Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального страхования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………14
Глава 3. Экономико-статистический анализ Фонда Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.1. Анализ структуры рынка Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда Социального Страхования……………………………...………………………………………24
3.3. Анализ динамики и структуры расходов Фонда Социального Страхования ……………………………………………………….……………27
Глава 4. Экономическое обоснование результатов деятельности Фонда Социального Страхования……………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения ……………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

kursovaya1.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

- штрафные санкции и  пени;

-денежные средства, возмещаемые  страховщикам в результате регрессных  требований к ответственным за  причинение вреда застрахованным  лицам;

-доходы от размещения  временно свободных денежных  средств обязательного социального  страхования;

-другие поступления,  не противоречащие законодательству  Российской Федерации.

 Расчетной базой для  начисления страховых взносов  являются выплаты заработной  платы. Страхователи начисляют  страховые взносы на оплату  труда, начисленную по всем  основаниям, и на другие источники  доходов, установленные федеральными  законами о конкретных видах  обязательного социального страхования.  Страховые взносы работников, размер  заработной платы которых ниже  величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за  них страхователем-работодателем.  Виды выплат, на которые не  начисляются страховые взносы, определяются  Правительством РФ.

 Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

 Основанием для назначения  и выплаты страхового обеспечения  застрахованному лицу является  наступление документально подтвержденного  страхового случая. Государственной  гарантией устойчивости обязательного  социального страхования является  система дотаций из федерального  бюджета. В частности, при нехватке  денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

 Вложение временно  свободных денежных средств обязательного  социального страхования осуществляется  только под обязательства Правительства  РФ. В настоящее время экономическая  политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Система социального страхования – довольно сложное образование и при ее создании важно учитывать позитивный отечественный и зарубежный опыт особенности переходного периода и обеспечения действенной защиты в перспективе. Предлагаемая схема ее организации представляет собой попытку увязать эти объективные трудности, а также требования всех заинтересованных субъектов. Данная система должна строиться на демократических принципах, которыми предлагается считать: ее независимость от государства; многосубъектность и солидарность; справедливость социальной защиты; автономность управления; наличие системы добровольного страхования в дополнение к обязательной форме но при условии что обязательное страхование не будет недостаточным для обеспечения необходимой социальной защиты. В системе также предложено использовать принцип трехсубъектного взаимодействия, – при котором отношения между двумя любыми субъектами осуществляются посредством любого третьего субъекта при условии их взаимной независимости друг от друга и обладании своей областью действий.

В качестве субъектов взаимодействия будут выступать:

-законодательный орган;

-Правительство РФ;

- Федеральный фонд (отраслевые  территориальные фонды и их  филиалы) страховая организация;

- страховая касса (на  предприятии территориальная или  отраслевая);

- работник застрахованный;

-работодатель страхователь (предприятие организация).

К важнейшим функциям социального  страхования, как составляющей социальной политики относятся:

- защитная функция заключается  в поддержании сложившегося материального  уровня застрахованного, если  обычный источник дохода становится  для него недоступным, а также,  когда ему предстоят дополнительные  непредвиденные расходы, не предусмотренные в его привычном бюджете;

- компенсирующая функция  состоит в возмещении ущерба  утраты трудоспособности и ущерба  здоровью с помощью материального  возмещения утраты заработка,  а также оплаты услуг в связи  с лечением и реабилитацией;

- воспроизводственная функция  заключается в том, что социальное  страхование призвано обеспечивать  застрахованным (и членам их семей)  покрытие всех расходов, достаточных  для нормального протекания воспроизводственного  цикла (что охватывает практически  весь жизненный цикл) в случае  болезни, старости, инвалидности, безработицы, беременности;

- перераспределительная функция определяется тем, что социальное страхование значительно влияет на общественное распределение и перераспределение. Социальные выплаты увеличивают долю вновь созданной стоимости, направляемой на потребление застрахованным. Сущность функции заключается в разделении материальной ответственности за социальные риски между всеми застрахованными, всеми работодателями и государством;

- стабилизирующая функция  заключается в согласовании интересов  социальных субъектов по ряду  принципиальных для жизнедеятельности  наемных работников вопросов - уровню  социальной защиты; кругу лиц,  подлежащих социальному страхованию;  распределению финансовой нагрузки  между социальными субъектами; участию  в управлении социальным страхованием .

 Социальное страхование  играет значительную роль в  жизни общества. Ведь именно поддержка  населения является залогом стабильности  и процветания государства.

 Практическим воплощением  теоретических знаний о социальном  страховании является Фонд социального  страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организационно-экономическая  характеристика Фонда Социального  Страхования РФ.

 

Фонд социального страхования  Российской Федерации (ФСС) управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации.

 Он осуществляет свою  деятельность в соответствии  с Конституцией Российской Федерации,  законами Российской Федерации,  указами Президента Российской  Федерации, Постановлениями и  распоряжениями Правительства Российской  Федерации, а также настоящим  Положением. Денежные средства и  иное имущество, находящееся в  оперативном управлении Фонда,  а также имущество, закрепленное  за подведомственными Фонду санаторно-курортными  учреждениями, являются федеральной  собственностью. Денежные средства  Фонда не входят в состав  бюджетов соответствующих уровней,  других фондов и изъятию не  подлежат. Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются  федеральным законом, а бюджеты  региональных и центральных отраслевых  отделений Фонда и отчеты об  их исполнении после рассмотрения  правлением Фонда утверждаются  председателем Фонда.

 В Фонд социального  страхования Российской Федерации  входят следующие исполнительные  органы:

-региональные отделения,  управляющие средствами государственного  социального страхования на территории  субъектов Российской Федерации;

- центральные отраслевые  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования  в отдельных отраслях хозяйства;

-филиалы отделений, создаваемые  региональными и центральными  отраслевыми отделениями Фонда  по согласованию с председателем  Фонда.

 Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем.  Местонахождение ФСС - г. Москва.

 Основными задачами  Фонда являются:

- обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им возраста полутора лет, а  также социального пособия на  погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных  услуг, санаторно-курортное обслуживание

- участие в разработке  и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих  финансовую устойчивость Фонда;

-разработка совместно  с Министерством труда и социального  развития Российской Федерации  и Министерством финансов Российской  Федерации предложений о размерах  тарифа страховых взносов на  государственное социальное страхование;

- организация работы по  подготовке и повышению квалификации  специалистов для системы государственного  социального страхования, разъяснительной  работы среди страхователей и  населения по вопросам социального  страхования;

- сотрудничество с аналогичными  фондами (службами) других государств  и международными организациями  по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

 -страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

 -страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

 -доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

 -добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

 -ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

 -прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет ---

-средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

 Средства Фонда направляются на:

- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

 -оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

 -частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

 -частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

- частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

 -оплату проезда к месту лечения и обратно;

- создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

 -финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

-осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

 Средства Фонда используются  только на целевое финансирование  мероприятии. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ