответственной политики. Одним из ключевых направлений политики в сфере здравоохранения является совершенствование системы медицинского страхования, что требует укрепить финансовую базу медицинского страхования, в том числе за счет привлечения необходимых финансовых ресурсов из частного сектора.
Введение 3
1. Система медицинского страхования в РФ 4
2. Добровольное медицинское страхование 6
2.1. Понятие добровольного медицинского страхования 6
2.2. Особенности добровольного медицинского страхования 7
2.3. Риски, покрываемые медицинским страхованием 9
2.4. Назначение, цели и задачи ДМС. Классификация видов ДМС 11
2.5. Правила и программы ДМС 16
2.6. Договоры добровольного медицинского страхования 18
3. Рынок добровольного медицинского страхования на современном этапе 20
Заключение 25
Список литературы 26
Приложение 27
Программами ДМС может гарантироваться: санаторно-курортное обслуживание; специализированная диагностика заболеваний; физиотерапевтические и оздоровительные процедуры; стоматологическое лечение; косметологическое лечение; лечение от инфекционных заболеваний; лечение определенных тяжелых заболеваний; иные виды медицинских услуг.
Обязательным элементом всех программ ДМС является контроль качества оказания медицинской помощи застрахованным квалифицированными экспертами страховой компании [9].
2.6. Договоры добровольного медицинского страхования
При проведении добровольного медицинского страхования применяются три основных типа договоров.
По договору на условиях «гарантированного предоставления медицинских услуг при амбулаторном лечении» застрахованному обеспечивается возможность получения консультаций у высококвалифицированных специалистов, посещения врача в лечебном учреждении во внеочередном порядке, консультации специалистов на дому, доставки лекарств на дом, полноценного лечения в домашних условиях, осуществления на дому инъекций и других лечебно-диагностических манипуляций, закрепления патронажной сестры, проката предметов ухода за больными и медицинской техники.
По договору на условиях «гарантированного предоставления медицинских услуг при стационарном лечении» застрахованному обеспечивается госпитализация в срок 1—3 дня с момента обращения за помощью, перевод в соответствующие лечебные учреждения из других стационаров в случае госпитализации бригадой скорой помощи, размещение в палатах с повышенной комфортностью, установление индивидуального поста у больничной койки, обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими инструментами, консультирование высококвалифицированными специалистами, предоставление автотранспорта при госпитализации и выписке из стационара.
По договору на условиях «полной страховой ответственности» застрахованному гарантируется комплексное обслуживание стационарными и амбулаторными медицинскими учреждениями.
Договоры ДМС, как правило, заключаются на основании письменного заявления страхователя. Медицинское освидетельствование страхуемого лица не обязательно, но данные о состоянии его здоровья должны быть правдиво отражены в соответствующей анкете. В случае выявления факта искажения этой информации страхователем или застрахованным договор будет расторгнут, а виновная сторона будет обязана компенсировать страховщику понесенные им расходы. Получить оговоренные договором услуги в соответствующих медицинских учреждениях застрахованный может только после предъявления полиса ДМС [9]. Систему взаимоотношений в рамках ДМС можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1)
Рис.1 Схема организации ДМС
1 — заключение договора
на оказание медицинской
заключение договора ДМС, 3 — уплата страхового взноса, 4 — выдача страхового
полиса ДМС, 5 — обращение застрахованного за медицинской помощью. 6 — оказание
медицинской помощи, 7 — предъявление счета на оплату оказанной медицинской
помощи, 8 — оплата счета
3. Рынок добровольного медицинского страхования на современном этапе
Построение эффективного рынка ДМС имеет положительные внешние эффекты для системы здравоохранения и общества в целом:
- рост социальной стабильности;
- снижение информационной асимметрии на рынке медицинских услуг;
- возможность снижения
теневого финансирования
- рост инвестиций в
строительство медицинских
ДМС востребовано, в основном, корпоративными клиентами. На них приходится около 93% взносов, собранных по программам ДМС.
Это можно объяснить, с одной стороны, ростом социальной ответственности бизнеса, когда страхование сотрудников становится неотъемлемой частью компенсационного пакета, а с другой – желанием страховых компаний работать с корпоративными клиентами, так как при страховании коллективов риски равномерно распределяются среди всех сотрудников. Именно в сфере корпоративного страхования был предпринят один из немногих шагов по стимулированию рынка ДМС – увеличение нормы отнесения премий по ДМС на себестоимость с 3% до 6% от фонда оплаты труда. В наибольшей степени в 2010 г. эта мера была востребована компаниями малого и среднего бизнеса.
Низкий спрос со стороны частных клиентов обусловлен низкими доходами населения и высокой стоимостью полиса ДМС. Объем рынка розничного ДМС за 2010 г. составляет 6,8%. Рентабельность розничного ДМС находится на низком уровне, что приводит к установлению более высоких цен для частных клиентов, чем для корпоративных. Так как спрос отдельных клиентов невелик, то и предложение страховщиков соответствующее.
Для физических лиц также существуют налоговые льготы – это налоговые вычеты на медицинское обслуживание и взносы по ДМС в размере 120 тыс. руб. Однако об этом мало кто знает, существуют сложности с оформлением вычета, а получить его можно только после покупки полиса ДМС.
За 2010 г. прирост взносов по ДМС составил 14,2%. Это оживление произошло за счет роста урезанных во время кризиса бюджетов компаний на социальное обеспечение своих сотрудников, а также возвращения старых клиентов, временно отказавшихся от ДМС в финансово нестабильный период. Кроме этого, росту премий способствовало повышение тарифов страховщиками в связи с ростом цен на услуги ЛПУ. О притоке новых корпоративных клиентов говорить не приходится.
Концентрация рынка ДМС с каждым годом увеличивается. Если по итогам 2009 г. на 20 крупнейших страховщиков в сегменте ДМС приходилось 74% взносов, то по итогам 2010 г. этот показатель увеличился до 77,6%.
Количество страховщиков, занимающихся ДМС, сократилось на 36. В 2009 г. страхованием ДМС занималось 390 страховых компаний, по итогам 2010 г. – 354. Сокращение числа компаний связано не с отказом от страхования ДМС универсальных страховщиков, а отзывом лицензий у небольших компаний, имеющих слабую репутацию и занимающихся «псевдострахованием». Рост концентрации происходил за счет перераспределения взносов в пользу более крупных и надежных компаний.
Так же как и во всей страховой отрасли, на рынке ДМС можно выделить двух-трех лидеров, доля которых в совокупных взносах существенно выше по сравнению с остальными страховщиками. Крупнейшим игроком на данном рынке является Группа компаний ОАО «СОГАЗ». Со значительным отрывом от лидера следуют компании ОАО «РОСНО», ОАО «ЖАСО», ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «Ресо-Гарантия», ОАО «ЖАСО» [3]. Данные о взносах в 1 квартале 2010г. компаний-лидеров представлены в таблице 3, а доли основных лидеров представлены на рис.2.
Таблица 3
Компании – лидеры по страховым взносам в ДМС в 1 квартале 2010г
*- 1 квартал 2010 года, тыс. руб. По данным ФССН.
Рис.2. Доли основных лидеров ДМС [5].
Практика проведения ДМС в России показывает, что существует ряд сложностей и проблем, которые препятствуют дальнейшему эффективному развитию ДМС.
Увеличение отчислений с фонда оплата труда на ОМС с 3,1% до 5,1% может привести к снижению взносов на ДМС, так как компании должны отчислять больше средств на ОМС, а в условиях ограниченности ресурсов компании будут оптимизировать затраты, экономя на ДМС. Особенно ощутимо эта мера может повлиять на еще неустойчивый спрос со стороны малого и среднего бизнеса. Таким образом, ДМС придется конкурировать с ОМС.
Часто развитию ДМС препятствуют и сами лечебные учреждения. Низкая конкуренция на рынке приводит к росту цен на медицинское обслуживание, при этом медучреждений, способных полноценно обслуживать такого рода программы, постоянно не хватает. Во многих, даже больших, городах существуют только несколько больниц или поликлиник, с которыми страховщики могли бы работать. Важной проблемой остается и распространенность «серой» медицины, препятствующей повышению культуры получения платных медицинских услуг. Наконец, ограничивает масштабы сотрудничества страховых компаний и лечебных учреждений и конфликт интересов, связанный со стремлением медиков завысить стоимость и количество оказанных услуг. Страховщики отмечают, что медицинские учреждения иногда повышают цены несколько раз в год, из-за чего страховые компании вынуждены брать на себя дополнительные расходы, так как договоры со страхователями заключаются без учета повышения цен. При этом, по свидетельству многих страховщиков, качество лечения не улучшается, а иногда даже, наоборот, наблюдается явный регресс. Более того, желающих застраховаться по ДМС стало так много, что ряд клиник отказывается работать со страховыми компаниями, предпочитая осуществлять расчеты с пациентами напрямую, считая, видимо, контроль со стороны страховщиков слишком обременительным.
Наиболее критичный среди факторов, тормозящих развитие рынка добровольного медицинского страхования, – фактор легитимности, иными словами, проблемы с налоговым законодательством в этой сфере.
Поэтому, одним из наиболее действенных механизмов стимулирования развития ДМС могло бы стать увеличение размера вычета из налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль на сумму страховых взносов, уплаченных по договорам ДМС. Также среди перспективных инструментов налогового стимулирования специалисты отмечают освобождение от налогообложения средств, направляемых страховыми организациями на формирование резерва предупредительных мероприятий по ДМС, и освобождение от налогообложения доходов, полученных гражданами в виде оплаты страховой компанией санаторно-курортных путевок. В то время как решение многих проблем, сдерживающих развитие ДМС, – вопрос длительного времени, приведение налогового законодательства в сфере медицинского страхования в соответствие с современными потребностями экономики позволило бы дать значительный импульс развитию ДМС в очень короткие сроки [3].
Краткий обзор состояния
рынка ДМС показал, что данная
сфера страхования требует
Заключение
Итак, ДМС – добровольное медицинское страхование в России выходит на качественно новый уровень. Прежде всего, все больше компаний расценивают страхование сотрудников как неотъемлемую часть соцпакета. Руководители предприятий чаще всего приобретают программы ДМС в целях повышения мотивации работников к высокопроизводительному труду, повышения престижности рабочего места, а также для оптимизации налогообложения. Кроме того, руководители отметили следующие преимущества использования программ ДМС: снижение потерь рабочего времени, увеличение производительности труда работников, улучшение имиджа компании, и социально-психологического климата. Отсюда следует вывод о том, что руководители отчетливо видят преимущества ДМС и расценивают результаты страхования работников как фактор, способствующий повышению эффективности функционирования предприятий.
Основным преимуществом системы ДМС (по сравнению с системой ОМС), по мнению физических лиц, является более качественное медицинское обслуживание. Кроме того, потребители в качестве преимуществ указывают также более внимательное отношение персонала, экономия материальных затрат, своевременность оказания медицинских услуг и предоставление юридической защиты.
Развитие рынка ДМС требует положительных инициатив со стороны законодательной власти и органов надзора, квалифицированных и ощутимых маркетинговых усилий, в том числе разработки эффективных механизмов продаж ДМС со стороны страховых компаний.
Можно выделить три наиболее важных стратегии поддержки развития ДМС: 1) четкое разделение систем ОМС и ДМС; 2) обновление продуктовой линейки и стандартизация договоров ДМС; 3) упрощение применения налоговых льгот.
Список литературы
1. Архипов А.П., Адонин А.С. Страховое дело: Учебно–методический комплекс.− М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. − 424 с.
2. Гвозденко А. А.Страхование: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 464 с.
3. Ильиных Ю.М. к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ААЭП г. Барнаул. Современное состояние добровольного медицинского страхования в России. Режим доступа: http://journal-aael.intelbi.ru
4. Кабанцева Н.Г. Страховое дело учебное пособие. - М.: Форум, 2008.- 147с
5. Обзор рынка добровольного медицинского страхования http://finassist.ru
6. Скачкова О.А. Страхование. Конспект лекций. - М.: Издательство: Эксмо, 2007 г.- 160 с.
7. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312 с.
8. Страхование: Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2004.- 875с.
9. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие / Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. - М: Экономистъ, 2004. - 217 с.
Приложение 1
СОСТАВ ОСНОВНЫХ ПАКЕТОВ (THE CONTENTS OF THE BASIC PACKAGES)
БАЗОВЫЙ
Консультации и оказание помощи врачами-специалистами (в том числе по специальностям: терапия, хирургия, кардиология, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, эндокринология, нефрология, неврология, инфекционные болезни, травматология, урология, проктология, гинекология, отоларингология, офтальмология, дерматология, онкология (до постановки диагноза), аллергология, иммунология, стоматология и др.), врачами общей практики с оформлением и получением и последующей выдачей при необходимости листков нетрудоспособности, медицинских справок и рецептов, санаторно-курортных карт, заключений о состоянии здоровья, выписок из амбулаторных карт и пр., альтернативные консультации ведущих специалистов, консилиумы и др.
Лабораторные исследования: клинические, бактериологические, биохимические, серологические, гистологические, цитологические. Иммунологические: группа крови, резус-фактор, первичная скрининг-диагностика сифилиса, ВИЧ-инфекции.
Инструментальные диагностические исследования, включая функциональную диагностику, ультразвуковые, эндоскопические исследования, рентгенографию.
Процедуры: физиотерапия (электро-, свето-, магнито-, теплолечение, лазеротерапия, водолечение и др.), лечебная физкультура, лечебный массаж, иглорефлексотерапия, инъекции, вливания, иммунопрофилактические мероприятия.