Содержание
Введение
1. Система персонифицированного
учета застрахованных лиц
1.1. Понятие, цели,
функции и значение персонифицированного
учета.
1.2. Основные принципы
персонифицированного учета.
1.3. Учет взносов
на пенсионное страхование и
трудового стажа застрахованных
лиц.
2. Социально-экономические
условия развития накопительного
пенсионного страхования
2.1. Понятие и
виды накопительного пенсионного
страхования.
2.2. Сущность и
принципы развития накопительного
пенсионного страхования.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Среди
важнейших преобразований в социальной
политике государства особое
место занимает реформирование
пенсионной системы, которая затрагивает
интересы нескольких поколений
на протяжении достаточно долгого
времени.
Актуальность
реформирования пенсионной системы
связана с теми негативными
демографическими изменениями, которые
происходят в нашей стране
сейчас и которые, как обоснованно
считают демографы и социологи,
обострятся в ближайшие десять
- двадцать лет. Это заставляет
искать новые подходы в решении
задач материального обеспечения
нетрудоспособных граждан при
наступлении старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца.
Сложившаяся
еще в предреформенный период,
претерпевшая существенные изменения
в ходе реформирования российского
общества пенсионная система,
основана на принципах солидарности
поколений. И даже частично
модернизированная, она не способна
обеспечить достойный уровень
жизни нынешним, а тем более
будущим пенсионерам.
Правительством
Российской Федерации и созданным
Указом Президента Российской
Федерации от 17 февраля 2001 года1 Национальным советом была
рассмотрена и одобрена Программа пенсионной
реформы 2, разработанная Пенсионным
фондом России совместно с министерствами
труда, экономического развития и финансов
Российской Федерации, которая является
одним из основополагающих документов,
определяющим новые принципы и направления
развития пенсионной системы Российской
Федерации.
Новая пенсионная
реформа началась практически
с принятия Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного
страхования"3.
В настоящее
время приняты новые пенсионные
законы Федеральный закон от 17.12.2001
№ 173-ФЗ "О трудовых пенсиях
в Российской Федерации", Федеральный
закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении
в Российской Федерации", Федеральный
закон от 15.12.2001167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации" и Федеральный закон
от 31.12.2001№ 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый
кодекс Российской Федерации
и некоторые законодательные
акты Российской Федерации о
налогах и сборах".4
Таким образом,
с 1 января 2002 года в России
завершается данный этап пенсионной
реформы.
Кроме того,
в настоящее время дорабатываются
проекты федеральных законов
"Об инвестировании средств
для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в Российской
Федерации" и "Об обязательных
профессиональных пенсиях в Российской
Федерации", "Об страховом взносе
на финансирование обязательных
профессиональных систем", "Об
управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения (страхования)
в Российской Федерации".
Одновременно
были внесены изменения и дополнения
в Федеральный закон Российской
Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об
индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного
пенсионного страхования" (в ред.
Федерального закона от 25.10.2001 №
138-ФЗ)5.
Развитию
системы индивидуального (персонифицированного)
учета придано важное значение.
Это связано с тем, что при
переходе к формированию пенсионных
прав на основании учета фактически
уплаченных страховых взносов
и в связи с введением накопительной
части трудовой пенсии и профессионального
пенсионного страхования необходимо
в кратчайшие сроки приспособить
только сложившуюся в последние
годы и практически только начавшую
работать систему персонифицированного
учета к новым условиям.
Органом,
осуществляющим индивидуальный (персонифицированный)
учет в системе государственного
пенсионного страхования, является
Пенсионный фонд Российской Федерации,
который на каждое застрахованное
лицо открывает индивидуальный
лицевой счет с постоянным
страховым номером, в котором
содержатся определенные сведения.
Система
индивидуального (персонифицированного)
учета обеспечивает сбор сведений
о трудовом стаже и заработке,
на который начисляются страховые
взносы в Пенсионный фонд.
Персонифицированный
учет будет содействовать решению
ряда проблем. Так, он приведет
механизмы государственной пенсионной
системы в соответствие с развивающимися
рыночными отношениями, даст возможность
развивать государственное пенсионное
страхование в направлении установления
зависимости размера пенсии от
страхового стажа и уплаченных
страховых взносов, создаст возможность
более точного прогнозирования
изменений численности занятого
населения и пенсионеров в
стране, как в целом, так и
по отдельным профессиям.
Только
при постоянно развивающейся
и совершенствующейся системе
индивидуального (персонифицированного)
учета возможно обеспечение информационной
поддержки прогнозирования расходов
на выплату пенсий, определение
тарифа страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации,
расчет макроэкономических показателей,
касающихся государственного пенсионного
обеспечения, совершенствование
пенсионного законодательства Российской
Федерации1.
Сложившаяся
в России система пенсионного
обеспечения обладает целым рядом
существенных недостатков, и главное,
не может обеспечить стабильное
исполнение обязательств государства
перед пенсионерами в ближайшей
перспективе. И если вопрос задержки выплат
государственных пенсий в какой-то степени
был решен, то проблема неадекватности
размера пенсии социальным потребностям
пенсионеров стоит сейчас весьма остро.
Для некоторых категорий пенсионеров
пенсии не достигают даже уровня прожиточного
минимума.
Нынешняя пенсионная
система создавалась в иных
социально-экономичес-ких и политических
условиях, предполагавших абсолютное
господство государственной собственности
на средства производства и
продукты труда. В этих условиях
разрыв, между вкладом каждого
застрахованного в финансирование
пенсионной системы и объемами
получаемых за ее счет выплат,
рассматривался как несущественный,
поскольку весь национальный
доход находились в одних руках,
и мог распределяться в пользу
той или иной группы населения
в зависимости от политических
и иных потребностей.
В современных
условиях такая система перестала
удовлетворять потребностям застрахованных,
которые фактически осуществляют
финансирование системы в пользу
нынешнего поколения пенсионеров.
Неудовлетворенность большинства
плательщиков данными принципами
нашла свое отражение в уклонении
от уплаты страховых взносов,
снижении заинтересованности в
участии в пенсионной системе
со стороны застрахованных.
Кроме того,
проблемы пенсионного обеспечения
обусловлены и другими экономическими
факторами. Основной из них
– низкий уровень заработной
платы у большинства работающих,
который служит базой для создания
пенсионного резерва для последующих
страховых выплат пенсионерам.
Именно по этой причине объем
страховых платежей, поступающих
за работающих граждан, примерно
в тридцати процентах случаев
не обеспечивает им размер
пенсии на уровне прожиточного
минимума, лишь в половине случаев
гарантирует пенсию в диапазоне
от 100 до 200 процентов прожиточного
минимума, и только за двадцать
процентов работающих перечисляются
взносы, достаточные для выплаты им пенсии
в размере, более чем в два раза превышающем
прожиточный минимум пенсионера.
Отсюда следует,
что значительный объем финансовых
ресурсов пенсионной системы
используется для перераспределения
с целью поддержания минимального
уровня доходов малообеспеченных
групп пенсионеров. В итоге
функции существующей распределительной
системы пенсионного обеспечения,
в которой размер пенсии слабо
зависит от объема уплаченных
страховых платежей и не отвечает
страховым принципам, по сути,
сводятся к выравниванию доходов
пенсионеров.
Ситуация
усложняется явно выраженной
демографической тенденцией старения
нации в результате снижения
рождаемости и увеличения средней
продолжительности жизни. В настоящее
время на одного пенсионера
приходится менее 2-х работающих,
в то время как, например, в
60-е годы это соотношение составляло
10-11 работающих на одного пенсионера,
и именно такое соотношение
является необходимым условием
для нормального функционирования
распределительной системы. В
настоящее время, в связи с
ростом числа пенсионеров и
снижении численности работающих
в народном хозяйстве, существенно
увеличивается нагрузка на трудоспособных
членов общества для покрытия
расходов на текущие пенсионные
выплаты.
Можно конечно
прибегнуть к повышению налогов,
но, как показывает опыт ряда
европейских стран, увеличение
ставок отчислений негативно
влияет на уровень занятости,
а значит, в нынешних условиях
неприемлемо. Законодательное увеличение
пенсионного возраста в период
реформ противоречит ожиданиям
людей и может вызвать резкую
негативную реакцию.
Вывод таков:
старение населения при отсутствии
реформаторских действий приведет
к взрывному росту государственного
долга.
Предотвратить
углубление кризиса пенсионной
системы и создать предпосылки
для социально-экономического роста
можно путем поэтапного перехода
от всеобщей распределительной системы
к смешанной системе пенсионного обеспечения.
В сегодняшних условиях требуется новая
модель отношений субъектов пенсионной
системы, основанная на механизмах и технологиях
реального страхования, что позволит повысить
уровень пенсионного обеспечения граждан
и финансовую устойчивость пенсионной
системы.
1. Система персонифицированного
учета застрахованных лиц
1.1. Понятие, цели,
функции и значение персонифицированного
учета
Уже на протяжении
полутора десятилетий в Российской
Федерации действует система индивидуального
(персонифицированного) учета, правовую
основу которой составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный
закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного
страхования", законы и иные нормативные
правовые акты Российской Федерации,
международные договоры, регулирующие
правоотношения в этой сфере.
Что следует
понимать под индивидуальным (персонифицированным)
учетом? Согласно ст. 1 Федерального закона
N 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный)
учет - это организация и ведение учета
сведений о каждом застрахованном лице
для реализации пенсионных прав в соответствии
с действующим законодательством.
Под застрахованным
лицом следует, в частности,
понимать лицо, работающее по трудовому
договору или по договору гражданско-правового
характера, предметом которого являются
выполнение работ и оказание услуг, по
авторскому и лицензионному договору,
а также иные категории граждан, у которых
отношения по обязательному пенсионному
страхованию возникают в соответствии
с Федеральным законом N 167-ФЗ. Страхователями,
в свою очередь, например, являются учреждения,
производящие выплаты физическим лицам
(ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ).
Индивидуальный (персонифицированный)
учет включает в себя:
● регистрацию застрахованных
лиц;
● сбор сведений о страховом
стаже, заработной плате и доходе,
начисленных, уплаченных и поступивших
страховых взносах за застрахованных
лиц, а также об иных поступивших средствах
пенсионных накоплений застрахованных
лиц и внесение их в лицевые счета;
● сбор сведений о включаемых
в трудовой (страховой) стаж периодах
работы и (или) иной деятельности застрахованных
лиц до их регистрации в системе обязательного
пенсионного страхования и внесение их
в лицевые счета;
● направление застрахованным
лицам сведений, содержащихся в их
индивидуальных лицевых счетах, а
также информирование застрахованных
лиц о состоянии специальной части их
лицевого счета и результатах инвестирования
средств пенсионных накоплений;