Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:18, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
 конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
 рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
 анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
 изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
 выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.

Содержание работы

Введение _________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей государственного регулирования рынка страховых услуг________________________________
6
1.1. Понятие и составляющие рынка страховых услуг_________________ 6
1.2. Направления государственного регулирования страховой
деятельности____________________________________________________
18
Глава 2. Практические аспекты реализации направлений государственного регулирования рынка страховых услуг: основные проблемы и пути их решения__________________________________________________________
35
2.1. Современное состояние рынка страховых услуг Российской
Федерации _____________________________________________________ 35
2.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг__ 47
2.3. Основные пути решения проблем государственного регулирования
страховой деятельности__________________________________________ 51
Заключение _______________________________________________________ 67
Список использованных источников и литературы______________________ 71

Файлы: 1 файл

bestref-238051.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Подводя итог, отметим, что рынок страховых услуг рассматривается нами как специфическая сфера денежных отношений, особое экономическое пространство, управляемые соотношением спроса покупателей на страховые услуги и предложением продавцов страховых услуг; а также система основных участников данного рынка (страхователи, страховые услуги, страховщики и др.). К одному из важнейших участников страхового рынка можно отнести и государство. Функционирование страхового рынка немыслимо без участия в нем государства. В связи с началом рыночных преобразований уже не требовалось абсолютного контроля со стороны социалистического государства в сфере производства и распределения товаров и услуг через систему централизованного планирования. Не явилась исключением и сфера страхования. Однако в наши дни активная экономическая политика государства, в том числе и в сфере страхования, все больше становится необходимым элементом и составным звеном современной рыночной системы.

Именно поэтому становится необходимым рассмотрение основного содержания, специфики и направлений государственного регулирования страховой деятельности.

 

 

1.2. Направления государственного  регулирования 

страховой деятельности

 

 

Определение специфики и направлений государственного регулирования страховой деятельности целесообразно начать с общего определения содержания государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям12.

Государственное регулирование экономики направлено на решение различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II Мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия13. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Итак, основные функции государственного регулирования экономики:

  • разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
  • определение приоритетов макроэкономической политики;
  • обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
  • решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство в данном случае, в первую очередь, определяет то нормативно-правовое поле, на котором играют, и те «правила игры», которых придерживаются субъекты рынка.

Задачи государственного регулирования экономики:

  1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
  2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
  3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
  4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.
  5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
  6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
  7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
  8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
  9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
  10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Несомненно, что государственное регулирование — это объективная необходимость развития экономики.

Тем самым, можем говорить о том, что государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств в рамках страховой деятельности с помощью определенного комплекса мер, действий.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), является Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор)14.

Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ №314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ №330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора»15.

Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации16.

В основу законодательства, регулирующего страховое дело в России, положен Гражданский кодекс РФ, а также Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ»17. Существенную часть этой системы, помимо сугубо страхового законодательства, составляют подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы.

Впервые Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 19 апреля 1993 г. №353 (с изменениями от 24 октября 1994 г.) было утверждено Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью. Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации (Собрание законодательств РФ. 1996. №34. Ст. 4082), где образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Впоследствии была создана Федеральная служба страхового надзора для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контроля за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

В ст. 5 Положения о Федеральной службе страхового надзора указаны многочисленные  полномочия данного органа власти:

  • контроль и надзор за общими условиями осуществления страховой деятельности и соблюдением требований законодательства;
  • принятие решений в области лицензирования страховой деятельности;
  • осуществление надзора за финансовым состоянием страховщиков;
  • надзорная и экспертная работа в части экономического обоснования страховой деятельности (обоснованность расчетов страховых тарифов, страховых резервов, бизнес - планов);
  • надзорно-статистическая, аналитическая и сводно-аналитическая работа по общим показателям деятельности страховщиков;
  • а также ряд других функций.

По российскому законодательству государственному регулированию подлежат:

  • деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
  • деятельность страховых посредников;
  • деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг)18.

Основными направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются:

1) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

2) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;

3) государственный надзор за страховой деятельностью;

4) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

1. Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью:

  • во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств;
  • во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов;
  • в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом;
  • в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

2. Законодательное обеспечение страховой деятельности также является прерогативой Росстрахнадзора. Структура законодательства по страхованию в России многоступенчата и определяется существующей правовой системой. В настоящее время в России формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

  • Гражданский и Налоговый кодексы РФ;
  • специальные законы по страховой деятельности;
  • нормативные акты правительства и министерств по страховому делу19.

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика, страхователя, застрахованного и выгоду приобретателя. Кроме того, в страховании участвуют и другие лица, контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти, действующие на основе законов.

Взаимоотношения субъектов страхового рынка регламентируются главой 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ», затем следуют ряд федеральных законов по конкретным видам страхования, в частности «О медицинском страховании граждан в РФ», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (первый рыночный закон о массовом виде страхования), «Об обязательном страховании военнослужащих». Завершают систему законодательства подзаконные акты Министерства финансов РФ как надзорного за страховым рынком органа, а также нормативные документы других министерств и ведомств20.

3. Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Система государственного надзора за страховой деятельностью должна предполагать:

  1. организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  2. создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;
  3. определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности;
  4. установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций21.

Росстрахнадзор, согласно закону Российской Федерации об организации страхового дела в РФ, занимается выдачей лицензий на осуществление страховой деятельности. Порядок получения страховой компанией лицензии регламентируется Условиями лицензирования. При этом законом «Об организации страхового дела в РФ» определены минимальные размеры уставных капиталов. По закону минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации