Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:30, курсовая работа
Задачи в курсовой работе были поставлены следующие:
- изучить и понять сущность страхования;
- подробно разобрать такой финансовый аспект страховой деятельности, как инвестиционная политика;
- понять по каким критериям оценивается платежеспособность страховой организации.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы страхования…………………………………………4
1.1 Характеристика страховой деятельности…………………………..4
1.2 Организация страхования в России…………………………………8
1.3. Классификация видов страхования…………………………………12
2. Финансовые аспекты страховой деятельности……………………………..14
2.1 Финансовые аспекты страхования…………………………………..14
2.2 Инвестиционная политика страховщика……………………………17
2.3 Характеристика современного рынка страховых услуг в России..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………24
- защита интересов пострадавших
в системе отношений
- стимулирование НТП. Всякие
инновации связаны с риском. Однако,
если производство
Реализуя свои основные функции, страхование создает целостную систему защиту имущественных интересов граждан, предприятий и государства.
Как экономический субъект оно участвует в формировании и функционировании всей финансовой системы России. Оно задействовано в денежных отношениях между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению всего общественного продукта. Страховые организации, не создавая нового продукта, тем не менее, активно участвуют в процессе его перераспределения. Так, страховые взносы, поступающие от страхователей и отвечающие задаче передачи их ответственности по риску страховой организации, используются для формирования страховых резервов - фондов, предназначенных для возмещения случайно возникающего ущерба.
1.2 Организация страхования в России
Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. В процессе перехода к рыночным отношениям государственное страхование (в смысле существования страховых организаций, находящихся в собственности государства) практически исчезло со страхового рынка. Подавляющее число страховых компаний, действующих в России, является частными.
Конкуренция действует не только в сфере добровольного страхования, но и в сфере обязательного страхования (например, между страховщиками, осуществляющими ОСАГО; между страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование). Конкуренция побуждает страховые организации разрабатывать и внедрять новые виды страхования, постоянно их совершенствовать, расширять ассортимент и охватывать дополнительные сегменты рынка страховых услуг. При проведении одинаковых видов страхования конкуренция между страховыми организациями выражается в создании удобных форм заключения договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, оперативности выплаты страхового возмещения и страхового покрытия. Кроме того, это стимулирует совершенствование самих моделей страхования — в последние годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.
Страховые отношения В РФ регулируются законом Рф «О страховании», Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными системами Федеральной службы Росси по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора).
После демонополизации страхового дела в России заметно сократилась сфера государственного страхования, который в настоящее время возглавляется АО «Росгострах». Данное АО обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28% от общего объема, имеет разветвленную сеть дочерних страховых компаний.
Коммерческий сектор страхования представлен страховыми АО открытого и закрытого типа.
Сейчас в России насчитывается порядка 3000 страховщиков, но только 10% из них обладают добавочными уставными капиталами и страховыми резервами.
Гарантией выполнения принимаемых страховщиком обязательств являются страховые резервы, т.е. специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат страхователям. Резервы формируются не в зависимости от доходов, а в зависимости от обязательств страховщика по заключенным договорам, не исполненным на данный момент.
В зарубежной практике такие резервы называют техническими, они являются критерием оценки финансового состояния и устойчивости страховщика. Кроме того, очень важна правильная инвестиционная политика страховщика.
Размещение страховых резервов должно осуществляться на принципах:
Диверсификации - наличие
широкого круга объектов инвестиционных
средств с целью уменьшения возможного
инвестиционного риска и
Возвратности - т.е. максимально надежное размещение активов и обязательные гарантии возврата инвестиционных средств в полном объеме;
Прибыльности - реализация целей инвестирования, связанных с получением регулярного и высокого дохода;
Ликвидности - гарантии возможности быстрой реализации инвестиционных активов не ниже их номинальной стоимости в случае необходимости выполнения обязательств по страховым выплатам.
Страховые резервы могут быть размещены в:
·государственные ценны бумаги;
·ценные бумаги органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
·банковские депозиты;
·ценные бумаги АО;
·права собственности на долю участия в уставном капитале;
·недвижимое имущество (в том числе квартиры), но не более 40% средств страховых резервов;
·денежную наличность;
·валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы, природные драгоценные камни), но не более 10% средств страховых резервов.
С целью гарантии ликвидности вложений страховых резервов и осуществления текущих страховых выплат, страховая компания должна иметь в наличии на расчетном счете в банке не менее 3% общей суммы страховых резервов.
В систему мер государственного регулирования входят следующие:
1. Лицензирование — регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:
форму лицензии и ее реквизиты;
требования к владельцу
перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнес-план на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);
порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;
порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.
За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.
2. Контроль за обеспечением
достаточный собственный капитал;
размер обязательств (включая технические резервы);
размещение активов;
портфель рисков, переданных в перестрахование;
тарифная политика.
3. Разработка форм и порядка
статистической отчетности и
контроль за своевременным
4. Налогообложение страховщиков и страхователей.
5. Другие меры государственного
регулирования страховой
Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, длительное время являлась Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ. В марте 2011 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении ФССН и присоединении ее к Федеральной службе по финансовым рынкам.
Основными функциями ФСФР в части страхового надзора являются:
выдача (а также отзыв и приостановление) лицензий на осуществление страховой деятельности;
ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела (в которые включены страховые и перестраховочные компании, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии)и их объединений;
установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;
установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
установление правил формирования и размещения страховых резервов;
разработка нормативных и
обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.
Регламентированные права ФССН состояли в следующем:
получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;
проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;
ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;
обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков
Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил о подписании указа об упразднении ФССН и разделении надзорных функций за участниками финансового рынка между ФСФР и Банком России на совещании по созданию в Москве Международного финансового центра (МФЦ). Осенью 2012 года начал широко обсуждаться проект создания так называемого финансового мегарегулятора - органа власти, в ведение которого решено было передать регулирование и надзор над банками, страхованием и финансовыми рынками.
1.3 Классификация видов страхования
В мировой практике известны разные классификации систем страхования, определяемые признаками, заложенными в их основу.
Признак «юридическая природа» определяет две основные формы страхования - обязательное и добровольное. Обязательное страхование осуществляется в силу существующего законодательства. При этом виды, условия и порядок проведения его также определяется соответствующими законами. Добровольное страхование предполагает, что взаимоотношения между страхователем и страховщиком строятся на основе договора между ними. При этом правила добровольного страхования, определяющие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с существующей законодательной базой. Конкретные же условия страхования определяются при заключении договора. Объектом страхования являются имущественные интересы, т.е. экономическая заинтересованность в снижении ущерба, обусловленного экономическим риском.
По признаку «содержание объекта страхования» все виды страхования делятся на личное, имущественное и страхование ответственности.
По российской классификации личное страхование включает страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование. Объектом личного страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, с пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.
Имущественное страхование включает страхование средств наземного, воздушного, водного транспорта, грузов и прочих видов имущества, в том числе домашнего имущества, животных, сельскохозяйственных структур и многолетних насаждений, строений, строительно-монтажных рисков. Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. По российскому законодательству в группу видов имущественного страхования также включается страхование финансовых рисков, в то время как в мировой практике этот вид страхования может выделяться в самостоятельный.
Страхование финансовых рисков включает страхование риска непогашения кредитов, прочих финансовых рисков, например связанных с банкротством, возможностью недополучения ожидаемой прибыли, появления непредвиденных коммерческих расходов, потери работы, с перевозкой ценностей, приемом фальшивых денег, от нелояльности работников банка, махинаций и т.д. Объектом страхования финансовых рисков являются имущественные интересы, связанные с коммерческой деятельностью.