Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 01:47, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть понятие и основную характеристику добровольного и обязательного страхования, показать роль обязательного страхования, его принципы, перспективы введения обязательного страхования жилья, возможность введения обязательного страхования ответственности производителей.
Несмотря на то, что РФ относится к странам с развитой экономикой, по моему мнению, страхование - институт еще не вполне развитый. Для решения этой проблемы необходимо создание новых законодательных актов и совершенствование уже имеющихся.
Введение…………………………………………………………………….……………………3
1. Формы проведения страхования
1.1 Понятие и принципы обязательного и обязательного государственного страхования…4
1.2 Сущность добровольного страхования…………………………………………………….6
2. Содержание и значение добровольного и обязательного страхования……………………8
2.1 Договорные отношения в системе добровольного страхования………………………….8
2.2 Классификация основных видов добровольного страхования…………………………...9
2.3 Основные виды обязательного и обязательного государственного страхования……...11
3. Рынок обязательного и добровольного страхования в России
3.1 Анализ современного состояния обязательного и добровольного страхования в России…………………………………………………………………………………………...13
3.2 Перспективы расширения рынка обязательного страхования в России………………..14
3.3 Перспективы развития добровольного страхования в России…………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………………………………….19
Группа компаний Росгосстрах - группа, состоящая из 11 страховых компаний, которые согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" являются аффинированными лицами. В соответствии с пунктом 12 Порядка определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг, утвержденного приказом МАП России от 06.05.2000 № 340а, оборот услуг аффинированных по отношению друг к другу страховых компаний суммируется. Несмотря на то, что доля каждой из страховых компаний, объединенных брендом "Росгосстрах", в обороте услуг по ОСАГО незначительна (от 0,35% минимально до 5,43% максимально), при оценке уровня концентрации рынка ОСАГО учитывается их совокупный показатель - 32,83%.
При этом у страховщиков-лидеров доля ОСАГО в общей сумме страховой премии, собранной за 9 месяцев 2004 года, составляет: ОАО "РЕСО-Гарантия" - 31,54%, ОСАО "Ингосстрах" - 15,5%, у компаний группы Росгосстрах находится в пределах от 40,2% (ООО "Росгосстрах-Татарстан") до 73,31% (ООО "Росгосстрах-Юг"). Данные показатели свидетельствуют о несбалансированности страховых портфелей компаний группы Росгосстрах, что может оказать негативное влияние на обеспечение ими страховых выплат по договорам ОСАГО и в перспективе может привести к финансовой неустойчивости компаний. Ввиду того, что убыточность ОСАГО постоянно растет, а пик выплат, по прогнозам Минфина России, придется на третий -четвертый год действия Закона об ОСАГО, ставка страховых компаний только на осуществление ОСАГО может привести к их банкротству и, соответственно, приведет к необоснованному увеличению компенсационных выплат за счет средств фонда, формируемого страховщиками, осуществляющими ОСАГО.
На региональных рынках ОСАГО складывается следующая ситуация. Из 166 страховщиков, имеющих лицензию на ОСАГО, 101 страховщик предоставляет услуги в г. Москве. Данный региональный рынок можно характеризовать как низкоконцентрированный (СR3 39,8%, HHI 821), что обуславливает наличие высокой конкуренции. Страховщики, лидирующие в Московском регионе - ОАО "РЕСО-Гарантия" - 22,2%, ОСАО "Ингосстрах" - 10%, ЗАО "МАКС"- 7,6%, ОАО "РОСНО" - 6,8% .
Лидирующее положение по количеству собираемой премии по ОСАГО занимает Центральный федеральный округ, доля которого в совокупном объеме составляет 39,53%, второе и третье места делят Приволжский и Северо-Западный федеральные округа 15,86% и 12,29% соответственно.
Результаты анализа на федеральном и региональном рынках ОСАГО свидетельствуют об их монополизации страховыми компаниями, входящими в группу Росгосстрах, которая представляет собой горизонтально интегрированный холдинг, объединяющий 11 самостоятельных страховых компаний с развитой филиальной сетью (ОАО "Росгосстрах", ООО "Росгосстрах - Дальний Восток", ООО "Росгосстрах - Поволжье", ООО "Росгосстрах - Северо-Запад", ООО "Росгосстрах - Сибирь", ООО "Росгосстрах - Урал", ООО "Росгосстрах - Центр", ООО "Росгосстрах - Юг", ООО "Росгосстрах - Столица", ООО "Росгосстрах - Татарстан" и ООО "Росгосстрах - Аккорд").
Данное положение на рынке объективно связано с тем, что группа компаний Росгосстрах, единственная группа страховых компаний в России, имевшая на время вступление в силу Закона об ОСАГО хорошо развитую разветвленную филиальную сеть, которая позволяла без договоров представительства обслуживать страхователей по ОСАГО даже в самых удаленных районах Российской Федерации. Также немаловажным является тот факт, что Росгосстрах имеет многолетние традиции работы на страховом рынке, вследствие чего, сформированный имидж компании, и соответственно высокий уровень доверия населения, что позволило охватить страхованием максимальное количество автовладельцев и занять лидирующие позиции на этапе формирования рынка ОСАГО.
Вместе с тем, существует ряд субъективных факторов, позволяющих удерживать группе Росгосстрах лидирующие позиции на рынке ОСАГО. Исследование рынка показало наличие на рынке ОСАГО согласованных действий группы Росгосстрах с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции на рынке ОСАГО, а также действий органов исполнительной власти различных уровней и органов местного самоуправления, направленных на создание необоснованно благоприятных условий для деятельности группы Росгосстрах, и, ущемляющих интересы других страховых организаций, имеющих соответствующие лицензии.
Следует отметить, что в ряде регионов Российской Федерации наблюдается определенная положительная динамика развития конкуренции на рынке ОСАГО, о чем свидетельствуют снижения значений коэффициента концентрации CR-3 и индекса концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). Снижение уровня концентрации происходит на рынке ОСАГО Белгородской, Московской, Новгородской, Камчатской областей, Республике Мари Эл, Карачаево-Черкесской Республике и др.
Позитивные изменения наблюдаются и на рынке ОСАГО Ленинградской области, в Алтайском крае, связанные с переходом рынка от высококонцентрированного (70%<СR3<100%, 1 800<10 000) к умеренноконцентрированному (35%<СR3<70%, 800<1 800).
В ряде регионов доминирующее положение на рынке ОСАГО занимают страховые организации: ЗАО "Международная СК "Айни" (Калининградская область), ОАО "Военно-страховая компания" (Псковская область), ООО "Микора" (Чеченская Республика), ОАО "РЕСО-Гарантия" (Магаданская область), ЗАО "СГ "Спасские ворота" (Чукотский автономный округ).
Рынок ОСАГО восемнадцати субъектов Российской Федерации характеризуются как умеренноконцентрированный, коэффициент концентрации CR3 не превышает 70%, индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана составляет не более 1800 (Смоленская, Тверская, Астраханская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский край, Республика Карелия и др.).
3.1 Анализ современного состояния обязательного и добровольного страхования в России
Перед тем как провести анализ состояния обязательного и добровольного страхования в России, необходимо рассмотреть основные показатели развития страхового рынка России, которые представлены в таблице 1. Страховой взнос (табл.1) - плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику по договору страхования или по закону. Размер страхового взноса исчисляется в соответствии со страховым тарифом.
Расчет величины ежегодного прироста (снижения) совокупного резерва взносов осуществляется сальдовым методом. Формула имеет следующий вид:
Р = Д-В-У-Н-О-П,
где,
Р - годовой прирост резерва взноса;
Д - поступления страховых взносов и других доходов;
В - фактические выплаты страховых сумм в соответствии с договорами наступлении страхового случая;
У - заложенная в тарифах сумма выплат в связи с наступлением страхового случая. Она определяется как произведение установленного среднего тарифного норматива на число сотен страховой суммы в соответствии с заключенным договором;
Н - заложенная в тарифах сумма расходов на содержание страховых органов, которая исчисляется в установленном проценте от поступивших за год взносов по различным видам страхования;
О - остаток резерва взносов, образующийся при выплатах выкупных сумм, поскольку размер выкупной суммы несколько меньше накопившегося резерва на момент досрочного прекращения договора с правом на выкуп. Он исчисляется в установленном проценте от выплаченных выкупных сумм;
П - прибыль от фактических выплат в связи с наступлением страхового случая и расходов по ведению дела.
Соотношение между добровольным и обязательными фондами за 2009 год по РФ представлены в таблице 2.
Основной причиной падения сборов по добровольным видам страхования стало их снижение по страхованию жизни, взносы уменьшились на 31,6%, а выплаты - на 21,1%.
Показатели 2009 года по личному и имущественному страхованию выросли на 27,5 и 21,8% соответственно. В 2008 году на добровольные виды страхования приходилось 67,9% от общей суммы сборов страховых премий, где 21,6% - сборы по страхованию жизни. Доля имущественных видов (кроме страхования ответственности) - 32,5%, на премии по страхованию ответственности пришлось всего 2,6%.
3.2 Перспективы расширения рынка обязательного страхования в России
16 февраля 2010года в Совете Федерации прошел круглый стол "О законодательном обеспечении дальнейшего развития института обязательного страхования в Российской Федерации как фактора укрепления экономической стабильности". Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению предложил проанализировать опыт работы страховых компаний по обязательному страхованию, предусмотренному действующим законодательством, обсудить перспективы развития института обязательного страхования и выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.
Первым выступил Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. Он представил участникам свою оценку текущего состояния экономики России и сделал краткий обзор национального страхового рынка, остановившись подробнее на задачах его развития. Ананьев отметил, что ситуация в экономике страны до сих пор нестабильна, несмотря на ряд положительных тенденций. На рынке страхования это отразилось прежде всего в в виде резкого снижения прибыльности страховых продуктов. В нынешних условиях, считает сенатор основной перспективой развития страхового рынка, в РФ может стать расширение обязательного страхования и потому, прежде всего этот сектор рынка нуждается в системном развитии. Для этого, по его словам, необходимо, прежде всего, совершенствование действующего законодательства, а также существенное повышение надежности и прозрачности работы страховщиков.
Ананьев призвал расширить перечень видов обязательного страхования в России, и в частности замены лицензирования отдельных видов услуг и профессиональной деятельности обязательным страхованием. Председатель комитета Совета Федерации предложил, в частности, заменить систему лицензирования морских грузоперевозок и услуг почтовой связи на страхование ответственности.
Также помочь в решении развития обязательных видов страхования, может, по мнению Ананьева, наличие общедоступной базы статистики от Всероссийского Союза Страховщиков и Росстрахнадзора. В части изменения текущего законодательства сенатор предлагает также гармонизировать существующее российское законодательство с директивами Евросоюза, принять страховой кодекс и установить отдельное регламентирование процедуру банкротства страховщиков (по аналогии с банками).
В работе круглого стола приняла участие заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева. Она проинформировала участников круглого стола о том, что доля обязательного страхования в совокупных сборах страховых компаний РФ увеличилась на 6% - с 51% по итогам 2008 г. до 57% по итогам 2009 г. По ее словам, объем сборов по обязательным видам страхования за прошлый год достиг 557 млрд руб. При этом выплаты за 2009 г. по этим видам страхования составили 505 млрд руб., их доля в общем объеме выплат страховщиков составила 68,5%. Основную долю сборов, при этом, обеспечивают поступления по ОМС, ОСАГО и страхование военнослужащих (и приравненных к ним лиц). При этом уровень выплат по ОМС за прошедший год составил 96,7%, по страхованию военнослужащих и приравненных к ним категорий - 92,6%, по страхованию сотрудников налоговых органов уровень выплат был равен 85%. По ОСАГО уровень выплат в 2009 году сложился примерно равным 58%.
Особо было отмечено Балакиревой, что сборы по обязательному страхованию пассажиров составили всего 0,2% в общем объеме сборов. Поэтому Минфин считает необходимым поставить вопрос об отмене этого вида страхования и введении обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами. При этом министерство считает, что к вопросу существенного расширения видов обязательного страхования надо подходить очень аккуратно и взвешенно, поскольку это экстенсивный путь развития рынка и он возможен только до определенного уровня.
Вице-президент Российского Союза автостраховщиков Андрей Батуркин обратил внимание присутствующих на точность применяемых терминов, поскольку есть обязательное страхование, а есть вмененное, и в Европе (если мы хотим идти европейским путем) как раз более развито второе. И главное на европейском рынке, это понимание страхователем необходимости страхования, что очень часто отсутствует у нас.
Генеральный директор «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков отметил в своем выступлении, что в текущей ситуации на ближайшие 7-10 лет без развития обязательного страхования России не обойтись в силу недостаточной развитости страхового рынка в нашей стране. Это направление страхования необходимо существенно расширять. Все остальное – это работа на перспективу.
Начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева поддержала европейский путь развития российского рынка в плане публичности страховщиков, стандартизации норм и требований к ним, доступности статистики по страховому рынку и высказалась за развитие вмененного страхования вместо лицензирования деятельности.
Заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС полковник Анатолий Гилетич пригласил всех собравшихся принять участие в обсуждении и скорейшем принятии закона об обязательном противопожарном страховании, которое, по мнению Аналитического управления Совета Федерации может стать локомотивом страхового рынка в нынешних условиях, т.к. его объем оценивается экспертами примерно в 2 раза больше, чем объем рынка ОСАГО (по словам Батуркина, сегодня свыше 9 млн. чел. застраховано по ОСАГО).
В подтверждение этого прогноза представитель МЧС привел цифры, которыми располагает МЧС о пожарах в РФ – в 2009 г. в стране произошло 187 150 пожаров, в которых погибло – 13 934 человека, пострадало – 13 155. Ежегодно из-за пожаров лишаются жилья 138 тысяч россиян.
Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин сообщил собравшимся, что режим проверок полисов ОСАГО будет значительно ослаблен после снятия обязательного требования проверки их наличия при прохождении техосмотра и регистрации транспортного средства. При этом у инспекторов ГИБДД останется право проверки наличия полисов ОСАГО при осуществлении своих функций по регулированию дорожного движения.
Информация о работе Обязательное и добровольное страхование в РФ