Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:28, доклад
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система страхования, которая обеспечивается государством за счёт денежных средств, изначально являющихся собственностью Российской федерации.
В рамках ОПС у каждого трудящегося гражданина на именном счёте в Пенсионном фонде России формируется трудовая пенсия. Такое формирование происходит за счёт обязательных страховых взносов, взимаемых государством с работодателей.
Обязательная выплата этой пенсии также обеспечивается государством.
Трудовая пенсия будет состоять из двух частей: страховая и накопительная. Ежемесячные выплаты трудовой пенсии по возрасту будут рассчитываться, в соответствие с ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», следующим образом:
Трудовая пенсия = Страховая часть + Накопительная часть,
Где:
1. Страховая часть – её ежемесячный размер определяется так: все средства, накопившиеся на этой части именного пенсионного счёта гражданина (расчётный пенсионный капитал), поделятся на т.н. ожидаемый период выплаты пенсии. По ФЗ №173 этот период составляет для страховой части: 228 месяцев (19 лет ).
Страховая часть = Пенсионный капитал / 228 месяцев.
При этом страховая часть имеет минимальный размер – фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Этот фиксированный базовый размер определяется постановлениями Правительства РФ и является по сути гарантированной каждому минимальной пенсией.
2. Накопительная часть – её ежемесячный размер определяется так: : все средства, накопившиеся на этой части именного пенсионного счёта гражданина(пенсионные накопления) также поделятся на т.н. ожидаемый период выплаты пенсии.
По ФЗ №173, для накопительной
части, этот период устанавливается
специальным Федеральным
По оценкам экспертов, этот период для Накопительной части будет, скорее всего, меньше, чем для Страховой части.
Но так как точно это пока неизвестно, то при оценке накопительной части используется ожидаемый период 228 месяцев.
Кроме этого, в настоящее время (начало 2010 года) Правительством РФ рассматриваются законопроекты, в соответствие с которыми каждый гражданин получит возможность самостоятельно определять сроки выплат по накопительной части трудовой пенсии.
На размер накопительной части своей трудовой пенсии гражданин может повлиять непосредственно сам. Для этого в законодательстве предусмотрено следующее:
1. Накопительную часть, в соответствие с ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и ФЗ №75«О негосударственных пенсионных фондах», можно перевести один раз в год под инвестиционное управление в Негосударственный пенсионный фонд.
История показывает, что Негосударственные пенсионные фонды работают более эффективно, чем Пенсионный фонд РФ. Они дают более высокую доходность от управления накопительной частью.
Их работа жёстко контролируется государством, так как, инвестируя накопительную часть, они управляют бюджетными деньгами.
Работа Негосударственных пенсионных фондов является более прозрачной и контролируемой для застрахованного гражданина, чем работа Пенсионного фонда РФ.
2. С 01 октября 2008 года вступил
в силу Федеральный закон №56-ФЗ «О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений».
Этот закон обеспечивает работу системы
«системы
«Софинансирования» или, как её ещё называют,
«1000 на 1000».
Работает это система именно в рамках Обязательного пенсионного страхования и именно на Накопительной части трудовой пенсии. Суть этой системы в следующем:
2.1. Для того, чтобы войти в систему «Софинансирования», гражданину необходимо написать заявление в Пенсионный фонд Российской федерации.
2.2. Гражданин добровольно, в течение 10 лет, вносит на накопительную часть своего индивидуального пенсионного счёта личные деньги в сумме не менее 2000 рублей за год.
2.3. Государство по итогам каждого года вносит на накопительную часть индивидуального пенсионного счёта гражданина такую-же сумму, но в размере не более 12000 рублей за год.
2.4. Эти средства учитываются на накопительной части индивидуального пенсионного счёта гражданина и инвестируются по общим правилам для НЧТП. Таким образом на НЧТП, учтённой за гражданином, появляются дополнительные существенные денежные средства.
3. С 2009 года в России работает Федеральный закон №256-ФЗ « О дополнительных мерах
государственной поддержки семей, имеющих детей». Это т.н. закон о «Материнском капитале».
В соответствие с этим законом, полученный материнский капитал может использоваться женщиной по трём вариантам целевого назначения. Один из этих вариантов – это пополнение накопительной части трудовой пенсии этой женщины. Используя этот вариант, можно существенно повысить сумму пенсионных накоплений и увеличить размер ежемесячной пенсии.
Накопительная часть трудовой пенсии, в соответствие с ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ», может быть унаследована родственниками застрахованного лица. Родственники застрахованного лица имеют право наследования накопительной части его трудовой пенсии, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему трудовой пенсии по старости.
Право наследников на накопительную часть застрахованного лица определяется очерёдностью, предусмотренной ФЗ №173. При этом застрахованное лицо вправе указать, в соответствующем заявлении, конкретных наследников накопительной части своей трудовой пенсии.
В том случае, если застрахованное лицо скончалось после назначения ему трудовой пенсии, его наследники теряют право на наследование накопительной части.
Кроме этого, в настоящее время (начало 2010 года) Правительством РФ рассматриваются законопроекты, в соответствие с которыми накопительная часть трудовой пенсии может быть унаследована в любом случае.
Схема формирования трудовых и дополнительных пенсий в Российской Федерации
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
На финансовом рынке России законодательством наиболее жёстко регламентируется и контролируется работа именно Негосударственных Пенсионных Фондов.
Негосударственные Пенсионные Фонды ЕЖЕДНЕВНО проверяются на предмет того, как именно размещаются и инвестируются средства вкладчиков и клиентов Фонда.
Жесткая система контроля фактически исключает возможность банкротства НПФ. Это заключение подтверждается всей историей существования НПФ-ов в России с 1992 года, на протяжении которой не было прецедентов банкротства негосударственных пенсионных фондов.
Негосударственный Пенсионный Фонд управляет именно бюджетными деньгами.
В соответствие с ФЗ №111 «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Ст.5 этого закона):
«Средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской федерации
и не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств
участников процесса
Этим и обуславливается особая жёсткость и регламентация контроля за деятельностью НПФ-ов.
Более того, в соответствии с ФЗ №75 «О негосударственных пенсионных фондах» (Ст.18.п.6):
«На средства пенсионных накоплений НЕ может быть обращено взыскание по долгам
фонда (за исключением долгов фонда перед застрахованными лицами), вкладчиков,
страхователя, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного
депозитария и иных лиц. К ним (пенсионным накоплениям) также не могут
применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест
имущества».
Необходимо отметить, что по отношению к другим финансовым институтам подобная норма отсутствует, что еще раз подчеркивает надежность негосударственных пенсионных фондов и гарантирует осуществление выплат пенсионных накоплений.
По закону Фонды лишены возможности рисковать доверенными деньгами, так как им вздумается и проявлять при этом какую либо самодеятельность.
Работа фондов, и особенно инвестиционная деятельность НПФ, регулируются государством. В соответствии с ФЗ №75 «О негосударственных пенсионных фондах» ( Ст.24, п.2):
«Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы,
разрешённые Федеральным законом РФ №111-ФЗ «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Гарантии получения пенсионных накоплений вместе с начисленным инвестиционным доходом содержатся в Федеральном Законе «О негосударственных пенсионных фондах», в Страховых правилах, которые регламентируют деятельность Фонда в области обязательного пенсионного страхования, а также в Договоре об обязательном пенсионном страховании между Негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом.
Информация о работе Обязательное пенсионное страхование в РФ