Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Содержание работы

Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления
1.1 Понятие и назначение стратегии предприятия
1.2 Этапы стратегического планирования
1.3 Виды стратегического планирования и общий вид структуры стратегического плана
Глава 3. Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии
3.1 Оценка данных для разработки стратегии: конкурентный анализ отрасли
3.2 Расчёт эффективности осуществления мероприятий

Файлы: 1 файл

стратегия развития предприятия2.docx

— 39.12 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия и осуществления стратегического управления

1.1 Понятие и назначение  стратегии предприятия

1.2 Этапы стратегического  планирования

1.3 Виды стратегического  планирования и общий вид структуры  стратегического плана

Глава 3. Разработка стратегии  развития предприятия и стратегическое управление на предприятии

3.1 Оценка данных для  разработки стратегии: конкурентный  анализ отрасли

3.2 Расчёт эффективности  осуществления мероприятий

Введение

В последнее время  возросло значение стратегического  поведения, позволяющего организации  выживать в конкурентной борьбе в  долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. Появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса. А также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей  в будущем. Учитывая то, что окружение  и условия жизни организации  будут меняться.

Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы  в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат.

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия.

Стратегическое управление и планирование определяют цель движения вперед.

Стратегическое планирование представляет собой процесс выбора целей и путей их достижения, обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации  и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организация  в целом и отдельные ее члены  будут лишены четкого способа  оценки и направления работы предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Актуальность данной темы дипломного проектирования объясняется  тем, что каждое предприятие на определенном этапе жизненного цикла может  столкнуться с ситуациями, требующими пересмотрения дальнейшей стратегии развития. Такими ситуациями могут выступать - спад, или отсутствие спроса на предлагаемые товары, услуги; нестабильное финансовое положение; низкая рентабельность производства, или ее отсутствие, и т.д.

Данная работа посвящена  разработке стратегии развития предприятия  на примере отдельного субъекта малого бизнеса ЗАО "СибЭнергоТех". С 2006 года осуществляемой лицензированной деятельностью предприятия является производство проектных работ (электрического освещения, силового электрооборудования, контрольно-измерительных приборов и автоматики), электромонтажных работ, электроизмерительных и пусконаладочных работ.

В первой главе работы рассмотрены  общие принципы формирования стратегии  развития предприятия. Показано назначение стратегии развития предприятия. Подробно освящены этапы и виды стратегического  планирования и рассмотрена общая  структура стратегического плана.

Во второй главе  характеризуется организация ЗАО "СибЭнергоТех", будет проведен финансово-экономический анализ предприятия, рассматриваться сложившееся положение деятельности фирмы и необходимость в разработке новой стратегии развития данного предприятия.

Третья глава посвящена  путям решения выявленных проблем  предприятия при подробном анализе  деятельности фирмы. Рассмотрена разработка новой стратегии развития предприятия, расширение предоставляемых предприятием услуг, конкурентный анализ отрасли. Выход  на новые рынки с новым видом  услуг. А также произведён расчёт эффективности внедрения разработанной  руководством предприятия стратегии.

Стратегический  план для предприятия в условиях рыночной экономики сводится к поиску эффективных путей выполнения поставленных задач в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Предприятие должно определять и прогнозировать параметры  внешней среды, ассортимент продукции  и услуг, цены поставщиков, рынка  сбыта, а самое главное - определять долгосрочные цели и стратегию их достижения. Предприятия, которые не используют стратегическое планирование, обречены на проигрыш своим конкурентам  и утомительную борьбу за выживание.

Глава 1. Общие принципы формирования стратегии развития предприятия  и осуществления стратегического  управления

1.1 Понятие и назначение  стратегии предприятия

В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в  условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в  самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация и  глобализация бизнеса. А также появление  новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение  информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения стратегического  управления. [5]

Однако стратегии, единой для всех фирм и организаций не существует, так же как и не существует единого универсального стратегического  управления. Каждая фирма уникальна  в своем роде, поэтому и процесс  выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зависит  от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения  конкурентов, характеристик производимого  ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды  и еще многих факторов.

Но существует ряд обобщенных принципов выработки стратегии  поведения фирмы и осуществления  стратегического управления.

Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные  изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и  позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности и в результате позволяет организации  выживать и достигать своих целей  в долгосрочной перспективе.

Хотя стратегическое управление является важнейшим фактором успешного  выживания в усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее, в действиях  организаций можно наблюдать  отсутствие стратегии, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. [10]

Отсутствие стратегического  управления выражается прежде всего в следующих двух формах:

1. Во-первых, организации  планируют свою деятельность  исходя из того, что окружение  вообще не будет меняться или  в нем не будет происходить  качественных изменений. Предпринимается  попытка составить долгосрочные  планы, в которых предписывается, что и когда делать в достаточно  долгосрочной перспективе, либо  найти в исходный период решение  на многие годы вперед. Видение  долгосрочной перспективы - очень  важная составляющая стратегического  управления. Но это не означает  экстраполяции существующей практики  и существующего состояния на  долгие годы.

Стратегическое управление в каждый данный момент фиксирует, что  организация должна делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей  в будущем. Учитывая то, что окружение  и условия жизни организации  будут меняться.

2. Во-вторых, при нестратегическом  управлении выработка программы  действий начинается с анализа  внутренних возможностей и ресурсов  организации. При таком подходе  оказывается, что организация  не может достичь целей, так  как их достижение целиком  и полностью зависит от желаний  и потребностей клиентов, а также  от поведения конкурентов.

В целом, стратегическое управление - это симбиоз интуиции и искусства  высшего менеджмента вести организацию  к стратегическим целям. Высокий  профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации  со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов. И, наконец, активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

Необходимы огромные усилия и большие затраты на то, чтобы  в организации начал осуществляться процесс стратегического управления. Требуется создание и осуществление стратегического планирования, что в корне отлично от разработки долгосрочных планов обязательных к исполнению в любых условиях. Стратегический план должен быть гибким и реагировать на любые изменения внутри и вне организации. А для этого требуется гораздо больше затрат. Службы маркетинга, общественных отношений приобретают исключительную значимость и требуют значительных дополнительных затрат. [14]

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Отечественные и международные  аналитики бизнеса считают, что  российский рынок вступил в ту стадию развития, когда отсутствие стратегии предприятия мешает компании на каждом шагу ее деятельности.

Растет понимание важности для каждого предприятия наличия  гибких долговременных целей, планирования целенаправленного развития в долговременной перспективе. Действия организаций  и их руководителей не могут сводиться  к простому реагированию на происходящие перемены. Необходимо сознательное управление изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к изменяющимся внешним  условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать  на изменения во внешней среде.

Понятие "стратегия" ("наука  и искусство развертывания войск  для боя") вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения  во внешней среде приобрела большое  значение.

По своему существу стратегия - комплексный план для принятия управленческих решений, определяющий границы возможных действий организации. Главная задача стратегии состоит  в том, чтобы перевести организацию  из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

Стратегия организации - взаимосвязанный  комплекс долгосрочных мер по укреплению жизнеспособности и мощи организации  по отношению к ее конкурентам. Стратегия  поведения организации в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ  от изменений и порождаемых ими  возможностей.

Стратегия организации по существу - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется  в своей деятельности. Правила  устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя  тем самым функционирование организации  на реализацию ее стратегий.

Экономическая сущность стратегии  организации состоит в следующем: стратегия - это процесс, определяющий последовательность действий организации  по разработке и реализации стратегии. Процесс выработки стратегии  включает анализ внешней и внутренней среда организации, постановку целей, выработку стратегии, и не завершается  каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением  общих направлений, продвижение  по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы. На следующей ступени  в рамках стратегического анализа, фирма сравнивает полученные результаты первого и второго этапов и  определяет возможные варианты стратегий, выбирает наиболее предпочтительный вариант  и формулирует собственную стратегию. В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий. Поэтому  приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах. [16]

Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под  сомнение обоснованность первоначального  стратегического выбора. Поэтому  успешное использование стратегии  невозможно без обратной связи.

На последнем этапе  фирма подготавливает окончательный  стратегический план исходя из ранее  проведенных разработок, предложений  нижестоящих уровней.

С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде можно выделить следующие  виды планов:

Стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период десять - пятнадцать лет, в котором  формулируются главные цели предприятия  на перспективу, конкретные задачи, привязанные  по времени и ресурсам, общая стратегия  достижения поставленных целей. Не используя преимущества стратегического планирования, организация в целом и отдельные члены будут лишены четкого способа оценки цели и направления работы предприятия. [15] Стратегический план должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию и переориентацию. [17]

Долговременные планы - разрабатываются  на несколько лет и нацелены на решение отдельных самостоятельных  проблем стратегии фирмы. Такие  планы разрабатываются как составная  часть стратегического плана.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия и стратегическое управление на предприятии