Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:37, курсовая работа
Анализ состояния и перспектив страхования в России невозможен без понимания того, что страховой рынок является частью экономики страны.
Переход страны к рыночной экономике стал сильнейшим импульсом для развития страхового дела. В России возник страховой рынок, представляющий собой определенную сферу денежных отношений, в которой объектом купли-продажи являются страховые услуги и формируется спрос и предложение на них.
Объединения страховщиков создаются на добровольной основе для координации их деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ. Эти объединения, союзы, ассоциации не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью.
В России действуют несколько страховых пулов, образованных по объекту страхования. Среди крупнейших - ядерный, террористический, сельскохозяйственный, страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. В последние время образованы три страховых пула, которые получили лицензию страховать ответственности управляющих компаний и спецдепозитария пенсионных накоплений. Сочинский страховой пул — создан для страхования строительства объектов Сочинской Олимпиады 2014 года. Можно ожидать, что по мере развития рынка количество пулов будет возрастать.
Страховой
пул, как и всякая ассоциация, должен
иметь органы управления - наблюдательный
совет или собрание руководителей страховых
компаний - участников пула или уполномоченных
ими лиц. Этот орган управления выбирает
из своих членов председателя и его заместителя
и проводит заседания по мере необходимости,
но не реже одного раза в год. Обычно в
пуле выбирается координатор, который
может оформлять первоначальный договор
со страхователем и затем распределять
риск и страховой взнос между участниками
пула. Если емкость участников пула недостаточна,
то оставшийся риск передается на рынок
перестрахования.
3.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СТРАХОВОГО РЫНКА РФ
Эффективность страхового рынка, с макроэкономической точки зрения, показывает два параметра: первый – это снижение нагрузки на бюджет, и второй - это поддержание социальной и экономической стабильности общества. Ряд событий, произошедших в нашей стране в последнее время, говорят о том, что отечественный рынок с этими задачами не справляется. Так лимиты покрытия по Саяно-Шушенской ГЭС оказались недостаточными для полного возмещения ущерба, обеспечения максимально быстрого восстановления функционирования предприятия и снятия необходимости выделения бюджетных средств на ликвидацию последствий аварии. Также существует проблема роста объёма выплат по долгам компаний-банкротов: на 1 октября 2009 года лицензия отозвана у 36 страховщиков ОСАГО, по их долгам РСА уже выплатил 2,8 млрд. руб. С июля 2009 года союз выплачивает по 400 млн. руб. компенсаций в месяц. При текущем балансе поступлений и выплат компенсационный фонд может быть полностью израсходован уже во втором квартале 2011 года. А громкий уход с рынка ряда крупных компаний нанес удар по доверию населения к страховщикам и нарушил, казалось бы, начавшую формироваться «культуру страхования», и уж точно не способствовал поддержанию социальной и экономической стабильности общества.
Большинство законодательных инициатив, таких как специализация отрасли, повышение ее капитализации, рост качества активов страховых организаций, введение института брокеров, успешно реализовано. Обеспечение механизма проведения некоторых законодательных инициатив, в частности, например, установления требований к аттестации актуариев и актуарному заключению, выдаче банковских гарантий, оказалось до настоящего времени непосильным для регулирующих органов, но это не снимает вопроса их актуальности и необходимости внедрения для дальнейшего повышения эффективности функционирования страхового рынка. Международные требования (в частности, требования Международной ассоциации страхового надзора и рекомендации Мирового Банка) диктуют необходимость ускорения процесса принятия новых требований в тех областях, где регулирование российского страхового рынка пока в значительной степени уступает не только опыту стран с развитой рыночной экономикой, но и смежным секторам финансового рынка. В частности, необходимо ввести требования адекватности к руководителям и высшему звену менеджмента в компаниях, контроль за акционерами и владельцами компаний, надзор за группами, введение требований к корпоративному управлению и внутреннему контролю, IT системам и т.д.
Кризис
банковской системы является основной
причиной спада в российском страховании
– снижение деловой активности,
сокращением объемов
Несоответствия
номинальной нормативно-
Также особенно остро стоят проблемы в таком сегменте страхового бизнеса, как перестрахование. Суть перестрахования заключается в том, что страховые компании передают часть принятых ими обязательств другим страховым организациям. В этом случае крупный убыток не становится проблемой лишь одного страховщика, а будет отчасти компенсирован ему компаниями, принявшими риск в перестраховании. Но даже в этом бизнесе, где взаимоотношения строятся исключительно между профессионалами, неполнота и несовершенство действующего законодательства приводят не только к спорам между участниками договоров, но и к абсурдным судебным решениям, фактически легализующим схемы страхового мошенничества.
Нынешние тенденции развития страхового рынка связаны с укрупнением страхового бизнеса, с объединением страховщиков, перестраховщиков, страховых брокеров.
Последние экономические потрясения России также подталкивают национальный страховой рынок изыскивать пути повышения устойчивости и укрепления позиций его субъектов. Сложившаяся ситуация такова, что только совместные усилия участников страхового рынка позволят обеспечить его динамическое развитие, а следовательно, и развитие экономики страны, и предоставление надежных финансовых гарантий страхователям.
Рассматривая перспективы процесса объединения на рынке страховых услуг РФ, можно представить его развитие в двух направлениях.
Во-первых, объединения, сопряженные с изменением юридического статуса. Такого типа объединения имеют целью увеличение уставного капитала посредством слияния, присоединения. Процесс объединения в такой форме уже происходит на российском рынке в связи с законодательно установленным минимальным размером уставного капитала, являющимся недостижимым для огромного числа страховых компаний.
Во-вторых, сейчас у российских страховщиков на повестке дня стоит вопрос о финансовой устойчивости в условиях экономического кризиса. В связи с этим имеет смысл рассматривать направление – консолидацию баз изменения юридического статуса, например, путем объединения в страховые пулы по соответствующим направлениям деятельности. Несмотря на то что действующим в РФ Положением о страховом пуле рекомендована форма пула, основанного на принципе сострахования, практически эта форма не получила широкого распространения. Солидарная ответственность участников пула по принятым к страхованию договорам не соответствует финансовым условиям деятельности страховщиков и их экономическим интересам, даже при ограничении размеров солидарной ответственности. Большинство российских страховых пулов формируются как перестраховочные организации. Каждый участник пула самостоятельно работает со своими клиентами, передавая на перестрахование в пул определенную часть риска. Поскольку перестраховочная мощность пула тоже ограничена, то его участники имеют право перестраховывать избыточную часть риска за пределами страхового пула.
Зарубежные
же страховые пулы работают в более гибком
режиме. Например, пулы по страхованию
рисков ядерной энергетики в большинстве
своем работают и в первичном страховании,
и в перестраховании. Если пул выступает
как первичный страховщик, то он выдает
страхователям собственные полисы. Если
пул выступает как перестраховщик, то
страхователи получают страховые полисы
от страховых компаний — участников пула,
а принятые на страхование риски на 100%
передаются в пул на перестрахование.
В России же страховой пул в соответствии
со ст. 14.1 Закона о страховании создается
посредством заключения страховщиками
договора простого товарищества (договора
о совместной деятельности). Страховой
пул, созданный как и любое иное простое
товарищество, не является юридическим
лицом. Правовое положение страхового
пула, его правосубъектность определяются
исходя из установленного законом способа
его создания. Из ст. 2 ГК РФ следует, что
страховые пулы – это не самостоятельные
субъекты права и они не попадают в число
самостоятельных участников (субъектов)
гражданских отношений, поскольку не являются
юридическими лицами.
Поскольку пул не является юридическим
лицом, а представляет собой гражданско-правовой
договор, то «управление» деятельностью
пула, в отличие от юридических лиц, формально
не требует создания соответствующих
органов. В отношении пула как простого
товарищества ГК РФ предусматривает не
«управление деятельностью» (как это определено
для юридических лиц), а «ведение общих
дел товарищей» (ст. 1044 ГК РФ). Требования
о создании административной структуры
(системы управления) для страховых пулов
нет. Более того, создание систем управления
применительно к договорам в целом не
практикуется, поскольку администрирование
не вполне соответствует характеру договорных
отношений, предполагающих равенство
сторон. В то же время жестких правовых
ограничений по созданию таких условных
систем «управления» в рамках договора
нет, теоретически делать это можно. Подтверждением
служит, в частности, то, что в отношении
юридического лица и простого товарищества
существуют идентичные по форме способы
их создания, а именно: простое товарищество
действует на основании договора (точнее,
это и есть вид договора), и юридическое
лицо в соответствии с п.1 ст. 52 ГК РФ также
может осуществлять деятельность только
на основании учредительного договора.
Соответственно гражданско-правовой договор
как способ объединения его участников
не лишает стороны договора возможности
организовать систему управления работой
в рамках такого договора, в том числе
путем создания соответствующих органов.
При этом нужно признать, что для договоров
такие системы имеют весьма условный характер
и являются организационными мерами по
обеспечению исполнения договора. Деятельность
страховых пулов требует управления, без
этого их функционирование практически
невозможно. Поэтому в страховых пулах
создаются органы управления по аналогии
с тем, как это делают юридические лица.
Поскольку иной возможности организовать
работу страхового пула нет, такое вынужденное
решение является выходом в данной ситуации.
Таким образом, изложенное мнение о правовом положении страховых пулов в России позволяет сделать вывод о том, что действующая редакция ст. 14.1 Закона о страховании, предусматривающая создание страхового пула на основании договора простого товарищества, совершенно не отвечает потребностям рынка страховых услуг. Данная норма не позволяет в полной мере использовать в рамках пула те механизмы сотрудничества страховщиков, которые необходимы для достижения цели обеспечения финансовой устойчивости страховых операций. С практической точки зрения сотрудничество страховщиков путем создания пула, несмотря на то, что в ст. 14.1 Закона о страховании определена его важнейшая цель – обеспечение финансовой устойчивости страховых операций, не дает никаких преимуществ по сравнению с иными вариантами сотрудничества. Не понятно, зачем создавать страховой пул и попадать под нормы о простом товариществе, если иные варианты оформления сотрудничества дают больше простора для решения имеющихся задач. Действующая норма о страховых пулах никак не отражается на возможностях работы участников пула, она не вводит никаких особенностей в отношении статуса пула, кроме того, что существенно сужает свободу выбора страховщиков, пожелавших оформить свои отношения именно в виде пула, рамками простого товарищества. Это создает ситуацию, при которой сотрудничество страховщиков в форме страховых пулов может уступить место иным вариантам. Вместе с тем страховые пулы существуют и широко используются в мировой практике страхования, поэтому нет необходимости изобретать на законодательном уровне нечто новое в этом направлении.
Анализ
финансового состояния
- отток
средств частных страхователей,
- действие
старых и проникновение новых
транснациональных страховых
- уменьшение
инвестиционной
- уменьшение
возможности собственного
- снижение
возможностей российских
Прошедший 20-23 мая 2010 года под эгидой ВСС Саммит продемонстрировал, что, несмотря на существующие проблемы в отрасли, рынок готов развиваться дальше. Президент ВСС А.С. Кигим подчеркнул, что наиболее приоритетными направлениями для динамичного и качественного развития рынка являются:
Информация о работе Объединения страховщиков в РФ и проблемы их функционирования