Финансовые аспекты страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Задачи в курсовой работе были поставлены следующие:
- изучить и понять сущность страхования;
- подробно разобрать такой финансовый аспект страховой деятельности, как инвестиционная политика;
- понять по каким критериям оценивается платежеспособность страховой организации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы страхования…………………………………………4
1.1 Характеристика страховой деятельности…………………………..4
1.2 Организация страхования в России…………………………………8
1.3. Классификация видов страхования…………………………………12
2. Финансовые аспекты страховой деятельности……………………………..14
2.1 Финансовые аспекты страхования…………………………………..14
2.2 Инвестиционная политика страховщика……………………………17
2.3 Характеристика современного рынка страховых услуг в России..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………24

Файлы: 1 файл

REFERAT_FIK.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

- защита интересов пострадавших  в системе отношений гражданской  ответственности. Так, при страховании  ответственности владельцев автотранспортных  средств ущерб пострадавшему  возмещает страховая организация. При этом, если данный вид страхования является добровольным, защита интересов пострадавших на уровне всего общества реализуется лишь частично. В полном объеме непосредственно эта функция на уровне всего общества реализуется в том случае, если данный вид страхования является обязательным;

- стимулирование НТП. Всякие  инновации связаны с риском. Однако, если производство застраховано, предприниматели могут рисковать,  и поэтому они могут внедрять  новые достижения НТП 

Реализуя свои основные функции, страхование создает целостную систему защиту имущественных интересов граждан, предприятий и государства.

Как экономический субъект  оно участвует в формировании и функционировании всей финансовой системы России. Оно задействовано  в денежных отношениях между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению всего общественного продукта. Страховые организации, не создавая нового продукта, тем не менее, активно участвуют в процессе его перераспределения. Так, страховые взносы, поступающие от страхователей и отвечающие задаче передачи их ответственности по риску страховой организации, используются для формирования страховых резервов - фондов, предназначенных для возмещения случайно возникающего ущерба.

 

1.2 Организация страхования в России

 

Главной принципиальной чертой организации  страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. В процессе перехода к рыночным отношениям государственное страхование (в смысле существования страховых организаций, находящихся в собственности государства) практически исчезло со страхового рынка. Подавляющее число страховых компаний, действующих в России, является частными.

Конкуренция действует не только в сфере добровольного страхования, но и в сфере обязательного страхования (например, между страховщиками, осуществляющими ОСАГО; между страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование). Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия. Кроме того, это стимулирует совершенствование самих моделей страхования — в последние годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.

Страховые отношения В РФ регулируются законом Рф «О страховании», Указами  Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными системами Федеральной службы Росси по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора).

После демонополизации страхового дела в России заметно сократилась  сфера государственного страхования, который в настоящее время возглавляется АО «Росгострах». Данное АО обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28% от общего объема, имеет разветвленную сеть дочерних страховых компаний.

Коммерческий сектор страхования  представлен страховыми АО открытого и закрытого типа.

Сейчас в России насчитывается  порядка 3000 страховщиков, но только 10% из них обладают добавочными уставными  капиталами и страховыми резервами.

Гарантией выполнения принимаемых  страховщиком обязательств являются страховые  резервы, т.е. специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат страхователям. Резервы формируются не в зависимости от доходов, а в зависимости от обязательств страховщика по заключенным договорам, не исполненным на данный момент.

В зарубежной практике такие  резервы называют техническими, они  являются критерием оценки финансового  состояния и устойчивости страховщика. Кроме того, очень важна правильная инвестиционная политика страховщика.

Размещение страховых  резервов должно осуществляться на принципах:

Диверсификации - наличие  широкого круга объектов инвестиционных средств с целью уменьшения возможного инвестиционного риска и обеспечения  большей устойчивости инвестиционного  портфеля страховщика;

Возвратности - т.е. максимально  надежное размещение активов и обязательные гарантии возврата инвестиционных средств  в полном объеме;

Прибыльности - реализация целей инвестирования, связанных  с получением регулярного и высокого дохода;

Ликвидности - гарантии возможности быстрой реализации инвестиционных активов не ниже их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения обязательств по страховым выплатам.

Страховые резервы могут  быть размещены в:

·государственные ценны  бумаги;

·ценные бумаги органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

·банковские депозиты;

·ценные бумаги АО;

·права собственности на долю участия  в уставном капитале;

·недвижимое имущество (в том числе  квартиры), но не более 40% средств страховых  резервов;

·денежную наличность;

·валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные  драгоценные камни), но не более 10% средств  страховых резервов.

С целью гарантии ликвидности вложений страховых резервов и осуществления текущих страховых выплат, страховая компания должна иметь в наличии на расчетном счете в банке не менее 3% общей суммы страховых резервов.

В систему мер государственного регулирования входят следующие:

1. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

форму лицензии и ее реквизиты;

требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);

перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);

порядок рассмотрения документов и  выдачи лицензии;

порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается плата  в установленном порядке, которая  поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

2. Контроль за обеспечением финансовой  устойчивости страховщиков. Основные  факторы финансовой устойчивости  страховой компании:

достаточный собственный капитал;

размер обязательств (включая технические  резервы);

размещение активов;

портфель рисков, переданных в перестрахование;

тарифная политика.

3. Разработка форм и порядка  статистической отчетности и  контроль за своевременным представлением  финансовой отчетности страховых  организаций.

4. Налогообложение страховщиков и страхователей.

5. Другие меры государственного  регулирования страховой деятельности, включая ответственность за уклонение  страховщика от возмещения убытков  при наступлении страхового случая.[3]

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, длительное время являлась Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам.

Основными функциями  ФСФР в части страхового надзора  являются:

выдача (а также отзыв  и приостановление) лицензий на осуществление  страховой деятельности;

ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела (в которые включены страховые и перестраховочные компании, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии)и их объединений;

установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

установление правил формирования и размещения страховых резервов;

разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права ФССН состояли в следующем:

получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;

проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;

ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;

обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков

Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил  о подписании указа об упразднении  ФССН и разделении надзорных функций  за участниками финансового рынка  между ФСФР и Банком России на совещании по созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Осенью 2012 года начал широко обсуждаться проект создания так называемого финансового мегарегулятора - органа власти, в ведение которого решено было передать регулирование и надзор над банками, страхованием и финансовыми рынками.

 

 

1.3 Классификация видов  страхования

 

В мировой практике известны разные классификации систем страхования, определяемые признаками, заложенными  в их основу.

Признак «юридическая природа» определяет две основные формы страхования - обязательное и добровольное. Обязательное страхование осуществляется в силу существующего законодательства. При этом виды, условия и порядок проведения его также определяется соответствующими законами. Добровольное страхование предполагает, что взаимоотношения между страхователем и страховщиком строятся на основе договора между ними. При этом правила добровольного страхования, определяющие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с существующей законодательной базой. Конкретные же условия страхования определяются при заключении договора. Объектом страхования являются имущественные интересы, т.е. экономическая заинтересованность в снижении ущерба, обусловленного экономическим риском.

По признаку «содержание объекта  страхования» все виды страхования  делятся на личное, имущественное  и страхование ответственности.

По российской классификации личное страхование включает страхование  жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование. Объектом личного страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, с пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.

Имущественное страхование  включает страхование средств наземного, воздушного, водного транспорта, грузов и прочих видов имущества, в том  числе домашнего имущества, животных, сельскохозяйственных структур и многолетних  насаждений, строений, строительно-монтажных рисков. Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. По российскому законодательству в группу видов имущественного страхования также включается страхование финансовых рисков, в то время как в мировой практике этот вид страхования может выделяться в самостоятельный.

Страхование финансовых рисков включает страхование риска  непогашения кредитов, прочих финансовых рисков, например связанных с банкротством, возможностью недополучения ожидаемой прибыли, появления непредвиденных коммерческих расходов, потери работы, с перевозкой ценностей, приемом фальшивых денег, от нелояльности работников банка, махинаций и т.д. Объектом страхования финансовых рисков являются имущественные интересы, связанные с коммерческой деятельностью.

Информация о работе Финансовые аспекты страхования