Особенности страхования строительно-монтажных работ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены следующие основные вопросы: сущность страхования строительно-монтажных рисков, объекты страхования и анализ действующей системы страхования строительно-монтажных рисков.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Теоретические основы страхования СМР ………………………………. 5
1.1. Понятие и характеристика основных видов строительно-монтажных рисков ………………………………………………………………………… 5
1.2. Сущность и необходимость страхования строительно-монтажных рисков ……………………………………………………………………...… 10
1.3. Особенности организации страхования СМР ………………………… 14
2. Анализ действующей системы страхования СМР …………………...… 21
2.1. Оценка эффективности организации страхования СМР …………….. 21
2.2. Анализ основных проблем, тормозящих развитие страхования СМР..28
2.3. Перспективы развития рынка страхования СМР …………………….. 33
Выводы и предложения …………………………………………………… 38
Список использованной литературы …………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

Курсовая СТРАХОВАНИЕ.docx

— 299.74 Кб (Скачать файл)

Опрос был проведен в интерактивном формате на круглом столе «Страхование строительно-монтажных рисков в России», состоявшемся в Москве 12 сентября 2013 года. В опросе приняли участие топ-менеджеры страховых компаний, на которых в совокупности приходится более 50% рынка страхования СМР, представители строительных организаций и их объединений.

 

Рис. 1. Основные препятствия для развития рынка страхования СМР

Рис. 2. Предложения для развития страхования СМР в частном секторе экономике в первую очередь

 

 

 

Рис. 3. Наибольшие конкурентные преимущества на рынке СМР страховщику

Рис. 4. Прогноз концентрации рынка СМР в 2014 году (доля топ – 20-85,5% в 1 полугодии 2013 года)

 

 

 

Рис. 5. Наиболее высокие темпы роста сегмента рынка страхования СМР в 2014 году.

 

По нашему прогнозу в 2014-2020 годах рост взносов по страхованию СМР продолжится за счет запуска новых федеральных строек. Пик страхования по новым крупным федеральным проектам придется на 2015-2017 годы. Уже в 2016 году темпы прироста взносов могут превысить 30. Однако на сегодняшний день, в условиях спада государственных инвестиций в строительство, потенциальный источник роста рынка – развитие страхования СМР в частном секторе экономики.

Можно сделать вывод, что доля частных строек на рынке снижается, и необходимо искать новые точки развития. В борьбе за клиента страховщикам приходится демонстрировать большую гибкость в подходах к страхованию. Уровень убыточности растет, а цены на страхование снижаются, и страхователи уже привыкли к тому, что страховые компании будут снижать тарифные ставки не смотря на рост убыточности и затрат.

 

Частный сектор мобилен, он все время маневрирует, часто полагается на авось. Иногда частнику проще обанкротиться, чем отвечать по своим обязательствам. А в государственных инфраструктурных проектах работают, в основном, крупные генподрядчики. Доля госстрахования действительно растет, но мы не видим в этом ничего плохого. Мы сейчас находимся в рецессии, а из нее нужно выходить с помощью инвестиций, в том числе и государственных.

На наш взгляд, будущее за недорогими, простыми для понимания страховыми продуктами, которые бы покрывали катастрофические риски, например, при обрушении строящегося многоэтажного здания. Такой полис должен стоить недорого, чтобы решение о его приобретении не стало для строительной организации драматическим событием. Наряду с развитием новых продуктов необходимо добиваться, чтобы в договорах на строительство смета на страхование была обязательной. Экономия должна идти за счет всех статей расходов, а не за счет вычеркивания статьи на страхование.

 

2.3. Перспективы  развития рынка страхования СМР

Продвижение «коробочных» продуктов страхования СМР, интересных частным застройщикам, может повысить стабильность бизнеса страховщиков в условиях зависимости поступления страховых взносов от крупных федеральных проектов. 80-85% взносов по страхованию СМР приходится на страхование строительных объектов, финансируемых из бюджетов разных уровней. В связи с завершением части крупных государственных строек темпы прироста взносов по страхованию СМР замедлились (за 2 года сократились на 12,3 п. п. и составили 14,3% в 1 полугодии 2013 года по сравнению с 1 полугодием 2012 года). При этом «Эксперт РА» прогнозирует ускорение роста взносов в 2014–2020 годах за счет запуска новых федеральных строек.

Если удастся преломить негативные тенденции в экономике, то можно ожидать рост рынка в пределах 5-10% в год. Заделы в виде государственных программ финансирования особенно в развитие транспортной инфраструктуры под такой рост имеются. Вопрос – в какой степени и из каких источников они будут обеспечены финансированием.

Согласно некоторым прогнозам, в ближайшее время начнутся новые масштабные стройки, поэтому темпы роста начнут расти. Поскольку у нас по разным оценкам от 75% до 85% объема рынка страхования СМР приходится на страхование проектов так или иначе финансируемых с участием государства, то от реализации крупных строек во многом зависят премии страховщиков.

На высшем государственном уровне принято решение об организации высокоскоростного пассажирского железнодорожного сообщения между городами Москва и Казань в качестве пилотного проекта с дальнейшим продлением линии ВСМ до Екатеринбурга и «подключением» к ней других крупных городов Поволжья и Урала.  Кроме того, подлежат реконструкции крупные сибирские железнодорожные магистрали (Транссибирская, БАМ), что обеспечит высокую пропускную способность и бесперебойное сообщение в грузовом транспортном коридоре Западная Европа - Дальний Восток – страны АТЭС.

Не обойдено вниманием дорожное строительство, в рамках которого с использованием механизмов государственно-частного партнерства реализуются такие проекты как строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, платной скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург, ЦКАД в Московском регионе и ряда других региональных проектов.

Государством совместно с крупными национальными энергетическими компаниями продолжают реализовываться проекты по развитию трубопроводного транспорта для обеспечения экспортных поставок жидких углеводородов на Европейский и Азиатский рынки, прежде всего в Китай, Японию и Южную Корею.

Все это - довольно дорогостоящие проекты с многолетним сроком реализации, осуществление которых во многом зависит от степени проработанности проектов, наличия землеотвода и соответствующих обременений территорий под будущее строительство, готовности строительной инфраструктуры на местах под гарантии финансирования в требуемом объеме и по срокам. 

С учетом того, что многие из указанных строек либо начаты совсем недавно, либо  начнутся в ближайшее время и будут реализовываться в течение 5-7 лет, то можно предположить, что основные сборы премии по их страхованию придутся на 2014 и последующие годы аналогично тому, как основные сборы страховщиков по олимпийским объектам пришлись на 2011-2012 год, хотя строительство по ним разворачивалось с 2008 года.

В настоящее время определены города, в которых пройдут мероприятия Чемпионата. Строятся  домашние арены для клубов высшей лиги «Зенит», «Спартак», ряд других спортивных арен, на которых пройдут соревнования мундиаля-2018, строительство некоторых из которых уже застраховано. Помимо строительства спортивных сооружений и баз для размещения спортсменов необходимо обеспечить транспортную доступность объектов, гостиничный номерной фонд, предприятия общественного питания, центры досуга, размещения СМИ и т.д., способных принять большой поток участников и гостей ЧМ-2018 в 11 городах страны. Реконструкция существующих объектов и строительство новых – вопрос предстоящих нескольких лет. К концу 2017 года нужно обеспечить высокую степень готовности всех сооружений и объектов, поэтому пик сбора премии, скорее всего, придется на 2015-2016 гг.

Рост убыточности на рынке строительно-монтажного страхования обязательно произойдет, но сложно делать какие-то конкретные прогнозы в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе.

На рост выплат безусловно влияет положительная практика выплат страховщиками в последние годы, рост страховой культуры менеджмента клиентов, стимулируемый законодательными инициативами в части изменений Градостроительного кодекса и введением фактически вмененного страхования ответственности застройщика за вред, причиненный третьим лицам.  Страховщиками подписан большой общий объем рисков, поэтому даже по закону больших чисел рост выплат вполне ожидаем как в этом, так и в последующие годы.

Если бы у всех страховщиков были типовые или близкие по содержанию правила страхования. Международные стандарты в данном виде страхования имеются и отработаны годами практики. Они строятся на базе полиса страхования строительного предпринимателя «от всех рисков», Мюнхенского перестраховочного общества, либо его более современных аналогов с соответствующим набором стандартных оговорок применительно к разным типам строительных объектов и в разных конфигурациях их использования. Тренд к унификации продукта поддерживается международными брокерами, активно работающими в данном виде страхования и являющимися зачастую законодателями моды на рынке в части предложений совершенствования продуктов технических рисков для своих клиентов. Примеров тому немало. Так, если еще несколько лет  назад страхование рисков ошибок в проектировании, дефектов материалов и недостатков изготовления было мало распространенной практикой, своего рода эксклюзивным продуктом,  то сейчас такое покрытие предоставляются зачастую автоматически и на безлимитной основе.

Тем не менее, не стоит ожидать, что строительно-монтажное страхование как продукт будет полностью унифицировано в ближайшее время. Это - длительный процесс поступательного движения рынка по мере его развития, получения опыта и повышения общего уровня «грамотности» его участников.  Для такого движения всегда есть ограничения естественного порядка. Например, для коммерческих проектов упор в основном дается на широту страхового покрытия. В особенности это касается тех проектов, осуществляющихся заказчиками с привлечением инвесторов, у которых выработались собственные критерии достаточности покрытия объекта финансирования. При страховании же проектов, финансируемых за счет бюджетов различного уровня, заказчики такого страхования, как правило, не предъявляют повышенных требований к объему страхового покрытия. Это позволяет страховщикам ограничиваться неким стандартизированным продуктом с ограниченным набором базовых условий. В отдельных случаях допускается покрытие от поименованных рисков, хотя в большинстве случаев покрытие все-таки соответствует международным стандартам в этом виде страхования (страхование от всех рисков).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Замедление роста: темпы прироста взносов по страхованию СМР за 2 года сократились на 12,3 п. п. и составили 14,3% в 1 полугодии 2013 года по сравнению с 1 полугодием 2012 года. Сокращение темпов прироста взносов связано с реализацией основного объема масштабных государственных проектов, запланированных на 2011–2013 годы, и постепенным исчерпанием эффекта от выхода строительной отрасли из кризиса. По данным «Эксперта РА», объем взносов по страхованию СМР в 1 полугодии 2013 года составил 18,8 млрд рублей. При этом рынок страхования СМР вырос в основном за счет страхования имущества. Прирост взносов в этом сегменте составил 2,3 млрд рублей, в сегменте страхования ответственности в рамках СМР – 0,13 млрд рублей, по страхованию ответственности в рамках СРО взносы сократились на 0,04 млрд рублей.

Большие надежды: по прогнозу «Эксперта РА», в 2014–2020 годах рост взносов по страхованию СМР ускорится. В 2013 году темпы прироста взносов замедляются в связи с перерывом в реализации крупнейших федеральных проектов и по итогам года составят 10-15% (объем взносов – 37-40 млрд рублей). С 2014 года начнется поступление страховых премий по новым крупным федеральным проектам (реконструкция Транссибирской магистрали, инфраструктурное строительство, связанное с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, и другие). Темпы прироста взносов в 2014 году будут зависеть от темпов поступления страховых взносов по новым федеральным проектам. При базовом прогнозе они составят 15-20% (объем взносов – 44-47 млрд рублей), при оптимистичном прогнозе, в условиях ускоренных темпов поступления страховых взносов по новым федеральным проектам, – 20-25% (47-50 млрд рублей). Уже в 2016 году темпы прироста взносов могут превысить 30%.

Время для развития: в период без «больших» строек потенциальным драйвером роста рынка является продвижение «коробочных» продуктов страхования СМР в частном секторе экономики. По оценкам «Эксперта РА», доля страхования частных строек по-прежнему остается на низком уровне и не превышает 15%. В условиях спада государственных инвестиций в строительство потенциальным источником роста рынка являются развитие и продвижение на рынок недорогих и простых для понимания страховых продуктов с четким набором застрахованных рисков (в основном катастрофических), интересных частным застройщикам. Стандартизация страховых продуктов приведет к экономии на издержках по заключению страхования СМР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые  материалы

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации Ч.2: Федеральный  закон от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Российская  газета. – 1996. -  № 23,24,25;

2. Об организации страховой  деятельности в РФ: Федеральный  закон от 27 ноября 1992 г. № 4015–1 // Российская  газета. – 1993.- от 12 января;

3. Об утверждении Правил  размещения страховщиками страховых  резервов: Приказ Минфина РФ от 2 июня 2012 г. № 100н // Российская газета. - 17.08.2012. - №189.

 

II. Специальная  литература:

4. Алиев, Б. Х. Страхование: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Б. Х. Алиев, Ю. М. Махдиева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 415 с.

5. Бутаев, Ю.С. Страховое дело в России – этап переоценки / Ю.С. Бутаев // Страховое дело. – 2010. – №11. – С.4-10.

6. Бутаева, С.Ю. Эволюция страхового надзора России / С.Ю.Бутаева // Страховое дело. – 2008. - №12. – С.34-42.

7. Королева, А. Страхование на подъеме / А. Королева – Режим доступа: http://expert.ru/2012/11/9/strahovanie-na-pod_eme/

8. Романова, М.В. Некоторые проблемы развития страхования. / М.В. Романова // Финансы и кредит. – 2011. – №1. – С.50-53.

9. Федорова, Т.А. Страхование / Т.А. Федорова. – М.: Магистр, 2009. – 1006 с.

10. Федоров, В.А. В поисках пути развития страхования. / В.А. Федоров,  О.А. Филатова // Финансы. – 2011. – №9. – С.41-44.

11. Черногузова, Т.Н. Страхование и модернизация российской экономики. / Т.Н.Черногузова // Финансы. – 2011. – №4. – С.49-51.

12. www.fssn.ru

13. www.raexpert.ru

14. www.askins.ru

15. www.insur-info.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Особенности страхования строительно-монтажных работ