Персонифицированный учет застрахованных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 21:59, контрольная работа

Описание работы

Ситуация усложняется явно выраженной демографической тенденцией старения нации в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни. В настоящее время на одного пенсионера приходится менее 2-х работающих, в то время как, например, в 60-е годы это соотношение составляло 10-11 работающих на одного пенсионера, и именно такое соотношение является необходимым условием для нормального функционирования распределительной системы.

Содержание работы

Введение
1. Система персонифицированного учета застрахованных лиц
1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета.
1.2. Основные принципы персонифицированного учета.
1.3. Учет взносов на пенсионное страхование и трудового стажа застрахован¬ных лиц.
2. Социально-экономические условия развития накопительного пенсионного страхования
2.1. Понятие и виды накопительного пенсионного страхования.
2.2. Сущность и принципы развития накопительного пенсионного страхования.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

К. Р..docx

— 63.92 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

1. Система персонифицированного  учета застрахованных лиц

    1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета.

    1.2. Основные принципы  персонифицированного учета.

    1.3. Учет взносов  на пенсионное страхование и  трудового стажа застрахованных лиц.

2. Социально-экономические   условия  развития накопительного  пенсионного страхования

    2.1. Понятие и  виды накопительного пенсионного  страхования.

    2.2. Сущность и  принципы развития накопительного  пенсионного страхования.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Среди  важнейших преобразований в социальной  политике государства особое  место занимает реформирование  пенсионной системы, которая затрагивает  интересы нескольких поколений  на протяжении достаточно долгого  времени.

       Актуальность  реформирования пенсионной системы   связана с теми негативными  демографическими изменениями, которые  происходят в нашей стране  сейчас и которые, как обоснованно  считают демографы и социологи,  обострятся в ближайшие  десять - двадцать лет. Это заставляет  искать новые подходы в решении  задач материального обеспечения  нетрудоспособных граждан при  наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.

       Сложившаяся  еще в предреформенный период, претерпевшая существенные изменения  в ходе реформирования российского  общества пенсионная система,  основана на принципах солидарности  поколений. И даже частично  модернизированная, она не способна  обеспечить достойный уровень  жизни нынешним, а тем более  будущим пенсионерам.

       Правительством  Российской Федерации и созданным  Указом Президента Российской  Федерации от 17 февраля 2001 года1 Национальным советом была рассмотрена и одобрена Программа пенсионной реформы 2, разработанная Пенсионным фондом России совместно с министерствами труда, экономического развития и финансов Российской Федерации, которая является одним из основополагающих документов, определяющим новые принципы и направления развития пенсионной системы Российской Федерации.

      Новая пенсионная  реформа началась практически  с принятия Федерального закона  от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в  системе государственного пенсионного  страхования"3.

      В настоящее  время приняты новые пенсионные  законы Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации", Федеральный  закон от 15.12.2001  № 166-ФЗ "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации", Федеральный  закон от 15.12.2001167-ФЗ "Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации" и Федеральный закон  от 31.12.2001№ 198-ФЗ "О внесении  дополнений и изменений в Налоговый  кодекс Российской Федерации  и некоторые законодательные  акты  Российской Федерации о  налогах и сборах".4

      Таким образом,  с 1 января 2002 года в России  завершается данный этап пенсионной  реформы.

      Кроме того, в настоящее время дорабатываются  проекты федеральных законов  "Об инвестировании средств  для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской  Федерации" и "Об обязательных  профессиональных пенсиях в Российской  Федерации", "Об страховом взносе  на финансирование обязательных  профессиональных систем", "Об  управлении средствами государственного  пенсионного обеспечения (страхования)  в Российской Федерации".

       Одновременно  были внесены изменения и дополнения  в Федеральный закон Российской  Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об  индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования" (в ред.  Федерального закона от 25.10.2001 №  138-ФЗ)5.

       Развитию  системы индивидуального (персонифицированного) учета придано важное значение. Это связано с тем, что при  переходе к формированию пенсионных  прав на основании учета фактически  уплаченных страховых взносов  и в связи с введением накопительной  части трудовой пенсии и профессионального  пенсионного страхования необходимо  в кратчайшие сроки приспособить  только сложившуюся в последние  годы и практически только начавшую работать систему персонифицированного учета к новым условиям.

      Органом,  осуществляющим индивидуальный (персонифицированный)  учет в системе государственного  пенсионного страхования, является  Пенсионный фонд Российской Федерации,  который на каждое застрахованное  лицо открывает индивидуальный  лицевой счет с постоянным  страховым номером, в котором  содержатся определенные сведения.

      Система  индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивает сбор сведений  о трудовом стаже и заработке,  на который начисляются страховые  взносы в Пенсионный фонд.

     Персонифицированный  учет будет содействовать решению  ряда проблем. Так, он приведет  механизмы государственной пенсионной  системы в соответствие с развивающимися  рыночными отношениями, даст возможность  развивать государственное пенсионное  страхование в направлении установления  зависимости размера пенсии от  страхового стажа и уплаченных  страховых взносов, создаст возможность  более точного прогнозирования  изменений численности занятого  населения и пенсионеров в  стране, как в целом, так и  по отдельным профессиям. 

      Только  при постоянно развивающейся  и совершенствующейся системе  индивидуального (персонифицированного) учета возможно обеспечение информационной  поддержки прогнозирования расходов  на выплату пенсий, определение  тарифа страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации,  расчет макроэкономических показателей,  касающихся государственного пенсионного  обеспечения, совершенствование  пенсионного законодательства Российской  Федерации1.

     Сложившаяся  в России система пенсионного  обеспечения обладает целым рядом  существенных недостатков, и главное,  не может обеспечить стабильное  исполнение обязательств государства  перед пенсионерами в ближайшей  перспективе. И если вопрос задержки выплат государственных пенсий в какой-то степени был решен, то проблема неадекватности размера пенсии социальным потребностям пенсионеров стоит сейчас весьма остро. Для некоторых категорий пенсионеров пенсии не достигают даже уровня прожиточного минимума.

     Нынешняя пенсионная  система создавалась в иных  социально-экономичес-ких и политических  условиях, предполагавших абсолютное  господство государственной собственности  на средства производства и  продукты труда. В этих условиях  разрыв, между вкладом каждого  застрахованного в финансирование  пенсионной системы и объемами  получаемых за ее счет выплат, рассматривался как несущественный, поскольку весь национальный  доход находились в одних руках,  и мог распределяться в пользу  той или иной группы населения  в зависимости от политических  и иных потребностей.

     В современных  условиях такая система перестала  удовлетворять потребностям застрахованных, которые фактически осуществляют  финансирование системы в пользу  нынешнего поколения пенсионеров.  Неудовлетворенность большинства  плательщиков данными принципами  нашла свое отражение в уклонении  от уплаты страховых взносов,  снижении заинтересованности в  участии в пенсионной системе  со стороны застрахованных.

      Кроме того, проблемы пенсионного обеспечения  обусловлены и другими экономическими  факторами. Основной из них  – низкий уровень заработной  платы у большинства работающих, который служит базой для создания  пенсионного резерва для последующих  страховых выплат пенсионерам.  Именно по этой причине объем  страховых платежей, поступающих  за работающих граждан, примерно  в тридцати процентах случаев  не обеспечивает им размер  пенсии на уровне прожиточного  минимума, лишь в половине случаев  гарантирует пенсию в диапазоне  от 100 до 200 процентов прожиточного  минимума, и только за двадцать  процентов работающих перечисляются взносы, достаточные для выплаты им пенсии в размере, более чем в два раза превышающем прожиточный минимум пенсионера.

     Отсюда следует,  что значительный объем финансовых  ресурсов пенсионной системы  используется для перераспределения  с целью поддержания минимального  уровня доходов малообеспеченных  групп пенсионеров. В итоге  функции существующей распределительной  системы пенсионного обеспечения,  в которой размер пенсии слабо  зависит от объема уплаченных  страховых платежей и не отвечает  страховым принципам, по сути, сводятся к выравниванию доходов  пенсионеров.

      Ситуация  усложняется явно выраженной  демографической тенденцией старения  нации в результате снижения  рождаемости и увеличения средней  продолжительности жизни. В настоящее  время на одного пенсионера  приходится менее 2-х работающих, в то время как, например, в  60-е годы это соотношение составляло 10-11 работающих на одного пенсионера, и именно такое соотношение  является необходимым условием  для нормального функционирования  распределительной системы. В  настоящее время, в связи с  ростом числа пенсионеров и  снижении численности работающих  в народном хозяйстве, существенно  увеличивается нагрузка на трудоспособных  членов общества для покрытия  расходов на текущие пенсионные  выплаты.

      Можно конечно  прибегнуть к повышению налогов,  но, как показывает опыт ряда  европейских стран, увеличение  ставок отчислений негативно  влияет на уровень занятости,  а значит, в нынешних условиях  неприемлемо. Законодательное увеличение  пенсионного возраста в период  реформ противоречит ожиданиям  людей и может вызвать резкую  негативную реакцию.

     Вывод таков:  старение населения при отсутствии  реформаторских действий приведет  к взрывному росту государственного  долга.

      Предотвратить  углубление кризиса пенсионной  системы и создать предпосылки  для социально-экономического роста  можно путем поэтапного перехода от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения. В сегодняшних условиях требуется новая модель отношений субъектов пенсионной системы, основанная на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан и финансовую устойчивость пенсионной системы.

1. Система персонифицированного  учета застрахованных лиц

1.1. Понятие, цели, функции и значение персонифицированного учета

     Уже на протяжении  полутора десятилетий в Российской  Федерации действует система индивидуального (персонифицированного) учета, правовую основу которой составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры, регулирующие правоотношения в этой сфере.

     Что следует  понимать под индивидуальным (персонифицированным)  учетом? Согласно ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством.

     Под застрахованным  лицом следует, в частности,  понимать лицо, работающее по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по авторскому и лицензионному договору, а также иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Страхователями, в свою очередь, например, являются учреждения, производящие выплаты физическим лицам (ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ).

Индивидуальный (персонифицированный) учет включает в себя:

● регистрацию застрахованных лиц;

● сбор сведений о страховом  стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц, а также об иных поступивших средствах пенсионных накоплений застрахованных лиц и внесение их в лицевые счета;

● сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности застрахованных лиц до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и внесение их в лицевые счета;

● направление застрахованным лицам сведений, содержащихся в их индивидуальных лицевых счетах, а  также информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их лицевого счета и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений;

Информация о работе Персонифицированный учет застрахованных лиц