Обязательное медицинское страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Страховая медицина как одна из форм общегосударственной защиты населения представляет собой определенную организационную систему медицинской помощи, основанную на методе страхования. Финансирование здравоохранения может осуществляться государством, предприятиями, частными лицами. Это чрезвычайно мобильная система товарно-рыночных отношений, где в качестве товара выступает конкретная медицинская услуга, а покупателем является государство, предприятие, гражданин.

Содержание работы

Введение 1
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО медицинского СТРАХОВАНИЯ 8
1.1. Значение медицинского страхования 4
1.2. Принципы организации медицинского страхования 4

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА 8
2.1. Добровольное медицинское страхование 4
2.2. Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования 4

Глава 3. Практика развитых стран в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ медицинском СТРАХОВАНИИ 8
3.1 Финансирование медицинского страхования 4

Выводы
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 148.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Выгоды ДМС

    1. Решение Правительство №484 от 04.05.1998 даёт право юридическим лицам вычитать затраты по ДМС из доходов предприятия;
    2. свободный выбор Медицинских учереждений (госсударственное или частное) для оказания медицинских услуг;
    3. страховой полис ДМС от SIGUR-ASIGUR становится гарантом выплат по медицинским расходам в пределах Страховой суммы;
    4. SIGUR-ASIGUR гарантирует контроль качества медицинских услуг;
    5. ДМС является хорошим инструментом для менеджмента кадров предприятия.

 

Таким образом, Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. ДМС является одним из наиболее перспективных сфер страхования, и активно развивается .

Налоговые льготы 15по добровольному медицинскому страхованию и по страхованию от несчастных случаях:

  1. Постановление Правительства РМ №484 от 04.05.98 г. "О расходах по страхованию юридических лиц, разрешенных для вычета из доходов от предпринимательской деятельности, в целях налогообложения" разрешает включать в себестоимость продукции (работ, услуг) страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования и по страхованию от несчастных случаях (работников предприятий).
    1. Суммарный размер отчислений от объёма реализуемой продукции (работ, услуг) на указанные цели не лимитирован.
  2. Не начисляются следующие налоги на страховые взносы по договорам ДМС:
  3. 27% - фонд социального страхования;
    1. страховые взносы и страховые выплаты освобождаются от налога на НДС.
  4. Выплаченные страховые суммы застрахованным лицам не подлежат налогообложению. (Закон № 1164 от 24.04.1997 с последующими изменениями)16

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.2 Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования.

    Вопрос о формах дальнейшего существования обязательного медицинского страхования как элемента государственных гарантий связан прежде всего с вопросом о возможных путях покрытия финансового дефицита средств, направляемых на финансирование медицинской помощи. Существуют три основные стратегии достижения финансовой обеспеченности государственных гарантий.

Первая стратегия предусматривает рост государственного финансирования здравоохранения в сочетании с ограниченными мероприятиями по реструктуризации системы медицинского обслуживания и повышению ее эффективности. Эта стратегия ориентирует на развитие ДМС как системы, замещающей ОМС, при сохранении неизменными государственных гарантий медицинского обслуживания населения.

Вторая стратегия ориентирует на существенное повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, достигаемое за счет глубокой реструктуризации медицинской помощи с переносом максимально возможной ее части на амбулаторный этап с одновременной ликвидацией финансирования из общественных источников высвобождающихся мощностей. Она не порождает новых вариантов сочетания ДМС и ОМС по сравнению с первой стратегией.

Третья стратегия предполагает сочетание мер по повышению эффективности системы здравоохранения с частичным пересмотром гарантий и сокращением  медицинской помощи (по видам, гарантированным объемам и условиям предоставления), полностью оплачиваемой за счет  общественных источников. Этот вариант создает принципиально иные условия для развития ДМС, по сравнению с первыми двумя стратегиями. Здесь речь идет о переводе оказания части видов медицинской помощи на платную основу для определенных категорий населения, или введении легального соучастия ряда категорий населения в финансировании медицинской помощи, предоставляемой по программе ОМС (соплатежи в момент получения медицинской помощи или введение дополнительного страхового взноса). Соответственно расширяется предмет добровольного медицинского страхования. Формы сочетания ДМС и ОМС предстают как формы многоуровневой системы медицинского страхования. 

 

 

Обязательно медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование

Является обязательно частью государственного социального страхования

Производится по желанию гражданина или его работодателя

Обеспечивает минимальный гарантированный объем бесплатной медицинской и лекарственной помощи

Позволяет получить дополнительные медицинские услуги, сверх гарантированных

Безвозмездное,  оплачивается за счет средств налогоплательщиков

Производится оплата по договору

Перечень лечебных учреждений, работающих в системе ОМС, определяется территориальной программой государственных гарантий

Разработка программы ДМС и привлечение лечебных учреждений для ее реализации осуществляются страховой организацией самостоятельно


 

 

Основное условие успешной реализации любой из этих стратегий – четкое описание программы государственных гарантий – видов, объемов и условий предоставления бесплатной медицинской помощи.

Создание многоуровневой системы медицинского страхования предполагает принятие следующих ключевых решений:

    1. четкое определение видов медицинской помощи, предоставляемой любому гражданину бесплатно (оплачивается за счет средств ОМС) при любых условиях;
    2. определение категорий граждан, имеющих право на получение наиболее широкого пакета медицинских услуг по ОМС, и критериев отнесения граждан к той или иной категории (уровень семейного дохода, социальное положение и др.);
    3. определение критериев ограничения видов и (или) объемов медицинской помощи, для разных категорий граждан.

В качестве структур, обеспечивающих реализацию и контроль за выполнением программы ОМС и дифференцированных программ ДМС, должны рассматриваться страховые медицинские компании. Страховые компании должны обеспечивать эффективное управление медицинской помощью, на основе интеграции и анализа финансовой и клинической информации осуществляя управление потоками пациентов и достигая необходимый баланс между затратами, качеством и доступностью медицинской помощи. Одновременно с увеличением полномочий должны возрасти требования к страховым компаниям, участвующим в системе. Это должны быть структуры с высоким кадровым и техническим потенциалом, способные реализовать многообразные дифференцированные программы медицинского страхования, дополняющие и расширяющие гарантированный государственный минимум обеспечения населения РМ бесплатной медицинской помошью..

В молдавской действительности процесс сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования происходит в значительной степени стихийно. Недостаточность медицинской помощи, получаемой в общественном секторе здравоохранения, заставляет пациентов искать пути получения недостающих медицинских услуг за счет личных доходов или средств работодателей. При этом подобными возможностями в значительно меньшей степени могут пользоваться граждане, относящиеся к категории социально незащищенных – хронические больные и малообеспеченные. А ведь именно они и нуждаются в большем объеме медицинской помощи. При недостаточности медицинской помощи для этой категории потребность в ней увеличивается. В результате усиливается диспропорция между объемами необходимого и доступного этим гражданам медицинского обслуживания.

Таким образом, сочетание ОМС и ДМС позволяет комплексно оценивать состояние застрахованного и более профессионально подходить к оказанию медицинской помощи. Оптимальное сочетание полисов ДМС и ОМС экономит деньги и время граждан.

Критерии различия

Обязательное медицинское страхование

Добровольное медицинское страхование

Вид деятельности

Некоммерческое

Коммерческое

Вид страхования

Социальное страхование

Личное страхование

По охвату населения

Всеобщее или массовое

Индивидуальное или групповое

Регламентируется законом

О медицинском страховании граждан Республики Молдова

О медицинском страховании граждан Республики Молдова

Правила страхования

Определяются государством

Определятся страховыми организациями

Страхователи

Работодатели, государство

Физические и юридические лица

Источник средств

Взносы работодателей

Личные доходы граждан

Гарантированный минимуму услуг

Утверждается органами власти

Определяется договором страховщика и страхователя

Тарифы

Устанавливаются по единой утвержденной методике

Устанавливаются договором страховщика и страхователя

Система контроля качеств

 Определяется государственными  органами 

Устанавливаются договором субъектов страхования

Использование доходов

 Только для основной деятельности- медицинского страхования

 Для любой коммерческой и  некоммерческой деятельности 


 

 

   Глава III. Практика развитых стран в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ медицинском  СТРАХОВАНИИ

                      3.1 Финансирование медицинского страхования.

                            Фонды обязательного медицинского страхования17

В целях реализации обязательного медицинского страхования Национальная компания медицинского страхования создает за счет всех накопленных средств и управляет следующими фондами:

  1. фонд оплаты медицинских услуг;
  2. резервный фонд обязательного медицинского страхования;
  3. фонд профилактических мероприятий.
  4. фонд развития и модернизации публичных поставщиков медицинских услуг;
  5. фонд управления системой обязательного медицинского страхования.

Временно свободные денежные средства указанных фондов Национальная компания медицинского страхования имеет право инвестировать в государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Доход, получаемый от этих инвестиций, используется на пополнение средств данных фондов;

  1. Остатки денежных средств, образовавшиеся в результате исполнения фондов обязательного медицинского страхования в предыдущем бюджетном году, перечисляются на следующий отчетный год и распределяются годовым законом о фондах обязательного медицинского страхования или путем внесения поправок в закон о фондах обязательного медицинского страхования на соответствующий год в следующих пропорциях: 25% - в фонд оплаты медицинских услуг; 25% - в резервный фонд обязательного медицинского страхования; 50% - в фонд развития и модернизации публичных поставщиков медицинских услуг. Административный совет Национальной компании медицинского страхования осуществляет мониторинг за правильностью распределения и использования остатков денежных средств.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования не входят в состав бюджетов и других фондов и не подлежат изъятию и налогообложению.

Порядок образования и управления фондами обязательного медицинского страхования устанавливается положением, утверждаемым Правительством.

Максимальная доля расходов, предусмотренных на оплату труда работников публичных медико-санитарных учреждений, осуществляющих свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, а также принципы и критерии определения коэффициента кратности устанавливаются ежегодно, раздельно по видам медицинской помощи, путем переговоров между Министерством здравоохранения, Национальной компанией медицинского страхования, отраслевым профсоюзом.

Тарифная ставка для I квалификационной категории работников публичных медико-санитарных учреждений, осуществляющих свою деятельность в рамках системы обязательного медицинского страхования, устанавливается ежегодно законом о фондах обязательного медицинского страхования в зависимости от финансовых возможностей фондов обязательного медицинского страхования.

Государственные гарантии бесплатной медицинской помощи практически на универсальной основе сегодня превратились в пустые декларации. Анализ финансовых показателей реализации территориальных программ государственных гарантий в 2009 году позволил установить дефицит их финансирования около 60 субъектах РМ . Платность медицинских услуг нарастает. Проведенные в последние годы обследования личных расходов населения на медицинскую помощь показывают, что объем этих расходов составляет 40-45% от совокупных затрат на медицинскую помощь (государственных и личных). Более 50% пациентов платят за лечение в стационарах, 30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги.

Информация о работе Обязательное медицинское страхование