Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 17:18, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.
Введение _________________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей государственного регулирования рынка страховых услуг________________________________
6
1.1. Понятие и составляющие рынка страховых услуг_________________ 6
1.2. Направления государственного регулирования страховой
деятельности____________________________________________________
18
Глава 2. Практические аспекты реализации направлений государственного регулирования рынка страховых услуг: основные проблемы и пути их решения__________________________________________________________
35
2.1. Современное состояние рынка страховых услуг Российской
Федерации _____________________________________________________ 35
2.2 Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг__ 47
2.3. Основные пути решения проблем государственного регулирования
страховой деятельности__________________________________________ 51
Заключение _______________________________________________________ 67
Список использованных источников и литературы______________________ 71
С этой точки зрения современная система российского страхового надзора малоэффективна. Это может быть объяснено следующими причинами.
Указанные проблемы могут быть в значительной мере решены путем принятия специального закона «О страховом надзоре», как это предусмотрено Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Таким образом, можно говорить о том, что в условиях переходного периода регулирующая функция государства в страховой деятельности проявляется в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, проведение специальной налоговой политики, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования такого рода деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций.
Выполнение регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль) – в Российской Федерации это Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Ключевая роль в осуществлении регулирующих функций на страховом рынке принадлежит сегодня территориальным органам Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора), однако, в настоящее время в их деятельности наблюдает не мало недостатков и проблем.
Глава 2. Практические аспекты реализации
направлений государственного регулирования рынка страховых услуг: основные проблемы и пути их решения
2.1. Современное
состояние рынка страховых
Страхование в России имеет давнюю историю. К началу ХХ века на российском страховом рынке функционировало несколько десятков страховых компаний, в том числе и иностранных, которые предоставляли страховые услуги по всем известным в то время видам страхования. Более 100 лет назад, в 1894 году, т.е. раньше, чем во многих других промышленно развитых странах, было учреждено и российское ведомство страхового надзора27.
Основной формой страхования в дореволюционном периоде было добровольное страхование, которое осуществлялось акционерными обществами, обществами взаимного страхования и земскими обществами. В послереволюционном периоде страхование прошло два этапа: в условиях социализма (при государственной монополии на этот вид деятельности) и в условиях становления рыночной экономики28.
Начиная с 20-х годов нашего столетия и до конца 80-х, в связи с изменением общественно-политического строя, система страхования была монополизирована, а ведомство страхового надзора было упразднено. В этот период страхованием занимались органы государственного страхования, главным направлением деятельности которых было страхование населения, поскольку в условиях существования общественной собственности на средства производства страхование имущества предприятий в государственной страховой организации считалось нецелесообразным. В конце 40-х годов было создано страховое общество «Ингосстрах», имевшее сеть дочерних компаний и представительств за рубежом для осуществления страхования в сфере внешнеэкономической деятельности. При государственной страховой монополии страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (соцстрах)29.
Экономические реформы, происходящие в России, создали реальные предпосылки для организации новой системы страхования. Произошли радикальные изменения в вопросах государственного регулирования страхового дела: в конце 1992 года был принят первый в российской истории закон о страховании, в феврале 1992 года была образована служба по надзору за страховой деятельностью30. Решение первоочередных задач по созданию правовых и организационных основ регулирования страховой деятельности привело к созданию новых условий для работы страховых компаний.
Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, резкое снижение сферы государственного воздействия на развитие производственных отношений и распределение материальных благ, в корне изменили процесс формирования отечественного страхового рынка, его содержание, виды страховых услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам.
Таким образом, началом реального создания отечественного добровольного страхования следует считать факт реальной демонополизации страховой деятельности и, как следствие этого – быстрый рост числа альтернативных страховых организаций.
Предпосылками развития страхового дела в нашей стране явились:
И как следствие, отсутствие гарантий должно восполняться различными формами личного страхования.
Тем самым, общественное развитие России обусловило необходимость перехода к страховому рынку, функционирование которого опирается на познание и использование экономических законов, таких как закон стоимости, закон спроса и предложения.
В настоящее время экспертами отмечается существенное увеличение числа страховых компаний32. Однако наличие большого числа страховых фирм отнюдь не говорит о большой емкости российского страхового рынка.
В последнее время структура операций российских страховщиков выглядит следующим образом:
Значительный удельный вес операций добровольного личного страхования в условиях высокой инфляции может вызвать удивление, если не учитывать, что главным образом это следствие популярности краткосрочных видов страхования жизни.
Что касается страхования имущества и ответственности, то причин низкого уровня развития этих видов страхования несколько. Первая, и, по-видимому, главная, - недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов. Вторая – отсутствие мотивов для заключения договоров страхования. Крупные промышленные предприятия, пройдя этап приватизации, только начинают проявлять интерес к страхованию своего имущества. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и финансовых ресурсов для обеспечения своей страховой защиты.
Наименее развитым в России является рынок страхования населения. Имеющиеся свободные средства люди предпочитают хранить у себя дома, конвертировать в твердую валюту, либо, в крайнем случае, хранить в банках.
Хранение в банках имеет смысл, поскольку доход, полученный от такого размещения, по действующему законодательству, налогом у физического лица не облагается.
Таким образом, в условиях весьма значительных потенциальных возможностей российского рынка страховых услуг потребности национальной экономики и населения в качественных страховых услугах не удовлетворяются. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф ложится на государственный бюджет.
Охарактеризуем современное развитие рынка страховых услуг.
На сегодняшний день, по данным Росстрахнадзора (за 1 квартал 2009 г.) в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31.03.2009 г. зарегистрировано 768 страховых организаций34.
Общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за 1 квартал 2009 года составила соответственно 242,7 и 163,4 млрд. руб. или 105,7 и 128,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Для конкретизации данных приведем таблицу 2, которой показаны размеры страховых премий страховых компаний в разрезе различных видов страхования.
Таблица 2
Страховые премии (взносы) и страховые выплаты в 2007-2008 гг.
Страховые премии за 2007 год (млн. руб.) |
Страховые премии за 2008 год (млн. руб.) |
Темп роста (%) |
Страховые выплаты за 2007 год (млн. руб.) |
Страховые выплаты за 2008 год (млн. руб.) |
Темп роста (%) | |
Добровольное страхование всего: |
407 298.5 |
464 352.6 |
114.0 |
158 234.7 |
194 823.5 |
123.1 |
в том числе: страхование жизни |
22 700.0 |
18 657.0 |
82.2 |
15 752.7 |
5 983.5 |
38.0 |
личное (кроме страхования жизни) |
90 020.5 |
107 572.5 |
119.5 |
49 452.3 |
61 403.1 |
124.2 |
имущественное страхование (кроме страхования ответственности) |
274 300.9 |
315 575.3 |
115.0 |
91 429.1 |
124 747.0 |
136.4 |
страхование ответственности |
20 277.1 |
22 547.8 |
111.2 |
1 600.6 |
2 689.9 |
168.1 |
Обязательное страхование всего: |
368 692.1 |
481 827.4 |
130.7 |
323 641.8 |
427 883.9 |
132.2 |
в том числе: личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) |
563.1 |
564.4 |
100.2 |
3.0 |
2.5 |
83.3 |
страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств |
72 480.1 |
79 953.2 |
110.3 |
41 127.1 |
47 605.9 |
115.8 |
обязательное медицинское страхование |
289 927.4 |
394 278.4 |
136.0 |
278 116.1 |
374 057.8 |
134.5 |
Итого |
775 990.6 |
946 180 |
121.9 |
481 876.5 |
622 707.4 |
129.2 |
Из табл. 2 отчетливо видно, что в 2008 г. наблюдался существенный рост страховых премий – в общей сложности произошло увеличение на 170 189,4 млн. руб. Темп роста составил около 122% к показателю прошлого года. Аналогичный рост наблюдался по всем направлениям страхования, кроме страхования жизни (темп роста 82,2%).
Что касается страховых премий, то их темпы роста еще более велики – около 130%. В 2008 г. они достигли 622 707, 4 млн. руб. Рост страховых премий также наблюдался почти по всем видам страхования, кроме страхования жизни (сокращение произошло на 9769,2 млн. руб.), а также личного страхования туристов (на 0,5 млн. руб.).
В целом, структура страхования выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма. Структура страхования в РФ в 2009 г.
В системе страхования лидирует обязательное страхование – 52,1% от всех страховых взносов. При этом подавляющее большинство – по направлению автострахования – 68%, для обязательного медицинского страхования – около 43%. По направлению добровольного страхования по прежнему лидирует имущественное страхование – около 65% всех страховых взносов.
Интересным является распределение объемов страховых взносов по федеральным округам35. Большинство операций в сфере страхования приходится на Центральный Федеральный округ – больше половины всех выплат (55,7%). Далее следуют Приволжский и Северо-западный федеральные округа с суммами страховых взносов в размере 16,3 и 15,9 млрд. руб. соответственно, что составляет 11,7% и 11,5% от общей суммы страховых взносов по стране. Таким образом, территориальная организация российского страхового бизнеса, свидетельствует об очень высокой роли Центрального
федерального округа, а точнее — Москвы на рынке страховых услуг. Именно в Москве сконцентрированы практически все крупнейшие страховщики России: более 60 из 100 крупнейших страховых компаний.
То есть, мы можем наблюдать существенный разброс в объемах страховых выплат, как по отдельным видам страхования, так и в рамках отдельных территорий и даже городов.
В целом развитие российского страхового рынка происходит достаточно динамично, наблюдается устойчивый ежегодный прирост поступления страховой премии. Вместе с тем, объемы операций российских страховщиков пока незначительны. К примеру, средний размер страховой премии, приходящийся на душу населения в России, составлял в 2006 г. 97,5 долл., что существенно ниже аналогичного показателя для экономически развитых стран — 1845,0 долл. в Австрии, 2073,0 — в Германии, 2720,0 — во Франции, 3635,4 — в США, 3764,2 — в Японии, 4105,7 — в Великобритании, 5569,1 — в Швейцарии36.
По основным макроэкономическим показателям Российский страховой рынок значительно уступает развитым странам. Поэтому организация страхового сектора в России должна опираться на хорошо продуманную долгосрочную концепцию страхования, учитывающую мировой опыт в условиях глобализации мировой экономики и либерализации международной торговли страховыми услугами. Если российские компании не проявят активности, то рано или поздно эту нишу займут страховые компании развитых стран, как, например, это произошло в восточно-европейских странах (Польша, Венгрия и других странах). Страховщикам так же необходимо делать ставки на опыт развитых стран при формировании своей деятельности в накопительном и в пенсионном страховании.
Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации