Обязательное пенсионное страхование в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 16:28, доклад

Описание работы

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) - это система страхования, которая обеспечивается государством за счёт денежных средств, изначально являющихся собственностью Российской федерации.
В рамках ОПС у каждого трудящегося гражданина на именном счёте в Пенсионном фонде России формируется трудовая пенсия. Такое формирование происходит за счёт обязательных страховых взносов, взимаемых государством с работодателей.
Обязательная выплата этой пенсии также обеспечивается государством.

Файлы: 1 файл

10 Сплошная распечатка_17 стр. Основы пенсионной системы в РФ на 01.01.2011.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)
  • Специализированный депозитарий на основании первичных документов, подтверждающих каждую операцию по размещению пенсионных резервов, контролирует деятельность фонда и управляющих компаний, инвестирующих пенсионные резервы фонда.
  • Специализированный депозитарий представляет в ФСФР отчетность о ежедневных результатах контроля. Такая  система позволяет оперативно отслеживать и устранять малейшие отклонения от нормативов при инвестировании пенсионных накоплений и резервов НПФ.                  
  • Законом РФ ФЗ №75 «О негосударственных пенсионных фондах» (Ст.21 и Ст.22)  установлена обязанность каждого Фонда ежегодно проходить проверку у независимого аудитора и независимого актуария.

           Независимый  аудитор проверяет соответствие бухгалтерского учёта требованиям законодательства. При этом  проверяется как работа самого НПФ, так и его управляющих компаний и работа спецдепозитария.

             Независимый актуарий проводит актуарное оценивание фонда, цель которого – определить,

выполнимы ли обязательства фонда перед его участниками.

                          Актуарный расчёт даёт ответ на вопрос – соответствуют ли возможности Фонда его обязательствам перед застрахованными лицами.

  • В соответствие с ФЗ №75 (Ст.32) Фонд обязан:

1. Представлять в ФСФР заключения независимого аудитора и актуария в составе годового отчета фонда в ФСФР.

2. Каждый год публиковать в периодической печати  свой годовой отчет и бухгалтерский баланс.

 

4.Общественный контроль

 

           4.1. Общественный контроль за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений осуществляет, в соответствие с ФЗ №111 (Гл.3, Ст.8), Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений.

              Общественный совет по инвестированию  накопительной части пенсионных  средств создан в августе 2003 года при Правительстве Российской  Федерации. 

  • Общественный совет формируется из представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей с учётом требований Федерального закона «О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  • Численность и персональный состав Общественного совета определяются Президентом РФ.
  • Заседания Общественного совета проводятся не реже одного раза в квартал.
  • Общественный совет заслушивает доклады ФСФР о результатах проверки деятельности     

Негосударственных пенсионных фондов и других участников пенсионного рынка.

  • Общественный совет имеет право:
    1. Запрашивать и получать от ФСФР всю отчётность, которая отражает деятельность Негосударственных пенсионных фондов.
    2. Обращаться в Федеральные органы исполнительной власти с требованиями о проведении 

      дополнительных проверок и принятии неотложных мер для устранения каких-либо нарушений.

    1. Создавать экспертные группы для решения вопросов, которые относятся к формированию и   

      инвестированию средств пенсионных  накоплений.

 

          4.2. Все большую роль в системе надежности НПФ играют общественные объединения фондов:

Профессиональная  лига НПФ и Национальная ассоциация НПФ-ов, в рамках которых вырабатываются правила и стандарты деятельности НПФ, а также осуществляется контроль за соблюдением членами этих организаций законодательства и указанных стандартов. 

 

                         

 

 

 

НПФ в условиях финансового кризиса 

 

Финансовый кризис – закономерный процесс фондового  рынка. Мировая практика показывает, что кризисы явление цикличное  и за спадом всегда следует рост.

Кризис – это время думать о будущем. Именно кризис заставляет нас анализировать свои действия, дает возможность извлечь уроки и быть более подготовленным к подобным испытаниям в будущем. Кризис – это начало нового витка развития. Статистика мировых и отечественных финансовых кризисов показывает, что их последствия устраняются в течение 1 – 1,5 лет.

От последствий  финансового кризиса страдают все  финансовые организации. Но среди всех  участников финансового рынка именно Негосударственные пенсионные фонды  являются наиболее стабильными и защищенными.

Это обусловлено  спецификой деятельности НПФ-ов. Фонды  работают с так называемыми «длинными» деньгами. Иными словами, средства клиентов НПФ «работают» на рынке в течение  десятков лет, прежде чем попадают к  ним в виде пенсии.  И потери на фондовом рынке будут за такой период нивелированы.

Выплаты пенсий производятся, как правило, не единовременно, а небольшими частями один раз  в месяц Поэтому, в отличие, например от банков,  у Фондов отсутствует  опасность  резкого вывода вложенных средств из инвестиционных направлений.

Это значит, что  даже в периоды кризисов фонды  имеют возможность исполнять  все свои текущие обязательства  перед клиентами, поскольку доля текущих обязательств НПФ-ов несоизмеримо мала по сравнению с общими объемами пенсионных средств.

По законам  РФ Негосударственным пенсионным фондам запрещено:

  • Размещать пенсионные средства в акции предприятий в объеме более 70%.
  • НПФ-ам  запрещено выдавать какие бы то ни было кредиты.
  • НПФ-ам запрещено выпускать собственные ценные бумаги.

Эти меры дополнительно  защищают Фонд и его участников от последствий финансового кризиса. 

Финансовые риски  от инвестирования пенсионных денег  у НПФ-ов гораздо ниже, чем у  других участников финансового рынка.

По закону Фонды  лишены возможности рисковать деньгами, так как им захочется. 

Работа фондов, и особенно инвестиционная деятельность НПФ, регулируются государством. В соответствие с ФЗ №75«О негосударственных пенсионных фондах» ( Ст.24, п.2): « Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешённые Федеральным законом РФ №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой  пенсии в Российской Федерации».

Этот закон  чётко определяет разрешённые объекты  инвестирования, требования к структуре инвестиционного портфеля, требования ко всем участникам инвестирования.

Выполнение Фондом требований Федерального законодательства обеспечивается самым  жёстким, по сравнению  с другими финансовыми организациями, контролем  за деятельностью Фонда со стороны государства.

 В частности,  хранение, учет и ежедневный контроль за структурой и составом активов, контроль  за каждой сделкой осуществляет  независимый специализированный депозитарий.

Главный принцип  этого контроля, заложенный в законодательстве – это государственное обеспечение соблюдения Фондом прав застрахованных лиц.

Кризис 1998 года наглядно продемонстрировал устойчивость системы негосударственного обеспечения: не было зарегистрировано ни одного факта  банкротства Негосударственных пенсионных фондов.

За все 17 лет  существования Фондов также не было фактов массового  расторжения пенсионных договоров и не было фактов разорения  НПФ-ов.

В условиях нынешнего финансового кризиса 2008 года Фонды  также продолжают  успешно работать и развиваться.

Как уже было сказано выше, инвестиции НПФ носят  долгосрочный характер и нацелены на перспективу, а обязательства Фонда  по выплатам пенсий разбиты по годам, по мере возникновения пенсионных оснований. Таким образом,  временные сложности  на финансовом рыке не могут существенным образом повлиять на текущую деятельность Негосударственных пенсионных фондов.

Не следует  забывать также, что ответственный  фонд работает с рядом предприятий. А средства предприятий, как правило, не подлежат возврату, они предназначены для выплат пенсий сотрудникам предприятий. Что также способствует стабилизации финансового положения фонда.

Отдельно следует  сказать об ОПС. Средства накопительной  части трудовой пенсии не подлежат выдаче на руки гражданам. Их можно  только переводить из ПФР в НПФ  или в обратную сторону и из НПФ в НПФ. Первые выплаты накопительной  части трудовой пенсии будут производиться не ранее 2013 года, а это позволяет, как уже говорилось выше, выровнять доходность, сниженную ситуацией 2008  года.

ОСОБОЕ  ВНИМАНИЕ: деньги накопительной части трудовой пенсии граждан, заключивших в 2009 году договор об ОПС с Негосударственным пенсионным фондом,  поступят в фонд в конце марта 2010г., когда «нижняя точка» кризиса фондового рынка, по оценкам специалистов, будет пройдена и рынок начнет выравниваться. Это наиболее выгодное время вхождения в рынок.

 

 

Беседа по поводу Обязательного  пенсионного страхования.

 

                        

                          Поймите главное: когда мы говорим об управлении накопительной частью Вашей обязательной трудовой пенсии через Негосударственные пенсионные фонды, то мы НЕ предлагаем какие-то частные проекты или коммерческие фантазии.

            Мы говорим о том, как в  реальности устроено пенсионное  законодательство и как оно  уже сегодня влияет на будущее  благополучие человека.

           Мы говорим о реальных фактах  нашей жизни, о реальной действительности, а не о фантазиях о пенсии на темы:

1. «...на пенсии пусть  нас кормят наши дети...»,

2. «...мы не доживём  до пенсии...», 

3. «...а мы не знаем,  что будет через 10 лет...», 

4. «...от меня ничего  не зависит и меня все обманывают...», 

5. «...а я молодой, мне рано о пенсии думать...»,

6. «...а вот в газете  написали...», 

7. «… а я ничему  не верю и кругом одни пирамиды…»,

8. « …на пенсии меня  должно содержать государство…»   и т.д, и т.п.

             Мы не предлагаем верить или  не верить чему бы то ни было.

             Мы предлагаем людям проанализировать: что на самом деле происходит в пенсионном обеспечении сегодня. И что происходило в России, начиная с 1990 года. На реальных документах и фактах.

            Мы говорим людям: если Вы  адекватный современный человек и думаете о своём личном будущем, то спросите себя – а что я в точности, конкретно знаю о своём личном пенсионном обеспечении? Можете ли Вы считать себя на 100% адекватным реальной действительности человеком, если не разбираетесь в точности, как именно эта самая действительность определяет ваше личное будущее?

             Мы НЕ предлагаем верить или  не верить государству и его  законам. 

             Мы предлагаем Вам начать разбираться в законах и пользоваться этими законами.

             А именно пенсионное законодательство наиболее плотно касается практически каждого человека в любой стране.

             Согласитесь, что хотим мы или  нет, федеральное законодательство  работает независимо от наших  желаний, от нашего "верю –  не верю" или «понимаю – не понимаю». И государство, разработав законодательные правила, по этим правилам и играет. Но если Вы лично эти правила игнорируете(типа: «...а всё равно: обманут…»), то Вам накидают столько голов, что мало Вам не покажется.

            А ещё проанализируйте, кто именно за последние 20 лет в нашей стране проиграл или выиграл в финансовом отношении? Ответ очевиден: выиграли те, кто хоть немного знали законы и пользовались возможностями законодательства. Неважно: в большом (олигархи) или в маленьком (бабушка, воюющая с ЖЭУ за тарифы на горячую воду).

         Вспомните, пожалуйста, известную народную поговорку, из которой можно сделать вывод, что закон писан для умного! То есть для человека, который понимает, что уж если закон принят и уже работает, то игнорировать его будет неразумным и неправильным.

         А правильно будет – это использовать на себя возможности законодательства.

         Вспомните другую поговорку: «Закон что дышло…»? Так вот мы и предлагаем держать это самое законодательное дышло в руках. Чтобы оно не треснуло человека по затылку в самый неподходящий момент.

Нам всем грозит одно и  то-же: мы все придём в Пенсионный фонд РФ писать заявление на получение  трудовой пенсии от государства. Формирование этой пенсии законодательно обеспечивает именно государство.

               Но с 2002 года государство безусловно обеспечивает только сам факт пенсионных  выплат. А вот что касается размеров обязательной трудовой пенсии, то с 2002 года, а особенно с 2005 года, в законодательстве жирно написано: «Думай своей головой сам! И чем раньше начнёшь думать и участвовать, тем больше можешь выиграть!».

Информация о работе Обязательное пенсионное страхование в РФ