Перспективы развития социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является полный анализ расходной части бюджета Фонда социального страхования. Для достижения данной цели необходимо будет решение следующих задач:
- определить сущность Фонда, его цели, задачи и структуру;
- проследить становление Фонда и особенности его функционирования
- также необходимо будет качественно изучить структуру расходов Фонда, проанализировать ее изменения (в разрезе 2011-2012 гг., 2012 и 2013 гг. – возьмем из планового бюджета);
- провести анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования;
- выявить проблемы Фонда и найти оптимальные пути их решения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………4
Глава 1. Сущность Фонда социального страхования
1.1 Становление и особенности функционирования Фонда социального страхования РФ…………………………………………………………………...5
1.2 Формирование, цели, задачи и структура Фонда социального страхования РФ……………………………………………………………………7
1.3 Управление Фондом социального страхования РФ………………..13
Глава 2. Анализ доходной и расходной части бюджета фонда социального страхования РФ
2.1 Анализ доходной части бюджета фонда социального страхования….17
2.2 Структура расходов Фонда и анализ ее изменения……………………20
Глава 3. Перспективы развития социального страхования
3.1 Актуальные проблемы социального страхования…………………..30
Заключение………………………………………………………………….36
Список используемой литературы………………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 3. Перспективы развития социального страхования

3.1 Актуальные  проблемы социального  страхования

На этапе  перехода России к рыночной экономике  среди комплекса проблем нашего общества одно из первых мест занимают вопросы социальной защищенности трудящихся.

Социально-экономическая  ситуация в стране в настоящее  время достаточно неустойчива и  характеризуется стихийным поиском  динамического равновесия между  утверждающимися в экономике  рыночными отношениями, с одной  стороны, и продолжающимся господством государственной собственности на основные средства производства – с другой. В этих условиях в сложном положении оказываются работники как государственного, так и частного секторов экономики - получив возможность свободно продавать свою рабочую силу на рынке труда, они в то же время не имеют амортизаторов, которые смогли 6ы им помочь приспособиться к новым условиям, смягчили бы неизбежные столкновения издержки, такие как падение уровня жизни, угроза безработицы и др.

Несмотря на то, что до настоящего времени уровень безработицы незначителен, экономисты предсказывают его значительное увеличение в ближайшие годы, что обусловлено падением производства и снижением инвестиционной активности. Финансовое положение предприятий достаточно тяжелое, рост цен сводит на нет их доходы, положение осложняет и усилившийся рост неплатежей. В результате тысячи предприятий работают не полное время, работников увольняют или переводят на сокращенную неделю. Сегодня численность не полностью занятых работников составляет около семи миллионов человек, в ближайшее время эта ситуация может резко обостриться: безработица из своей скрытой формы трансформируется в открытую. И важное место в снижении негативных последствий от безработицы принадлежит системе социального страхования.

В ближайшие годы роль социального страхования должна еще возрасти в связи с тем, что в стране происходит интенсивное сокращение объема социальных услуг, снижение уровня жизни, задержка с введением в действие индексации доходов, выплат с большими опозданиями зарплат работникам госсектора и частных предприятий, производственных и непроизводственных отраслей, хотя этот разрыв компенсируется более стабильным положением трудящихся госсектора.

На фоне усиливающейся  социально-имущественной дифференциации населения, проблемы социальной' защиты трудящихся приобретают весьма актуальное звучание. Остро стоит вопрос о социальной справедливости в сфере труда, так в ней решаются не только экономические, но и социальные проблемы общества, сами они достаточно тесно переплетены между собой, так что без решения социальных, не решить и производственных.

В этих условиях одним из насущных требований трудящихся становится требование о социальной защищенности человека. Причем, социальная защита должна включать в себя не столько  выплату денежных сумм и компенсаций, сколько создание правовых и экономических условий, которые стимулировали бы само стремление трудиться эффективно, обеспечивая тем самым и свое благосостояние, и благосостояние всего общества, обеспечение защиты трудовых прав граждан, основных социальных гарантий в области доходов населения, а также недопущения массовой безработицы.

Согласно Декларации прав и свобод человека, принятой нашим  государством, а значит и осязательным для претворения в жизнь, каждый человек имеет право на труд и его результаты, на благоприятные условия труда и защиту от безработицы (Ст. 23), на достаточный и достойный уровень жизни, улучшение условий жизни и социальную защищенность, на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и утраты кормильца, а также при рождении ребенка (Ст. 25), на охрану здоровья, включая бесплатное пользование широкой сетью здравоохранения (Ст. 26).

В связи с  этим предполагается принятие ряда законодательных  актов, направленных на защиту трудовых прав и гарантий работников наемного труда. Среди них могут быть названы: законы о разрешении трудовых споров и конфликтов, о регулировании оплаты труда, о государственном социальном страховании и др.

Социальное  страхование - это один из основных институтов социальной защиты, в том числе в сфере труда. В задачи социального страхования входит материальная поддержка работников и их семей в случаях утраты трудоспособности. Через его систему производятся выплаты: пособий по болезни и от общего заболевания, от трудового увечья и от профессионального заболевания, пособия по беременности и родам, пособие на погребение, компенсация стоимости путевок на лечение и отдых. Среди других задач, в первую очередь, необходимо назвать: сохранение и восстановление здоровья трудящихся, профилактику профессиональной заболеваемости и производственного травматизма.

В условиях перехода к рыночным отношениям актуальность социального страхования возрастает, поскольку разгосударствление и  акционирование предприятий в корне  меняют взаимоотношения государства и предприятия, работодателя и работника. Кроме того, государственные фонды социального страхования сильно децентрализованы, а сама система социального страхования наиболее устойчиво действует лишь для ограниченного круга государственных служащих. Работники же большинства сфер деятельности остаются практически незащищенными.

В правовом цивилизованном государстве страхование предусмотрено  на все случаи жизни. Мощная страховая  отрасль высокоразвитых стран обеспечивает своим гражданам надежную социальную защиту. Увеличивая оборот, страховые компании инвестируют больше средств различные отрасли народного хозяйства, помогая этим государств решать актуальные проблемы.

Существующая  в настоящее время в России система социального страхования  справляется со стоящими перец ней задачами лишь частично, она не отвечает складывающимся условиям хозяйствования, и этим отчасти осеменяются трудности становления рыночных отношений в стране. Введение многоукладной экономики должно повлечь за собой и создание принципиально иной модели социального страхования.

Объективной предпосылкой для создания системы социального  страхования в соответствии с  потребностями общественного развития может считаться массовое рабочее  движение, организованное в форме  профсоюзов, соединенное с законодательными мерами с целью решения проблем зашиты, субъективной же предпосылкой может служить осознание и государством, и предпринимателями того факта, что без организации системы зашиты обществу может быть нанесен большой ущерб.

Для становления системы социального страхования актуальны может явиться изучение и анализ истории ее становления и функционирования в современных промышленно развитых странах и в России.

История социальных завоеваний развитых стран может  быть разделена на несколько этапов упорной борьбы. На первом этапе впервые появились законы, регулирующие условия труда и найма, произошло становление рабочего движения, которое вызвало к жизни новые формы защиты трудящихся, их семей. На втором этапе, тесно связанном с деятельностью профсоюзов, произошло расширение сферы применения страхования с точки зрения охвата все большего количества профессиональных групп трудящихся, уровня и продолжительности выплат пособий, повышения роли участия предпринимателей и государства. На третьем этапе в сферу социального страхования вовлекаются и трудящиеся с непостоянной или неполной трудовой занятостью, работающие самостоятельно и другие лица. И это означает, что обществом был осознан факт несения ответственности за неимущих членов, и сама ответственность измеряется их реальными нуждами. В западных странах уже фактически на протяжении более ста лет действует трех сторонний принцип ответственности за социальную защиту граждан, за ее финансирование. Сторонами, участвующими в финансировании являются: каждый  трудозанятый гражданин, работодатель и государство.

В нашей стране эта система развивались с  отставанием. Причем, если в начале века развитие шло в том же направлении, что и на Западе, то с 40-х годов  она была передана профсоюзам и огосударствлена. В результате моделью был утрачен ее страховой характер, взносы стали взиматься обезличенно, превратились в некий обязательный налог, стали инструментом перераспределительной политики государства, пропала мотивация участия в собственной социальной защите. Социальное страхование при этом теряет финансовую самостоятельность и сливается с госбюджетом. Сложившийся в результате в сознании стереотип о гарантированном характере выплат по социальному страхованию сегодня становится сомнительным, и этому имеются объяснения.

Произошли определённые изменения в политике государства: наряду с провозглашенными Конституцией гарантиями социального обеспечения, в ней же "поощряется добровольное социальное страхование". Изменения  в социальном страховании будут  происходить неизбежно и уже происходят. Пока не решен вопрос о социальной справедливости, применительно к работникам, не задействованы стимулы повышения качества, работы, наблюдаются большая дифференциация и одновременно уравнительность в оплате труда, сложно решить проблему адресности помощи.

Успех социальной защиты будет во многом зависеть и  от того, как организована сама эта  система, какова ее структура и их соответствие изменившимся условиям.

 

Заключение    

Обязательное  социальное страхование представляет собой часть государственной системы защиты населения. Спецификой его работы является страхование работающих граждан от разного рода рисков, связанных с изменением их материального или социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус. Этим и обусловлены функции ФСС:

  1. Обеспечение  работающих граждан пособиями по социальному страхованию:
  • пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  • пособия, связанные с материнством и детством.
  1. Оздоровление детей и санаторнокурортное лечение работающих в форме долечивания после нахождения в стационаре.
  1. Социальное  страхование от несчастных случаев  на производстве:
  • возмещение вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве в виде единовременных и ежемесячных выплат;
  • мероприятия по реабилитации пострадавших;
  • обеспечение предупредительных мер по снижению травматизма.

 

    Для осуществления указанных функций  нужны средства. Они формируются  в основном из ЕСН, страховых взносов  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и других поступлений, зачисляемых в ФСС. Эти источники образуются из отчислений фондов оплаты труда предприятий, учреждений, организаций по установленным государством тарифам.

Список  литературы

  1. www. institutiones.com – экономический портал
  2. Бюджетный кодекс РФ
  3. «Проблемы социального страхования и рыночная экономика» /под ред. И.Г. Шанин. – М.: 2010.
  4. «Страховое дело» Основы страхования / под ред. О.И. Крюгер. - М.: Экономист, 2009.
  5. Федеральный Закон от 16 июля 1999 года № 165- ФЗ « Об основах обязательного социального страхования»
  6. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ\"Об основах обязательного социального страхования\"(с изменениями от 24 июля 2009г.)
  7. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ \"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\". - Система ГАРАНТ, 2009 г.
  8. Братановский С.Н., Рождествина А.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ \"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\". - Система ГАРАНТ, 2006 г.
  9. Обзоры изменений Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ \"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний\", подготовленные компанией \"Гарант\"
  10. Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие/ С.А. Белозеров, В.В. Иванов, В.В. Ковалев и др.; Под ред. В.В. Иванова, В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, изательство Проспект, 2009. – 272 с. 
  11. Финансы в системе государственного и муниципального управления / Под ред. Л.А. Бабу<span class="dash0410_0431_0437_0

Информация о работе Перспективы развития социального страхования