Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:34, курсовая работа
Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках.в этой области. Поэтому тема данного исследования актуальна, т. к. в этой работе попытаемся охарактеризовать особенности медицинского страхования в РФ.Это и будет цель нашей работы.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- выявить систему медицинского страхования в России;
- дать определение моделям медицинского страхования;
- выявить специфику формирования фондов и их расходования.
Введение
Глава 1. Медицинское страхование РФ
1.1. Система медицинского страхования
1.2. Добровольное медицинское страхование
1.3. Обязательное медицинское страхование
1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения.
Глава 2. Специфика работы ТФОМС
2.1. Особенности формирования и использования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования
2.2. Специфика взаимоотношений территориального фонда обязательного медицинского страхования со страхователями и страховыми медицинскими организациями
Заключение
Список используемой литературы
Страхователь обязан заключить договор обязательного медицинского страхования в пользу конкретного работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового соглашения.
С момента расторжения трудового договора обязанности работодателя (как страхователя) по обязательному медицинскому страхованию перед работником прекращаются и переходят к другому страхователю, в зависимости от нового статуса застрахованного (безработный, работник другого предприятия, пенсионер и т.д.).
Органы государственного управления, выступающие страхователем неработающего населения, обязаны заключить договор обязательного медицинского страхования при наличии двух условий:
гражданин не должен работать;
гражданин должен постоянно проживать на территории, подведомственной органу государственного управления, а также это касается вынужденных переселенцев и лиц, попавших в экстремальные ситуации.
Обязанность органа государственного управления как страхователя прекращается:
при поступлении гражданина на работу;
при перемене гражданином постоянного места жительства;
в случае смерти гражданина.
Согласно ст. 9 Закона РФ «О медицинском
страховании граждан в
Ответственность страхователя за уклонение от заключения договоров обязательного медицинского страхования определяется ст. 27 Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Требовать от страхователя исполнения возложенной на него обязанности по заключению договора ОМС могут:
гражданин, в пользу которого должен быть заключен договор обязательного медицинского страхования;
органы государства (прокуратура, органы здравоохранения, фонды ОМС и др.), в функции которых входят общий надзор за соблюдением законности или обязанности по защите интересов населения в области охраны здоровья и по обеспечению реализации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Ст. 9 Закона «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»
предусматривает право выбора страхователем
страховой медицинской организа
Страхователи могут влиять на исполнение обязательств по договору ОМС, используя:
переговоры с руководителями страховой
медицинской организации, применение
предусмотренных договором
расторжение договора ОМС (это повлечет за собой прекращение финансирования территориальным фондом страховой медицинской организации);
обращение в суд в случае недостижения согласия в ходе переговоров;
влияние через своих представителей в управлении фонда обязательного медицинского страхования.
В настоящее время, при образовании,
все юридические лица подлежат обязательной
регистрации в Фонде
-- Положение «О порядке уплаты
страховых взносов в Феде-
-- Инструкция «О порядке
Порядок уплаты страховых взносов.
Своевременность уплаты страховых взносов контролиру-ется по платежным документам и выпискам банка. Дата спи-сания средств с расчетного счета плательщика должна соответствовать дате получения заработной платы, указанной в заявлении страхователя при регистрации в фонде (или уста-новленному сроку для отдельных категорий плательщиков).
Работодатели, не имеющие счетов в учреждениях бан-ков, а также производящие оплату труда из выручки от ре-ализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, уплачивают страховые взносы до 10-го числа месяца, сле-дующего за месяцем, на который начислены страховые взносы [Письмо ФОМС от 10 января 1997 г. № 86/23].
Страница: 1 2
Сумма оплаты труда, не учтенная страхователем при ис-числении страховых взносов, на которую в соответствии с действующим законодательством они должны быть начис-лены, является сокрытой (заниженной) суммой оплаты труда и определяется помесячно.
Следует обратить внимание, что если страхователь за один и тот же период времени начислил страховые взносы на вы-платы, на которые страховые взносы в соответствии с действу-ющим законодательством не начисляются (например, денеж-ная компенсация за неиспользованный отпуск), и одновре-менно не начислил страховые взносы на выплаты, учитывае-мые при начислении страховых взносов (например, премии по результатам работы за год), то взаимозачет указанных сумм не производится [Письмо ФОМС от 10 января 1997 г. №86/23].
В соответствии с п. 21 Инструкции [2] к страхователям, нару-шающим установленный порядок начисления, перечисления средств и предоставления финансовой отчетности, применя-ются финансовые санкции в виде взыскания:
-- штраф в размере страхового взноса -- в случае сокры-тия или занижения сумм с которых должны начисляться стра-ховые взносы;
-- при повторном нарушении (
-- пеня -- за каждый день просрочки: в размере I% -- для работодателей;
--
штраф в размере 10 процентов
от начисленных сумм взно-сов
за несвоевременное
Расчетная
ведомость по взносам в Федеральный
и территориальный фонды
Первый раздел ведомости содержит
сами платежи в Федеральный и
территориальный фонда обязател
По действующему закону отводится
непосредственная роль страховщика
страховой медицинской
По положению о страховых медицинских организациях, осуществляющих ОМС, в качестве СМО может выступать юридическое лицо любой формы собственности и организации, предусмотренной российским законодательством, и имеющие лицензию на проведение ОМС, выдаваемую департаментом страхового надзора.
СМО вправе одновременно проводить обязательное и добровольное МС граждан, но не вправе осуществлять другие виды страховой деятельности. При этом финансовые средства по обязательному и добровольному страхованию учитываются СМО раздельно. СМО не имеют права использовать средства, перечисляемые им на реализацию ОМС, в коммерческих целях.
Свою страховую деятельность СМО строят на договорной основе, заключая четыре группы договоров:
1. Договоры страхования с
2. Договоры с ТФОМС на
3. Договоры с медицинскими
4. Индивидуальные договоры ОМС с гражданами, т.е. полисы ОМС, в соответствии с которыми предоставляется бесплатная медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС.
Все взаимоотношения внутри системы ОМС регулируются на основании территориальных правил ОМС, которые должны соответствовать типовым правилам ОМС от 01.12.93г., утвержденным Федеральным фондом ОМС и согласованным с Росстрахнадзором.
В связи с этим основными функциями СМО являются:
участие в выборе и аккредитации медицинских учреждений;
оплата медицинских услуг, предоставляемых застрахованным;
осуществление контроля за объемом и качеством предоставляемых медицинских услуг, в том числе предъявление регрессных требований и исков медицинским учреждениям по факту нарушения условий ОМС или причинения ущерба застрахованным;
формирование страховых
инвестирование временно свободных денежных средств в банковские депозиты и государственные ценные бумаги.
Состав и норматив расходов на ведение дела по ОМС, а также нормативы страховых резервов в процентах к финансовым средствам, передаваемым страховым компаниям на проведение ОМС, определяются ТФОМС. Сумма превышения доходов над расходами направляется на пополнение резервов по ОМС в порядке и размерах, определяемых ТФОМС.
Объем средств, ежемесячно передаваемых
территориальным фондом страховой
медицинской организации на оплату
медицинских услуг
1) Среднедушевой норматив
2) Дифференцированный
3) Дифференцированный
В настоящее время для оплаты медицинских услуг используется несколько способов. Для оплаты лечения в стационарах применяют:
оплату согласно смете расходов (финансируется 11,2% стационаров на начало 1996г.);
среднюю стоимость пролеченного больного (7,5%);
за пролеченного больного по клинико-статистическим группам (КГС) или медико-экономическим стандартам (МЭС) (50,4%);
число койко-дней (29,4%);
комбинированный способ оплаты (1,5%).
Оплату лечения в амбулаторно-
по смете расходов (20,3% поликлиник);
по среднедушевому нормативу (16,6%);
за отдельные услуги (29,5%);
за пролеченного больного (27,6%);
Таким образом, деятельность СМО представляет заключительный этап в реализации положений ОМС. Ее главной задачей выступает оплата страховых случаев.
Заключение
В последнее десятилетие стал очевидным глубочайший кризис российского здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов. Стал насущным переход к новой системе организации здравоохранения. Более того, назрела необходимость радикальных качественных перемен в рамках самой этой системы. Это вызвано острым кризисом традиционных и отсутствием новых источников развития отрасли.
Система здравоохранения в России
нуждалась прежде всего в антимонопольных
мерах, децентрализации и