Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:14, курсовая работа
Сегодня в условиях современной рыночной конкуренции страхование является одним из наиболее прибыльных занятий. Растет количество страховых компаний и клиентов этих компаний. Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.
Введение……………………………………………………………………...........3
1. Характеристика пенсионного страхования, его особенности и преимущества для граждан………………………………..……………………...5
1.1.Сущность и характерные особенности накопительной системы страхования………………………………………………….………………….....5
1.2.Характеристика дополнительного пенсионного страхования……..............7
1.3.Особенности и преимущества страхования дополнительных пенсий для граждан……………………………………………………………………..............10
2. Преимущества развития пенсионного страхования в Республике Беларусь…………………………………………………………………………....13 2.1 Развитие страхования дополнительных пенсий в международной практике……………………………………………………………………….….17
3. Аналитическая часть показателей страховых организаций Республики Беларусь страховых взносов и выплат, их структура. ………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………33
В Беларуси пенсия в 2005 году исчислялась из заработка за 11 лет подряд из последних 21 года работы (в 2006 году — из заработка за 12 лет из последних 22 лет работы). При этом применяется механизм «осовременивания» заработка пенсионера.
По моему мнению, во избежание "перекосов" в размерах пенсий период, заработок за который учитывается при исчислении пенсии, не может быть уменьшен. Учитывая, что период, заработок за который принимается во внимание при расчете пенсии, охватывает периоды с высоким уровнем инфляции, механизм «осовременивания» заработка должен быть также сохранен (при этом он может быть несколько модернизирован). Представляется нецелесообразным производить оценку накопленных пенсионных прав (за период до введения персонифицированного учета — 2003 года) — необходимо перейти к исчислению пенсии исходя из уплаченных взносов постепенно. То есть при исчислении части пенсии за период до 2003 года оставить прежний подход (в зависимости от заработка и стажа), при исчислении части пенсии за период с 2003 года — применять схему с установленными взносами.
Так, механизм индексации пенсий исходя из роста доходов работников является наиболее благоприятным для пенсионеров. Однако в условиях стабильной экономики это наиболее затратный подход для пенсионной системы. При индексации, исходя из роста потребительских цен обеспечивается защита пенсий от инфляции, но не происходит их реальный рост. Такой механизм, как правило, обеспечивает значительную экономию средств.
В Беларуси в основу индексации трудовых пенсий положен рост заработной платы работников, а минимальные и социальные пенсии индексируются параллельно изменению бюджета прожиточного минимума.
На будущее оптимальным подходом представляется смешанный вариант индексации: комбинация двух индексов (роста заработной платы и потребительских цен) в равных долях. С одной стороны, этот вариант в определенной степени обеспечивает экономию средств (в сравнении с полной индексацией по росту заработной платы), с другой — не "замораживает" реальные пенсии во времени.
Работа еще только началась. Говорить сегодня о конкретных сроках введения УНС нецелесообразно, поскольку такие фронтальные изменения в пенсионном обеспечении проходят через мощные "фильтры" согласований, доработок, да и законодательная процедура также требует немало времени. В качестве ориентира можно назвать 2010 год.
В выборе путей развития пенсионной системы должен использоваться весь спектр возможностей, включая дополнительное пенсионное страхование. Это тем более важно, что накопительная система не является безальтернативной. В конце концов, и это убедительно доказывают международные эксперты, распределительная и накопительная системы - всего лишь способ финансирования. Конечный результат - уровень пенсионного обеспечения - зависит от объемов производства, т.е. от экономического состояния страны. [19]
3. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ВЫПЛАТ, ИХ СТРУКТУРА.
Таблица поступление страховых взносов и страховых выплат по страхованию дополнительных пенсий 2008-2010г.
Название |
1 октября 2008 г. |
1 октября 2009 г. |
1 октября 2010 г. |
Страховые премии (взносы), тыс.руб |
30215030,9 |
38041853,3 |
47510259,1 |
Процент к общей сумме страховых взносов (%) |
4,34 |
4,69 |
4,91 |
Процент к соответствующему периоду прошлого года (%) |
128,71 |
125,9 |
124,89 |
Страховые выплаты |
3703170,2 |
7858645.8 |
9273368,2 |
Процент к общей сумме страховых взносов(%) |
1,12 |
1,73 |
1,61 |
Процент к соответствующему периоду прошлого года (%) |
135,03 |
212,21 |
118 |
Проанализировав данные таблицы, построив графики на которых отразили поступление страховых взносов и страховых выплат по страхованию дополнительных пенсий 2008-2010г. [6]
График 1
Поступления страховых взносов по страхованию дополнительных пенсий
На основании графика можно сделать следующие выводы:
- в 2010г. по сравнению
с 2009г. поступление
-в 2009г. по сравнению с 2008г. поступление страховых взносов по страхованию дополнительных пенсий увеличилось на 7826822,4 что составило 26%;
-в 2010г. по сравнению
с 2008г. поступление
График 2
Выплата страхового возмещения по страхованию дополнительной пенсии
На основании графика
можно сделать следующие
- в 2010г. по сравнению
с 2009г. страховые выплаты по
страхованию дополнительных
- в 2009г. по сравнению с 2008г. страховые выплаты по страхованию дополнительных пенсий увеличились на 4155475,6 что составило 112%;
- в 2010г. по сравнению
с 2008г. страховые выплаты по
страхованию дополнительных
Таким образом, рост взносов обусловлен совершенствованием пенсионной системы в Республике Беларусь, повышения уровня знаний граждан о страховании, развитие новых видов добровольного страхования, явное преимущество программы страхования дополнительных пенсий, рост профессионального уровня специалистов – страховщиков, качество предоставляемых страховых услуг.
В % к общей сумме взносов по личному страхованию
Страхование дополнительных пенсий – одна из самых популярных современных страховых услуг. Страхование пенсии даёт возможность гражданам создать свой личный пенсионный счёт и обеспечить себя страховой защитой на случай непредвиденных событий. Такая популярность добровольного страхования обусловлена преимуществом программы:
- возможность выбирать размер страхового взноса и сумму дополнительных пенсий;
- возможность выбирать валюту страхования;
- взносы можно уплачивать в банках, через банкоматы, Интернет, на почте, на работе путём удержания из заработной платы, в центрах продаж;
- при установлении 1 или
2 группы инвалидности страховой
взнос уменьшается, а
- страховые взносы
и выплаты не облагаются
- в момент выхода на пенсию Вы можете выбрать срок и периодичность получения дополнительной пенсии;
- дополнительная пенсия наследуется. [20]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное предназначение страхования – обеспечить защиту интересов организаций и физических лиц при наступлении различных событий за счет средств страховых резервов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов.
Развитие страхования в
Недостаточное развитие добровольного страхования – главная проблема развития страхового рынка в республике. Именно добровольное страхование является источником долгосрочных инвестиций в экономику страны, так как договор страхования не может быть заключен на срок меньше, чем три года. Анализ развития видов страхования, относящихся, к добровольному страхованию показывает, что страховые организации ориентированы главным образом на заключение договоров с организациями, а не на непосредственную работу с гражданами. Это связано с недостаточно высоким уровнем доходов, низким уровнем развития страховой культуры населения, отдельных страховых посредников и менеджмента большинства страховщиков, отсутствием достаточных экономических и налоговых стимулов для населения.
Для дальнейшего развития видов
добровольного страхования
– повышение уровня страховой культуры
населения путем усиления агитации
и разъяснения целей
– совершенствование системы
– обеспечение опережающих темпов развития добровольных видов страхования по сравнению с обязательными видами страхования;
– повышение темпов развития видов добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни;
– расширение и развитие сферы добровольного страхования медицинских расходов.
Такие виды добровольного страхования, как страхование дополнительной пенсии и медицинских расходов, должны стать одним из элементов «социального пакета», предоставляемого нанимателями своим работникам.
Участие государства в этом процессе объективно необходимо, поскольку именно государство путем государственного регулирования страхового рынка обеспечивает защиту законных интересов страхователей. В целях гарантирования социальной стабильности и ускорения развития экономики необходимо :
– совершенствование
– расширение масштаба применения обязательного
страхования в сферах деятельности,
связанных с наибольшими
– участие государства в создании государственных страховых организаций, специализирующихся на осуществлении отдельных видов добровольного страхования, относящихся к страхованию жизни, развитии специализированных страховых, в том числе перестраховочных, организаций;
– оптимизация страхового портфеля государственных страховых
организаций и страховых организаций,
в уставных фондах которых более 50 процентов
долей (простых (обыкновенных) или иных
голосующих акций) находятся в собственности
Республики Беларусь и (или) ее административно-
Задачи, поставленные перед отечественным страховым рынком, диктуют и необходимость повышения уровня профессиональной подготовки и квалификации кадров в сфере страховой деятельности. Отсутствие оптимальной системы повышения квалификации работников страховой сферы отрицательно сказывается на качестве страховых услуг.
В этих целях необходимо:
– продолжить подготовку специалистов
по страховому делу в учреждениях
образования по трехуровневому принципу
обучения, обеспечивающему
– активизировать работу по повышению квалификации работников страховых организаций путем проведения практических конференций, курсов, семинаров и других форм обучения;
– активнее привлекать к разработке учебно-методической и научной литературы по вопросам страхования специалистов из числа работников ведущих страховых организаций и органа государственного надзора за страховой деятельностью;
– обеспечить достаточным тиражом издание специализированной периодической литературы, освещающей актуальные проблемы страховой деятельности в республике.
Все эти мероприятия позволят:
– уменьшить нагрузку на бюджет Республики Беларусь в части возмещения непредвиденных потерь, вызванных факторами природно-техногенного характера не за счет бюджетных средств, а за счет механизма страхования, как обязательного, так и добровольного;
– привлечь на долгосрочной основе в национальную экономику сбережения населения и организаций путем увеличения охвата страхователей по видам добровольного страхования, и прежде всего относящихся к страхованию жизни;
– обеспечить стабильность и надежность национального страхового рынка, повысить его конкурентоспособность и инвестиционные возможности;
– сократить отток иностранной валюты путем развития национальной перестраховочной организации;
– внедрить современные стандарты
надзора и регулирования
– обеспечить высокий уровень
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь;