Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать финансы страховой сферы и сегменты страхового рынка.
В соответствии с поставленной елью, были сформированы следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы страховой деятельности, финансово-экономическую сущность и виды страхования;
2) Проанализировать государственное регулирование финансовых страховых отношений и рассмотреть сегменты страхового рынка.
Введение 3
1. Теоретические основы страховой деятельности 5
1.1. Финансово-экономическая сущность страхования 5
1.2. Обязательное и добровольное страхование 10
2. Характеристика регулирования и сегментов страхового рынка 15
2.1. Государственное регулирование финансовых страховых отношений 15
2.2. Сегменты страхового рынка 21
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Возрождение страхового дела коммерческого, рыночного характера в России началось в начале 90-х гг. с демонополизации страховой системы. Бывшая государственная система обязательного страхования Госстрах и Ингосстрах трансформировались в коммерческие структуры со 100%-ной долей государства в уставном капитале.
Наряду с ними учреждались негосударственные страховые компании разного организационно-правового статуса, в основном акционерные. Первоначально их число достигало 2500 в целом по России, но постепенно сокращалось и на начало 2004 г. составляло 1063 компании5.
К числу внутренних благоприятных условий эффективного функционирования страхового рынка относят6:
В развитии страхового дела в России имеются многосложные проблемы во всех аспектах. Они предполагают последовательное проведение стратегической экономической политики и принципов:
Среди социально-экономических
Эти и ряд других факторов1 и обусловливают трудности стратегии развития страховой отрасли и в целом системы страховых отношений. В обществе в ходе реформирования экономики крайне мало уделено внимания формированию соответствующего менталитета. В 90-е гг. страхование было практически стихийно саморазвивающимся явлением.
В ходе рыночных реформ государство отказалось от обязательного страхования сельскохозяйственных предприятий и выделения субсидий и льготных кредитов на уплату страховых премий. Страхование перешло на добровольные основы с одновременным зачислением страховых компенсаций на финансовые результаты с включением их в прибыль и налогообложение.
В сельской местности
Российской Федерации страхованием
наиболее активно занимается страховой
холдинг Росгосстрах с
В сфере страховых услуг на селе функционируют и частные страховые компании. Страхователями могут быть все формы хозяйствующих на земле субъектов от крестьянского подворья до крупного агропромышленного комплекса.
Страховой случай наступает при стихийных бедствиях (градобитие, наводнение, смерчи, штормовые ураганы и т.д.), пожарах, болезнях животных в благополучных местностях по бруцеллезу и туберкулезу, а также в случае кражи животных, техники, имущества.
2.1. Государственное регулирование финансовых страховых отношений
Регулирующая функция
Основу страхового законодательства в России составляют Закон Российской Федерации «О страховании».
К основным функциям надзора за страховой деятельностью относятся:
Действующая в России система регулирования страхования отражает первоначальную стадию его возрождения и, естественно, содержит немало противоречий в процессе функционирования и порядка действий при приостановлении лицензии страховщика.
Регламентирование страховых отношений надзорными органами носит довольно жесткий характер при многочисленных ограничениях, призванных повысить надежность страховых компаний до идеально высокого уровня. Эти ограничения касаются, прежде всего, инвестирования резервов. Они дорого обошлись страховщикам в августе 1998 г., так как существенно обесценили и снизили финансовые ресурсы страховых компаний.
Экономической целью осуществления страховых операций для страховщиков является получение максимально возможной массы прибыли в конкретном страховом пространстве и завоевании своей ниши в страховом рынке на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные отрезки времени.
Критерий качества функционирования страховой системы должен одновременно включать в себя как критерии эффективности, для страхователей и страховщиков, так и критерии выгодности страхового дела для общества и государства в целом. Потому на региональном и национальном уровнях к системе страховых отношений предъявляются макроэкономические требования.
К ним относятся:
В конце 90-х гг. в правительственных структурах, регулирующих макроэкономические процессы в российской экономике, происходят серьезные изменения концептуальных подходов к функционированию и развитию страхового дела. Раньше преобладал взгляд фискального характера как на источник налоговых поступлений в казну.
В постановлении Правительства РФ «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг.» заложена концепция страхования как системы, поддерживающей государственную социальную защиту и снимающую большую часть нагрузки с государственного (федерального, регионального и местного) бюджета по возмещению убытков граждан при катастрофических событиях стихийного характера, авариях, происшествиях, во-первых; весьма важного источника инвестиций в экономику - во-вторых; налоговых поступлений из страховой сферы - в-третьих, развития конкурентной среды в страховом деле со стороны страховщиков и формирования культуры финансовой и психологической защищенности со стороны миллионов граждан - в-четвертых8.
В то же время реализация этих положений неизбежно влечет за собой осознание необходимости в структуре номинальной заработной платы включать страховые платежи в качестве важной статьи расходов семьи как структурного элемента гражданской финансово-социальной защищенности. Данный момент пока слабо просматривается концептуально. Тем более что он не отмечен в стратегических правительственных мероприятиях.
Однако логика развития страховых отношений и практика рыночно развитых индустриальных стран отражает данную тенденцию как закономерность объективного характера в сочетании с закономерностью психологической, менталитетной.
Вместе с тем по-прежнему еще весьма живуча фискальная концепция развития страхового дела в законодательных проектных предложениях. Так, Госналогслужба вынашивает мысль о взимании платежей в Пенсионный фонд 3,5% с физических лиц со всех их денежных поступлений, включая и страховые выплаты.
Отмечая полезную функцию страхового бизнеса в мобилизации накоплений на развитие экономики и создание государства всеобщего благосостояния, А. Янг (Великобритания) особо выделяет посредническую функцию.
Он отмечает пять ее форм:
Совокупность перечисленных
Концентрация страхового дела в России усиливается в силу конкурентной борьбы, повышения правительственных нормативов уставного капитала, инфляционных факторов. В 2010 г. 10 ведущих страховых компаний в системе личного страхования занимали по взносам 35,1%, по выплатам - 40,9%, в имущественном страховании соответственно - 27,2 и 44,9%, в страховании ответственности - 59,3 и 78,5%. В 2011 г. концентрация поличному страхованию возросла по взносам с 35 до 46,3%2.
В Польше, Чехии, Венгрии в сегменте страхования жизни ведущие 10 компаний имели долю свыше 99%, а в иных видах страхования - свыше 94%. Но в Великобритании эти показатели более скромные - 45,8 и 45,1%, в Германии - 46 и 35%, Франции - 69 и 61%, Италии - 55 и 51% . Конечно, необходимо учитывать разницу в масштабности территории и финансовом потенциале указанных государств9.
Ведущие российские компании по размерам страховых премий расположены в Москве и Московской области. На их долю приходится около половины финансовых страховых ресурсов-премий.
В страховой практике известен и
такой метод распределения риск
Специфика движения финансовых ресурсов в страховании связана с условиями реализации страховых услуг, когда в распоряжении страховщика в течение некоторого времени оказываются временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы с целью получения дополнительной прибыли..
Коммерческое размещение страховых резервов страховщиками осуществляется на принципах, обеспечивающих выгодность, а именно:
Страховые резервы могут быть размещены при соблюдении следующих ограничений:
Информация о работе Характеристика регулирования и сегментов страхового рынка