Перспективы развития социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2011-2012 гг., 2012 и 2013 гг. – возьмем из планового бюджета);
- провести анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования;
- выявить проблемы Фонда и найти оптимальные пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Сущность Фонда социального страхования
1.1 Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………...5
1.2 Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………7
1.3 Управление Фондом социального страхования РФ………………..13
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ
2.1 Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования….17
2.2 Структура расходов Фонда и анализ ее изменения……………………20
Глава 3. Перспективы развития социального страхования
3.1 Актуальные проблемы социального страхования…………………..30
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………4

Глава 1. Сущность Фонда социального страхования

1.1 Становление и  особенности функционирования  Фонда социального  страхования РФ…………………………………………………………………...5

1.2    Формирование, цели, задачи и структура  Фонда социального  страхования РФ……………………………………………………………………7

1.3 Управление Фондом  социального страхования  РФ………………..13

Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ

2.1 Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования….17

2.2 Структура расходов Фонда и анализ ее изменения……………………20

Глава 3. Перспективы развития социального страхования

3.1   Актуальные  проблемы социального  страхования…………………..30

Заключение………………………………………………………………….36

Список используемой литературы………………………………………...37

 

Введение

Социальная  защита населения - одна из важнейших  составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения  в случае наступления социального  риска (старости, инвалидности и т.п.).

   Актуальность  темы работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в  жизни высокоразвитого рыночного  общества. Для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление  о том, какую роль играет страхование  и каким образом его можно  использовать для защиты от возможных  убытков в процессе хозяйственной  деятельности и в личной жизни.

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда  социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение  следующих задач:    

- определить сущность Фонда,  его цели, задачи и структуру;    

- проследить становление Фонда  и особенности его функционирования

   - также  необходимо будет качественно  изучить структуру расходов Фонда,  проанализировать ее изменения  (в разрезе 2011-2012 гг., 2012 и 2013 гг. – возьмем из планового бюджета);     

- провести  анализ доходной и расходной  части бюджета фонда социального  страхования;     

- выявить  проблемы Фонда и найти оптимальные пути их решения.

 

 

 Глава 1. Сущность Фонда  социального страхования

1.1. Становление и  особенности функционирования  Фонда социального  страхования РФ    

2 июня 1903 года с высочайшего соизволения  императора Николая II в Российской империи были введены Правила о вознаграждении потерпевших  вследствие несчастных случаев  рабочих и служащих, а равно  членов их семейств в предприятиях  фабрично-заводской, горной и  горнозаводской промышленности. Этот  день считается официальной датой  рождения государственного социального  страхования в России.    

Первое  послереволюционное положение о  социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало  обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка  в связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. С 1922 года выплата  пособий была передана непосредственно  предприятиям в счет страховых взносов.     

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие профилактики заболеваемости. Начато строительство советской  санаторно-курортной фабрики здоровья. С 1933 года социальное страхование перешло  под управление советских профсоюзов.     

С 1 января 1991 года на основании Постановления  Совета Министров РСФСР и Федерации  независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации.    

До 1999 года Фонд имел центральные отраслевые отделения, т. е. его организационная  структура строилась как по территориальному, так и по отраслевому принципам. В соответствии с Приказом по Фонду от 29 марта 1999 года центральные отраслевые отделения были упразднены, а их филиалы переподчинены региональным отделениям. В настоящее время организационная структура Фонда строится по территориальному принципу.    

Ныне  Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует  выплату пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка  и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также  пособия на погребение умерших. 

В 2000 году Фонд социального страхования  начал выплаты по возмещению вреда  пострадавшим на производстве в рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом  РФ от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

 

1.2. Формирование, цели, задачи и структура  Фонда социального  страхования РФ

На  основании Положения «О Фонде  социального страхования РФ»  от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановления  Правительства РФ от 02.08.2005 N 484), Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.  

Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью.

В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования на территории субъектов  Российской Федерации; центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения  деятельности Фонда создается центральный  аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах - аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях - координационные  советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами фонда  являются:

1.обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в  ранние сроки беременности,при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное  обслуживание работников и их  детей;

2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3.осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; 

4.разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное  социальное страхование;

5.организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения  по вопросам социального страхования;

6.сотрудничество с аналогичными фондами (службами)других государств и международными организациями по вопросам социального  страхования.

Средства  Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников,при условии уплаты  ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады.Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых  средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов,связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в  других установленных законом  случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов,не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; 
  • недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций,  предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

Средства Фонда направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности,беременности и родам, женщинам,вставшим на учет в ранние сроки беременности,при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня  ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до  достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников  и их детей в санаторно-курортные  учреждения,расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные  учреждения в государствах - участниках  СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на  лечебное (диетическое) питание;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей  санаториев_профилакториев,имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности(оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое  обслуживание);
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • частичное  содержание детско-юношеских спортивных  школ (оплата расходов на оплату труда тренерскопреподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного  процесса);
  • оплату  проезда к месту лечения и  обратно; 
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно)определяется инструкцией порядке начисления,уплаты,расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется инструкция),утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством  финансов РФ, Государственной налоговой  службой РФ и с участием  Центрального банка РФ;
  • обеспечение текущей деятельности,содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти,обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников,охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда)  в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научноисследовательской работы по вопросам социального страхования  и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального  страхования.

Информация о работе Перспективы развития социального страхования