Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Основная цель работы заключается в исследовании системы социального страхования в России и поиск путей роста ее эффективности.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и все основные составляющие системы социального страхования в России.
2. Определить роль и значение социального страхования
3. Проанализировать основные проблемы системы социального страхования и возможные пути их устранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ…………………………………………………………………14
Глава 3. Экономико-статистический анализ Фонда Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.1. Анализ структуры рынка Социального Страхования……………………………………………………………………...20
3.2. Анализ динамики и структуры доходов Фонда Социального Страхования……………………………...………………………………………24
3.3. Анализ динамики и структуры расходов Фонда Социального Страхования ……………………………………………………….……………27
Глава 4. Экономическое обоснование результатов деятельности Фонда Социального Страхования……………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложения ……………………………………………………………………..39

Файлы: 1 файл

kursovaya1.docx

— 163.81 Кб (Скачать файл)

3.3 Анализ динамики и структуры расходов фонда социального страхования

Расходы Фонда в 2012 году составили 491 274 617,7 тыс. рублей или 109,5% к уровню 2011 года, включая расходы по следующим видам:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – в 2012 году в сумме 511 055 019,2 тыс. рублей;
  • на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – в 2012 году в сумме 73 306 857,8 тыс. рублей;
  • за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году в сумме 92 512 740,7 тыс. рублей на исполнение государственных функций, возложенных на Фонд.

Рассмотрим динамику доходов  Фонда социального страхования, рассчитав соответствующие показатели, и запишем полученные результаты в Таблицы 3.3.1 и 3.3.2.

Таблица 3.3.1

Динамика расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2010 по 2012 гг. (базисные показатели)

 

2010 год

2011 год

2012 год

 

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

(базис.)

(базис.)

(базис.)

Расходы Фонда Социального Страхования

379,4

1,0

100

-

448,5

1,18

118

18,2

491,2

1,29

129

29,4




 

Таблица 3.3.2

Динамика расходов Фонда социального страхования Российской Федерации в период с 2010 по 2012 гг. (цепные показатели)

 

2010 год

2011 год

2012 год

 

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

млрд. руб.

Кр

Тр,%

Тп,%

(цепн.)

(цепн.)

(цепн.)

Расходы Фонда Социального Страхования

379,4

1,0

100

-

448,5

1,18

118

18,2

491,2

1,09

109

9,4


 

Распределение расходов бюджета  Фонда по разделам бюджетной классификации в 2010 – 2012 годах предусмотрено следующим образом (Таблица 3.3.3):

Таблица 3.3.3

Распределение расходов бюджета Фонда социального страхования  по разделам бюджетной классификации

№ статьи

Статья расходов

2011

% к 2010

2012

% к 2011

01

Общегосударственные расходы

5742,2

110,0

6201,6

108,0

07

Образование

45038,8

115,0

48642,0

108,0

10

Социальная политика

453767989,7

115,2

489087104,1

107,8


 

Наибольший удельный вес  в составе расходов на выплату  пособий составляют расходы по социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, сумма которых  в 2010 году установлена в размере 219 057 026,1 тыс. рублей (48,3% к общим расходам), в 2011 году - 233 211 678,4 тыс. рублей (47,7%) (Приложение 3 и 4).

Особенности отдельных расходных  обязательств бюджета Фонда:

  1. Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет в 2011 году 68 586,0 рублей, в 2012 году – 72 701,2 рублей;
  2. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать в 2012 году 52 740,0 рублей.[1]

По расходам тенденция роста в 2011-2012 годах по сравнению с 2010 составляет 22,05% и 9,5 % соответственно, что отрицательно сказывается на бюджете ФСС, так как в 2011-2012 годах сумма расходов Фонда социального страхования превышает сумму доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Экономическое  обоснование результатов деятельности ФСС

На российском страховом  рынке отмечается превышение величины собранной премии (взносов) над объемом выплат (Динамика представлена в Приложениях 1 и 2).

В 2012 г. коэффициент выплат (отношение произведенных выплат к страховым премиям) уменьшился и составил 71,1% (в 2011 г. - 74,7%), что значительно ниже общемирового уровня, достигающего 90,0% и выше.

Выше, чем в среднем  по России (71,1%), коэффициент выплат сложился по организациям, относящимся  к муниципальной собственности - 105,3% (в 2011 г. - 101,5%), государственной собственности - 90,4% (89,4%), смешанной российской собственности - 74,4% (85,1%), частной собственности - 72,8% (74,1%). По компаниям, относящимся к совместной российской и иностранной форме собственности, он был ниже среднероссийского уровня и составил 48,0% (в 2011 г. - 59,6%), собственности потребительской кооперации - 20,0% (17,9%).

Что касается анализа деятельности Фонда Социального Страхования, то в 2012 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) страховых организаций составил 42,2 млрд. рублей (в 2011 г. - 38,1 млрд. рублей) (Таблица 4.2). Чистая прибыль составила 36,0 млрд. рублей против 33,4 млрд. рублей в 2011 году.

Таблица 4.1

Финансовые результаты деятельности страховых организаций

по формам собственности  за 2012 год

 

Прибыль прибыльных организаций

Убыток убыточных организаций

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)

Всего по формам собственности

45208,8

2970,9

+42233,9

государственная

60,4

350,0

-289,5

муниципальная

2,8

4,9

-2,1

частная

33891,9

1120,2

+32771,7

смешанная российская

6189,0

232,2

+5956,8

совместная российская и иностранная

4095,4

973,3

+3122,1

иностранная

953,0

290,3

+622,7


 

В 2012 г. по результатам деятельности 440 страховых организаций (85,6% от общего числа) получили прибыль в объеме 45,2 млрд. рублей, которая оказалась выше уровня 2011 г. на 7,4%. Деятельность 74 страховых организаций (14,4%) оказалась убыточной (в 2011г. - 14,2%), сумма убытка в 2012г. составила 3,0 млрд. рублей.

Что касается сфер деятельности ФСС РФ - Фонд вынужден заниматься обеспечением средствами реабилитации инвалидов, путевками отдельных категорий граждан и др. Основная сложность в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, и возвращать их приходится в ускоренных темпах, создавая соответствующие базы данных. По мере сокращения долгов и перехода работы ФСС РФ в нормальный режим основной задачей Фонда останется обеспечение населения пособиями по временной нетрудоспособности, в том числе связанной с профессиональными заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.

 Должно быть прекращено  постепенное превращение внебюджетных  фондов в бюджетные. Доходы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования в значительном своем объеме формируются сегодня за счет средств федерального бюджета. В результате, работа фондов усложняется ответственностью за исполнение несвойственных им задач.

В политике расходов требуется  обеспечить реальный приоритет расходам социального характера. О преобладающем  значении тех или иных направлений  расходов необходимо судить по изменению  их долей в общих расходах бюджета. Недопустимо запланированное сокращение доли расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт в федеральном бюджете с 3,8% в 2010 г. до 3,7% в 2012 г., на образование - с 5,1 до 4,8% соответственно. Провозглашение и реализация "Инфраструктуры" как национального приоритета также потребуют увеличения соответствующего финансирования.

 В заключение можно  отметить, что для повышения эффективности  бюджетных расходов необходимо:

  • закрепить в бюджетном процессе технологию бюджетирования по результату;
  • формализовать единую систему государственного финансового контроля с четким разграничением органов и компетенций внутреннего и внешнего контроля;
  • широко распространить в практике контрольных органов аудит эффективности бюджетных расходов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 В заключение вышесказанного  следует отметить, что потребность  в социальном страховании возникает  в зависимости от экономического  и социального развития общества. Как видим из вышеизложенных  исследований, заинтересованность  в социальном страховании достаточно  велика, т.к. ФСС ответственно  выполняет свои ключевые функции  и ставит на первое место  здоровье и развитие человека.

Расширение деятельности государства привело к созданию значительного количества специальных  фондов, многие из которых сохранили  свою самостоятельность даже после  создания государственного бюджета, основанного  на объединении различных фондов. Среди них ведущую роль заняли государственные внебюджетные фонды.

 Государственным внебюджетным  фондом называют форму образования  и расходования денежных средств,  образуемых вне федерального  бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации. Фонд социального  страхования имеет большое социально-экономическое  значение.

 Совершенствование системы  социального страхования является  насущной необходимостью.

 Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

 Государственное регулирование  страховой деятельности представляет  собой создание государством  рамочных условий для функционирования  страхового рынка, в пределах  которых его субъекты свободны  в принятии решений. На наш  взгляд, ответственность за регулирование  страхования должна быть разделена  между федеральными и региональными  органами власти.

 В отличие от бюджетной  системы государственные внебюджетные  фонды социального назначения  префицитны, т.е. доходы превышают расходы.

 Доходная часть внебюджетных  фондов социального назначения  формируется главным образом  за счет социальных отчислений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ (ред. от 28.11.2009) "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (принят ГД ФС РФ 02.07.1998);
  2. Федеральный закон Российской Федерации 16.07.1999 № 165-ФЗ. «Об основах обязательного социального страхования» " (принят ГД РФ 19.06.1999);
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2006 № 255-ФЗ (в ред. от 09.02.2009 № 13-ФЗ) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.2009 г. N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД РФ 20.11.2009);
  6. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература. - 2003. - с. 94-109;
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 01.01. 2010 г. – М.: Проспект. 2009. – С. 656
  8. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, 2009.– с.216.
  9. Александров,  И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2009. – с.486;
  10. Анисимов,  С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С. А. Анисимов, В.А. Максимов.- М.: Финансы, 2008.  – с. 16 – 18;
  11. Афанасьев,  М. С. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы / Мст. Афанасьев, И. Кривогов. – М.: Вопросы экономики, 2008. –с. 57 – 69;
  12. Бабич, А.М. Экономика социального страхования. Учебное пособие/ Егоров Е.В., Жильцов Е.Н.. - М.: МГТУ, 2009. – с. 340;
  13. Бабичев, И.В. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы / - М.: Муниципальная власть, 2009. -с. 76.;
  14. Велихов, Л.Я. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - М.: Обнинск, 2008.- с. 208;
  15. Гинзбург, А.И. Государственные и муниципальные финансы: учеб. / Под ред.: С.И. Лушин, В.А. Слепов. – М.: Экономистъ. - 2009. – с. 768;
  16. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / А.М. Годин, Н.С. Максимова, И.В. Подпорина. – М.: Дашков и К, 2009. – с. 568;
  17. Данилевский, Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе / Ю.А. Данилевский, Л.Н. Овсянников. – М.: Финансы, 2009. – с. 69 – 73;
  18. Жуков, М.И. Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост / М.И. Жуков. – М.: Финансы и кредит, 2009. - с. 52 – 57;
  19. Жукова, С.С. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды : учеб. пособие / С.С. Жукова, А.В. Абышева. – М.: ТюмГУ, 2009. – с. 164;
  20. Захаров, Н. Парадоксы некоторых российских реформ / Н. Захаров. – М.: Вестник аналитики, 2009. – с. 129 – 136;
  21. Золотаревич, К.В. Универсальная бюджетно-налоговая система / К.В. Золотаревич, В.И. Павлов. – М.: ЭКО, 2008. с. 39 – 45;
  22. Коровкина, Е.Б. Анализ практики применения целевых бюджетных фондов / Е.Б. Коровкина. - М.: Финансы и кредит, 2009. -с. 34 – 41;
  23. Коломин Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования. – М.: Финансы. -2008.- с. 3 – 7;
  24. Кудрин, А.Л. Федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики / А.Л. Кудрин / Финансы. – 2009.– с. 3 – 7;
  25. Лушин, С. Бюджетная реформа / С. Лушин /Экономист. – 2009.– с. 38 – 45;
  26. Макаров, А.В. Цели и задачи бюджетной политики государства / А. В. Макаров / Юрист, 2009. – с. 26 – 28;
  27. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / А.С. Нешитой. – М.: Дашков и К°. 2009. – с. 308;
  28. Карчевский, В.В. Организация исполнения бюджета : учеб. пособие / ред. В. В. Карчевский. – М.: Вузовский учебник. 2009. – с. 224;
  29. Ореховский, П. Старые и новые пороки российской бюджетной системы / П. Ореховский / Общество и экономика, 2007.– с. 54 – 85;
  30. Пешехонов Ю.В. "Внебюджетные социальные фонды: состояние и перспективы" / Финансы, 2008 - с. 25 – 26;
  31. Подсумкова А.А., Ремизова О.А. Муниципальное право. Часть 2. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Саратов, 2009.- с. 25 – 26;
  32. Поляк, Г.Б. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Под ред. Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2009. – с. 319;
  33. Придачук, М.П. Построение бюджетирования, ориентированного на результат / М.П. Придачук /Финансы и кредит, 2008. – с. 64 – 66;
  34. Пронина, Л.И. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства - основное условие реализации реформы федеральных отношений и местного самоуправления / Местное право, 2009. - с. 49;
  35. Родионова, В.М. Совершенствование бюджетного законодательства - необходимое условие осуществления преобразований в бюджетной сфере России / В.М. Родионова / Финансы и кредит, 2009. – с. 2 – 9;
  36. Сабитова, Н.М. К вопросу о реформировании бюджетного процесса в РФ / Н.М. Сабитова / Финансы и кредит, 2008. – с. 69 – 73;
  37. Cажина, М.А. Бюджетная политика государства / М.А. Cажина /Финансы и кредит, 2008. – с. 2 – 12;
  38. Симонова, Л.А. Эффективность государственного финансового контроля / Л.А. Симонова /Финансы, 2009. – с. 50 – 52;
  39. Смирнов, Е.Е. Бюджет-2009: ориентация на стабильность и оптимизацию расходов / Е.Е. Смирнов / Аудитор, 2009. – с. 3 – 9;
  40. Финансовое право Российской Федерации: учеб. / ред. М.В. Карасева. – М.: Юристъ, 2009. – с. 592;
  41. Чевычелов, В.А. Контроль за исполнением бюджета – важный элемент государственного финансового контроля / В.А. Чевычелов, А.В. Лепешкин /Экономика и право, 2009. – с. 80 – 88;
  42. Шакиров, Н.А. Оптимизация налоговой системы / Н.А. Шакиров, И.А. Шакиров / Экономист, 2009. - с.55-62;
  43. Выступление Министра здравоохранения и социального развития РФ Т.А.Голиковой на расширенном заседании коллегии Минздравсоцразвития России 26 марта 2010 года «Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gzt.ru/addition/-tatjyana-golikova-podvodit-itogi-2009-goda-i-/298456.html;
  44. Сводная аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года  N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в 2007 году". Утв. Коллегией Счетной палаты Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. М.: - 2008.- Протокол N 16К(593), п. 3. - с. 9;
  45. Официальный сайт Министерства финансов РФ – www.minfin.ru;
  46. Официальный сайт Фонда социального страхования - www.fss.ru.

Информация о работе Организационно-экономическая характеристика Фонда Социального Страхования РФ