Характеристика регулирования и сегментов страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать финансы страховой сферы и сегменты страхового рынка.
В соответствии с поставленной елью, были сформированы следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические основы страховой деятельности, финансово-экономическую сущность и виды страхования;
2) Проанализировать государственное регулирование финансовых страховых отношений и рассмотреть сегменты страхового рынка.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы страховой деятельности 5
1.1. Финансово-экономическая сущность страхования 5
1.2. Обязательное и добровольное страхование 10
2. Характеристика регулирования и сегментов страхового рынка 15
2.1. Государственное регулирование финансовых страховых отношений 15
2.2. Сегменты страхового рынка 21
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

26_Курсовая_Тема_36_Финансы страховой сферы_Сегменты страхового рынка.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Возрождение страхового дела коммерческого, рыночного характера в России началось в начале 90-х гг. с демонополизации страховой системы. Бывшая государственная система обязательного страхования Госстрах и Ингосстрах трансформировались в коммерческие структуры со 100%-ной долей государства в уставном капитале.

Наряду с ними учреждались негосударственные страховые компании разного организационно-правового статуса, в основном акционерные. Первоначально их число достигало 2500 в целом по России, но постепенно сокращалось и на начало 2004 г. составляло 1063 компании5.

К числу внутренних благоприятных условий эффективного функционирования страхового рынка относят6:

  • сформировавшуюся нормативно-правовую базу;
  • долгосрочную политику государственного регулирования;
  • финансово-устойчивые компании страхового предпринимательства;
  • развитую инфраструктуру страхового рынка;
  • благоприятные макроэкономические условия;
  • конкурентную среду эффективно хозяйствующих предприятий;
  • высокую доходность граждан;
  • ограничительные меры по снижению степени криминальности и мошенничества в страховых отношениях;
  • традиции и культуру страховой зашиты в хозяйственном менталитете.

В развитии страхового дела в России имеются многосложные проблемы во всех аспектах. Они предполагают последовательное проведение стратегической экономической  политики и принципов:

  • системности;
  • развития;
  • преемственности;
  • компетентности и рациональности.

Среди социально-экономических факторов, препятствующих развитию страхового рынка, следует выделить следующие:

  • низкие доходы граждан;
  • отсутствие свободных оборотных средств у большинства коммерческих предприятий;
  • неразвитость активной страховой политики государства как инструмента расширения инвестиций из страховой отрасли экономики, с одной стороны, и социальной гарантированной защиты населения за счет консолидированных страховых фондов, облегчающих бремя бюджетных и внебюджетных ресурсов, - с другой;
  • слабость законодательной базы в стимулировании страхового дела как для страховщиков, так и для страхователей, особенно в сфере налогообложения, формирования конкурентной среды, размещения страховых резервов;
  • неразвитость традиций страховой культуры населения, особенно в сфере страхования жизни и городских квартир;
  • замедленное развитие инфраструктуры страхового рынка, кадрового потенциала страховщиков, специалистов-оценщиков риска;
  • финансово-экономическая нестабильность с высоким уровнем инфляции;
  • слабая концентрация страхового капитала и страховых организаций при невысокой надежности и финансовой устойчивости страховой системы, испытывающей большие трудности с размещением страховых резервов;
  • непоследовательность шагов вхождения в мировую страховую систему с мировыми стандартами, особенно в сфере перестрахования.

Эти и ряд других факторов1 и обусловливают трудности стратегии развития страховой отрасли и в целом системы страховых отношений. В обществе в ходе реформирования экономики крайне мало уделено внимания формированию соответствующего менталитета. В 90-е гг. страхование было практически стихийно саморазвивающимся явлением.

В ходе рыночных реформ государство отказалось от обязательного страхования сельскохозяйственных предприятий и выделения субсидий и льготных кредитов на уплату страховых премий. Страхование перешло на добровольные основы с одновременным зачислением страховых компенсаций на финансовые результаты с включением их в прибыль и налогообложение.

В сельской местности  Российской Федерации страхованием наиболее активно занимается страховой  холдинг Росгосстрах с дочерними  компаниями в регионах. Он унаследовал  страховую инфраструктуру и кадры  страховщиков и функционирует на основе 100%-ного участия государства в акционерном капитале. Филиалы, отделения и дочерние компании холдинга функционируют во всех регионах Российской федерации и во всех сельских районах страны. Однако размеры получаемых страховых премий незначительны, ибо страховой потенциал на селе малоразвит, наличных денежных средств у населения и сельскохозяйственных предприятий из-за низкой доходности мало, а государственный бюджет не располагает необходимыми ресурсами для страховой поддержки.

В сфере страховых услуг на селе функционируют и частные страховые компании. Страхователями могут быть все формы хозяйствующих на земле субъектов от крестьянского подворья до крупного агропромышленного комплекса.

Страховой случай наступает  при стихийных бедствиях (градобитие, наводнение, смерчи, штормовые ураганы и т.д.), пожарах, болезнях животных в благополучных местностях по бруцеллезу и туберкулезу, а также в случае кражи животных, техники, имущества.

 

2. Характеристика регулирования  и сегментов страхового рынка

2.1. Государственное регулирование финансовых страховых отношений

 

Регулирующая функция государства  в страховой деятельности развитых государств проявляется в различных формах7:

  • принятии законодательных актов, регулирующих страхование;
  • установлении обязательного страхования в интересах общества и отдельных категорий граждан;
  • установлении различного рола льгот страховым компаниям для стимулирования их деятельности;
  • проведении специальной налоговой политики;
  • создании особого правового механизма, обеспечивающего надзор за функционированием страховых предприятий и организаций.

Основу страхового законодательства в России составляют Закон Российской Федерации «О страховании».

К основным функциям надзора  за страховой деятельностью  относятся:

  • выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • осуществление контроля за обоснованностью тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков в виде минимальных размеров уставного капитала и направлений размещения его;
  • установление правил формирования показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
  • установление нормативных размеров соотношения между активами и обязательствами страховщиков. 

Действующая в России система регулирования  страхования отражает первоначальную стадию его возрождения и, естественно, содержит немало противоречий в процессе функционирования и порядка действий при приостановлении лицензии страховщика.

Регламентирование страховых отношений  надзорными органами носит довольно жесткий характер при многочисленных ограничениях, призванных повысить надежность страховых компаний до идеально высокого уровня. Эти ограничения касаются, прежде всего, инвестирования резервов. Они дорого обошлись страховщикам в августе 1998 г., так как существенно обесценили и снизили финансовые ресурсы страховых компаний.

Экономической целью осуществления  страховых операций для страховщиков является получение максимально возможной массы прибыли в конкретном страховом пространстве и завоевании своей ниши в страховом рынке на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные отрезки времени.

Критерий качества функционирования страховой системы должен одновременно включать в себя как критерии эффективности, для страхователей и страховщиков, так и критерии выгодности страхового дела для общества и государства в целом. Потому на региональном и национальном уровнях к системе страховых отношений предъявляются макроэкономические требования.

К ним относятся:

  • положение с налоговыми платежами федерального и регионального бюджетов;
  • снижение государственных расходов по социальному страхованию за счет повышения степени социальной защищенности населения договорами добровольного страхования;
  • повышение инвестиционных ресурсов в экономике за счет использования страховых резервов по долгосрочным видам страхования;
  • финансирование внутреннего долга за счет развития долгосрочного страхования с последующим вложением резервов, например, в акции или долгосрочные ценные бумаги;
  • дополнительное финансирование внебюджетных фондов, особенно противопожарной службы;
  • ускорение денежных потоков в регионе, ибо страховые премии выплачиваются физическими лицами наличными.

В конце 90-х гг. в правительственных  структурах, регулирующих макроэкономические процессы в российской экономике, происходят серьезные изменения концептуальных подходов к функционированию и развитию страхового дела. Раньше преобладал взгляд фискального характера как на источник налоговых поступлений в казну.

В постановлении Правительства  РФ «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 гг.» заложена концепция страхования как системы, поддерживающей государственную социальную защиту и снимающую большую часть нагрузки с государственного (федерального, регионального и местного) бюджета по возмещению убытков граждан при катастрофических событиях стихийного характера, авариях, происшествиях, во-первых; весьма важного источника инвестиций в экономику - во-вторых; налоговых поступлений из страховой сферы - в-третьих, развития конкурентной среды в страховом деле со стороны страховщиков и формирования культуры финансовой и психологической защищенности со стороны миллионов граждан - в-четвертых8.

В то же время реализация этих положений неизбежно влечет за собой осознание необходимости в структуре номинальной заработной платы включать страховые платежи в качестве важной статьи расходов семьи как структурного элемента гражданской финансово-социальной защищенности. Данный момент пока слабо просматривается концептуально. Тем более что он не отмечен в стратегических правительственных мероприятиях.

Однако логика развития страховых отношений и практика рыночно развитых индустриальных стран отражает данную тенденцию как закономерность объективного характера в сочетании с закономерностью психологической, менталитетной.

Вместе с тем по-прежнему еще весьма живуча фискальная концепция развития страхового дела в законодательных проектных предложениях. Так, Госналогслужба вынашивает мысль о взимании платежей в Пенсионный фонд 3,5% с физических лиц со всех их денежных поступлений, включая и страховые выплаты.

Отмечая полезную функцию страхового бизнеса в мобилизации накоплений на развитие экономики и создание государства всеобщего благосостояния, А. Янг (Великобритания) особо выделяет посредническую функцию.

Он отмечает пять ее форм:

  • мобилизацию национальных сбережений;
  • управление финансовыми рисками в защите предпринимателей и граждан в случае непредвиденного кризиса;
  • эффективное привлечение капитала в экономику, стимулируя его системой страхования;
  • учреждение пула, уменьшающего возможные риски страховщика;
  • поощрение развития торговли, предоставление широкого 
    спектра финансовых страховых продуктов.

Совокупность перечисленных пяти форм выступает в реальной жизни в роли катализатора экономического роста'. Это имеет весьма важную значимость для России, испытывающую большие трудности в поисках источников и катализаторов выхода из экономического кризиса.

Концентрация страхового дела в России усиливается в силу конкурентной борьбы, повышения правительственных нормативов уставного капитала, инфляционных факторов. В 2010 г. 10 ведущих страховых компаний в системе личного страхования занимали по взносам 35,1%, по выплатам - 40,9%, в имущественном страховании соответственно - 27,2 и 44,9%, в страховании ответственности - 59,3 и 78,5%. В 2011 г. концентрация поличному страхованию возросла по взносам с 35 до 46,3%2.

В Польше, Чехии, Венгрии  в сегменте страхования жизни  ведущие 10 компаний имели долю свыше 99%, а в иных видах страхования - свыше 94%. Но в Великобритании эти показатели более скромные - 45,8 и 45,1%, в Германии - 46 и 35%, Франции - 69 и 61%, Италии - 55 и 51% . Конечно, необходимо учитывать разницу в масштабности территории и финансовом потенциале указанных государств9.

Ведущие российские компании по размерам страховых премий расположены в Москве и Московской области. На их долю приходится около половины финансовых страховых ресурсов-премий.

В страховой практике известен и  такой метод распределения рисков, как сострахование. Максимальный размер обязательств по одному договору регламентируется государством и контролируется Госстрахнадзором. Он не должен превышать 10% собственных средств страховщика. Для установления оптимального соотношения рисков страховщик берет на страхование такой размер страховой суммы, какой он может оставлять на собственном удержании. Непокрытую часть риска он предлагает страхователю застраховать у других страховщиков. Данная сделка сложна для страхователя, но иногда такая форма все-таки применяется.

Специфика движения финансовых ресурсов в страховании связана с условиями реализации страховых услуг, когда в распоряжении страховщика в течение некоторого времени оказываются временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы с целью получения дополнительной прибыли..

Коммерческое размещение страховых  резервов страховщиками осуществляется на принципах, обеспечивающих выгодность, а именно:

  • диверсификации,
  • возвратности,
  • прибыльности,
  • ликвидности.

Страховые резервы могут быть размещены при соблюдении следующих ограничений:

  • в государственные ценные бумаги - не менее 20% страховых резервов, сформированных по договорам долгосрочного страхования жизни и не менее 10% - по иным видам страхования;
  • в банковские депозиты - не более 50% средств страховых резервов;
  • в ценные бумаги акционерных обществ, разрешенные к выпуску на территории Российской Федерации и зарегистрированные Минфином Российской Федерации - не более 40%;
  • в приобретение долей в уставном капитале закрытых акционерных обществ, простые векселя (кроме векселей банков) и жилищные сертификаты - не более 10%;
  • на приобретение недвижимого имущества, в том числе жилья, - не более 40%;
  • в валютные ценности (при формировании страховых резервов в рублях) - не более 10%.

Информация о работе Характеристика регулирования и сегментов страхового рынка