Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 20:22, курсовая работа
Целью работы является исследование рынка обязательного страхования.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:
раскрыть сущность обязательного страхования в РФ;
изучить законодательство, регулирующее обязательное страхование в РФ
последствия нарушения правил об обязательном страховании в РФ;
рассмотреть основные виды обязательного страхования в РФ:
Введение
1 Теоретические основы обязательного страхования в РФ
1.1 Понятие страхования и осуществление обязательного страхования 5
1.2 Законодательство, регулирующее обязательное страхование 10
1.3 Последствия нарушения правил об обязательном страховании 12
2 Виды обязательного страхования в РФ
2.1 Обязательное медицинское страхование 14
2.2 Обязательное государственное пенсионное страхование 19
2.3 Обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профзаболеваний 23
2.4 Обязательное страхование гражданской ответственности
владельцев транспортных средств 26
3 Совершенствование законодательства об обязательном страховании в РФ
3.1 Перспективы развития обязательного медицинского
страхования в РФ 30
3.2 Рекомендации по совершенствованию обязательного
страхования от несчастных случаев 32
3.3 Проблемы и перспективы развития обязательного
страхования в РФ 34
Заключение 38
Список использованных источников 39
Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории РФ [10, ст. 6].
Субъекты ОСАГО [10]:
1) Страховщики — страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. На март 2012 года таких страховщиков в России 111, все они являются страховыми компаниями.
2) Страхователи — лица, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.
3) Выгодоприобретатели — третьи лица, которым был причинён ущерб в автомобильной аварии.
4) Страховые посредники — агенты и брокеры.
5) Профессиональное объединение страховщиков — Российский Союз Автостраховщиков (РСА), аккумулирующий средства резервов гарантий и текущих компенсационных выплат и осуществляющий компенсационные выплаты.
Основные принципы обязательного страхования [10, ст. 3]:
Основными принципами обязательного страхования являются:
1) гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим ФЗ;
2) всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
3) недопустимость использования на территории РФ транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
4) экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
К страховому риску по
обязательному страхованию отно
Коэффициент выплат (отношение оплаченных убытков к собранным страховым премиям) по ОСАГО по данным ФССН колеблется от 50-75 % (эти данные не учитывают компенсационные выплаты РСА, с их учетом коэффициент выплат доходил до 90 %). Заметное снижение этого показателя произошло в 2011 году после введния новых страховых лимитов и тарифов.
Компенсационные выплаты осуществляет РСА в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если выплата по ОСАГО не может быть осуществлена вследствие [10, ст.18]:
отзыва лицензии, применения
к страховщику процедуры
неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;
отсутствия договора ОСАГО у причинившего вред лица из-за неисполнения им обязанности по страхованию.
Также в счёт возмещения
вреда, причиненного имуществу потерпевшего
— вследствие отзыва лицензии, применения
к страховщику процедуры
Предельный размер компенсационных выплат такой же, как и страховая сумма по ОСАГО. Они уменьшаются на сумму частичного возмещения вреда, произведенного страховщиком и ответственным за причиненный вред.
При этом на компенсационные выплаты вследствие отзыва лицензии, применения к страховщику процедуры банкротства осуществляются из средств резерва гарантий, а остальные — из средств резерва текущих компенсационных выплат.
Страховые тарифы ОСАГО устанавливаются Правительством РФ [11, ст. 8].
Размер страховой премии поставлен в зависимость от мощности двигателя автомобиля, места регистрации, возраста и стажа водителей. Повышающие коэффициенты, установленные для водителей в возрасте до 22 лет, или со стажем вождения до 3 лет, увеличивают размер страховой премии до 70 % [11].
Брутто-премия по ОСАГО распределяется в следующих долях:
нетто-премия (77 %),
отчисления в резерв гарантий (2 %),
отчисления в резерв компенсационных выплат (1 %),
расходы на осуществление страхования (20 %), в которые включается агентская комиссия.
Согласно закону об ОСАГО, страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязан возместить потерпевшим причиненный вред, составляет [11]:
1 в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей (до введения Федерального закона № 306-ФЗ от 01.12.2007, эта величина ограничивалась 240 тысячами рублей на нескольких потерпевших);
2 в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
3 в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
4 при этом размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:
5 135 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (кормильца);
6 не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим эти расходы.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
3.1 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в РФ
Перспективы развития обязательного медицинского страхования планируется реализовать по нескольким основным направлениям [12]:
1) Увеличение финансирования
отрасли здравоохранения. В
2) Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.
3) Формирование новых
подходов для планирующегося
значительного вброса денег в
систему ОМС (увеличение % ВВП
на здравоохранение,
4) Принятие закона
о государственных гарантиях
оказания гражданам РФ
Государственные гарантии оказания гражданам страны бесплатной медицинской помощи должны быть: а) максимально конкретными, б) ясными для населения, в) финансово сбалансированными.
5) Обеспечение
Механизмы осуществления этого важного перспективного направления следующие: увеличение страховых взносов; установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов; установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.
6) Гражданин, как основное заинтересованное лицо в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи достойного качества.
С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они реально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информацию и обеспечит высокое качество медицинской помощи.
Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.
В настоящее время, в соответствии с программой реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2009-2012 годы, предусмотрено достижение следующих основных показателей [13]:
По направлению «Развитие
первичной медико-санитарной помощи
и совершенствование
повысить долю охвата полным курсом профилактики ВИЧ беременных женщин, с 81,3 % до 85,0 %
снизить заболеваемость острым гепатитом В с 2,9 до 2,6 случаев на 100 000 населения
снизить смертность от туберкулеза с 16,9 до 15,6 на 100 000 населения
повысить охват населения профилактическими осмотрами на туберкулез с 64,0 % до 75,0 % .
3.2 Рекомендации по совершенствованию обязательного страхования от несчастных случаев в РФ
Рассмотрев теоретическую основу страхования от несчастных случаев на производстве, предлагаем реализацию ряда мероприятий по совершенствованию системы страхования от несчастных случаев на производстве.
Приступать к анализу несчастных случаев можно лишь после тщательной проверки первичных документов, т. е. проверки полноты учета несчастных случаев, связанных с производством. Для этого акты о несчастных случаях сверяют с имеющимися в бухгалтерии больничными листами. Ознакомление с диагнозами, указанными в больничных листах, позволяет установить, нет ли скрытых случаев травматизма на производстве; проверки достоверности изложенных в актах фактов. Записи, вызывающие сомнения, проверяют на месте, где произошел несчастный случай [19].
В комплексных планах
санитарно-оздоровительных
В перспективных планах улучшения условий труда должны быть учтены различные мероприятия, предусматривающие широкое внедрение в производство безопасной техники, обеспечивающей создание комфортных условий труда, устранение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
К мероприятиям по общему
улучшению условий труда
1) снижение трудоемких процессов вследствие внедрения механизации, автоматизации и общего повышения культуры производства;
2) обеспечение рабочих хорошо оборудованными помещениями и организация в каждом монтажном управлении образцово-показательных бытовых помещений;
3) организация и проведение смотров-конкурсов на лучшее состояние службы охраны труда, техники безопасности и культуры производства;
4) выдача рабочим удобной, прочной, гигиеничной спецодежды.
Спецодежда и спецобувь должны отвечать требованиям ГОСТов и техническим условиям, быть исправными и соответствовать росту рабочего. Спецодежда не должна стеснять движений работающего, быть легкой. Сроки носки устанавливаются со дня фактической выдачи ее рабочим.
Мероприятия по предупреждению несчастных случаев:
1) разработка новых средств и приспособлений, обеспечивающих безопасные условия труда;
2) обеспечение строгого контроля за техническим состоянием всех механизмов, инструментов, используемых при выполнении монтажных работ;
3) своевременное проведение периодических испытаний всех находящихся в эксплуатации механизмов и оборудования;
4) проверка, окраска и испытание грузозахватных приспособлений, тары, механизмов и станочного оборудования;
5) инструментальная проверка контуров заземления электроустановок;
6) анализ случаев травматизма прошедшего года с целью исключения их повторения в будущем.
Для рабочих предприятий и строек советским законодательством установлен ряд льгот и компенсаций, направленных на улучшение условий труда и профилактику профессиональных заболеваний, а именно: дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, выдача молока, лечебно-профилактическое питание, повышение тарифных ставок (окладов), снижение пенсионного возраста.
К мероприятиям по предупреждению заболеваний на производстве относятся:
1) проведение предварительного медицинского освидетельствования поступающих на работу по специальностям электросварщики, операторы строительно-монтажных пистолетов, изолировщики, лиц, работающих с эпоксидными смолами, а также рабочих других профессий, предусмотренных списками Министерства здравоохранения СССР;
2) проведение периодических медицинских осмотров лиц, работающих в условиях шума и вибрации;
3) поддержание бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии, предотвращение на монтируемых объектах сквозняков, обеспечение перевозки рабочих к месту работы и обратно в автобусах и специально оборудованных для перевозки людей автомашинах и т. п.;
4) недопущение к работе лиц моложе 18 лет, у которых отсутствует документ о прохождении медосмотра;