Пенсионное страхование в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное страхование в России является важнейшей частью государственного социального страхования. Пенсионная система государства - это одна из наиболее значимых частей национальной экономики, которая реализует базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров. С 2002 года в Российской Федерации было введено обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), в рамках которого у каждого работника (гражданина Российской Федерации) по достижении пенсионного возраста для мужчин – 60 лет, а для женщин – 55 лет, формируются страховая и накопительная части трудовой пенсии за счет уплаченных работодателем страховых взносов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Общие положения о пенсионном страховании в Российской
Федерации……………………………………………………………………………...

5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования……………………..
5
1.2 Источники финансирования пенсионного страхования………………………..
10
Глава 2. Органы, осуществляющие пенсионное страхование……………………..
13
2.1 Пенсионные фонды в Российской Федерации………………………………….
13
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской федерации……………
17
Глава 3. Развитие пенсионного страхования……………………………………….
20
3.1 Современное состояние пенсионных фондов в Российской федерации……...
20
3.2 Перспективное развитие пенсионных фондов………………………………….
22
Заключение……………………………………………………………………….........
24
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Пенсионное страхование Булынина эл.сдан 14.12.13..doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Основными принципами обязательного пенсионного страхования являются:

1) устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, достигаемая на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение договорённостей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

 

5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в настоящее время существует угроза не соблюдения основного принципа пенсионного страхования - устойчивости финансовой системы обязательного пенсионного страхования, достигаемой на базе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов.

 

1.2 Источники финансирования  пенсионного страхования

 

Пенсионное страхование – страхование с целью формирования источников финансирования пенсий13.

Пенсионный фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения14. Пенсионный фонд является самостоятельным финансовым институтом, что характеризуется в содержании Федерального закона            от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат15.

Пенсионная система России является составной частью государственного социального страхования. Эта система уникальна и включает страхование по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, при временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на случай безработицы и медицинское страхование.

Пенсионное обеспечение преобладает преимуществом главных социальных гарантий граждан России, а пенсионная система РФ представляет собой многогранный комплекс государственных органов социальной защиты, ответственных за назначение и выплату пенсий и органов Пенсионного фонда России, выполняющих функцию сбора и аккумуляции страховых платежей, их перераспределение между территориями.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

1)обязательных взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, а так иных категорий работающих граждан;

2)ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

3)средств, возмещаемых Пенсионному фонду Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

4)средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;

5)добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений16.

Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений ПФР.

Согласно статьи 147 Бюджетного Кодекса РФ – расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации17.

Средства Пенсионного фонда России направляются на:

1) выплату пенсий за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальной пенсии18;

2) оказание органами социальной  защиты населения материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

3) выплату пособий по уходу  за ребенком в возрасте полутора  лет19;

4) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов20.

Таким образом, подводя итоги раскрытия источников финансирования можно сказать, что финансовую устойчивость Пенсионного фонда России можно определить как такое состояние его финансовых ресурсов, которое позволяет ему на основе организационной самостоятельности обеспечить развитие государственной пенсионной системы при сохранении своей платежеспособности в условиях допустимого уровня долгосрочного социального риска утраты доходов для работающих - вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - в результате смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - из-за длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Органы осуществляющие пенсионное страхование

 

2.1 Пенсионные фонды в  Российской Федерации

 

Пенсионная система развитых стран имеет сложную структуру, Россия не является исключением. В пенсионную систему России входят: Пенсионный фонд, негосударственные пенсионный фонды, работодатели, работники, пенсионеры, банки, государственные регулирующие органы и т.д.

Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) – один из наиболее значимых институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России21.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд22.

Согласно ст.5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации23. Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительным признаком Пенсионного фонда по сравнению с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

 

В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.

Как государственный внебюджетный фонд ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы, а так же обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионного обеспечения граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов или других фондов и изъятию не подлежат24.

Пенсионный фонд обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсии гражданам которые в силу обстоятельств не имеют возможности обеспечить свое проживание. Так, средства направляются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, можно определить не маловажное социальное значение Пенсионного фонда.

К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести:

 

1) целевой сбор и аккумуляция  страховых взносов;

2) капитализация средств фонда, а также привлечение добровольных  взносов физических и юридических  лиц;

3) контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением в Пенсионный  фонд страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

4) назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.

5) персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

6) выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

7) управление средствами пенсионной системы;

8) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования25.

Данный перечень является не исчерпывающим, так с 2010 года было введено администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, а также установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Работа Пенсионного фонда заключается в выполнении следующих функций:

1) Фискальная – аккумулирование денежных средств граждан страны для финансирования государственных мероприятий пенсионного обеспечения.

2)Перераспределительная – обеспечение граждан, нуждающихся в материальной поддержке, государственными пенсиями по старости, инвалидности, потери кормильца, за выслугу лет, а так же дополнительным пенсионным обеспечением.

3) Контрольная – отображение  условий функционирования государственной  пенсионной системы и уровня  материальной поддержки пенсионеров.

Наибольшей проблемой Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда обусловлен рядом причин:

1) задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов;

2) задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду Российской Федерации затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан26.

Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий и обеспечивать своевременную их выплату.

Результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

В заключение можно придти к выводу, что работа Пенсионного фонда Российской Федерации имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не год потребуется сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.

 

2.2 Негосударственные пенсионный  фонды в Российской Федерации

Первым документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах". В дальнейшем на основании данного Указа был принял Федеральный закон от 07.05.1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

1)

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации