Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 15:32, курсовая работа
Пенсионное страхование в России является важнейшей частью государственного социального страхования. Пенсионная система государства - это одна из наиболее значимых частей национальной экономики, которая реализует базовую конституционную гарантию - материальное обеспечение пенсионеров. С 2002 года в Российской Федерации было введено обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), в рамках которого у каждого работника (гражданина Российской Федерации) по достижении пенсионного возраста для мужчин – 60 лет, а для женщин – 55 лет, формируются страховая и накопительная части трудовой пенсии за счет уплаченных работодателем страховых взносов.
Введение…………………………………………………………………………….....
3
Глава 1. Общие положения о пенсионном страховании в Российской
Федерации……………………………………………………………………………...
5
1.1 Основные понятия и сущность пенсионного страхования……………………..
5
1.2 Источники финансирования пенсионного страхования………………………..
10
Глава 2. Органы, осуществляющие пенсионное страхование……………………..
13
2.1 Пенсионные фонды в Российской Федерации………………………………….
13
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской федерации……………
17
Глава 3. Развитие пенсионного страхования……………………………………….
20
3.1 Современное состояние пенсионных фондов в Российской федерации……...
20
3.2 Перспективное развитие пенсионных фондов………………………………….
22
Заключение……………………………………………………………………….........
24
Список литературы………………………
2)
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
3)
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем27.
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.
Схема их деятельности аналогична той, по которой работает государственный Пенсионный фонд Российской Федерации: они аккумулируют средства граждан, инвестируют их, ведут учет и при достижении участником пенсионного возраста назначают ему выплату накопительной части трудовой пенсии.
Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, и по обязательному пенсионному страхованию являются: фонды, Пенсионные фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица, страхователи28.
Целью создания НПФ является повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров, а так же повышение эффективности пенсионной системы.
Являясь некоммерческой организацией, НПФ не имеют права распределять полученные доходы между учредителями. Доходы фонда направляются на пополнение пенсионных резервов, пополнение пенсионных накоплений, формирование имущества.
Первоначально исключительным видом деятельности НПФ являлось негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда. Впоследствии сфера деятельности существенно расширилась, НПФ вправе не только осуществлять негосударственное пенсионное обеспечение, но также профессиональное пенсионное страхование и деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, которая заключается в аккумулировании, инвестировании и учете средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначении и выплате им накопительной части трудовой пенсии29.
В соответствии с уставом НПФ выполняют следующие функции:
1) разрабатывают правила фонда;
2) заключают договоры об
3) ведут пенсионные счета;
4) аккумулируют пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
5) производят назначение и осуществляют выплаты пенсий.
Самостоятельным типом НПФ можно считать территориальные фонды, которые работают по договорам с организациями и предприятиями на определенной территории, а также с проживающими в них физическими лицами. Этот тип фондов относится к открытым пенсионным фондам, но с ограниченным кругом обслуживаемых участников (в определенных пространственных границах).
Пример открытого пенсионного фонда, имеющего договоры с юридическими и физическими лицами - НПФ Сберегательного банка России. Он заключает договоры с любыми юридическими и физическими лицами. Основной целью его деятельности является улучшение материального положения участников фонда. Для своей работы этот фонд использует сеть филиалов и отделений Сбербанка. Это значит, что вкладчик может заключить договор не только в офисе фонда, но и в филиалах Сберегательного банка России, расположенных на территории субъектов Российской Федерации30.
Для НПФ в целом характерна неравномерность развития отдельных их типов. В настоящее время ускоренную динамику демонстрируют корпоративные и отраслевые фонды, работающие с предприятиями тех отраслей, где производство растет. В деятельности открытых пенсионных фондов, которые работают с физическими лицами, наблюдается стагнация, что можно объяснить прежде всего отсутствием позитивных сдвигов в доходах и уровне жизни населения.
Таким образом, НПФ представляет собой особый вид некоммерческих организаций и имеет специально созданную для осуществления своей деятельности организационно-правовую форму. Работа негосударственного пенсионного фонда в соответствии с российским законодательством аналогична работе Пенсионного фонда Российской Федерации. Негосударственный пенсионный фонд так же, как ПФР аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учёт, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии.
Глава 3. Развитие пенсионного страхования
3.1 Современное состояние
пенсионных фондов в
За последние десятилетия пенсионная система во многом изменилась, пережив несколько реформ, не переставая модернизироваться.
Первым сигналом к столь значительным переменам стало создание Пенсионного фонда Российской Федерации в 1990 году. Изначально ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца31. Вплоть до 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Согласно условиям данной пенсионной системы пенсии выплачивались только за счет страховых взносов работающих граждан. Таким образом, пенсия была исключительно распределительной, а все собранные деньги шли на выплату текущих пенсий.
Распределительно-накопительная пенсионная система в России начала функционировать с 1 января 2002 года. С этого времени начала действовать новая система обязательного пенсионного страхования. После реформы трудовая пенсия стала состоять из трех частей: страховой, накопительной и базовой. А после 2010 года – из двух частей: страховой и накопительной.
Страховая часть составляет 16% от фонда оплаты труда, но не превышающего 568 тыс.рублей в год. Страховая часть формируется за счет страховых взносов, поступивших после 1 января 2002 года, а также путем преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных гражданами до 2002 года. В нее включен фиксированный базовый размер (бывшая базовая часть), который выплачивается государством в обязательном порядке. Ежегодно он индексируется и увеличивается государством. По состоянию на 1 апреля 2013 года базовый размер страховой части трудовой пенсии составляет 3610.31 рублей в месяц32.
Накопительная часть составляет 6% от фонда оплаты труда. Накопительная часть будущей пенсии инвестируется, а получаемый доход приплюсовывается к будущей пенсии. Страховая и накопительная часть пенсии находится в управлении Пенсионного фонда России. Согласно закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», каждый гражданин может самостоятельно управлять накопительной частью своей пенсии33. Накопительную часть пенсии можно перевести в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Негосударственные пенсионные фонды в России существуют с 1998 года и, как правило, показывают более высокую инвестиционную доходность пенсионных накоплений. Именно поэтому перенос накопительной части пенсии в НПФ позволит увеличить размер будущей пенсии.
Летом 2009 года был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.
В 2013 году граждане моложе 1966 года рождения будут поставлены перед выбором тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии. Предлагается снизить его с 6% до 2%, тем самым увеличив тариф в страховую часть пенсии с 16% до 20%, или же оставить все как есть. О выборе тарифа или решении о переводе средств в НПФ необходимо сообщить в ПФР с помощью заявления до конца 2013 года. Если гражданин останется «молчуном», накопительная часть будет автоматически формироваться на основе 2%-ого перечисления взносов; при переводе накоплений в НПФ тариф в 6% сохранится.
На сегодняшний день граждане нашей страны сами несут ответственность за формирование своей будущей пенсии. Гражданин России может самостоятельно выбрать, кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.
Проводя пенсионную реформу, власти рассчитывают избежать бюджетного дефицита Пенсионного фонда России. В ПФР предупреждают, что если не предпринимать мер, в среднесрочной перспективе будет невозможно сохранить приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан34.
В настоящее время в российском обществе активно обсуждается дальнейшее развитие пенсионной системы, а именно запланированная с 2014 года реформа.
Значит, законодательное формирование новых пенсионных институтов еще не завершено. В Государственной Думе на разных стадиях рассмотрения находится ряд законопроектов, входящих в состав пакета законов о пенсионной реформе: законопроекты об обязательном профессиональном пенсионном страховании в РФ; о страховом взносе на обязательное профессиональное пенсионное страхование; об управлении средствами обязательного пенсионного обеспечения (страхования).
3.2 Перспективное развитие пенсионных фондов
Современное государство, проводя пенсионную реформу рассчитывают избежать бюджетного дефицита Пенсионного фонда России. Дело в том, что количество пенсионеров сейчас превышает количество трудящихся россиян. Пенсионная система РФ построена так, что работающие граждане производят отчисления в Пенсионный фонд России, который перечисляет из этих денег положенную сумму пенсионерам. Сегодня в ПФР поступает меньше денег, чем нужно выделять на пенсии. Образовавшаяся разница ложится на плечи государства, которое компенсирует её из бюджетных денег. Пенсионная реформа 2015 года призвана эту разницу уменьшить.
В рамках пенсионной реформы предусмотрены следующие изменения:
1) пересмотр размера накопительной части пенсии;
2) введение системы
3) разработка новой пенсионной формулы, согласно которой измениться порядок формирования страховой части пенсии, в которой пенсионные права учитываются в баллах 35.
В настоящее время Правительство доработало новую формулу, которая заработает с 2015 года. В новой системе предлагается вернуться к «трехчастной» пенсионной системе и выплачивать:
1) базовую пенсию - аналог нынешнего
фиксированного базового
2) страховую пенсию, размер которой будет зависеть от стажа и заработка (уплаченных с него пенсионных взносов), а также общеэкономической ситуации в стране. Рассчитываться страховая пенсия будет исходя из суммы коэффициентов личного участия работника в системе;
3) накопительную пенсию - аналог
нынешней накопительной части36
Для формирования прав на страховую пенсию меняются и условия назначений пенсии: вводиться минимальный страховой стаж в 15 лет; устанавливается минимальная сумма взносов, которая должна быть перечислена за работника; данные условия дают право на базовую пенсию, и на страховую37.
В заключении можно отметить, что при проведении реформ в пенсионной системе придется столкнуться еще со многими проблемами несовершенства Российского Законодательства, а также различных проблем социально-экономического характера.
Заключение
На основании вышеизложенного можно подвести следующие основные выводы по курсовой работе.
Рассмотрев общие положения о пенсионном страховании можно подвести итог, что пенсионное страхование является неотъемлемой частью материального обеспечении граждан в старости, регулируемое Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Раскрыв понятие пенсионного страхования можно сказать, что пенсионное страхование составляет систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до установления обязательного пенсионного обеспечения. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Сущность пенсионного страхования составляет реализация ее принципов, как общих видов социального обеспечения, так и особенных приемлемых только для пенсионного обеспечения.
Финансовая устойчивость Пенсионного фонда базируется на обязательных взносах, ассигнований из бюджета Российской Федерации и добровольных взносах физических и юридических лиц. Совсем незначительную часть в бюджете Пенсионного фонда составляют такие поступления, как суммы пени и штрафов, финансовые санкции, банковские начисления по остаткам средств на счетах региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации.
Современное состояние пенсионного фонда в настоящее время заключается в выборе граждан кому доверить свои пенсионные накопления: негосударственному пенсионному фонду, государственной управляющей компании или частной управляющей компании.
Информация о работе Пенсионное страхование в Российской Федерации