Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы изучить рынок обязательного страхования автогражданской ответственности.
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть общие сведения об ОСАГО;
Рассмотреть ситуации возмещения ущерба до введения ОСАГО и после введения данного страхования;
Проанализировать рынок ОСАГО и выявить проблемы действующего механизма ОСАГО;
Рассмотреть ситуацию на рынке ОСАГО в 2012 году.
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Общие сведения об ОСАГО…………………………………………………..4
2.Совершенствование законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности……………………………………………..8
3. Анализ рынка ОСАГО и его проблемы……………………………………20
4. Рынок ОСАГО 2012г………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемая литература……………………………………………32
2. На
российском рынке услуг
3. В конечном итоге все эти позитивные изменения страховых отношений приведут к чёткой унификации страховой сферы, стабильности работы страховых компаний, правомерности действий и своевременности выплат, снижению правонарушений в области дорожного движения, возможности урегулирования страховых споров предпочтительно в досудебном порядке и за кратчайшие сроки.
4. При
страховании автогражданской
На виновника ДТП можно подать в суд по иску о возмещении ущерба с виновника ДТП и в процессе судебного производства, узнав, что ответчик застраховал свою ответственность, привлечь страховщика в качестве третьего лица. На страховую компанию, в данном случае, можно подать в суд по искам о получении страховой компенсации в случае немотивированного отказа страховщика в выплате, либо в намеренном задержании страховой выплаты, задержании рассмотрения заявления на страховую выплату, нарушения допустимых сроков, указанных в Правилах или Законе об ОСАГО и т.д.
3. Анализ рынка ОСАГО и его проблемы
Страховой рынок ОСАГО в России с каждым годом развивается и усложняется. Этому способствует ужесточение государственного регулирования данной отрасли и неоднозначные отношения между страховщиками и страхователями. Для современной системы ОСАГО характерно наличие множества проблем, с которыми государство начинает активно бороться.
Сдерживающие развитие действующего механизма ОСАГО можно классифицировать с позиции организационных аспектов, правового регулирования и финансовых аспектов. В организации ОСАГО, можно выделить следующие проблемы:
Статистика жалоб в РСА показывает, что потерпевшие, обратившиеся за выплатой по ДТП в страховую компанию, не довольны долгим сроком рассмотрения их заявления на страховую выплату (50 %). Таким поведением страховые компании нарушают закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, который обязует страховщиков рассматривать страховое заявление и приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их подачи. Страховые компании не учитывают, что после ДТП водители особенно нуждаются в их поддержке и скорейшем погашении своего ущерба.
Рис.1 Число потерпевших, получивших возмещение, и объем выплат по ОСАГО
Необоснованные отказы в выплатах страхового возмещения составляют 20% жалоб в РСА. Необоснованные с точки зрения клиента, а со стороны страховщика каждый отказ имеет документальное подтверждение. Что является необходимым, когда дела о страховых выплатах доходят до суда. На рисунке 1 представлены объемы страховых выплат с 2004 года по 2010 год. Из данного рисунка очевидно, что с каждым годом страховые выплаты увеличиваются. Это обусловлено, прежде всего, ростом количества автомобилей и их доступностью по сравнению с прошедшими периодами. Также большое влияние в настоящее время имеет положительная репутация страховщика на рынке. Для этого страховые компании идут на компромиссы со своими клиентами, так как удовлетворенный клиент приведет 3-4 новых клиентов, а неудовлетворенный будет распространять негативную информацию 10-30 гражданам. В большинстве случаев с незначительными компенсациями страховым компаниям выгоднее осуществить страховую выплату клиенту, чем вступать с ним в судебные тяжбы. С 1 января 2012 г. увеличивается минимальный размер уставного капитала страховых организаций с 30 млн. руб. до 120 млн. руб. без учета специальных коэффициентов. Соответственно сократиться количество страховых компаний и будут происходить массовые сокращения персонала. Так, если в 2009 г отозвано лицензий было у 17 страховых компаний, то в 2012 г. их окажется значительно больше. На рисунке 2 представлена динамика ликвидации страховых компаний за 2005-2010 год.
Рис.2 Число страховщиков – членов РСА, у которых отозваны лицензии
При этом рост
недовольства и снижение доверия
к страховщикам со стороны клиентов,
в первую очередь, физических лиц, вполне
предсказуемы. Также предсказуем
и рост жалоб от населения в
надзорные органы, и увеличение финансовой
нагрузки на РСА. В данной ситуации,
целесообразно проведение разъяснительной
работы с населением, и чем быстрее
она начнется, тем легче будут
последствия неминуемого
К факторам, сдерживающим развитие действующего механизма ОСАГО можно отнести:
Значительное
количество жалоб в РСА приходиться
на недостаточный размер страховых
выплат. В законе об ОСАГО прописана
обязанность страховщика, произвести
выплату до 160 тыс. руб. каждому потерпевшему
в случае причинения вреда жизни
и здоровью, а в части возмещения
вреда, причиненного имуществу одного
потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
На практике эта сумма может
значительно уменьшиться и
Одним
из самых распространенных
В
ОСАГО, как и в других видах
страхования, мало
С позиции финансовых взаимоотношений в рамках ОСАГО целесообразно отметить негативное влияние демпинга страховых компаний и рост коэффициентов страховых тарифов в связи с принятыми поправками в ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств».
Демпинг
в настоящее время характерен
для некоторых регионов нашей
страны. Недорогой полис «
Если же страховщик обещает сделать скидку при отсутствии указанных факторов – это грозит клиенту в первую очередь проблемами с получением выплаты, так как демпинг может привести к тому, что со временем страховщику попросту не хватит резервов на покрытие убытков.
Более того, в связи с тем, что цена полиса, оговорена законом и нормативными актами, не исключена ситуация, когда при ее несоответствия установленной стоимости, юридически такой договор может быть признан недействительным. А это означает, что при наступлении ДТП пострадавшему просто откажут в выплате.
Также с проблемами рискуют столкнуться те, кто претендует на выплату от ликвидирующейся компании. Ведь если страховщик активно демпинговал, естественно, у него недостаточно средств на покрытие убытков.
Компания, которая активно демпингует, практически никогда не настроена на рациональное урегулирование убытков. Поэтому, покупая дешевый полис ОСАГО, автовладелец должен понимать, что в таком случае он платит за сервис плохого качества, за непрофессионализм персонала, за умышленно затянутые сроки выплаты. Страхователь должен помнить о том, что страховщик имеет право на регрессный иск. А в ситуации с дешевым полисом есть большая вероятность получить вызов в суд от страховой компании, так как она будет пытаться взыскать выплату с виновника.
Таким образом, яркая реклама, которая привлекает внимание высокими скидками на ОСАГО, а также агентов, предлагающих «дисконт» лучше избегать, чтобы защититься от проблем.
С июля 2011 года увеличились коэффициенты страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Традиционно величина стоимости полюса ОСАГО вычисляется посредством умножения размера базового тарифа, равного 1980 руб., на ряд коэффициентов. Они служат для сглаживания убыточности по транспортным средствам различных мощностей, регионам России и разным группам автолюбителей.
Новые коэффициенты наименее выгодны для водителей младше 22 лет со сроком вождения более 3-х лет; для данной группы показатель увеличился от 1,3 до 1,6 (30%). Водители младше 22 лет, имеющих стаж вождения меньше 3-х лет, получают рост коэффициента от 1,7 до 1,8 (10%); водители старше 22 лет с небольшим стажем – от 1,5 до 1,7 (20%). Это наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1
Текущее
повышение тарифов ОСАГО
Информация о работе Обязательное страхование автогражданской ответственности