Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа
в работе раскрыты 5 видов страхования ответственности. Вторая глава посвящена анализу рынка страхования ответственности в рф, также анализ системы страховых выплат. Отражены проблемы и перспективы развития страхования ответственности.
Введение 3
Глава 1. 1.1. Понятие страхования ответственности 5
1.2. Страхование гражданской ответственности владельцев 6 автотранспортных средств
1.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика 7
1.4. Страхование ответственности предприятий – источников 11 повышенной опасности
1.5. Страхование профессиональной ответственности 12
Глава 2. 2.1. Анализ рынка страхования ответственности в РФ 14
2.2. Анализ системы страховых выплат 15
Глава 3. 3.1. Возможности использования мирового опыта страхования ответственности в России 17
3.2. Проблемы и перспективы страхования ответственности в РФ 19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Приложения
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
(Уфимский финансово-
Курсовая работа на тему: «Перспективы развития страхования ответственности»
Уфа,2011г.
Содержание.
Введение
Глава 1. 1.1. Понятие страхования
ответственности
1.2. Страхование гражданской ответственности владельцев 6 автотранспортных средств
1.3. Страхование гражданской
ответственности перевозчика
1.4. Страхование ответственности
предприятий – источников
1.5. Страхование профессиональной
ответственности
Глава 2. 2.1. Анализ рынка страхования ответственности в РФ 14
2.2. Анализ системы страховых
выплат
Глава 3. 3.1. Возможности использования
мирового опыта страхования ответственности
в России
3.2. Проблемы и перспективы страхования ответственности в РФ 19
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение.
Ни одно общество не может
существовать без соблюдения законов.
И в каждом обществе есть относительно
небольшие группы граждан, которые
эти законы нарушают, причиняя ущерб
личности или имуществу других граждан
сознательно или случайно. Сознательное
причинение вреда другим гражданам
(кражи, разбой, убийства) карается в
соответствии с Уголовным кодексом
РФ. Однако чаще ущерб причиняется
без умысла, случайно (например, этажом
выше потек кран и нижнюю квартиру
залило водой). В этом случае вступают
в силу Гражданский кодекс РФ, предусматривающий,
что причинитель вреда обязан
возместить этот причиненный вред потерпевшим.
Ранее такие конфликты
В современной России буквально
на каждом шагу человек может, а порой
и должен ожидать неприятностей.
Но как говорится в народной пословице
«пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Дабы не дожидаться грома, государственной
властью и вводятся различные
системы обязательного
В качестве цели работы ставятся
выявление тенденций развития обязательного
страхования в сфере
Исходя из цели, представляется возможным сформировать задачи работы. Для формирования представления об обязательном страховании, считаю целесообразным выявить основные особенности, и какие аспекты были отражены в текущем законодательстве. Далее хотелось бы описать существующую практику и тенденции развития в последние годы, дабы выявить текущие обстоятельства формирования проблем и тенденций развития. Исходя из установленных положений считаю возможным обобщить данные и представить возможные пути решения конкретных проблем и пути внедрения этих решений.
Глава1. 1.1 Понятие страхования ответственности.
Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда (имеется в виду вред, причиненный личности или имуществу данных третьих лиц). В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя (физического или юридического лица) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.
Принято различать страхование гражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции, экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нарушителя.
Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему, т.е. третьему лицу. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность, т.е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного третьему лицу, перекладывается на страховщика.
Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих услуг. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности или услугах. Через страхование вопросами удовлетворения данных имущественных претензий по поводу допущения халатности и небрежности начинает заниматься страховщик. Назначение страхования профессиональной ответственности заключается в страховой защите лиц определенного круга профессий (частнопрактикующие врачи, нотариусы, адвокаты и др.) против юридических претензий к ним со стороны клиентуры.
По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:
- страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;
- страхование гражданской ответственности перевозчика;
- страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности;
- страхование профессиональной ответственности;
- страхование ответственности за неисполнение обязательств;
1.2. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
Рост интенсивности дорожного движения, сопровождающийся количественным ростом дорожно-транспортных происшествий, объективно требует организации страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. Механическое транспортное средство — автомобиль, мотоцикл, мопед — выступает источником повышенной опасности, которая может причинить имущественный вред участникам дорожного движения (водителям и пешеходам). В большинстве зарубежных стран страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств носит обязательный характер. При страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств страховщик принимает на себя обязательство возместить имущественный вред третьим лицам из числа участников дорожного движения, который возник в результате эксплуатации страхователем автомобиля, мотоцикла, мотороллера и т.п. Возмещение имущественного вреда третьим лицам производится в пределах заранее установленной страховой суммы. К страховым случаям, когда производится выплата страховщиком, относятся: смерть, увечье или иное повреждение здоровья (например, контузия) третьего лица. Кроме того, страховая выплата в рамках договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств производится третьим лицам в связи с уничтожением или повреждением их имущества. Страховая выплата производится только в пределах заранее установленной страховой суммы, которая носит название лимита ответственности страховщика. Величина страховой премии зависит от установленной страховой суммы и рабочего объема цилиндра двигателя внутреннего сгорания, который установлен на автомобиле, мотоцикле, мотороллере (определяется по данным технического паспорта автотранспортного средства). К числу критериев определения страховой премии также относятся число мест для пассажиров и водителя в автомобиле (пассажировместимость) или грузоподъемность. Во внимание также принимается уровень профессионального мастерства водителя — число лет безаварийной работы и километраж пробега автомобиля (по спидометру).
Страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если будет установлено, что причинение имущественного вреда третьим лицам обусловлено умыслом потерпевшего и/или страхователя (преступный сговор). Аналогично страховщик освобождается от ответственности произвести выплату, если будет установлено, что имущественный вред возник из-за проявления непреодолимой силы, военных действий.
1.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика.
Перевозчик — это транспортное предприятие, которое выдает перевозочный документ (например, коносамент, билет и др.) и осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров. Ответственностью перевозчика является мера принудительного имущественного воздействия, применяемая к перевозчику, нарушившему правила или договорные условия перевозки. Ответственность перевозчика выражается во взыскании штрафа либо в возмещении ущерба.
Страхование гражданской
ответственности перевозчика
При страховании гражданской
ответственности потерпевшим
Применительно к гражданской авиации субъектом гражданской ответственности перед третьими лицами является владелец воздушного судна, использующий его в момент причинения вреда. Страхователями при страховании гражданской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.
Под вредом понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесенный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.
Вопросы страхования гражданской
ответственности
На морском транспорте проводится страхование ответственности судовладельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства навигационной безопасности в акватории порта и др.).
К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательства:
• связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);
• возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;
• по особым видам морских договоров (например, договор спасения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);
• расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.
Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Клуб взаимного страхования — это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб представляет собой общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США.
На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам).
Страхование ответственности авто перевозчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является дополнительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.
В договор страхования
ответственности
Информация о работе Перспективы развития страхования ответственности