Информация о задолженности
подлежит учету в базе данных в Журнале
учета задолженности по страхователям,
производящим выплаты физическим лицам
и является основанием для определения
суммы недоимки по страховым взносам,
пеней и штрафам для включения в требование
об уплате недоимки, пеней и штрафов, направляемым
страхователям, производящим выплаты
физическим лицам.
Налоговый орган по месту регистрации
организации-должника в соответствии
с пунктами 12 и 14 Положения о порядке предъявления
требований по обязательствам перед Российской
Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах
банкротства, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
29.05.2004 № 257 «Об обеспеченности интересов
Российской Федерации как кредитора в
делах о банкротстве и в процедурах банкротства»,
направляет в соответствующий территориальный
орган ПФР запросы о предоставлении информации
о наличии просроченной задолженности
у организации-должника перед Российской
Федерацией по уплате обязательных платежей
в целях объединения и представления требований
Российской Федерации в процедурах банкротства
в установленном порядке.
При получении уведомления
налогового органа о подаче в арбитражный
суд заявления о признании страхователя
банкротом территориальный орган ПФР,
обладая информацией о не исполненных
должником требованиях об уплате недоимки
по страховым взносам, пеней и штрафов,
направляет не позднее 7 дней после получения
запроса налоговому органу по месту регистрации
страхователя следующие документы:
а) справка о размере задолженности
по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование, пеням и штрафам;
б) копия решения территориального
органа ПФР о взыскании недоимки по страховым
взносам, пеням и штрафам,
в) копия постановления территориального
органа ПФР о взыскании страховых взносов,
пеней и штрафов за счет имущества должника
или соответствующую копию судебного
решения, вступившего в законную силу,
а также копию исполнительного листа;
г) сведения о направлении судебному
приставу-исполнителю постановления о
взыскании страховых взносов, пеней и
штрафов за счет имущества должника или
соответствующего исполнительного листа;
д) документы, подтверждающие
основания возникновения задолженности.
С целью взыскания
сумм задолженности со страхователей-банкротов,
прослеживания динамики ее погашения,
а также уплаты текущих платежей, территориальным
органам ПФР необходимо формировать Реестр
по страхователям, вступившим в процедуру
банкротства.
Кроме того, необходимо проводить
работу с органами налоговой службы по
соблюдению очередности взыскания задолженности
по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование, установленную
постановлением Пленума Высшего Арбитражного
суда Российской Федерации от 22 июня 2006
г. № 25, при защите интересов Российской
Федерации на собрании кредиторов при
составлении графика погашения задолженности
собранием кредиторов.
В целях обеспечения уплаты
предприятиями текущих платежей и погашения
задолженности органам ПФР необходимо
проводить работу с руководителями и арбитражными,
конкурсными управляющими предприятий,
в отношении которых возбуждены дела о
несостоятельности (банкротстве).
Необходимо проводить работу
со страхователями в части представления
сведений индивидуального (персонифицированного)
учета о работающих застрахованных лицах
в рамках Закона № 27-ФЗ.
При принятии службой персонифицированного
учета решения о способе взыскания задолженности
по плательщикам страховых взносов –
в судебном порядке (в случае если размер
причитающейся к уплате суммы недоимки
по страховым взносам, пеней и штрафов
для юридических лиц превышает 50 тыс. руб.,
либо организация относится к организации
бюджетной системы Российской Федерации,
а для индивидуальных предпринимателей
– 5 тыс. руб., либо данный страхователь
является адвокатом, нотариусом, членом
крестьянского (фермерского) хозяйства,
индивидуальным предпринимателем, утратившим
статус, гражданином Российской Федерации,
добровольно вступившим в правоотношения
по обязательному пенсионному страхованию,
данной службой формируются и направляются
в юридическую службу для взыскания задолженности
в судебном порядке следующие документы:
- второй экземпляр неисполненных
(исполненных частично) требований
об уплате недоимки по страховым
взносам, пеням и штрафам, направленных
страхователю (с отметкой о дате
предъявления);
- копия квитанции об
отправке заказного письма с
требованием о добровольной уплате
недоимки по страховым взносам,
пеней и штрафов; - копии актов
камеральной проверки по начисленным
штрафам;
- копии расчетов по
авансовым платежам (декларации) по
страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование;
- заверенный специалистом
службы персонифицированного учета
реестр поступивших платежей;
- заверенные специалистом
службы персонифицированного учета
расчеты по начислению пеней;
- копию выписки из ЕГРЮЛ
и ЕГРИП.
Данные документы передаются
вместе с реестром, в котором помимо перечня
этих документов, указывается Ф.И.О. и должность
лица, передавшего документы и дата их
передачи. Специалист юридической службы,
принявший документы, проставляет в реестре
отметку «приняты» и дату принятия, а также
указывает Ф.И.О и занимаемую должность.
Порядок взаимодействия службы
персонифицированного учета и юридической
службы установлен Регламентом взаимодействия
подразделений персонифицированного
учета и подразделений юридической службы
территориальных органов ПФР по взысканию
недоимки, пеней и штрафов в системе обязательного
пенсионного страхования.
Специалисты юридической службы
осуществляют контроль за своевременным
поступлением исполнительных документов
по вынесенным судебным решениям.
В целях обеспечения сокращения
имеющейся задолженности по плательщикам
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, территориальным органам
ПФР помимо работы по обеспечению уплаты
указанной задолженности в досудебном
порядке, обеспечению ее взыскания, для
активизации работы по погашению данной
задолженности следует осуществлять взаимодействие
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления, службами судебных приставов,
органами прокуратуры, органами ГУВД,
профсоюзами, инспекциями по труду и пр.
в части обеспечения своевременной уплаты
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование.
Отделениям ПФР необходимо
принимать участие в работе межведомственных
комиссий, образованных в регионах при
администрациях, по рассмотрению вопросов,
связанных с неуплатой страхователями
страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование и др. Необходимо размещать
на сайте ПФР информацию о страхователях-должниках.
Особое внимание необходимо
уделять страхователям, имеющим задолженность
более 2-х миллионов рублей (схема основных
направлений работы, приложение 6).
Кроме того, необходимо проводить
разъяснительную работу среди страхователей
и трудовых коллективов, в том числе среди
застрахованных лиц, уходящих на пенсию
в текущем году.
Органам ПФР следует распространять
памятки страхователям и застрахованным
лицам на информационных стендах в территориальных
органах ПФР, в наиболее посещаемых и легко
доступных для ознакомления местах (районные
администрации, налоговые органы, органы
социальной защиты населения, почтовые
отделения, Сбербанки и т.д.). Органам ПФР
необходимо проводить работу по анализу
платежной дисциплины страхователей по
всем кодам бюджетной классификации (КБК):
выявлять страхователей, производивших
ошибочные перечисления взносов на несоответствующие
КБК для своевременного принятия мер по
возврату налоговыми органами страховых
взносов страхователям и их уплате на
соответствующие КБК.
- принимать меры по
минимизации «неопознанных» платежей
страхователей (взаимодействие с
налоговыми органами).
Необходимо направлять страхователям
одновременно с документом о регистрации
в органах ПФР памятки о сроках и порядке
уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, размещать образцы
заполнения платежных документов в местах
массового посещения граждан, а также
проводить семинары с руководителями,
главными бухгалтерами и профсоюзными
комитетами.
7. Контроль над использованием
средств на обязательное пенсионное страхование,
бюджет ПФР.
Контроль над использованием
средств на обязательное пенсионное страхование
бюджета пенсионного фонда РФ осуществляется
счетной палатой РФ, а также наблюдательным
советом страховщика, создаваемым в порядке,
определяемом правительством РФ.
Средства бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации являются федеральной
собственностью, не входят в состав других
бюджетов и изъятию не подлежат.
Бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации составляется страховщиком
на финансовый год с учетом обязательного
сбалансирования доходов и расходов этого
бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации на очередной
финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации и отчет о его исполнении утверждаются
ежегодно по представлению Правительства
Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации является консолидированным.
В составе бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации отдельно учитываются
суммы страховых взносов на накопительную
пенсию, а также суммы дополнительных
страховых взносов на накопительную пенсию,
суммы взносов работодателей, уплаченных
в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов
на софинансирование формирования пенсионных
накоплений, поступившие в соответствии
с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах
на накопительную пенсию и государственной
поддержке формирования пенсионных накоплений",
суммы средств (части средств) материнского
(семейного) капитала, направленных на
финансирование накопительной пенсии
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных
мерах государственной поддержки семей,
имеющих детей", средства, направляемые
на инвестирование, выплаты за счет средств
пенсионных накоплений, средства выплатного
резерва для осуществления выплаты накопительной
пенсии по старости, средства пенсионных
накоплений застрахованных лиц, которым
назначена срочная пенсионная выплата,
средства гарантийного возмещения, полученные
от Агентства в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных
лиц в системе обязательного пенсионного
страхования Российской Федерации при
формировании и инвестировании средств
пенсионных накоплений, установлении
и осуществлении выплат за счет средств
пенсионных накоплений", а также расходы
бюджета Пенсионного фонда Российской
Федерации, связанные с формированием
и инвестированием средств пенсионных
накоплений, ведением специальной части
индивидуальных лицевых счетов и выплатой
накопительной пенсии.
Денежные средства обязательного пенсионного
страхования учитываются на счетах, открытых
территориальным органам Федерального
казначейства в подразделениях Центрального
банка Российской Федерации для учета
операций со средствами бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации7.
8. Договор обязательного пенсионного
страхования
Договор обязательного пенсионного страхования –
соглашение между фондом и застрахованным
лицом в пользу застрахованного лица или
его правопреемников, в соответствии с
которым фонд обязан при наступлении пенсионных
оснований осуществлять назначение и
выплату застрахованному лицу накопительной
части трудовой пенсии и (или) срочной
пенсионной выплаты или единовременной
выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам
застрахованного лица. К правопреемникам
застрахованного лица относятся лица,
указанные в пункте 12 статьи 16 Федерального
закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
При отсутствии указанного заявления
застрахованного лица выплата производится
его родственникам, к числу которых относятся
его дети, в том числе усыновленные, супруг,
родители (усыновители), братья, сестры,
дедушки, бабушки и внуки независимо от
возраста и состояния трудоспособности,
в следующей последовательности:
- в первую очередь – детям,
в том числе усыновленным, супругу
и родителям (усыновителям);
- во вторую очередь – братьям,
сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего
кормильца одной очереди осуществляется
в равных долях. Родственники второй очереди
имеют право на получение средств, учтенных
в специальной части индивидуального
лицевого счета умершего кормильца, только
при отсутствии родственников первой
очереди.
В случае отсутствия у застрахованного
лица вышеуказанных родственников, эти
средства учитываются в составе резерва
Пенсионного фонда Российской Федерации
по обязательному пенсионному
страхованию. При этом специальная часть индивидуального
лицевого счета застрахованного лица
закрывается.
В договоре об обязательном
пенсионном страховании должны быть указаны:
1) наименования сторон;
2) сведения о предмете договора;
3) страховой номер страхового свидетельства обязательного
пенсионного страхования застрахованного
лица, фамилия, имя и отчество застрахованного
лица, в том числе фамилия, которая была
у застрахованного лица при рождении,
дата и место рождения, пол застрахованного
лица в соответствии с требованиями Федерального
закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования»;