Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального страхования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………14
Глава 3. Экономико-статистический анализ Фонда Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.1. Анализ структуры рынка Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда Социального Страхования……………………………...………………………………………24
3.3. Анализ динамики и структуры расходов Фонда Социального Страхования ……………………………………………………….……………27
Глава 4. Экономическое обоснование результатов деятельности Фонда Социального Страхования……………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения ……………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

kursovaya1.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

 Средства, полученные  от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере  20 процентов), образуют фонд развития  Фонда социального страхования  Российской Федерации. Выплата  пособий по социальному страхованию,  оплата путевок работникам и  членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других  мероприятий по социальному страхованию  на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих  субъектах независимо от форм  собственности осуществляется через  бухгалтерии работодателей. Ответственность  за правильность начисления и  расходования средств государственного  социального страхования несет  администрация страхователя в  лице руководителя и главного  бухгалтера. Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

 Комиссии или уполномоченные  по социальному страхованию решают  вопросы о расходовании средств  социального страхования, предусмотренных  на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию. Основные характеристики бюджета Фонда социального страхование РФ на 2010год:

 -прогнозируемый общий объём доходов бюджета Фонда – 415 008 261,0 тыс. рублей;

 -общий объём расходов – 414 063 876,3 тыс. рублей;

 -предельный объём профицита – 944 384,7 тыс. рублей.

 Также утверждены прогнозируемые  общие объёмы доходов бюджета Фонда на 2010 год по обязательному социальному страхованию в сумме 287 416 173,1 тыс. рублей (в том числе на покрытие дефицита бюджета Фонда – 40 520 169,1 тыс. рублей), общий объём бюджетных ассигнований – 331 218 172,1 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Экономико-статистический анализ Фонда Социального Страхования.

3.1 Анализ структуры рынка социального страхования

Федеральной службой государственной  статистики опубликованы данные по итогам деятельности в 2012г.: 514 страховых организаций (с учетом микропредприятий), прошедших лицензирование и осуществлявших в отчетном периоде страховые операции (6 страховых организаций не осуществляли в 2012 году страховую деятельность). С 2002 г. число страховых организаций на российском рынке продолжает неуклонно снижаться - только в 2012г. (в сравнении с 2011 г.) их количество сократилось на 14,3%.

Таблица 3.1.1

Группировка субъектов  Российской Федерации

по числу страховых  организаций, зарегистрированных на их территории

 

Число субъектов  РФ

Страховые организации, единиц:

2012

2011 (справочно)

до 10

38

41

11-20

6

6

21-40

2

3

41-60

-

-

61 и более

1

1


 

Как и в других странах, в Российской Федерации страховой  рынок представлен множеством различных  по масштабам и формам собственности  страховых организаций.

В 2012 г. преобладающими, по-прежнему, оставались страховые организации, относящиеся к частной форме собственности, их удельный вес в общем числе учтенных страховых организаций составил 79,3% (в 2011 г. - 77,8%). К смешанной российской собственности относилось 11,5% организаций (в 2011 г. - 13,5%), к государственной - 1,0% (0,8%), к совместной российской и иностранной собственности - 3,7% (4,2%), к иностранной собственности - 3,3% (2,7%), к муниципальной собственности - 0,6% (0,5%), к собственности потребительской кооперации - 0,4% (0,3%), к собственности общественных и религиозных организаций, как и в 2011 г. - 0,2%. При этом из числа организаций смешанной российской собственности 54,2% являлись компаниями с долей государства, из страховых организаций совместной российской и иностранной собственности - соответственно 10,5%.

В структуре страховых  организаций по организационно-правовой форме основную часть составляли общества с ограниченной ответственностью (58,8%), закрытые акционерные общества (21,0%), открытые акционерные общества (19,8%). На долю унитарных предприятий  приходилось 0,4%.

Таблица 3.1.2

Характеристика  страховых организаций

 

2012

В % к 2011

Число страховых  организаций1), единиц

514

85,7

в т.ч. осуществлявших

 

прямое страхование

168

88,0

прямое страхование  и перестрахование

329

85,0

перестрахование

17

77,3

Число филиалов1), единиц

4332

94,9

Уставный капитал1), млрд. руб.

177,9

114,6

Число заключенных  договоров, млн. единиц

133,2

104,0

в т.ч. добровольное страхование

92,6

102,8

Страховая сумма  по заключенным договорам, млрд. руб.

370384,2

111,3

в т.ч. по договорам  добровольного страхования

351158,3

112,8

Численность страховых  агентов, тыс. чел.

198,8

96,2

в т.ч. среднесписочная  численность страховых агентов

(без совместителей  и работников несписочного состава)

35,1

119,6

1)-На конец года

 

В 2012 г. страховыми организациями было заключено 133,2 млн. договоров, что на 4,0% больше, чем в 2011 году. Количество договоров по добровольному страхованию увеличилось на 2,8%, по обязательному страхованию - на 7,1%.

Эффективность работы страховых  организаций характеризуется уровнем  продаж страхового продукта. Сумма  страховых премий (взносов) в 2012 г. выросла по сравнению с 2011 г. на 22,5% и составила 1269,8 млрд. рублей (см. Приложение 1).

Одним из важных показателей, характеризующих уровень развития страхования в стране, является соотношение  между объемами страховых премий (взносов) и валового внутреннего  продукта (ВВП). В Российской Федерации  отношение объемов собранных  страховых премий к ВВП на протяжении 2005-2012 гг. остается практически на одном уровне - 2,3%, что ниже общемирового показателя.

В 2012 г. поступления страховых взносов по добровольным видам страхования увеличились по сравнению с 2011 г. на 20,9%, из них по страхованию жизни - в 1,6 раза (из него пенсий и ренты - на 18,1%), страхованию предпринимательских и финансовых рисков - в 1,5 раза, от несчастных случаев и болезней - на 36,2%, страхованию имущества юридических лиц - на 20,4%, имущества граждан - на 16,0%, медицинскому страхованию - на 13,0%, ответственности - на 12,2%.

По обязательным видам  страхования объем собранных в 2012г. страховых взносов продолжил тенденцию прошедших лет и превысил уровень 2012 г. на 23,7%. При этом наибольший рост наблюдался по обязательному медицинскому страхованию (на 25,9%) и страхованию ответственности (на 13,3%). В 2012 г. сохранилось преобладание обязательных видов страхования, на долю которых приходилось 57,1% собранных страховых премий (в 2011г. - 56,5%). Доля добровольных видов страхования составила 42,9% страховых премий (в 2011г. - 43,5%).

 

Рисунок 3.1.1 «Структура страховых премий (взносов) по видам страхования»

В добровольных видах страхования  преимущественное положение по-прежнему занимает имущественное страхование, на долю которого приходится 67,5% объема собранных страховых взносов  по этим видам страхования.

В структуре обязательного  страхования основное место занимает обязательное медицинское страхование, являющееся отраслью социального страхования. В 2012 г. удельный вес этого вида страхования в общем объеме страховых взносов по обязательному страхованию увеличился по сравнению с 2011 г. на 1,5 процентного пункта и составил 84,4%.

Наибольшая часть выплат в 2012 г. была произведена по обязательному медицинскому страхованию - 66,0% от общей суммы выплат (в 2011г. - 61,5%) и добровольному страхованию имущества граждан - 10,4% (в 2011г. - 12,6%). (Приложение 2)

По обязательным видам  страхования рост выплат наблюдался по страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) - в 8 раз, медицинскому страхованию - на 25,0%, ответственности - на 2,2% (из него гражданской ответственности владельцев транспортных средств - на 2,1%). По страхованию от несчастных случаев и болезней выплаты снизились на 5,4% (Рисунок 3.1.2).

 

Рисунок 3.1.2 «Структура страховых выплат по видам страхования»

 

3.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда Социального Страхования

 

Поскольку главным фактором в формировании прибыли является объем и качество доходов, необходим  всесторонний анализ динамики и структуры  доходов ФСС.

Задачи анализа динамики и структуры доходов организации  заключаются в оценке их объема и  структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу  активов, определении степени влияния  факторов на общую величину доходов  и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

Динамика доходов и  расходов Фонда социального страхования  Российской Федерации в период с 2006 по 2012 гг. показана на Рисунке 3.2.1.

 Рисунок 3.2.1 «Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2006 по 2012 гг.»

 

Рассмотрим динамику доходов  Фонда социального страхования, рассчитав соответствующие показатели: Кр – коэффициент роста, Тр – темп роста, Тп – темп прироста. Используем при этом следующие формулы:

Кр=yi/y0                                              (1)

Тр=К100%                                      (2)

Тп=( yi-y0)/ y0100%                        (3)

Результаты вычислений запишем в Таблицу 3.1.1:

Таблица 3.2.1

Динамика доходов  Фонда социального страхования  Российской Федерации в период с 2010 по 2012 гг. (базисные показатели)

 

2010 год

2011 год

2012 год

 

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

(базис.)

(базис.)

(базис.)

Доходы Фонда социального страхования

360,5

1,0

100

-

440,0

1,22

122

22,0

463,8

1,29

129

29,1


Рассчитаем те же самые  показатели, что и выше – только цепные, используя следующие формулы:

Кр=yi/yi-1                                              (4)

Тр=К100%                                         (5)

Тп=( yi-yi-1)/ yi-1100%                        (6)

Полученные результаты занесем  в Таблицу 3.1.2.

Таблица 3.2.2

Динамика доходов  Фонда социального страхования  Российской Федерации в период с 2010 по 2012 гг. (цепные показатели)

 

2010 год

2011 год

2012 год

 

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

(цепн.)

(цепн.)

(цепн.)

Доходы Фонда социального страхования

360,5

1,0

100

-

440,0

1,22

122

22,0

463,8

1,05

105

5,4


Если сравнить динамику доходов за 2010-2012 годы, то поступления в бюджет Фонда социального страхования в 2012 году составили 463,8 млрд. рублей. По сравнению с 2011 годом они выросли на 23,8 млрд. рублей, или на 6,1 %, а по сравнению с 2010 годом - на 103,3, или на 28,6%, что можно проследить в Таблице 3.1.2.

Рисунок 3.2.2 «Структура доходов Фонда социального страхования РФ по видам доходов»

Важнейшими составными частями  структуры доходной части Фонда  являются:

  • доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в 2012 году – 311 087 306,8 тыс. рублей (из них 5 370 000,0 тыс. рублей средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
  • доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний – в 2012 году – 65 219 457,2 тыс. рублей;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета – в 2012 году – из федерального бюджета в сумме 64 512 740,7 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 000 000,0 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд или 104,3% к уровню 2011 года.

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ