Льготы ветеранам труда и труженникам тыла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла.
Задачи:
1. Изучить правовое регулирование мер государственной социальной поддержки.
2. Выявить круг лиц имеющих право на меры государственной социальной поддержки.
3. Охарактеризовать меры государственной социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий.
4. Определение права на льготы ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий (решение ситуационных задач).

Файлы: 1 файл

курсовая по псо. мд.docx

— 60.13 Кб (Скачать файл)

     Орган социальной защиты населения в 10-дневный срок направляет в орган исполнительной власти субъекта РФ по месту жительства заявителя заявление о присвоении звания “Ветеран труда” с приложением всех необходимых документов.

     Решение о присвоении звания “Ветеран труда” либо об отказе в присвоении этого звания принимается органом исполнительной власти субъекта РФ в 15-дневный срок со дня поступления заявления в орган исполнительной власти.

     В Законе о ветеранах предусмотрено правило о том, что ветераны труда, прекратившие трудовые отношения с предприятиями, учреждениями, организациями после установления (назначения) им пенсии, сохраняют права членов трудовых коллективов тех предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии. За ними сохраняется право на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений, участие в приватизации, акционировании соответствующего предприятия, учреждения, организации.

   Лицам, имеющим звание “Ветеран труда”, после установления (назначения) им пенсии независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляется право на пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения.

      Кроме того, ветеранам труда предоставляются следующие льготы:

    - при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, – бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;

    - при продолжении трудовой деятельности – предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;

     - бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или – при их отсутствии – межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

     -  оплата в размере 50% стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

     -  оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы, установленной законодательством субъекта РФ, в т. ч. членами семей ветеранов труда, совместно с ними проживающими;

     -  оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон; услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, – топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

 

Федеральный закон «О государственной  социальной помощи» делят все  льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и  труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

   В семантическом понимании льгота – это облегчение кому-нибудь, предоставляемое как исключение из общих правил. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя таким образом важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготой также считается преимущество одной льготы лиц перед другими.

    Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.).          Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому  основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но  и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

     С 1 января 2005 г. в результате реформирования системы льгот часть их была заменена ежемесячными денежными выплатами, часть льгот предоставляется в виде набора социальных услуг, а некоторые предоставляются в натуральном виде. Также с 2005 г. термин «льготы» заменен термином «меры социальной поддержки».

    При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

         К федеральным льготникам, имеющим право на получение ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг, относятся: инвалиды ВОВ и приравненные к ним лица (инвалиды войны); участники ВОВ; ветераны боевых действий; жители блокадного Ленинграда; граждане, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий; несовершеннолетние узники концлагерей. К региональным льготникам относятся: ветераны труда и приравненные к ним лица; труженики тыла.

     Меры социальной поддержки федеральных льготников установлены на уровне РФ. В частности, федеральные льготники имеют право на следующие меры социальной поддержки: - в натуральном виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощью и техническими средствами реабилитации); - в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника; - в виде набора социальных услуг, который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Сведения о федеральных льготниках заносятся в Федеральный регистр. Федеральный регистр – это единая база данных о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Органом, осуществляющим ведение регистра, является Пенсионный фонд РФ.

     Порядок ведения Федерального регистра утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 № 195. Формирование Федерального регистра происходит путем передачи сведений органами исполнительной власти субъектов РФ в отделения Пенсионного фонда РФ (республиканские, краевые, областные и др.) После поступления информации в отделения Пенсионного фонда формируется регистр на уровне субъекта (региональный сегмент регистра) затем эти сведения направляются в Пенсионный фонд РФ.

   Территориальные органы Пенсионного фонда РФ в городах и районах уточняют информацию, которая содержится в регистре; включают туда сведения о суммах установленной выплаты; осуществляют по месту жительства граждан учет их права на получение социальных услуг с даты установления им ежемесячной денежной выплаты; информируют отделения Пенсионного фонда РФ обо всех возникающих изменениях.

     Существуют особенности по внесению сведений в Федеральный регистр для отдельных категорий граждан. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 317 утвержден Порядок ведения специального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

     Данный нормативный акт регулирует процедуру формирования и ведения специального сегмента (раздела) Федерального регистра в отношении граждан, проходящих военную или приравненную к ней службу в следующих Федеральных органах исполнительной власти (за исключением участников и инвалидов ВОВ): Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба охраны РФ.

    Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг, а также мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральном виде, устанавливается на федеральном уровне. В 2005 г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг, а с 2006 г. от набора социальных услуг можно отказаться как полностью, так и частично. В этом случае ежемесячная денежная выплата увеличивается на стоимость набора социальных услуг или социальной услуги.

    Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ указывает, что для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарант, носящие компенсационный характер, закрепленные в отмененных нормах, положения Закона не могут рассматриваться как не допускающие реализацию, возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготу и гарантии в форме и размерах, указанных в Законе. Вновь установленные социальные выплаты, гарантии и компенсации в денежной форме, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не могут быть ниже уровня социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г.

    Кроме того, законодатель указывает, что при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

   В качестве примера рассмотрим меры социальной поддержки, установленные для некоторых категорий ветеранов в настоящее время.

    Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    В данном Законе сказано, что меры социальной поддержки предоставляются:

1) реабилитированным  лицам и лицам, признанным пострадавшими  от политических репрессий, в  соответствии с Законом Российской  Федерации от 18 октября 1991 года  № 1761-1 «О реабилитации жертв  политических репрессий»;

2) участникам  трудового фронта (лицам, проработавшим  в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее  6 месяцев, исключая период работы  на временно оккупированных территориях  СССР, либо награжденным орденами  или медалями СССР за самоотверженный  труд в период ВОВ), имеющим  удостоверения ветерана ВОВ;

3) ветеранам  труда, к которым относятся:

а) лица, имеющие  удостоверение «Ветеран труда»;

б) лица, награжденные орденами или медалями либо удостоенные  почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия  в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии в соответствии с Законом  РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в  период ВОВ и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;

4) лицам, приравненным  к ветеранам труда, к которым  относятся:

а) ветераны военной  службы;

б) ветераны государственной  службы.

    Набор социальных услуг (или «социальный пакет») – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан.

    Социальные услуги являются неотъемлемым атрибутом современного социального государства. Значение этого явления приводит как к выделению самостоятельного этапа в развитии социального государства - государства социальных услуг (С.В. Калашников), так и к рассмотрению функции по оказанию социальных услуг в качестве одной из сторон социальной деятельности современного государства (В.Е. Чиркин).

   Основным актом, дающим законодательное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 17.07.1999. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в ст. 1 которого дается определение понятия «набор социальных услуг» - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Применительно к социальным услугам в ст. 3 названного Закона используются такие характеристики, как всеобщая доступность и общественно приемлемое качество услуг. Характерно, что введены эти требования Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ.       Вообще именно этому Закону мы обязаны насыщением Федерального закона «О государственной социальной помощи» термином «социальные услуги».

Информация о работе Льготы ветеранам труда и труженникам тыла