Пенсионное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в условиях современной рыночной конкуренции страхование является одним из наиболее прибыльных занятий. Растет количество страховых компаний и клиентов этих компаний. Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
1. Характеристика пенсионного страхования, его особенности и преимущества для граждан………………………………..……………………...5
1.1.Сущность и характерные особенности накопительной системы страхования………………………………………………….………………….....5
1.2.Характеристика дополнительного пенсионного страхования……..............7
1.3.Особенности и преимущества страхования дополнительных пенсий для граждан……………………………………………………………………..............10
2. Преимущества развития пенсионного страхования в Республике Беларусь…………………………………………………………………………....13 2.1 Развитие страхования дополнительных пенсий в международной практике……………………………………………………………………….….17
3. Аналитическая часть показателей страховых организаций Республики Беларусь страховых взносов и выплат, их структура. ………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая Аня С.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Если по месту работы нет группового страхования, то возможно открытие индивидуальных пенсионных счётов на предприятиях. В этом случае в  качестве страховщика выступает  предприятие. Отдельные предприятия  образуют «сепаратные инвестиционные счета»,на которых компания за счёт прибыли от инвестиций аккумулирует средства для выплат пенсий сотрудникам. Следует подчеркнуть, что условия обеспечения пенсий по старости обычно включаются в коллективный договор рабочих и служащих с предпринимателями.

В отечественной страховой  практике, начиная с 1988 года, система  государственного страховании осуществляла страхование дополнительной пенсии. Его условия предусматривали  выплату обусловленной договором  суммы дополнительно к пенсии по системе государственного социального страхования лицам, заключившим договора страхования и полностью уплатившим страховые взносы. Предполагалось, что выплата дополнительной пенсии будет производиться по достижении обычного пенсионного возраста пожизненно. Следует отметить, что в формировании фонда предстоящих выплат по договорам страхования дополнительной пенсии участвовали также средства государственного бюджета. Однако на практике данный вид страхования должно развития не получил. В настоящее время проводится коллективное страхование жизни и пенсии за счёт средств предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Механизм  добровольного пенсионного страхования  получил достаточно широкое распространение в развитых странах. К примеру, в Германии и США им пользуются около половины населения. Движущим стимулом развития этих систем является то, что государства не только гарантируют сохранность пенсионных накоплений, пресекая злоупотребления и наказывая нарушителей законов, но и всячески стимулируют рост накопительных пенсионных фондов. Главная роль в этой сфере отведена налоговому регулированию. В частности, взносы в пенсионные фонды как работников, так и работодателей, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом в течение всего периода накопления.

В нашей стране такая система пока не получила достаточного развития. В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы указывается, что «совершенствование пенсионной системы будет направлено на повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных на основании сочетания обязательного и дополнительного добровольного пенсионного страхования, распределительных и накопительных механизмов финансирования».

Совершенствование пенсионной системы — вопрос особой социальной значимости в каждом государстве. Любые изменения в этой сфере приобретают мощный общественный резонанс и в нашей стране. Это закономерно, ведь каждый четвертый житель Беларуси — пенсионер (на 1 января 2010г. в нашей стране их насчитывалось 2 млн. 445 тыс.) и в ближайшие годы ожидается массовый "приток" граждан в пенсионную систему. 

В республике на протяжении последних лет идет процесс оптимизации пенсионного законодательства. В рамках действующей пенсионной системы изыскиваются резервы для противодействия негативному влиянию на нее демографической ситуации и дополнительные источники повышения пенсий. И, безусловно, прорабатываются варианты новых, дополнительных форм пенсионного страхования. Кстати, в прошлом году принято 9 нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения.  

В настоящее время разрабатываются механизмы введения в общую пенсионную систему условно-накопительных счетов (УНС). Это позволит укрепить страховые принципы, снизить степень перераспределения пенсионных средств и в большей мере "привязать" размер пенсии к финансовому вкладу в систему пенсионного страхования.

В период уплаты страховых взносов (формирования пенсионных прав) в схемах условно-накопительных счетов на индивидуальных счетах накапливается информация об уплаченных взносах и условном доходе. Причем суммы взносов ежегодно переоцениваются в соответствии с ростом фонда заработной платы или ВВП. При наступлении времени выплат пенсия исчисляется исходя из условного баланса индивидуального счета и ожидаемого периода ее выплаты.  

Необходимо отметить, что в схемах условно-накопительных счетов не изменяется механизм финансирования пенсий. Это позволяет избежать проблем, связанных с обеспечением выплаты текущих пенсионных обязательств. При этом такие схемы имеют преимущества, аналогичные схемам с реальным накоплением. Размеры пенсий тесно увязаны с объемом уплаченных взносов, чем обеспечивается «прозрачность», стимулируется длительное «зарабатывание» пенсии и, как следствие, повышается дисциплина уплаты страховых взносов.  

Введение схемы условно-накопительных  счетов - наиболее удачное решение в условиях, когда необходимость пенсионной реформы очевидна, однако проведение параметрических преобразований трудно реализуемого

Сущность распределительного механизма заключается в том, что пенсии финансируются из текущих страховых взносов. Это когда работающее население фактически за счет своих отчислений финансово содержит пенсионеров. При накопительном механизме после выхода на пенсию человек получает ее из "копилки" страховых взносов, поступивших за период страхования, и принесенного ими инвестиционного дохода.

При переходе к формированию средств на будущие пенсии путем накопления страховых взносов и их инвестирования в экономику пенсионная система преобразуется в систему реальных накопительных счетов. Наряду с обеспечением тесной увязки размера пенсии с объемом накопленных средств в  таких накопительных пенсионных системах создаются инвестиционные ресурсы.

Однако, радикальное изменение  механизма финансирования пенсий требует  решения ряда сложных задач.

Одна из них — проблема финансирования переходного периода. "Цена вопроса" определяется объемом скрытого пенсионного долга, который заключается в стоимости пенсионных прав нынешних пенсионеров и работников в соответствии с их стажем участия в старой пенсионной системе. Размеры скрытого пенсионного долга особенно велики в странах с относительно высокими выплатами и стареющим населением. Для обеспечения накопления средств на будущие пенсии и одновременного финансирования ранее приобретенных прав в рамках прежней системы необходимо либо повышать тариф пенсионных взносов, либо снижать уровень текущих пенсий. Эти меры, естественно, нельзя отнести к разряду популярных… [7, стр.247-250] 

Есть и другие не менее сложные задачи, которые необходимо решать при изменении механизма финансирования пенсий. Это передача пенсионных средств в управление негосударственным пенсионным фондам (то есть их приватизация), создание развитого внутреннего финансового рынка, формирование институциональной структуры системы накопления (управляющих компаний, депозитариев, контролирующих и надзорных органов).

В то же время указанные факторы, сдерживающие переход к реальному накоплению, не могут рассматриваться как препятствие для реформирования пенсионной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Развитие  страхования дополнительных пенсий  в международной практике.

 

Панорама пенсионной реформы в постсоциалистических странах отражает практически весь спектр вариантов выбора между двумя полярными подходами: от полной приватизации пенсионной системы до сохранения государственной распределительной системы при корректировке ее технических параметров.

Реформы, предусматривающие полную приватизацию пенсионной системы, начаты в Казахстане. В Польше, Латвии, России и других странах наряду с введением условно-накопительных счетов пошли по пути частичной приватизации пенсионных средств. В Болгарии, Венгрии, Македонии, Хорватии ввели схему обязательного накопления страховых взносов для молодых работников. В Эстонии, Чехии и Словении отказались от приватизации системы обеспечения в старости — вместо этого было решено существенно реформировать распределительную систему, дополнив ее добровольным накопительным уровнем. 

Решение о структуре национальной пенсионной системы принимается в зависимости от того, каковы обязанности гражданина, рынка и государства в социальном обеспечении, а также от представлений общества о социальной справедливости. На выбор той или иной модели влияют и введение системы персонифицированного учета плательщиков страховых взносов, и эффективность системы сбора взносов, и степень развитости финансовых рынков, и баланс действующей пенсионной системы.

Действующая в Беларуси пенсионная система является схемой с установленными выплатами. Для нее характерно законодательное закрепление обязательства выплачивать пенсию в определенном размере в соответствии с методом ее исчисления при заранее оговоренных условиях. Исчисление пенсии в пропорции от заработка определяется пенсионной формулой. При этом в формулу легко "вписываются" периоды без уплаты страховых взносов, льготное исчисление стажа, избирательность заработка и многое другое. Таким образом, в размере пенсии не учитываются объем уплаченных взносов и ожидаемая продолжительность ее выплаты. По этой причине схемы с установленными выплатами не стимулируют к более позднему выходу на пенсию. Это означает, что в странах со стареющим населением возникает вопрос повышения общеустановленного возрастного порога… [7, стр.125-130] 

Необходимо подчеркнуть, что в связи с финансированием различного рода пенсионных льгот таким схемам свойственно высокое перераспределение средств. При появлении сложностей с финансированием пенсий возникает необходимость корректировки пенсионной формулы, а реформирование в этой сфере трудно реализуемо.  

В схемах с установленными взносами пенсии исчисляются из объема средств, зафиксированных (накопленных) на индивидуальных счетах, и ожидаемого периода их выплаты. Тем самым обеспечивается тесная увязка размера пенсии с финансовым вкладом. Такая зависимость стимулирует человека к «зарабатыванию» пенсии. Кроме того, ему становится выгодным отдалить время обращения за ней. А значит, отпадает необходимость в повышении возраста выхода на пенсию. 

Кроме того, в схемах с установленными взносами не могут предусматриваться пенсионные льготы. Их оплата ложится на самого пенсионера. Как следствие, льготы перестают быть таковыми. Освобождение системы от финансирования пенсионных льгот и практическое отсутствие перераспределения становятся надежной предпосылкой для ее финансовой стабильности и привлекательности.  

До недавнего времени схемы с установленными взносами были характерны для систем с накопительным финансированием. Вместе с тем, в последние годы в ряде стран (Латвия, Польша, Швеция, Кыргызстан, Россия) такие схемы начали функционировать в рамках системы с распределительным финансированием. В отличие от накопительных систем, где на индивидуальных счетах накапливаются страховые взносы и принесенный ими инвестиционный доход (соответственно пенсия исчисляется из объема реального капитала с учетом ожидаемого периода ее выплаты), в так называемых условно-накопительных системах на индивидуальных счетах накапливается информация об уплаченных взносах и условном доходе (соответственно в основу расчета пенсии закладывается условный баланс индивидуального счета и ожидаемого периода ее выплаты). 

В международной практике используются различные «рычаги». На суммы взносов начисляется условный доход, который обеспечивается путем ежегодного увеличения страховых взносов на индекс роста либо средней начисленной заработной платы, либо фонда заработной платы, либо ВВП или же применяется индекс, учитывающий комбинацию этих показателей. К примеру, в Латвии прирост условного капитала увязан с приростом базы взносов на социальное страхование, в Швеции — с индексом заработной платы. 

Для Беларуси предпочтительным представляется применение индекса  фонда заработной платы. Этот показатель (в отличие от индекса средней заработной платы) учитывает изменение численности занятых, рост производительности труда, уровень заработной платы, демографические факторы (снижение рождаемости, миграция населения трудоспособного возраста). Это позволит избежать переоценки взносов относительно текущих финансовых возможностей пенсионной системы. 

 Люди, работавшие и уплачивавшие страховые взносы до введения новых правил, но выходящие на пенсию после их введения, подпадают под правила переходного периода.  

В Латвии, Кыргызстане, Польше и России произведена оценка накопленных пенсионных прав, то есть рассчитан начальный (условный) пенсионный капитал. В Латвии трудовой стаж работника, накопленный до 1996 года (даты введения новых правил), оценен в 2% его средней заработной платы в 1996-1999 годах. В Кыргызстане стоимость года трудового стажа составляет 1% средней заработной платы работника за 60 месяцев до введения персонифицированного учета. [18, стр.20-22] 

Как считают латвийские специалисты, результатом действия переходных правил явилась большая разница в пенсии у тех, кто вышел на заслуженный отдых сразу после введения нового пенсионного законодательства, по сравнению с теми, кто вышел на пенсию позже, хотя при этом имел примерно одинаковый трудовой стаж и доходы до 1996 года, но разные доходы в 1996-1999 годах. В результате оказались "наказаны" те, у кого карьера в этот период не была столь успешной… 

В целом оценка пенсионных прав по сути сводится к назначению всем работникам (вне зависимости от их возраста) пенсий или их части, заработанной к моменту оценки таких прав. По опыту стран, пошедших по такому пути, этот процесс сопряжен с массой проблем и ошибок. 

В Швеции накопленные права не "переводились" в начальный условный капитал. Пенсия лицам, подпавшим под действие переходных правил (родившиеся между 1938 и 1954 годами), состоит из части, исчисленной по ранее действовавшим правилам, и части, исчисленной по новым правилам. Так, для лиц 1938 года рождения пенсия состоит из 16/20 "старой" пенсии и 4/20 "новой". Для лиц 1953 года рождения "старая" часть составляет 1/20, "новая" — 19/20.

Информация о работе Пенсионное страхование